Более половины учителей России пожаловались на зарплату.
Почти 60% российских учителей недовольны своей зарплатой, показало исследование РАНХиГС. 24% педагогов считают, что молодежи нет смысла идти работать в школу. Старение педагогического корпуса — серьезная проблема, говорит эксперт
Сотрудники Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) подготовили аналитический обзор «Мониторинг эффективности школы. Чем привлекательна работа в школе — взгляд учителей» (есть у РБК). Его ключевой вывод — по итогам 2017 года почти 60% учителей в России не устраивает их заработная плата.
В обзоре также проанализированы такие вопросы, как приход в школы молодых преподавателей и их мотивация, влияние обновления кадрового состава на профессионализм педагогов, отношение учителей к работе.
В опросах приняли участие 900 учителей — 300 из сел и деревень, 300 из небольших городов и 300 из региональных столиц, рассказала РБК редактор обзора, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко. Опрошенные живут и работают в Воронежской, Ивановской, Свердловской, Челябинской областях, Алтайском и Ставропольском краях, указано в исследовании.
Из других результатов Клячко выделила значимую долю учителей, которые считают, что молодежи не имеет смысла идти работать в школу — таких педагогов по итогам 2017 года почти 24%, это столько же, сколько в 2016 году, и на 4% больше, чем в 2015 году.
В пресс-службе Министерства образования и науки заявили, что изучат результаты мониторинга РАНХиГС.
Больше всего заработной платой удовлетворены учителя в небольших городах — таких среди них почти 42%. Чуть меньше довольны педагоги в региональных столицах (41%), а менее всего - преподаватели в селах (40%). Отдельно в исследовании отмечается, что в 2017 году уменьшилась доля учителей, которых полностью не устраивает оплата труда: если в 2016 годах их было 32%, то в 2017-м — 25%.
Средняя заработная плата учителей в России выросла с 33,3 тыс. руб. в 2016 году до 34,9 тыс. руб. в 2017 году, уточнили РБК в пресс-службе Минобрнауки. По итогам 2017 года в четырех регионах России зарплаты учителей школ незначительно снизились, как ранее подсчитал РБК на основе данных Росстата. Еще в двух зарплаты не выросли, а в 46 заработки педагогов выросли менее чем на 1 тыс. руб.
Хотя почти 60% учителей недовольны своей зарплатой, это меньше, чем в прошлые годы, отметила Клячко. В 2016 году таких преподавателей было больше 65%. «В 2017 году, в преддверии выборов, все силы в регионах были брошены на то, чтобы повысить и поддерживать зарплату учителей», — указала она.
Согласно майским указам Владимира Путина, подписанным в начале его третьего срока, уже с 2012 года зарплата учителей должна была равняться средней по региону и не опускаться далее ниже этой планки. К 2018 году зарплаты врачей, преподавателей вузов и научных работников должны были бы составлять 200% от средней по региону.
Как ранее писал РБК, в конце 2017 — начале 2018 года сотрудники многих бюджетных учреждений, в том числе преподаватели вузов, получили зарплату в несколько раз больше — они сами это объясняли полученной руководством установкой выполнить майские указы к президентским выборам.
В течение последних лет педагогические коллективы школ обновились незначительно, отмечают авторы доклада. О сильном обновлении сказали только 17% респондентов. Остальные высказали мнение, что «процесс прихода на работу в школу новых кадров имеет низкую динамику».
Исследователи попросили учителей рассказать, что именно может привлечь молодых специалистов в школу. Чаще всего преподаватели (можно было выбрать несколько ответов) называли стабильную занятость (32%), удобный график (37%) и интерес к профессии (35%). Относительно высокую зарплату в качестве привлекательной для молодежи назвали 14%. В то же время 24% опрошенных признались, что в школе нет ничего, что может быть интересно для молодых специалистов.
Мнение молодых учителей (до 35 лет) отличается от средних оценок. Главный фактор, который их влечет в школу, — интерес к профессии (51%), на втором месте удобный график (49%), на третьем — стабильность (26%). При этом на 4,5% выросла доля тех, кто считает важным фактором заработную плату, — с 15,5% в 2016 году до 20% в 2017 году.
Молодым педагогам действительно достаточно сложно вписаться в школьную систему, замечает руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. «У них нет возможности привносить свои новации. Исключения — когда приходит коллектив молодых преподавателей, но это большая редкость, и школы редко себе такое позволяют, особенно в условиях оптимизации», — указала она. Но молодежь в школе нужна, подчеркивает Абанкина. В последнее время наметился поколенческий разрыв между учителями и учениками — дети годятся большинству педагогов во внуки, и это становится критическим, поясняет она.
