Профилактика профессионального выгорания педагогов
Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания. Как этого избежать? Уважаемые коллеги, поделитесь опытом.
Дискуссию начал(а) Тихомирова Екатерина Витальевна11.07.2017 2662
Опубликовано в группе «Новые образовательные технологии»
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Забелина Маргарита Владимировна(эксперт сообщества)
#1, 11.07.2017
Мне кажется, этого нельзя избежать. Наша работа предполагает вложение огромных эмоциональных сил и переживаний. Мы люди, а не роботы и, как бы не старались не сможем быть равнодушными и безразличными. "Выгорание" неизбежно! Такая у нас работа!
Аникеенко Наталия Владимировна(эксперт сообщества)
#2, 11.07.2017
Мне кажется, с этим нельзя бороться. Это либо происходит, либо нет. Это зависит от человека. Знаю своих коллег, которые работали до старости, оставаясь учителями с большой буквы, которым никогда не дал бы их возраста, настолько они были активны. С другой стороны, знаю учительницу, имеющую все учительские регалии, а главное востребованность, которая сменила профессию, уйдя на пенсию. Пошла работать в банк техничкой. Для меня эта смена деятельности была просто шоком. Я задала ей вопрос о причине таких перемен в жизни. Ведь она могла не работать в школе, а, как учитель начальных классов, готовить детей к школе как репетитор. Желающих было хоть отбавляй. Она ответила, что сама мысль о школе и учительской работе вызывает физическое отвращение. Вот так в жизни бывает. И молодец, что ушла. А сколько учителей терпят, воспринимая свою работу как каторгу.
Аникеенко Наталия Владимировна
Комментарий был удалён пользователем 11 июл 2017 в 05:53
Казьменко Елена Александровна
#5, 11.07.2017
Тема интересная.Я в летнем лагере записалась на мастер -класс с таким названием. Екатерина Витальевна, присоединяйтесь!
Тихомирова Екатерина Витальевна(эксперт сообщества)
#18, 11.07.2017
Ответ на сообщение #5 пользователя Казьменко Елена Александровна
Спасибо за совет. Обязательно присоединюсь!!!::smile0::
Дмитриева Оксана Леонидовна
#6, 11.07.2017
Всем трудящимся рекомендуется принимать меры для предупреждения профессионального выгорания. Им стоит относиться к себе с любовью и научиться испытывать к себе симпатию. Крайне важно выбирать сферу деятельности, которая будет нравиться, и не заниматься делом, которое совершенно не вызывает симпатии и энтузиазма. Так вы обретете профессиональное счастье.
Дмитриева Оксана Леонидовна
#7, 11.07.2017
Мнения из Интернета:"Синдром профессионального выгорания - это заболевание, которому присвоен код по МКБ-10. Медитация тут как припарка. Если у вас синдром, то надо срочно спасать себя, пока не стало еще. Синдром не насморк, сам не пройдет"
Тихомирова Екатерина Витальевна(эксперт сообщества)
#19, 11.07.2017
Ответ на сообщение #7 пользователя Дмитриева Оксана Леонидовна
::smile42::
Цибульская Елена Васильевна
#8, 11.07.2017
Чтобы такое не произошло надо заботиться об учителях. Например, в какой школе есть комнаты психологической разгрузки (для учителей)? Наверное есть, но очень мало. У нас даже учительскую убрали ( чтобы не собирались и не сплетничали - с такой формулировкой). Кому дают путевки (профсоюз) в санатории или на курорты? Тоже наверно мало. А если мы едем куда-то отдыхать, то потому что работаем ни на одной ставке и копим весь год. Вот и происходит сгорание на работе.
Тихомирова Екатерина Витальевна(эксперт сообщества)
#20, 11.07.2017
Ответ на сообщение #8 пользователя Цибульская Елена Васильевна
Я с Вами совершенно согласна!
