«Декоративно-прикладное искусство» – дополнительная образовательная программа для детей младшего школьного возраста
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества « Созвездие»
Некрасовского муниципального района Ярославской области
Утверждаю
Директор МОУ ДО ЦДТ «Созвездие»
__________________О.В. Фрелих
«Декоративно-прикладное искусство»
Дополнительная образовательная программа
для детей младшего школьного возраста
Кружок «Мастерица»
(срок реализации 1 год).
Лещёва Светлана Николаевна,
педагог дополнительного образования
МОУ ДО ЦДТ « Созвездие»
п. Некрасовское
2016г.
Оглавление
Пояснительная записка ……………………………………. стр. 3-6
Учебно-тематический план ……………………………….. стр. 7-12
Содержание программы …………………………………… стр. 13-15
Методическое обеспечение программы …………………. стр. 16
Список литературы ………………………………………... стр. 16
Инструкция по охране труда………………………………. стр. 17
Пояснительная записка.
Актуальность программы.
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Программа кружка по декоративному творчеству была разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В. А. Горского, А. А. Тимофеева, Д. В. Смирнова и др. и примерных программ по учебным предметам начальной школы для занятий кружка по декоративно-прикладному творчеству в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, в связи с введением внеурочной деятельности в учебный план начальной школы.
Содержание программы является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, окружающего мира) в освоении различных видов и техник искусства. Программа знакомит с направлениями декоративно – прикладного творчества, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
-знакомству с историей пластилина, ткани, нитей, бумагопластики, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.
Цель:
-воспитание личности творца, способного осуществлять творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства, воспитание у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Задачи:
-расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства;
-формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством;
-вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки, учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий;
- приобщать школьников к народному искусству;
-реализовать духовные, эстетические и творческие способности учащихся, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
-воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
-помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.
Программа разработана на один год занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 170 часа (5 часов в неделю).
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Ожидаемые результаты:
Первый уровень результатов : приобретение школьником социальных знаний для устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- возможность реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.
Второй уровень результатов : получат навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; формирование социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
- получит возможность чувствовать и ценить красоту, стать социально-активной личностью.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.
Третий уровень результатов : получение школьником опыта самостоятельного социального действия;
- ребёнок может самостоятельно выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ;
- решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- выделять ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;
- уметь работать с разнообразными материалами для создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характера сделанных ошибок;
