На вопрос «что происходит с российской средней общеобразовательной школой?» есть один ответ.
ОТ ОТЧЕТА ДО ОТЧЕТА. КАК НАШЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА НОЛЬ УМНОЖИЛИ.
БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ ТРЯСИНА МЕДЛЕННО, НО ВЕРНО ЗАТЯГИВАЛА НАШЕ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ, ПОКА В ЭТОМ БОЛОТЕ НЕ ПОГРЯЗЛИ ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ.
На вопрос «что происходит с российской средней общеобразовательной школой?» есть один простой ответ: она утонула. Утонула в многочисленных отчетах, мониторингах, скорингах, всевозможного рода планах, справках и снова отчетах, единственная цель которых — составить на их основе новый отчет. Эта бюрократическая трясина медленно, но верно затягивала наше школьное образование на протяжении последних лет, пока в этом болоте не погрязли все без исключения.
Десятилетиями учителя играли ключевую роль в качестве школьного обучения. Именно от них — от их таланта, подачи материала, - зависело, как хорошо дети усвоят программу, с какими знаниями выйдут из школы, смогут ли без репетиторов и дополнительных занятий поступить в вуз. Люди, которые стремились дать своему ребенку хорошее образование, в первую очередь старались подобрать школу с сильными педагогами. Ведь учителя были той системообразующей силой, которой измерялось качество и престиж того или иного образовательного учреждения.
Теперь эта сила помножена на ноль. Сегодня роль учителя в предоставлении знаний ученику свелась до минимума - на это просто нет времени. Учитель живет от отчета до отчета, от подготовки детей к тесту «Московского центра качества образования» (МКЦО) до подготовки к Всероссийской Проверочной Работы и пресловутому Единому государственному экзамену (ЕГЭ). А чтобы получать достойную зарплату, вынужден брать на себя еще и дополнительную административную нагрузку.
В результате производство отчетов и других очень важных (с точки зрения наших чиновников) бумаг стало основной работой учителя. Он стал классическим бюрократом, чья задача — показать другим бюрократам хорошую статистику в виде успеваемости учеников. Вот и весь образовательный процесс. О воспитании, творчестве, наставничестве, поиске нестандартных подходов к ученикам, раскрытии их талантов здесь речь уже не идет — эти вещи теперь находятся на периферии учительского внимания. Время этим прежде основным процессам уделяется по остаточному принципу.
В погоне за отчетностью была потеряна связующая нить между учителем и учеником. Ребенку не интересно идти в школу, а погрязший в бумагах учитель не может заинтересовать ребенка, так как ему некогда и не хочется об этом даже подумать. Поэтому сегодня обучение в стандартной средней школе - это муторный и не интересный ни одной из сторон процесс.
Другая жертва новых реалий — институт второгодничества, один из немногих действенных инструментов воздействия на неуспевающих учеников. Руководство школы заинтересовано в благополучных показателях сдаваемых отчетов еще сильнее самого учителя. Современных отстающих детей больше не пугают, что оставят их на второй год, а просто переводят их в следующий класс, даже если они этого не заслужили. Нетрудно догадаться, что подобная практика уничтожает мотивацию не просто учиться хорошо, а учиться вообще, и не только у самих двоечников, но у всего класса. Ведь если нет разницы, то зачем делать уроки?
Изменить ситуацию могли бы мы, родители — ведь это наши дети недополучают знания (а точнее, получают никакое образование). Но роль родительских комитетов сегодня тоже нивелирована, сведена на нет. Да и сами родители в большинстве своем не горят желанием погружаться в детали образовательного процесса, что позволяет учителям оставаться на своей волне.
В сегодняшней средней российской школе такая ее функция, как воспитание личности, отсутствует как класс. Развитие самостоятельности, творческого мышления — тоже. Не существует по сути ни индивидуальных проектов, ни групповых работ. Все школьные выставки, опять же, делаются в первую очередь для отчетности. Их экспонаты — наспех сделанные родителями учеников поделки, а не результат самостоятельной реализации проекта ребенком. Но зато по бумагам у нас все хорошо: выставку провели, деньги освоили, галочку поставили.
Даже хорошие и нужные начинания не могут пробиться через эту бюрократическую трясину. За последние годы было много сделано для оснащения классов хорошим и дорогостоящим оборудованием. Отчеты вышли на загляденье — школы оборудованы современной техникой, теперь-то заживем! Но многое из этого оборудования просто пылится, так как сами учителя не умеют им пользоваться, а на многие новшества, доступные с такой продвинутой техникой, банально нет времени.
Проблему перегруженности учителей бумажной работой не раз выносили на самый высокий государственный уровень. Много раз с разных трибун мы слышали призывы освободить преподавателей от этой работы. Еще в 2012 году свеже назначенный министр образования Дмитрий Ливанов обещал, что число отчетов и бумажек, которые вынуждены заполнять учителя, обязательно будет сокращено. С тех пор успели сократить и самого Ливанова, а воз и ныне там. И с каждым годом ситуация становится только хуже.