Тихомирова Екатерина Витальевна(эксперт сообщества)
#21, 11.07.2017
Ответ на сообщение #20 пользователя Тихомирова Екатерина Витальевна
У нас тоже беседы в компании больше трех расцениваются как "заговоры".
Омарова Альмира Шигаповна
#34, 16.07.2017
Ответ на сообщение #21 пользователя Тихомирова Екатерина Витальевна
Ужасно! Я вспоминаю учительские в конце 20 века, и перемена была как бы подольше, учителя шутили, обменивались разными мнениями, в учительской кипела жизнь. А сейчас порой за рабочий день я иногда не вижу ни одного учителя. В учительскую зайти некогда, пока тетради соберешь, приборы приготовишь(у нас ставку лаборанта сократили), с кем-нибудь из учеников поработаешь - и перемена прошла...
Почебыт Татьяна Евгеньевна
#35, 27.07.2017
Ответ на сообщение #21 пользователя Тихомирова Екатерина Витальевна
Знакомая ситуация. Очень трудно самому с собой восстанавливаться, без общения с коллегами.
Анна Михайловна
#9, 11.07.2017
Как-то нам на курсах сказали, чтобы избежать профессионального выгорания нужно от работы отдыхать, расслабляться, "выключаться" ежедневно: занятие спортом или танцами, пешие прогулки, встречи с друзьями других профессий, пение "про себя" и подобное.
Тихомирова Екатерина Витальевна(эксперт сообщества)
#22, 11.07.2017
Ответ на сообщение #9 пользователя Анна Михайловна
Да, наверное, это хорошая профилактика выгорания.
Хабалонова Галина Валерьевна
#10, 11.07.2017
Думаю, что профессиональное выгорание неизбежно. Вопрос только в том, когда оно наступит. Не могу говорить за всех, поделюсь своим опытом. Как только замечаю у себя начальные признаки, стараюсь увлечься чем-то, что может пригодится мне в работе. Для меня, как учителя ИЗО, это могут быть лекции по МХК, практическая работа по бумагопластике и различные способы декорирования предметов быта, необычные техники рисования. Иногда своеобразный толчок дают коллеги, желающие освоить основы работы с бумагой (потом используют эти знания для оформления своих классов при проведении мероприятий), и неугомонные ученики, из-за которых приходится переворачивать интернет в поисках нужной информации или техники. Скучать не приходится!
Тихомирова Екатерина Витальевна(эксперт сообщества)
#23, 11.07.2017
Ответ на сообщение #10 пользователя Хабалонова Галина Валерьевна
Вы очень мудрый человек!
Хабалонова Галина Валерьевна
#36, 31.10.2017
Ответ на сообщение #23 пользователя Тихомирова Екатерина Витальевна
Спасибо )))
Ильина Оксана Геннадьевна(эксперт сообщества)
#11, 11.07.2017
Тихомирова Екатерина Витальевна(эксперт сообщества)
#24, 11.07.2017
Ответ на сообщение #11 пользователя Ильина Оксана Геннадьевна
::smile2::::smile2::::smile2::
Лукьянова Оксана Яронимовна
#13, 11.07.2017
Брать длительный "творческий",как некоторые его называют, отпуск, который дают каждые 10 лет продолжительности в год.А в промежутке заниматься арт-терапией:рисование, музыка, творчество. И не путать эмоциональное выгорание (безразличие) и стресс (паника, волнение)
Отредактировано 11-07-2017 13:56
Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)
#14, 11.07.2017
Меня "сжигает" профессиональная несправедливость, которая встречается во внешней к школе, лицею педагогической среде. Всегда стараюсь отстаивать свою позицию, доказываю... В лицее же ощущаю себя хорошо, вот и сейчас: отдыхая, готовлюсь!
Тихомирова Екатерина Витальевна(эксперт сообщества)
#25, 11.07.2017
Ответ на сообщение #14 пользователя Спицына Любовь Ивановна
::smile0::
Аралова С.И.