- сопереживать, осуществлять взаимовыручку и взаимоподдержку.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Освоение детьми программы направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно-познавательного интереса к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию;
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ;
- решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества;
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом;
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Планируемые результаты:
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, в пополнении портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки могут быть:
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогам изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Пополнение портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио ученика включаются фото, продукты собственного творчества, материалы самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Наименование раздела и тема занятий |
Дата проведения |
Примечание |
1. |
Вводное занятие – 1час Что такое декоративно-прикладное искусство? Виды декоративно-прикладного творчества. |
№ |
Наименование раздела и тема занятий |
Дата проведения |
Примечание |
1. |
Вводное занятие – 1час Что такое декоративно-прикладное искусство? Виды декоративно-прикладного творчества. |
||
2. |
2. Работа с бумагой – 71 час. Введение (1ч.) Бумага. Свойства бумаги. Правила безопасности труда при работе с бумагой. |
||
3 |
Аппликация (16ч.) Аппликация. Виды аппликации. |
||
4. |
Материалы для аппликаций. |
||
5. |
Правила безопасности труда при работе с инструментами. |
||
6. |
Эскиз. Выбор колорита. Сюжет для аппликации. |
||
7 |
Изготовление шаблона. Перенос контуров элементов на цветную бумагу. |
||
8 |
Вырезание фигуры. Наклеивание фигуры. Обсуждение готовой работы. |
||
9 |
Аппликация «Грибы» |
||
10 |
Коллективная работа «Листопад» |
||
11 |
Рваная аппликация. Мозаика из кусочков бумаги «Ваза с фруктами» |
||
12 |
Продолжение работы над аппликацией «Ваза с фруктами». |
||
13 |
Объемная аппликация. |
||
14 |
Проект «Коллективное панно «Мое село». Выбор сюжета. |
||
15 |
Работа над проектом «Мое село». Изготовление деталей для домов. |
||
16 |
Рисование выбранного сюжета на листе ватмана. |
||
17 |
Наклеивание изготовленных деталей на лист ватмана. |
||
18 |
Оформление работы мелкими деталями. Презентация проекта «Коллективное панно «Мое село» |
||
Поделки из бумаги и картона (8ч.) |
|||
19 |
Свойства картона. Сгибание. Правила работы с картоном. |
||
20 |
Изделие из бумаги и картона «Кораблик» |
||
21 |
Продолжение работы над изделием «Кораблик» |
||
22 |
Разнообразие цветов. Изделие «Букет цветов» |
||
23 |
Изделие «Шкатулка для мамы». Разметка деталей. |
||
24 |
Изделие «Шкатулка для мамы». Склеивание деталей. |
||
25 |
Изделие «Шкатулка для мамы». Оформление изделия. Оценивание работ. |
||
26 |
Изделие «Самолет» |
||
Конструирование (15ч.) |
|||
27 |
Проект «Детская площадка моей мечты». Разработка проекта. |
||
28 |
Работа над проектом «Детская площадка моей мечты». |
||
29 |
Продолжение работы над проектом «Детская площадка моей мечты». |
||
30 |
Презентация проекта «Детская площадка моей мечты». |
||
31 |
Коллективный макет «Безопасная дорога». Разработка эскизов макета. |
||
32 |
Коллективный макет «Безопасная дорога». Конструирование домов. |
||
33 |
Продолжение работы над изготовлением домов для макета. |
||
34 |
Дорожная разметка. |
||
35 |
Виды транспорта. Конструирование машин. |
||
36 |
Продолжение работы над конструированием машин для макета. |
||
37 |
Дорожные знаки. Изготовление дорожных знаков. |
||
38 |
Сигналы светофора. Конструирование изделия «Светофор» |
||
39 |
Изготовление деревьев для оформления макета «Безопасная дорога» |
||
40 |
Оформление макета «Безопасная дорога». |
||
41 |
Презентация макета «Безопасная дорога». Игра с использованием макета «Как правильно переходить улицу» |