Отдельно исследователи попросили учителей ответить на вопрос, относят ли они себя к уважаемым членам общества. Преподавателей, которые назвали свою профессию уважаемой, — 55%. Полностью не согласны с этим 9%, еще 36% склоняются к тому, что эта профессия не уважаема в обществе.
Интерес к профессии учителя растет, утверждают в пресс-службе Минобрнауки. С 2014 года число бюджетных мест на педагогические программы высших учебных заведений выросло на 8,4%. В 2017 году средний балл по одному предмету для поступающих в педагогические вузы достиг 66,7 при 59,9 в 2015 году.
Учителей также попросили оценить, насколько их устраивают отношения с учениками, их родителями, дирекцией школы и коллегами. Больше половины преподавателей устраивает уровень общения со всеми, кроме родителей — 54% довольны общением со своими учениками, 65% — с администрацией, 68,5% — с коллегами. Только 38% учителей сообщили о хороших отношениях с родителями школьников. «Неудовлетворенность учителей взаимоотношениями с родителями во многом обусловлена постоянным ростом требований со стороны родителей к качеству учебного процесса: ежегодно больше половины учителей (56%) отмечают рост требовательности со стороны родителей», — поясняют авторы исследования.
Большинство учителей годятся родителям учеников в родители, еще раз подчеркнула Абанкина. Это еще одна причина, помимо требовательности, которая определяет их взаимоотношения, полагает она.
Сотрудники Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) подготовили аналитический обзор «Мониторинг эффективности школы. Чем привлекательна работа в школе — взгляд учителей» (есть у РБК). Его ключевой вывод — по итогам 2017 года почти 60% учителей в России не устраивает их заработная плата.
В обзоре также проанализированы такие вопросы, как приход в школы молодых преподавателей и их мотивация, влияние обновления кадрового состава на профессионализм педагогов, отношение учителей к работе.
В опросах приняли участие 900 учителей — 300 из сел и деревень, 300 из небольших городов и 300 из региональных столиц, рассказала РБК редактор обзора, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко. Опрошенные живут и работают в Воронежской, Ивановской, Свердловской, Челябинской областях, Алтайском и Ставропольском краях, указано в исследовании.
Из других результатов Клячко выделила значимую долю учителей, которые считают, что молодежи не имеет смысла идти работать в школу — таких педагогов по итогам 2017 года почти 24%, это столько же, сколько в 2016 году, и на 4% больше, чем в 2015 году.
В пресс-службе Министерства образования и науки заявили, что изучат результаты мониторинга РАНХиГС.
Больше всего заработной платой удовлетворены учителя в небольших городах — таких среди них почти 42%. Чуть меньше довольны педагоги в региональных столицах (41%), а менее всего - преподаватели в селах (40%). Отдельно в исследовании отмечается, что в 2017 году уменьшилась доля учителей, которых полностью не устраивает оплата труда: если в 2016 годах их было 32%, то в 2017-м — 25%.
Средняя заработная плата учителей в России выросла с 33,3 тыс. руб. в 2016 году до 34,9 тыс. руб. в 2017 году, уточнили РБК в пресс-службе Минобрнауки. По итогам 2017 года в четырех регионах России зарплаты учителей школ незначительно снизились, как ранее подсчитал РБК на основе данных Росстата. Еще в двух зарплаты не выросли, а в 46 заработки педагогов выросли менее чем на 1 тыс. руб.
Хотя почти 60% учителей недовольны своей зарплатой, это меньше, чем в прошлые годы, отметила Клячко. В 2016 году таких преподавателей было больше 65%. «В 2017 году, в преддверии выборов, все силы в регионах были брошены на то, чтобы повысить и поддерживать зарплату учителей», — указала она.
Согласно майским указам Владимира Путина, подписанным в начале его третьего срока, уже с 2012 года зарплата учителей должна была равняться средней по региону и не опускаться далее ниже этой планки. К 2018 году зарплаты врачей, преподавателей вузов и научных работников должны были бы составлять 200% от средней по региону.
Как ранее писал РБК, в конце 2017 — начале 2018 года сотрудники многих бюджетных учреждений, в том числе преподаватели вузов, получили зарплату в несколько раз больше — они сами это объясняли полученной руководством установкой выполнить майские указы к президентским выборам.