#15, 11.07.2017
Почему-то вспомнился старый анекдот: "Тихо, дети! Я делаю вам счастливую маму".Когда-то я поняла, чтобы сохранить свою психику мне надо по-максимуму отделить работу от дома. Пусть я буду плохим педагогом, который не "живёт школой", зато буду психически нормальным человеком. Я перестала брать домой тетради (благо, я не литератор и начальная школа), пусть я посижу с проверкой в школе лишние полтора часа, но зато дома у меня будет время для других дел. Продумать какое-то мероприятие или покататься на велосипеде ни о чём не думая? Конечно, на велосипеде, или сходить на каток, или посмотреть фильм. Я не общаюсь с детьми и их родителями в соцсети, всё необходимое даю через электронный журнал и т.п. Я даже живу не рядом со школой, чтобы ни ученики ни родители не обсуждали что я купила в магазине и с кем гуляю в парке. В принципе, дома осталась только подготовка к урокам. И то стараюсь по-максимуму освободить выходные. И знаете, лично мне стало гораздо легче, я получаю моральный отдых и новая неделя это просто новая учебная неделя.
Тихомирова Екатерина Витальевна(эксперт сообщества)
#26, 11.07.2017
Ответ на сообщение #15 пользователя Аралова С.И.
Отличные рекомендации. Спасибо!
Кадырова Ольга Игоревна(эксперт сообщества)
#16, 11.07.2017
Антонова Надежда Николаевна(эксперт сообщества)
#17, 11.07.2017
Как избежать встречи с эмоциональным выгоранием.
1.Относитесь к жизни позитивно. Помните психологическое правило: если можешь изменить ситуацию – измени ее, не можешь изменить обстоятельства – измени к ним отношение.
2.Ведите разумный образ жизни. Помните психологическое правило: не можешь жить напряженнее, начинай жить умнее.
3.Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
4.Почаще прислушивайтесь к своему внутреннему голосу. Он может подсказать вам, в каких мероприятиях не следует участвовать, чтобы предупредить стресс.
5.Заботьтесь о себе: стремитесь к равновесию и гармонии, ведите здоровый образ жизни, удовлетворяйте свои потребности в общении.
6.Высыпайтесь! Если нормальный режим сна нарушен в результате стресса, есть риск оказаться в замкнутом круге: стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс.
7.Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.
8.Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
9.Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
10. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
11.Находите время для себя, вы имеете право не только на работу, но и на частную жизнь.
12. «Свободное время педагога – это корень, питающий ветви педагогического творчества», - писал В.А. Сухомлинский. Вечно занятые педагоги редко читают бестселлеры, не смотрят нашумевшие фильмы, постановки и… постепенно теряют к этому вкус. Следствием может стать потеря уважения со стороны учеников. Такого учителя ученики считают безнадежно отставшим от жизни, а затем переносят свой вывод на предмет, который тот преподает.
13. У вас нет хобби? Обязательно найдите себе занятие по душе. Запишитесь на какие-нибудь курсы, не связанные с вашей профессиональной деятельностью. Хобби-терапия – способ оперативно уйти от аффектогенной ситуации.
14.Время от времени вносите в вашу жизнь что-то новое: переставляйте мебель в квартире, изменяйте прическу, ходите на работу другим маршрутом… Тогда стресс будет «приставать» к вам реже.
15.Умейте отвлекаться от переживаний, связанных с работой. К сожалению, многие люди постоянным атрибутом своего существования сделали тягостные переживания негативных жизненных мелочей: неприятности они возводят в ранг трагедии (что особенно характерно для учителей с их ранимостью); всех оценивают через призму прежних разочарований, копят недовольство и обиды и при этом страдают прежде всего сами.
16.Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
17.Тому, кто верит в Бога, предотвратить или снять стресс может помочь молитва или посещение церкви. Там все – от икон с ликами святых до запаха ладана – помогает обрести покой в душе.
18.Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
19.Дни, проведенные вдали от дома, помогут отвлечься, взглянуть на свои проблемы со стороны.