||
42 |
Оригами (15ч.) История оригами. Из истории бумаги. |
||
43 |
Материалы для оригами. |
||
44 |
Характеристика видов бумаги. |
||
45 |
Декоративная обработка бумаги. |
||
46 |
Приемы изготовления поделок. |
||
47 |
Приемы сгибания квадратов. Приемы сгибания прямоугольников. |
||
48 |
Аппликация «Аквариум». Оригами «Рыбка» |
||
59 |
Оформление аппликации акварельными красками. |
||
50 |
Букет тюльпанов. Оригами «Тюльпан» |
||
51 |
Продолжение работы над оригами «Тюльпан» |
||
52 |
Коллективная работа «Зоопарк». Оригами «Животные» |
||
53 |
Изготовление оригами «Животные» по желанию детей. |
||
54 |
Аппликация с использованием оригами «Животные» |
||
55 |
Оформление работы «Зоопарк». |
||
56 |
Продолжение работы над оформлением. Презентация изделия. |
||
57 |
Квиллинг (7ч.) Квиллинг – что это такое? Инструменты для работы. |
||
58 |
Основные элементы квиллинга. |
||
59 |
Цветы в технике квиллинг. |
||
60 |
Листья в технике квиллинг. |
||
61 |
Новогодняя открытка с элементами квиллинга. |
||
62 |
Работа над открыткой с элементами квиллинга. |
||
63 |
Оформление открытки с элементами квиллинга. |
||
64 |
Папье-маше (9ч.) Папье-маше. Материалы и инструменты. |
||
65 |
Виды бумаги, клея. Для чего нужен пластилин. |
||
66 |
Изделие «Тарелочка». Выклейка форм бумагой. |
||
67 |
Обклеивание формы кусочками бумаги. |
||
68 |
Продолжение работы по обклеиванию формы кусочками бумаги. |
||
69 |
Шпаклевка изделия. |
||
70 |
Нанесение рисунка красками. |
||
71 |
Нанесение лака на изделие. |
||
72 |
Выставка изделий. |
||
73 |
3. Разноцветный пластилин (13ч.) История появления пластилина. |
||
74 |
Особенности пластилина и работа с ним. Техника безопасности при работе с пластилином. |
||
75 |
«Расписной» пластилин, полученный раскатыванием. Заготовка основы. |
||
76 |
Выполнение элементов: «круги», «колечки», «линии». |
||
77 |
Изготовление узоров или рисунков из заготовленных элементов. |
||
78 |
«Расписной пластилин», полученный смешиванием. Фрукты и овощи. |
||
79 |
Пластилиновые картины. Заготовка основы. |
||
80 |
Рисование выбранного сюжета. |
||
81 |
Пластилинография. Картина «Осенний лес». Изготовление фона. |
||
82 |
Выкладывание деревьев и веточек с листиками. |
||
83 |
Оформление картины «Осенний лес». |
||
84 |
Основные приемы лепки пластилином. Животные. |
||
85 |
Продолжение работы над лепкой животных. |
||
86 |
4. Поделки из ткани (26ч.) Виды тканей их производство. |
||
87 |
Инструменты и материалы для работы с тканью. |
||
88 |
Техника безопасности при работе с инструментами. |
||
89 |
История сказки иголочки и ниточки. |
||
90 |
Клубный час «Если бы я был творцом». |
||
91 |
Аппликация из ткани «Сказочный город» |
||
92 |
Продолжение работы над аппликацией из ткани. |
||
93 |
Шов «Вперед иголку». Шов «Назад иголку» |
||
94 |
Шов «Через край». |
||
95 |
Двойной шов «Через край» |
||
96 |
Шов «петельный» и его варианты. |
||
97 |
Тамбурные швы «цепочки». |
||
98 |
Стебельчатый шов. |
||
99 |
Пришивание пуговиц. |
||
100 |
Вышивание композиции. Перевод рисунка на ткань. |
||
101 |
Вышивание узора выбранной композиции. |
||
102 |
Вышивание узора. |
||
103 |
Вышивание узора. |
||
104 |
Игрушки из ткани. Подарок для мамы. |
||
105 |
«Смешарики». Выкройки. |
||
106 |
Сшивание деталей мягкой игрушки. |
||
107 |
Сшивание деталей мягкой игрушки. |
||
108 |
Продолжение работы по сшиванию деталей. |
||
109 |
Набивание ватой и сшивание готовых частей игрушки. |
||
110 |
Оформление мягкой игрушки «Смешарики» |
||
111 |
Выставка работ. |
||
112 |
5.Комбинированные работы из различных материалов. Спички, коробки, коробки (8ч.) Материалы, инструменты и принадлежности, применяемые на занятиях. О.т. |
||
113 |
Аппликация из спичек. О.т. Выбор сюжета. |
||
114 |
