12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анастасия Александровна Токарева293
Педагог ДО. Руководитель объединения "Лукошко","ЮИД".
Россия, Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре
2

Рабочая программа дополнительной образовательной общеразвивающей программы в области декоративно-прикладного искусства «Лукошко»

Управление образования администрации Солнечного муниципального района

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования.

Центр детского и юношеского творчества р.п. Солнечный

Солнечного муниципального района

Хабаровского края

Утверждена Утверждена

Общим собранием педагогического совета Директор МБУДО ЦДЮТ

МБУДО ЦДЮТ _____________Л.А.Василенко

Протокол №__

«___»___________2018 г. «____»_______________2018 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

в области декоративно-прикладного искусства

«ЛУКОШКО»


 

на 2018-2019 учебный год

 

 

Срок реализации – 1 год.

Возраст воспитанников 10-18 лет.

 

Педагог дополнительного образования

Токарева Анастасия Александровна

 

п. Солнечный 2018г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, что народ пронес через столетия».

М. И. Калинин

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

После окончания начальной школы дети уже имеют определенные навыки. Эти знания очень помогают при решении многих задач художественного замысла. Программа дает возможность детям раскрыть в полной мере свои творческие способности и почувствовать себя настоящими мастерами своего дела. Начав с графики, дети узнают все многообразие мира «света» и «тени», начинают с помощью штриха лепить объем предметов. Пленэр дает возможность вычленять из всего увиденного разноплановость и развивает пространственное видение. Знакомство с разнообразием жанров изобразительного искусства (натюрмортом, портретом, пейзажем), дает детям понимание окружающего мира. Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в учреждениях дополнительного образования, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало.

Новизна.

Необходимость данной программы существует, так как мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т. д.. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Результатом такого знакомства будет конечно роспись своими руками. С детьми мы попробуем расписать деревянные матрешки и ложки.

Актуальность программы:

В наше время высоких технологий, люди иной раз забывают свои корни и своих предков которые жили в полной гармонии с природой. И именно история их быта и их древних обычаев помогает глубже узнать их жизнь и прикоснуться к необыкновенным промыслам, при этом решая некоторые педагогические задачи.

создание условий для развития ребенка;

развитие мотивации к познанию и творчеству;

обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

профилактику асоциального поведения;

Педагогическая целесообразность.

Данная дополнительная образовательная программа решает основную идею комплексного гармоничного развития детей старшего школьного возраста. Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей. Индивидуальный подход позволяет даже в рамках групповой формы занятий раскрыть и развить творческие способности старшеклассников, раскрыть для них новый чудесный мир, почувствовать себя художником, творцом .

Отличительная особенность.

Содержание программы реализует задачу социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов, детей с ОВЗ, регламентированную Государственным стандартом социального обслуживания в виде оказания реабилитационных услуг детям – инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья. И конечно эта программа содержит знакомство с древними народными промыслами. Дети узнают историю возникновения этих старинных видов декоративного искусства, окунутся во времена наших предков, их бытом и традициями.

Дополнительная образовательная программа художественной направленности.

Срок реализации программы - 1год. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа, с общим объёмом 144 часов в год.

Возраст детей, участвующих в реализации программы 10 - 18 лет.

Цель обучения - Раскрытие креативных и художественных способностей ребенка и воспитание творческой личности.

Обучающие задачи:

Обучить профессиональным навыкам работы с разными художественными средствами;

Обучит умению оформлять выполненные работы;

Развивающие задачи:

Развить интерес к изучению художественных ремесел и народным промыслам;

Развить творческое мышление, способность создавать образ и претворять его в жизнь;

Развитие воображения, фантазии, творческого мышления;

Развитие эстетического вкуса и творческих способностей учащихся;

Раскрытие индивидуального почерка;

Воспитательные задачи:

Воспитать уважительные отношения между членами коллектива в процессе совместной творческой деятельности;

Воспитать человека интересного, владеющего искусством ручного труда, уверенного в его востребовании;

Для реализации данной программы используется различные методы:

Словесные «лекция», «беседа», «викторина»;

Наглядные «просмотр репродукции», «фотоматериалы», образцы;

Практические «изготовление шаблонов, образцов, изделий»; и т.д.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны иметь представления:

о сочетании цветов;

о правилах и законов композиции применительно к конкретному
направлению;

о разнообразии народных промыслов;

об общей последовательности выполнения декоративной живописи;

обучающиеся должны знать:

правила техники безопасности при работе с инструментами;

способы подготовки рогоза к составлению композиции;

обучающиеся должны уметь:

уметь составлять композиции

работать с инструментами, эскизами, шаблонами;

контролировать частоту и точность использования задания;

уметь выполнять разные способы художественного исполнения;

уметь выполнять декоративный орнамент в разных исполнениях;

уметь изменять стиль, форму и объем изделий, используя полученные знания и навыки.

Программа предусматривает групповую, фронтальную и индивидуальную формы организации учебной работы с использованием следующих методов:

1) По источнику передачи и восприятия знаний:

Словесные (рассказ, беседа),

Наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических приемов),

Практические (упражнения, рисование с натуры, пленэр, рисование на темы, выполнение творческой работы).

2) По характеру познавательной деятельности:

Репродуктивные (воспроизводящий)

Частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);

Творческие (творческие задания по видам деятельности).

3) По степени самостоятельности:

Работа под непосредственным руководством педагога;

Совместная работа;

Самостоятельная работа.

 

Основной формой работы являются учебные занятия.

Формой проведения является творческое занятие, на котором происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.

Информационное обеспечение: методические разработки занятий, иллюстрации, специальная литература по всем разделам программы для работы педагога с детьми, наглядный материал, готовые изделия соответствующие данной теме – сувениры, куклы.

 

Прогнозируемые результаты.

Реализация данной программы обеспечивает достижение образовательных результатов:

-развивается потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленной цели;

-приобретаются основы нравственного поведения.

-развивается внутренняя свобода ребенка, способность к объективной самооценки и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.

-воспитывается уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

-создаются условия для профессионального самоопределения детей.

-имеются представления о различных техниках изобразительной деятельности, декоративно-прикладного творчества работы с художественными материалами, инструментами.

-развивается образное и пространственное мышление, воображение, глазомер, совершенствуется моторика руки, внимание, память, восприятие, мышление, речь, пространственное представление.

-формируется способность мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества.

- формируется художественная культура.

В программе в качестве диагностических средств используются методы экспертной оценки: наблюдение, собеседование, анкетирование, конкурсы, выставки.

Формы подведения итогов реализации программы.

В течение года предусматривается участие в выставках учреждения, районных и краевых. Лучшие работы отбираются на конкурсах, проводящихся в объединении. Конкурсы, выставки, фестивали разного уровня, где демонстрируется уровень подготовки детей по программе.

Форма обучения – очная.

Фомы проведения занятий – аудиторные.

Формы организации занятий - в группах.

 

Учебно-календарный план

 

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Введение

2

-

2

2

Техника безопасности

8

8

-

3

Основные понятия цвета

14

4

10

4

Живопись. Пейзаж. Натюрморт.

24

4

20

5

Графика

22

2

20

6

Народные промыслы

10

2

8

7

Роспись матрешек

22

1

21

8

Роспись ложек

22

1

21

9

Конкурсы и выставки

10

-

10

10

Декоративно-прикладное творчество

10

1

9

 

ИТОГО

144

23

121

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

1.Введение (2)

«Давайте познакомимся».Ознакомление с работой на занятиях по рисованию, содержание и порядок работы. Проведение вводного инструктажа по Т.Б. Знакомство с материалами для уроков изобразительного творчества. Свобода в выборе. Знакомство с природными материалами. Свобода творчества, свобода в выборе изобразительного материала. Выполнение работы в формате листа А-4. Посмотрим на себя со стороны. Будем знакомы.

2.Техника безопасности(8)

Инструменты для работы с рогозом. Пробное задание. Правила поведения в классе. Виды инструментов и ТБ при работе с ними. Подготовка к работе

3.Основные понятия цвета (14)

Свет в жизни человека. Теплые и холодные цвета. Основные и составные цвета. Умение смешивать краски сразу на работе – живая связь красок. Творческое задание по теме. Понятие контраста. Черное и белое. Гризаль. Нейтральные и яркие цвета. Холодные цвета. Выбор холодных оттенков. Дискуссия на тему «Что можно рисовать в таком цвете». Творческое задание по теме. Получения одного цвета из нескольких цветов. Использование прямых и кривых линий в рисунке. Творческое задание по теме. Использование отпечатывания на бумаге. Симметричный рисунок. (бабочка, грибок, цветок). Использование геометрических фигур в рисунке. Творческое задание по теме. Пейзаж палочками. Использование воды на заключительном этапе рисунка.