20.Научитесь жить с юмором. «Юмор – соль жизни, - говорил К. Чапек, - кто лучше просолен, дольше живет». Юмористическое отношение к событию несовместимо с повышенной тревожностью по поводу его влияния на нашу жизнь. Поэтому смех и защищает нас от чрезмерного напряжения. Юмор дает возможность человеку увеличить дистанцию по отношению к чему угодно, в том числе и к самому себе, т.е. облегчает самоотстранение. Смех – это отдушина. Посмеявшись над чем-то, человек чувствует себя свободнее. Он освобождается от страха перед проблемой, которая начинает выглядеть простой и преодолимой. Человек начинает ощущать себя хозяином положения.
21.Многие пытаются всюду успеть, делать больше, чем в их силах. Снизьте темп жизни! Разумнее делать меньше, но лучше, чем много, но плохо, а потом еще и переживать из-за этого «плохо».
22.Старайтесь без ущерба для здоровья пережить неудачу. Проблемы и трудности могут коснуться каждого, это норма жизни. Они не указывают на слабость или снижение профессионализма – это особенности деятельности специалистов «помогающих» профессий. Помните психологическое правило: жизнь ритмична, спады чередуются с подъемами.
::smile2::::smile2::::smile2::
1.Относитесь к жизни позитивно. Помните психологическое правило: если можешь изменить ситуацию – измени ее, не можешь изменить обстоятельства – измени к ним отношение.
2.Ведите разумный образ жизни. Помните психологическое правило: не можешь жить напряженнее, начинай жить умнее.
3.Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
4.Почаще прислушивайтесь к своему внутреннему голосу. Он может подсказать вам, в каких мероприятиях не следует участвовать, чтобы предупредить стресс.
5.Заботьтесь о себе: стремитесь к равновесию и гармонии, ведите здоровый образ жизни, удовлетворяйте свои потребности в общении.
6.Высыпайтесь! Если нормальный режим сна нарушен в результате стресса, есть риск оказаться в замкнутом круге: стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс.
7.Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.
8.Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
9.Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
10. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
11.Находите время для себя, вы имеете право не только на работу, но и на частную жизнь.
12. «Свободное время педагога – это корень, питающий ветви педагогического творчества», - писал В.А. Сухомлинский. Вечно занятые педагоги редко читают бестселлеры, не смотрят нашумевшие фильмы, постановки и… постепенно теряют к этому вкус. Следствием может стать потеря уважения со стороны учеников. Такого учителя ученики считают безнадежно отставшим от жизни, а затем переносят свой вывод на предмет, который тот преподает.
13. У вас нет хобби? Обязательно найдите себе занятие по душе. Запишитесь на какие-нибудь курсы, не связанные с вашей профессиональной деятельностью. Хобби-терапия – способ оперативно уйти от аффектогенной ситуации.
14.Время от времени вносите в вашу жизнь что-то новое: переставляйте мебель в квартире, изменяйте прическу, ходите на работу другим маршрутом… Тогда стресс будет «приставать» к вам реже.
15.Умейте отвлекаться от переживаний, связанных с работой. К сожалению, многие люди постоянным атрибутом своего существования сделали тягостные переживания негативных жизненных мелочей: неприятности они возводят в ранг трагедии (что особенно характерно для учителей с их ранимостью); всех оценивают через призму прежних разочарований, копят недовольство и обиды и при этом страдают прежде всего сами.
16.Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
17.Тому, кто верит в Бога, предотвратить или снять стресс может помочь молитва или посещение церкви. Там все – от икон с ликами святых до запаха ладана – помогает обрести покой в душе.
18.Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
19.Дни, проведенные вдали от дома, помогут отвлечься, взглянуть на свои проблемы со стороны.
20.Научитесь жить с юмором. «Юмор – соль жизни, - говорил К. Чапек, - кто лучше просолен, дольше живет». Юмористическое отношение к событию несовместимо с повышенной тревожностью по поводу его влияния на нашу жизнь. Поэтому смех и защищает нас от чрезмерного напряжения. Юмор дает возможность человеку увеличить дистанцию по отношению к чему угодно, в том числе и к самому себе, т.е. облегчает самоотстранение. Смех – это отдушина. Посмеявшись над чем-то, человек чувствует себя свободнее. Он освобождается от страха перед проблемой, которая начинает выглядеть простой и преодолимой. Человек начинает ощущать себя хозяином положения.