В течение последних лет педагогические коллективы школ обновились незначительно, отмечают авторы доклада. О сильном обновлении сказали только 17% респондентов. Остальные высказали мнение, что «процесс прихода на работу в школу новых кадров имеет низкую динамику».
Исследователи попросили учителей рассказать, что именно может привлечь молодых специалистов в школу. Чаще всего преподаватели (можно было выбрать несколько ответов) называли стабильную занятость (32%), удобный график (37%) и интерес к профессии (35%). Относительно высокую зарплату в качестве привлекательной для молодежи назвали 14%. В то же время 24% опрошенных признались, что в школе нет ничего, что может быть интересно для молодых специалистов.
Мнение молодых учителей (до 35 лет) отличается от средних оценок. Главный фактор, который их влечет в школу, — интерес к профессии (51%), на втором месте удобный график (49%), на третьем — стабильность (26%). При этом на 4,5% выросла доля тех, кто считает важным фактором заработную плату, — с 15,5% в 2016 году до 20% в 2017 году.
Молодым педагогам действительно достаточно сложно вписаться в школьную систему, замечает руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. «У них нет возможности привносить свои новации. Исключения — когда приходит коллектив молодых преподавателей, но это большая редкость, и школы редко себе такое позволяют, особенно в условиях оптимизации», — указала она. Но молодежь в школе нужна, подчеркивает Абанкина. В последнее время наметился поколенческий разрыв между учителями и учениками — дети годятся большинству педагогов во внуки, и это становится критическим, поясняет она.
Отдельно исследователи попросили учителей ответить на вопрос, относят ли они себя к уважаемым членам общества. Преподавателей, которые назвали свою профессию уважаемой, — 55%. Полностью не согласны с этим 9%, еще 36% склоняются к тому, что эта профессия не уважаема в обществе.
Интерес к профессии учителя растет, утверждают в пресс-службе Минобрнауки. С 2014 года число бюджетных мест на педагогические программы высших учебных заведений выросло на 8,4%. В 2017 году средний балл по одному предмету для поступающих в педагогические вузы достиг 66,7 при 59,9 в 2015 году.
Учителей также попросили оценить, насколько их устраивают отношения с учениками, их родителями, дирекцией школы и коллегами. Больше половины преподавателей устраивает уровень общения со всеми, кроме родителей — 54% довольны общением со своими учениками, 65% — с администрацией, 68,5% — с коллегами. Только 38% учителей сообщили о хороших отношениях с родителями школьников. «Неудовлетворенность учителей взаимоотношениями с родителями во многом обусловлена постоянным ростом требований со стороны родителей к качеству учебного процесса: ежегодно больше половины учителей (56%) отмечают рост требовательности со стороны родителей», — поясняют авторы исследования.
Большинство учителей годятся родителям учеников в родители, еще раз подчеркнула Абанкина. Это еще одна причина, помимо требовательности, которая определяет их взаимоотношения, полагает она.
Дискуссию начал(а) Любимова Ольга Валерьевна25.03.2018 1701
Опубликовано в группе «Наши презентации на уроках иностранного языка»
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Бурых Елена Владимировна(эксперт сообщества)
#1, 25.03.2018
Особенно впечатляет фраза:"Средняя заработная плата учителей в России выросла с 33,3 тыс. руб. в 2016 году до 34,9 тыс. руб. в 2017 году". Но почему то, это не про меня и моих коллег?
Орехова Наталья Сергеевна
#10, 26.03.2018
Ответ на сообщение #1 пользователя Бурых Елена Владимировна
И не про нас ::smile48::
Ковалева Галина Валентиновна(эксперт сообщества)
#2, 25.03.2018
Бурых Елена Владимировна(эксперт сообщества)
#4, 25.03.2018
Ответ на сообщение #2 пользователя Ковалева Галина Валентиновна
А мы даже не увидели обещанной январской прибавки в 4%.
Ковалева Галина Валентиновна(эксперт сообщества)
#5, 25.03.2018
Ответ на сообщение #4 пользователя Бурых Елена Владимировна
Нам капельку прибавили, но все равно это "слезы"
Орехова Наталья Сергеевна
#9, 26.03.2018
Ответ на сообщение #4 пользователя Бурых Елена Владимировна
И нам ничего не прибавили::smile12::
Нигириш Светлана Владимировна
#23, 27.03.2018
Ответ на сообщение #4 пользователя Бурых Елена Владимировна
И нам не подняли ни на рубль! Прибавка 4% и нас не коснулась!::smile21::
Ковалева Галина Валентиновна(эксперт сообщества)
#3, 25.03.2018
Любимова Ольга Валерьевна(эксперт сообщества)
#6, 25.03.2018
Ответ на сообщение #3 пользователя Ковалева Галина Валентиновна
Как замечательно сказано.