Наклеивание спичек на основу по выбранному сюжету. |
||
115 |
Игрушки из коробков. Кошечка. |
||
116 |
Продолжение работы по изготовлению игрушки «Кошечка». |
||
117 |
Коробки, их предназначение. |
||
118 |
Поделки из коробок. Колодец. |
||
119 |
Продолжение работы над изделием «Колодец». |
||
120 |
Нитки (14ч.) Виды ниток. Свойства. Правила безопасности при работе с нитками. |
||
121 |
Кукла из ниток. Изготовление основы. |
||
122 |
Продолжение работы над куклой из ниток. |
||
123 |
Оформление куклы. Творческий подход. |
||
124 |
Презентация работы. |
||
125 |
Помпоны. |
||
126 |
Цветы из помпонов. |
||
127 |
Шаблон для помпона. |
||
128 |
Помпоны из ниток разного цвета. |
||
129 |
Изготовление помпонов. |
||
130 |
Продолжение работы над изготовлением помпонов. |
||
131 |
Присоединение помпонов на стебли-веточки. |
||
132 |
Обматывание веточек нитками зеленого цвета. |
||
133 |
Продолжение работы над цветами из помпонов. |
||
134 |
Стекло. Стеклянные бутылки (10ч.) |
||
135 |
Правила безопасной работы со стеклянными бутылками. |
||
136 |
Ваза из стеклянной бутылки. |
||
137 |
Наклеивание нити на стеклянную бутылку. |
||
138 |
Продолжение работы по обматыванию бутылки нитью. |
||
139 |
Оформление вазы. Крючок. Цепочка из воздушных петель. |
||
140 |
Цветок из воздушных петель. |
||
141 |
Листочки из воздушных петель. |
||
142 |
Приклеивание деталей на вазу. |
||
143 |
Выставка работ. Ваза с цветами. |
||
144 |
Проект «Убранство русской избы» (14ч.) План работы. |
||
145 |
Разработка сценариев дел. |
||
146 |
Экскурсия в музей народного быта «Истоки» |
||
147 |
Просмотр презентации «Как жили на Руси. Русская изба» |
||
148 |
Сбор и анализ литературы по данной теме. Посещение библиотеки. |
||
159 |
Эскиз. |
||
150 |
Изготовление макета русской избы по эскизу. |
||
151 |
Изготовление интерьера русской избы. |
||
152 |
Изготовление вязаных половиков. |
||
153 |
Изготовление лавок, стола, печки. |
||
154 |
Домашняя утварь. |
||
155 |
Крестьянская семья. |
||
156 |
Коллективный анализ проведенных дел. |
||
157 |
Презентация проекта. |
||
158 |
Выжигание (12ч.) Древесина как материал для художественных работ. |
||
159 |
Свойства древесины. Ее обработка и отделка. |
||
160 |
История росписи по дереву в России. |
||
161 |
Подарок ветерану. Самостоятельный выбор рисунка. |
||
162 |
Нанесение рисунка на изделие. |
||
163 |
Выжигание элементов рисунка. П.т.б. |
||
164 |
Тонировка. |
||
165 |
Применение штриховки. |
||
166 |
Выжигание рисунка на деревянных изделиях. |
||
167 |
Подбор цвета и раскрашивание работы. |
||
168 |
Раскрашивание работы акварельными красками. |
||
169 |
Покрытие изделия лаком. |
||
170 |
6.Итоговая выставка. |
Наименование разделов и тем |
Часы |
Теория |
Практика |
1 Вводное занятие |
1 |
1 |
- |
2.Работа с бумагой - Введение - Аппликация - Поделки из бумаги и картона - Конструирование - Оригами - Квиллинг - Папье-маше |
71 1 16 8 15 15 7 9 |
21 1 5 1 4 6 2 2 |
50 - 11 7 11 9 5 7 |
3.Разноцветный пластилин |
13 |
2 |
11 |
4.Поделки из ткани -Виды тканей - Аппликация из ткани - Швы - Пришивание пуговиц - Вышивание - Игрушки из ткани |
26 5 2 6 1 4 8 |
8 5 - 1 0,5 0,5 1 |
18 - 2 5 0,5 3,5 7 |
5.Комбинированные работы из различных материалов. - Спички, коробки, коробки - Нитки - Стекло - Проект «Убранство русской избы» - Выжигание |
58 8 14 10 14 12 |
16 3 2 2 5 4 |
42 5 12 8 9 8 |
6.Итоговая выставка |
1 |
- |
1 |
Итого: |
170 |
48 |
122 |
Ожидаемые результаты
Усвоение правил по технике безопасности при работе с инструментами Различение разных видов декоративно-прикладного искусства.
Овладение техникой росписи.
Умение выполнять аппликации по образцу и по выбранному сюжету.
Объемные работы из бумаги и картона.
Лепка по образцу.
Самостоятельное составление композиции из различных материалов.
Освоение техникой папье-маше.
