Администрация города Магнитогорска
Муниципальное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4» города Магнитогорска
455026, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Суворова, 110
Тел.: (3519) 20-25-85, e-mail: internatHYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru"4HYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru"shuninHYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru"@HYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru"mailHYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru".HYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru"ru; http://74203s037.edusite.ru
Тема: «Загадки Южно - Уральской земли»
(Проект по краеведению, ориентированный на учащихся 2-4 классов в рамках введения ФГОС НОО ОВЗ)
Автор – составитель:
Чубаева Наталья Николаевна,
воспитатель группы
продлённого дня,
первой квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4»
г. Магнитогорск, 2016 г
1. Паспорт проекта
Наименование Проекта |
Проект по краеведению, ориентированный на учащихся 2-4 классов в рамках введения ФГОС НОО ОВЗ по теме: «Загадки Южно-Уральской земли» |
Организаторы и участники проекта |
Чубаева Наталья Николаевна, воспитатель группы продлённого дня, первой квалификационной категории МОУ «С(К)ОШИ №4», учащиеся МОУ «С(К)ОШИ №4» 2-4 классов |
Тип проекта |
Специально – социально - ориентированный |
Цель и задачи проекта |
Цель: создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к изучению Южного Урала, малой Родине. Задачи: - Раскрыть прошлое и настоящее Южного Урала, как малой Родины на основе изучения традиций, духовной культуры народов, проживающих в нашем крае. - Воспитание патриотизма у учащихся через получение краеведческих знаний о родном крае. - Активизировать учащихся к поисковой деятельности - Формирование у школьников навыков информационной культуры. - Учить детей самостоятельному использованию Интернет - источников и информационных технологий в изучении родного края. - Стимулировать желание детей к самостоятельной творческой деятельности |
Проектный продукт |
Мультимедийная презентация, Рисунки, Фотоколлаж. Малая детская энциклопедия –справочник «Загадки Южно-Уральской земли» |
Сроки реализации проекта |
Январь - март |
Эффективные формы работы в рамках реализации проекта |
- Познавательные занятия, экскурсии; - Продуктивная деятельность; - Фотовыставки и выставки рисунков и поделок |
2. Введение
Изучение своего края, в частности Южного Урала – одна из важнейших составляющих воспитания подрастающего поколения. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своего края, своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота тех мест, где родился и прожил каждый человек. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам – Южному Уралу. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю.
Актуальность данного проекта возрастает в связи с переосмыслением роли патриотического воспитания подрастающего поколения. Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины, своего родного края.
Южный Урал - окружающее ребёнка пространство, освоенное еще с детства, прочувствованное и принятое, как "свое” - вот та основа, которая дает чувство устойчивости в жизни, становится источником жизненной силы и умиротворения.
Отличительной чертой данного проекта является широкое применение краеведческого материала. Комплексный подход в изучении истории родного края как цельного социального и духовного организма предполагает познание его индивидуального развития: от рождения до современного состояния. Поэтому планируется рассмотреть историю, природу, население, образы края, нашедшие свое отражение в литературе, живописи, музыке, то есть Южный Урал во всем его многообразии.
3. Основные этапы по реализации проекта
Содержание практической деятельности на этапе |
Участники |
Диагностический этап |
|
Опрос «Что я знаю о Южном Урале?» |
Воспитатели, обучающиеся |
Подготовительный этап |
|
Определение темы и содержание работы, определение заголовка и названия глав, определение и обсуждение источников информации. Выбор критериев оценки результатов. |
Воспитатели |
Поисково – деятельностный этап |
|
Учащиеся: самостоятельный поиск и отбор необходимой информации, создание презентации. Воспитатели: наблюдение , советы, проведение консультаций и бесед, помощь в создании презентаций. Родители: оказание помощи в планировании работы с учётом занятости ребёнка, содействие в поисках необходимого материала для работы над проектом. |
воспитатели, обучающиеся, родители |
Обобщающий этап |
|
Систематизация собранного материала. Подготовка к выступлению на презентации проектного продукта. |
воспитатели, обучающиеся, родители |
Представление продуктов проектной деятельности. Родители: поддержка ребёнка во время презентации. |
воспитатели, обучающиеся, родители |
Аналитико – заключительный этап |
|
Оценка своей работы. Обмен впечатлениями по итогам проекта. |
воспитатели, обучающиеся, родители |
4. Дорожная карта мероприятий по реализации проекта
Этапы работы над проектом |
Деятельность воспитателя |
Деятельность учащихся совместно с родителями |
Сроки выполнения |
Диагностический этап |
Проведение опроса по теме: «Что я знаю о южном Урале?» |
Учащиеся совместно с родителями отвечают на вопросы |
Январь (2 неделя месяца) |
Подготовительный этап |
- Определение темы, цели и задач проектной работы; - Определение источников информации; |
Январь (3 неделя месяца) |
|
«Край родной на век любимый – Южный Урал» (вводное занятие – размышление) |
Сочинение – рассуждение по теме занятия |
Январь (4неделя месяца) |
|
Поисково – деятельностный этап |
«Южный Урал: прошлое, настоящее, будущее» (час общения) |
Творческое рисование- презентации |
Февраль (1 неделя месяца) |
«Животные и растения Южного Урала, занесённые в Красную Книгу» (беседа с использованием ИКТ) |
Творческие коллажи |
Февраль (2 неделя) |
|
«Заповедные места Южного Урала» (устный журнал) |
Создание презентации |
Февраль (3 неделя) |
|
«Заочное путешествие по Святым местам Южного Урала» (информационная беседа) |
Выставка рисунков, доклады, презентации |
Февраль (4 неделя) |
|
«Здесь ковалась Победа. Южный Урал - фронту» (информационно-познавательный час общения) |
Доклады, презентации |
Март (1 неделя) |
|
«Были, сказания, легенды о Южном Урале» (беседа – показ) |
Мини-проект - презентация |
Март (2 неделя) |
|
Обобщающий этап |
Познавательная викторина «Загадки Южно-Уральской земли» |
Оформление малой детской энциклопедии –справочника |
Март (3 неделя) |
Аналитико – заключительный этап |
Анализ совместной творческой деятельности «ДЕТИ – РОДИТЕЛИ – ВОСПИТАТЕЛЬ» в рамках реализации проектной работы Подготовка фотоотчёта по проектной деятельности Мультимедийная презентация «Роль воспитателя в формировании гражданской позиции через изучение малой Родины Южного Урала» |
Март (4 неделя) |
5. Ожидаемые результаты
Для учеников:
- ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;
- развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;
Для педагога:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых технологий в работе с детьми и родителями;
Для родителей.
- повышение уровня личностного сознания;
- укрепление взаимоотношений между детьми и родителями через поисковую деятельность.
Источники
- История и культура нар одов Южного Урала. Методическое пособие для учителей краеведения Челябинской области / под ред. В.М.Кузнецова. – Челябинск, 2010. – (Познай свой край. Уроки краеведения + CD). –112с.
- История культуры Челябинского края. Веков связующая нить: [в 2 т.] / [сост.: В. И. Богдановский и др.; редкол.: Д. Б. Перчик (пред.) и др.]. - Челябинск: Каменный пояс, 2007.
- Корецкая, Т. Л. Земля Уральская: энцикл. для детей / Т. Л. Корецкая; ил. А. Разбойников, худож. оформ. А. Конюхов. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. - 125 с.
- Корецкая, Т. Л. История Урала в рассказах для детей: кн. для чтения / Т. Л.
- Челябинская область. Золотые страницы Южного Урала: справочник. - Екатеринбург: УРСИБ, 2000. – 415 с.
Князева Наталья Борисовна