Образовательная система сделала серьезную ставку на цифры и статистические данные, и весьма преуспела в этом. Но за этим потоком она упускает самое главное - индивидуума, ради которого и создавался институт знаний. Очень бы хотелось, что бы у нашей образовательной системы произошел прорыв в понимании духовной личности ученика и его натуры. Ведь идеальный учитель — не бюрократ с отчетностью, но тонкий психолог, каждый в своей области. Учитель, каким он должен быть — это наставник, проводник в мир удивительных знаний, который дарит нашим детям возможность видеть мир ярче и шире. Это тот человек, который видит проблемы каждого ребенка и корректирует их. Помогает раскрыть способности, реализовать творческую сторону. А не отбывает номер просто так, для галочки.
Ведь дети - это цветы жизни. Так пусть у них будет возможность цвести и радовать взгляд окружающих.
БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ ТРЯСИНА МЕДЛЕННО, НО ВЕРНО ЗАТЯГИВАЛА НАШЕ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ, ПОКА В ЭТОМ БОЛОТЕ НЕ ПОГРЯЗЛИ ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ.
На вопрос «что происходит с российской средней общеобразовательной школой?» есть один простой ответ: она утонула. Утонула в многочисленных отчетах, мониторингах, скорингах, всевозможного рода планах, справках и снова отчетах, единственная цель которых — составить на их основе новый отчет. Эта бюрократическая трясина медленно, но верно затягивала наше школьное образование на протяжении последних лет, пока в этом болоте не погрязли все без исключения.
Десятилетиями учителя играли ключевую роль в качестве школьного обучения. Именно от них — от их таланта, подачи материала, - зависело, как хорошо дети усвоят программу, с какими знаниями выйдут из школы, смогут ли без репетиторов и дополнительных занятий поступить в вуз. Люди, которые стремились дать своему ребенку хорошее образование, в первую очередь старались подобрать школу с сильными педагогами. Ведь учителя были той системообразующей силой, которой измерялось качество и престиж того или иного образовательного учреждения.
Теперь эта сила помножена на ноль. Сегодня роль учителя в предоставлении знаний ученику свелась до минимума - на это просто нет времени. Учитель живет от отчета до отчета, от подготовки детей к тесту «Московского центра качества образования» (МКЦО) до подготовки к Всероссийской Проверочной Работы и пресловутому Единому государственному экзамену (ЕГЭ). А чтобы получать достойную зарплату, вынужден брать на себя еще и дополнительную административную нагрузку.
В результате производство отчетов и других очень важных (с точки зрения наших чиновников) бумаг стало основной работой учителя. Он стал классическим бюрократом, чья задача — показать другим бюрократам хорошую статистику в виде успеваемости учеников. Вот и весь образовательный процесс. О воспитании, творчестве, наставничестве, поиске нестандартных подходов к ученикам, раскрытии их талантов здесь речь уже не идет — эти вещи теперь находятся на периферии учительского внимания. Время этим прежде основным процессам уделяется по остаточному принципу.
В погоне за отчетностью была потеряна связующая нить между учителем и учеником. Ребенку не интересно идти в школу, а погрязший в бумагах учитель не может заинтересовать ребенка, так как ему некогда и не хочется об этом даже подумать. Поэтому сегодня обучение в стандартной средней школе - это муторный и не интересный ни одной из сторон процесс.
Другая жертва новых реалий — институт второгодничества, один из немногих действенных инструментов воздействия на неуспевающих учеников. Руководство школы заинтересовано в благополучных показателях сдаваемых отчетов еще сильнее самого учителя. Современных отстающих детей больше не пугают, что оставят их на второй год, а просто переводят их в следующий класс, даже если они этого не заслужили. Нетрудно догадаться, что подобная практика уничтожает мотивацию не просто учиться хорошо, а учиться вообще, и не только у самих двоечников, но у всего класса. Ведь если нет разницы, то зачем делать уроки?
Изменить ситуацию могли бы мы, родители — ведь это наши дети недополучают знания (а точнее, получают никакое образование). Но роль родительских комитетов сегодня тоже нивелирована, сведена на нет. Да и сами родители в большинстве своем не горят желанием погружаться в детали образовательного процесса, что позволяет учителям оставаться на своей волне.
В сегодняшней средней российской школе такая ее функция, как воспитание личности, отсутствует как класс. Развитие самостоятельности, творческого мышления — тоже. Не существует по сути ни индивидуальных проектов, ни групповых работ. Все школьные выставки, опять же, делаются в первую очередь для отчетности. Их экспонаты — наспех сделанные родителями учеников поделки, а не результат самостоятельной реализации проекта ребенком. Но зато по бумагам у нас все хорошо: выставку провели, деньги освоили, галочку поставили.