Умение выполнять простейшие швы, шить мягкие игрушки по готовой выкройке.
Выполнять простейшие работы из бросового материала.
Знать: что такое проект, этапы проекта.
Уметь проектировать свою работу.
Умение организовывать выставки работ.
Содержание программы
Введение
Что такое декоративно-прикладное творчество? Основные виды декоративно-прикладного творчества.
Материалы, инструменты и принадлежности, применяемые на занятиях в творческой мастерской.
2.Аппликация из бумаги.
Материалы для аппликаций.
Виды аппликаций (предметные, сюжетные, орнаментальные и шрифтовые).
Приемы работы с инструментом. Работа с ножницами, с канцелярским ножом.
Рабочее место. Знакомство с основными трудовыми навыками работы.
Правила техники безопасности, правила дорожного движения, поведения учащихся.
Общее понятие о предстоящих работах.
Беседа на выбранную тему: выбор «Аппликация для украшения».
Анализировать формы объекта труда, выбранного для украшения.
Показ и обсуждение возможных сюжетов, для аппликации.
Выбор сюжета для аппликации.
Выбор колорита.
Выполнение эскиза: перенос контуров отдельных элементов на изнаночную сторону цветной бумаги.
Вырезание фигуры.
Наклеивание.
Мозаичные узоры: разметка квадратов.
Вырезание полосок, ромбов.
Вырезание треугольников, кружков.
Конструирование.
Квиллинг.
Папье-маше. Приемы работы.
Обсуждение готовой работы. Проекты.
Показ и демонстрация готовых работ.
Вопросы и ответы.
Уход и хранение инструментов.
История оригами
Художественное моделирование из бумаги путем сгибания.
Схемы оригами.
Показать различные приемы сгибания квадратов.
Складывания квадрата по схемам для получения базовой формы «блин».
Показать приемы сгибания прямоугольников.
Оформление поделок.
Обсуждение готовой работы
Показ и демонстрация готовых работ.
3.Разноцветный пластилин.
Из истории глиняной игрушки… Издавна многие города и села России славились изделиями своих керамистов-игрушечников…
Инструменты и приспособления необходимые для работы (доска, скалка, листы бумаги, нож, проволока).
Техника безопасности при работе с инструментами.
«Расписной» пластилин, полученный раскатыванием. Какой неповторимой становится глиняная игрушка именно благодаря росписи! Но и пластилин можно украшать узорами.
Показать технику и правила раскатывания пластилина.
Подготовка основы.
Научить выполнять узоры: круги, колечки, линии (жгутики).
Заготовка элементов.
Изготовление узоров или рисунков из заготовленных элементов.
Изготовление простейших игрушек. Фантазия детей.
«Расписной» пластилин полученный смешиванием.
Показать детям, как получить новые расцветки путем смешивания нескольких цветов пластилина.
Изготовление фона картины.
Заготовка жгутиков для дерева и веток.
Показать изготовление листьев.
Показать, как правильно выкладывать дерево и веточки с листиками.
Последний штрих выполнения картины.
Оформление картины.
Обсуждение готовой работы.
Показ и демонстрация готовых работ.
Лепка из пластилина.
4.Поделки из ткани.
Виды тканей. Ткани бывают из натуральных волокон (хлопок, лен, шерсть) и из химических волокон.
Подготовить ткани для образцов.
Техника безопасности при работе с инструментами.
Материалы, инструменты и принадлежности, применяемые на занятиях (ножницы, иголка, нитки, наперсток, пяльцы).
История наперстка… невозможно точно назвать время появления этого простого, но полезного приспособления, защищающего пальцы портного при шитье…
История сказки иголочки и ниточки…
Научить детей изготавливать различные виды ручных швов. Шагает мастерица. Очень мал ее шажок, а зовется он… - стежок!
«Вперед иголку», «Строчка».
Закрепляющие швы: «Через край», «Петельный», «Подрубочный шов».
Отделочные швы: «Тамбурный», «Елочки», «Бархатный», строчка для образования сборок.