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#7, 25.03.2018
Минобр Забайкальского края ответило учителю на его открытое письмо об учительских зарплатах https://pedsovet.org/beta/article/minobr-zabajkalskogo-kraa-otvetilo-ucitelu-na-ego-otkrytoe-pismo-ob-ucitelskih-zarplatah?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)
#8, 26.03.2018
Ответ на сообщение #7 пользователя Ивлиева Наталия Алексеевна
Короче, плохо работает...
Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)
#11, 26.03.2018
Как ответ на результаты Росстата "Хотя почти 60% учителей недовольны своей зарплатой, это меньше, чем в прошлые годы, отметила Клячко. В 2016 году таких преподавателей было больше 65%. «В 2017 году, в преддверии выборов, все силы в регионах были брошены на то, чтобы повысить и поддерживать зарплату учителей»,выдвигаю лозунг: "Даешь выборы каждый год!", у учителей зарплата, возможно, будет расти!
Любимова Ольга Валерьевна(эксперт сообщества)
#12, 26.03.2018
Ответ на сообщение #11 пользователя Спицына Любовь Ивановна
Возможно и будет расти зарплата перед выборами , но ведь выборы каждый год не сделают!!!
Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)
#13, 26.03.2018
Ответ на сообщение #12 пользователя Любимова Ольга Валерьевна
Это была шутка с горчинкой, Ольга Валерьевна! Коль в нашей стране по другому зарплата учителей не растёт, пусть хоть так!
Любимова Ольга Валерьевна(эксперт сообщества)
#14, 26.03.2018
Ответ на сообщение #13 пользователя Спицына Любовь Ивановна
Да я то поняла это! Жаль что выборы не могут быть каждый год!
маргарита
#29, 09.04.2018
Ответ на сообщение #12 пользователя Любимова Ольга Валерьевна
Вот именно. Они уже отчитываются о повышении зарплаты перед выборами.
Аладышева Татьяна Петровна(эксперт сообщества)
#18, 26.03.2018
У нас зарплата стала меньше. 93 процента избирателей и так проголосовало за Путина. Вероятно, организация выборов "съела" часть нашей зарплаты.
иванова инна михайловна
#19, 26.03.2018
Мы вообще не почувствовали и 4 % прибавки
маргарита
#24, 27.03.2018
Ответ на сообщение #19 пользователя иванова инна михайловна
мы тоже и не увидели прибавки
Чухрий Вера Васильевна
#25, 27.03.2018
Нашу зарплату перетасовали как колоду карт. А сколько карт было в колоде, столько и осталось!
маргарита
#26, 27.03.2018
Ответ на сообщение #25 пользователя Чухрий Вера Васильевна
Вообщем , мы получаем мало!!!!
irina
#27, 30.03.2018
Почему так мало недовольных???
Кучендаева Людмила Михайловна
#31, 15.10.2018
Учителя ооочень терпеливый народ. Но это временно. Когда "старые" кадры доработают, страшно подумать, что станет со школами. Молодые не хотят работать за 15 тыс в таких стрессовых условиях (дети-родители-администрация-документация-аттестация и т.д.). После получения зарплаты многие уходят. Я их не осуждаю, а понимаю. Пару лет назад мы почему-то получали гораздо больше...
Смоленцева Галина Леонидовна
#32, 22.12.2018
Работаю почти 40 лет. Зарплата около 17 тысяч. Не очень уважаема государством наша профессия. И вряд ли будут перспективы для молодых учителей.
Похожие дискуссии:
- В большинстве регионов РФ произошло снижение зарплаты педагогов
- Какие мероприятия в преддверии празднования Дня Победы проводятся у Вас в ОУ?
- Кто хочет отдохнуть от работы?
- Педагогический дебют
- Плюс и минус
- Предметные недели
- Работа на ЕГЭ/ОГЭ: право или обязанность?
- Работать учителем будет опасно
- Российские ученые показали, что успехи школьников можно предсказать до начала обучения
- У нас началось время субботников! А у вас?