21.Многие пытаются всюду успеть, делать больше, чем в их силах. Снизьте темп жизни! Разумнее делать меньше, но лучше, чем много, но плохо, а потом еще и переживать из-за этого «плохо».
22.Старайтесь без ущерба для здоровья пережить неудачу. Проблемы и трудности могут коснуться каждого, это норма жизни. Они не указывают на слабость или снижение профессионализма – это особенности деятельности специалистов «помогающих» профессий. Помните психологическое правило: жизнь ритмична, спады чередуются с подъемами.
::smile2::::smile2::::smile2::
Тихомирова Екатерина Витальевна(эксперт сообщества)
#27, 11.07.2017
Ответ на сообщение #17 пользователя Антонова Надежда Николаевна
Цибульская Елена Васильевна
#28, 11.07.2017
А еще могут помочь антистрессовые раскраски для взрослых. Там много очень мелких деталей, и если увлечешься раскрашиванием, надолго забываешь обо всем. Помогает, проверено.
Отредактировано 12-07-2017 06:39
Тихомирова Екатерина Витальевна(эксперт сообщества)
#29, 11.07.2017
Ответ на сообщение #28 пользователя Цибульская Елена Васильевна
Интересное предложение. Спасибо.
Дмитриева Оксана Леонидовна
#30, 12.07.2017
Ответ на сообщение #28 пользователя Цибульская Елена Васильевна
Тихомирова Екатерина Витальевна(эксперт сообщества)
#32, 12.07.2017
Ответ на сообщение #30 пользователя Дмитриева Оксана Леонидовна
Макарова Татьяна Анатольевна
Формула выживаемости профессора В.М. Шепеля: на каждые 6 часов бодрствования должен приходится 1 час, посвященный себе, своему отдыху, здоровью. Это время рекреации (восстановления физических сил организма); время релаксации (расслабления); время катарсиса (чувственной разрядки, очищения), способ переключения мыслей (вместо переживаний и попыток быстро придумать, как исправить положение).
Неразрешимых проблем нет. Если есть проблема, значит, есть и решение. Если есть профессиональное сгорание, значит, есть способы его предотвращения и коррекции. У каждого человека есть выбор: опустить руки, позволить себе «сгореть на работе» или, наоборот, приложить все усилия, чтобы исключить возможность возникновения синдрома. Важно помнить, что наша жизнь – это наша жизнь, наше здоровье – это наше здоровье.
#31, 12.07.2017
Формула выживаемости профессора В.М. Шепеля: на каждые 6 часов бодрствования должен приходится 1 час, посвященный себе, своему отдыху, здоровью. Это время рекреации (восстановления физических сил организма); время релаксации (расслабления); время катарсиса (чувственной разрядки, очищения), способ переключения мыслей (вместо переживаний и попыток быстро придумать, как исправить положение).
Неразрешимых проблем нет. Если есть проблема, значит, есть и решение. Если есть профессиональное сгорание, значит, есть способы его предотвращения и коррекции. У каждого человека есть выбор: опустить руки, позволить себе «сгореть на работе» или, наоборот, приложить все усилия, чтобы исключить возможность возникновения синдрома. Важно помнить, что наша жизнь – это наша жизнь, наше здоровье – это наше здоровье.
Дмитриева Оксана Леонидовна
#33, 14.07.2017
Ответ на сообщение #31 пользователя Макарова Татьяна Анатольевна
Это точно!
Ермакова Светлана Владимировна
#37, 17.02.2019
Спокойная музыка. Подходит для отдыха... Она печалит и веселит, создает приподнятое настроение и ...Слушайте музыку - и никакого профессионального выгорания!