Даже хорошие и нужные начинания не могут пробиться через эту бюрократическую трясину. За последние годы было много сделано для оснащения классов хорошим и дорогостоящим оборудованием. Отчеты вышли на загляденье — школы оборудованы современной техникой, теперь-то заживем! Но многое из этого оборудования просто пылится, так как сами учителя не умеют им пользоваться, а на многие новшества, доступные с такой продвинутой техникой, банально нет времени.
Проблему перегруженности учителей бумажной работой не раз выносили на самый высокий государственный уровень. Много раз с разных трибун мы слышали призывы освободить преподавателей от этой работы. Еще в 2012 году свеже назначенный министр образования Дмитрий Ливанов обещал, что число отчетов и бумажек, которые вынуждены заполнять учителя, обязательно будет сокращено. С тех пор успели сократить и самого Ливанова, а воз и ныне там. И с каждым годом ситуация становится только хуже.
Образовательная система сделала серьезную ставку на цифры и статистические данные, и весьма преуспела в этом. Но за этим потоком она упускает самое главное - индивидуума, ради которого и создавался институт знаний. Очень бы хотелось, что бы у нашей образовательной системы произошел прорыв в понимании духовной личности ученика и его натуры. Ведь идеальный учитель — не бюрократ с отчетностью, но тонкий психолог, каждый в своей области. Учитель, каким он должен быть — это наставник, проводник в мир удивительных знаний, который дарит нашим детям возможность видеть мир ярче и шире. Это тот человек, который видит проблемы каждого ребенка и корректирует их. Помогает раскрыть способности, реализовать творческую сторону. А не отбывает номер просто так, для галочки.
Ведь дети - это цветы жизни. Так пусть у них будет возможность цвести и радовать взгляд окружающих.
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Кускова Марина Александровна
#1, 30.04.2018
Как бы это не звучало печально, но это факт!!!! Детей учить некогда!! Я проработала в школе 2 года, решила, что не хочу так работать. Я шла с желанием учить детей, рассказывать о чудесах природы и объяснять их с точки зрения науки, а в результате постоянно то отчет директору, то заму по воспитательной, то завучу, то в управление образованием, то в министерство края, то еще кому-нибудь. Проверки, аттестации, отчеты, бумажки, а с детьми работать некогда!!!!
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#5, 30.04.2018
Ответ на сообщение #1 пользователя Кускова Марина Александровна
::smile2::::smile2::::smile2::::smile7::::smile7::::smile7::::smile7::
Шулина Оксана Владимировна
#2, 30.04.2018
Да... Это печально!
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#7, 30.04.2018
Ответ на сообщение #2 пользователя Шулина Оксана Владимировна
::smile14::::smile14::::smile14::
Рождественская Елена
#3, 30.04.2018
Это госзаказ такой - выращивать серую массу, а не личностей.
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#6, 30.04.2018
Ответ на сообщение #3 пользователя Рождественская Елена
::smile7::::smile7::::smile7::::smile1::
Кускова Марина Александровна
#14, 03.05.2018
Ответ на сообщение #3 пользователя Рождественская Елена
Полностью соглашусь с Вами
Буньков Андрей Владимирович
#4, 30.04.2018
Это вопрос к МИнобр РФ.
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#8, 30.04.2018
Ответ на сообщение #4 пользователя Буньков Андрей Владимирович
::smile7::::smile7::::smile7::
Буньков Андрей Владимирович
#11, 01.05.2018
Ответ на сообщение #8 пользователя Беласик Людмила Николаевна
::smile50::
Светлана Александровна Максимова
#9, 01.05.2018
Не скажу, что второгодничество было каким-то замечательным инструментом, на моей памяти есть ужасные примеры. Но в остальном статья правильная. Каждый год добавляются проверочные работы, экзамены, но мотивация не растет! Наверное, что-то не так делается.
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#10, 01.05.2018
Ответ на сообщение #9 пользователя Светлана Александровна Максимова
::smile7::::smile7::::smile7:: Мотивация как раз отсутствует...
Светлана Александровна Максимова
#12, 01.05.2018
Ответ на сообщение #10 пользователя Беласик Людмила Николаевна
Да, даже у, казалось бы, довольно благополучных детей...
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#13, 01.05.2018
Ответ на сообщение #12 пользователя Светлана Александровна Максимова
::smile7::::smile7::::smile7::
Похожие дискуссии:
- Якутская школа отказалась принимать русскоязычных детей.
- Зачем родители будущих учеников берут школы штурмом?
- А у вас, коллеги, продвигается?
- Васильева: пора сокращать количество школьных олимпиад
- Глазам не верю...
- Каникулы в 2018/2019 учебном году
- Курс актуален для любых педагогов? Неужели и эта тема так необходима для учителя?
- Минобрнауки предложило сократить на четверть число школьных олимпиад. Неужели?
- Пора воспитывать элиту, а мы воспитываем мусор.
- Служить или прислуживать? Какая школа нам нужна