Размер стежков. Пришивание пуговиц.
Научить детей переводить узоры на ткань.
Вышивание узоров.
Оформление поделок.
Обсуждение готовой работы
Разнообразие техники аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства
5.Комбинированные работы из различных материалов.
Техника безопасности при работе с инструментами.
Материалы, инструменты и принадлежности, применяемые на занятиях
швами.
Спички, коробки, коробки.
Нитки. Производство, значение, применение.
История возникновения стекла.
Изделия из стекла.
Что такое коллективный проект. Этапы работы над проектом.
Краткая беседа об электрических приборах и опасности тока. Правильное его использование. Инструктаж техники безопасности. Показ процесса выжигания. Пробное выжигание.
История возникновения выжигания по дереву. Основные приёмы выжигания: зажёги, штриховка, прямолинейное выжигание. Перевод заданного образца на лист бумаги с помощью копировальной бумаги. Перенесение рисунка на деревянную поверхность через копировальную бумагу. Тонировка древесины. Штриховка древесины. Основные узоры. Выполнение обычного и негативного силуэта. Наложение тонов.
Выжигание сюжета изученными способами выжигания. Использование акварельных красок для художественного оформления изделия. Покрытие завершенных работ лаком.
Обсуждение готовой работы.
Показ и демонстрация готовых работ.
6.Итоговая выставка.
Методическое и материальное обеспечение
Образовательная программа
Специальная литература
Демонстративный и раздаточный материал
Образцы изделий народного творчества, образец педагога.
Бумага для акварели, гуашь, масляные карандаши, кисти, акварель.
Пластилин, пластиковые подставки, стеки
Ткань, иглы, нитки
Бумага, картон
Прибор для выжигания
Рамки для картин
Лак, клей ПВА.
Список литературы:
1.Педагогика здоровья. В.Н.Касаткина.
2.Риторика.1-4 классы. М.Хасанова. Г.М.Сафиуллина. М.Я.Гарифуллина
3.Уроки нравственного воспитания. В.Казыйханов.
4.кружок изготовления игрушек-сувениров. О.С. Молотобарова.
5. Аппликационные работы в начальных классах. И.К. Щеблыкин; В.И. Романина; И.И. Кагакова.
6. Чудесные поделки из бумаги. З.А. Богатеева.
7.Народные сказки и сказки разных писателей.
8.Детские газеты и журналы.
9.Виртуальный мир для мальчиков и девочек. Д.Н.Сафарова.
10.Уроки труда в начальных классах. В.П Трушина.
11.Сто лучших моделей оригами. Ильин.И.С.
12.Поделки папье-маше и бумажные цветы. РэйГибсон.
13.Уроки занимательного труда. Васильева Л. Гангус.
14.Что можно сделать из природного материала. Э.К.Гульянс.
15.Внеклассная работа по труду. А.И.Гукасова.
16.Уроки мастерства. Т.Н. Проснякова.
Инструкция по охране труда
при работе с ножницами, иголками, булавками
1. Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
2. Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.
3. Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
4. Не класть ножницы, иголки возле движущихся частей машины.
5. Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.
6. При шитье не пользоваться ржавой иглой, так как она плохо прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.
7. Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, стол или случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.
8. Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.
9. Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки в коробочке с крышкой.
10. Сломанную иглу следует отдать руководителю.
Инструкция по охране труда при работе с клеем
1. Помнить, что клей токсичен.
2. После окончания работы плотно закрыть тюбик с клеем.
3. В случае попадания клея на слизистую оболочку необходимо сообщить педагогу и промыть глаза холодной водой.
Ивлиева Наталия Алексеевна
Лещёва Светлана Николаевна
Понакшина Валентина Ивановна
Лещёва Светлана Николаевна
Грибанова Наиля Гадельжановна
Лещёва Светлана Николаевна
Сорокина Алевтина Петровна
Лещёва Светлана Николаевна
Орехова Наталья Сергеевна
Лещёва Светлана Николаевна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Лещёва Светлана Николаевна
Ольга
Лещёва Светлана Николаевна