4.Живопись. Пейзаж. Натюрморт.(24)

Изображение природы в разных техниках (гризаль, декоративная живопись, губка). Пленер (изображение окружающей природы с натуры). Использование разных жанров в живописи. Изучение известных художников пейзажистов. Изображение неживых предметов. Использование разной техники изображения. Пленэр.

5.Графика. (22)

Изучение известных мастеров графиков. Начальная разработка графической работы. Композиционный центр. Разработка эскиза. Графический пейзаж. Графический натюрморт. Графический портрет. Использование техники рисования соусом (сухим темным мелом). Творческая работа на свободную тему. Пленэр.

6.Народные промыслы.(12)

Изучение разных природных промыслов. История и обычаи древней Руси в народном прикладном творчестве. Хохлома. Гжель. Дымковская игрушка. Филимоновская игрушка. Жостово. Материалы и техники росписи. Роспись.

7.Роспись матрешек.(22)

Сбор методического материала и подготовка эскиза. Подготовка материалов для росписи. Рабочий эскиз на бумаге. Роспись. Завершение работы и покрытие лаком.

8.Роспись ложек.(22)

Сбор методического материала и подготовка эскиза. Подготовка материалов для росписи. Рабочий эскиз на бумаге. Роспись. Завершение работы и покрытие лаком.

9Конкурсы и выставки. (10)

Выполнение и подготовка конкурсных работ. Выполнение и подготовка конкурсных работ. Выполнение и подготовка конкурсных работ. Выполнение и подготовка конкурсных работ. Выполнение и подготовка конкурсных работ. Выполнение и подготовка конкурсных работ.

10.Декоративно-прикладное творчество(10)

Подготовка материала. Разработка идеи. Разработка эскиза. Подготовка материала. Разработка идеи. Разработка эскиза. Подготовка материала. Разработка идеи. Разработка эскиза. Подготовка материала. Разработка идеи. Разработка эскиза. Подготовка материала. Разработка идеи. Разработка эскиза.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для занятий по рисованию:

1. Наглядные пособия.

2. Книги для начинающих художников; репродукции картин; детские работы.

3. Библиотека с наглядным демонстрационным и раздаточным материалом.

4. Технические средства: музыкальный центр; мультимедийный проектор; экран; ноутбук.

Оборудование для занятий декоративно-прикладным творчеством:

1. Столы.

2. Стулья.

3. Наглядные пособия: (готовые изделия по темам).

4. Предметы быта: ваза керамическая, керамические кружки, посуда из домашнего обихода, муляжи овощей и фруктов; ткани разных цветов;

5. Ножницы.

6. Природный материал.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

«Большая книга женских рукоделий» Автор: Неринга Кранкалиене, Лорета Шомкиене, Наталия Михайленко. Издательство « Экмо»г. Москва, 2013 г.

«Волшебное стекло» (роспись по стеклу). Автор: И.В.Резько Издательство» Харвест» г. Минск., 2011г.

«Декоративная роспись» Автор: Д. Дьюберри. Издательство «Мир книги», 2008г.

«Орнамент» (учебное пособие, Автор: Л.В.Фокина Издательство «Феникс» г. Ростов на Дону .2000г.

«Роспись по камешкам» Автор: Анна Зайцева Издательство «Экмо» г. Москва, 2011г.

«Технологии росписи» (учебный курс росписи по дереву, металлу, керамики, ткани) Автор: Л. Алферов Издательство «Феникс» г. Ростов на Дону, 2001г.

Интернет источники:

https://infopedia.su/9x1f15.html

https://multiurok.ru/files/proghramma-kruzhka-khudozhiestviennaia-rospis.html

https://www.metod-kopilka.ru/obrazovatelnaya-programma-rospisi-po-derevu-61866.html

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.