Проект урока краеведения для 2-4 классов «Загадки Южно — Уральской земли»

24
1
Материал опубликован 8 September 2016 в группе

Администрация города Магнитогорска

Муниципальное образовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4» города Магнитогорска

455026, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Суворова, 110

Тел.: (3519) 20-25-85, e-mail: internatHYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru"4HYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru"shuninHYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru"@HYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru"mailHYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru".HYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru"ru; http://74203s037.edusite.ru

 

Тема: «Загадки Южно - Уральской земли»

(Проект по краеведению, ориентированный на учащихся 2-4 классов в рамках введения ФГОС НОО ОВЗ)

Автор – составитель:

Чубаева Наталья Николаевна,

воспитатель группы

продлённого дня,

первой квалификационной категории

МОУ «С(К)ОШИ №4»

г. Магнитогорск, 2016 г

1. Паспорт проекта

Наименование Проекта

Проект по краеведению, ориентированный на учащихся 2-4 классов в рамках введения ФГОС НОО ОВЗ по теме:

«Загадки Южно-Уральской земли»

Организаторы и участники проекта

Чубаева Наталья Николаевна, воспитатель группы

продлённого дня, первой квалификационной категории

МОУ «С(К)ОШИ №4», учащиеся МОУ «С(К)ОШИ №4» 2-4 классов

Тип проекта

Специально – социально - ориентированный

Цель и задачи проекта

Цель: создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к изучению Южного Урала, малой Родине.

Задачи:

- Раскрыть прошлое и настоящее Южного Урала, как малой Родины на основе изучения традиций, духовной культуры народов, проживающих в нашем крае.

- Воспитание патриотизма у учащихся через получение краеведческих знаний о родном крае.

- Активизировать учащихся к поисковой деятельности

- Формирование у школьников навыков информационной культуры.

- Учить детей самостоятельному использованию Интернет - источников и информационных технологий в изучении родного края.

- Стимулировать желание детей к самостоятельной творческой деятельности

Проектный продукт

Мультимедийная презентация,

Рисунки,

Фотоколлаж.

Малая детская энциклопедия –справочник «Загадки Южно-Уральской земли»

Сроки реализации проекта

Январь - март

Эффективные формы работы в рамках реализации проекта

- Познавательные занятия, экскурсии;

- Продуктивная деятельность;

- Фотовыставки и выставки рисунков и поделок

 

2. Введение

Изучение своего края, в частности Южного Урала – одна из важнейших составляющих воспитания подрастающего поколения. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своего края, своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота тех мест, где родился и прожил каждый человек. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам – Южному Уралу. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю.

Актуальность данного проекта возрастает в связи с переосмыслением роли патриотического воспитания подрастающего поколения. Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины, своего родного края.

Южный Урал - окружающее ребёнка пространство, освоенное еще с детства, прочувствованное и принятое, как "свое” - вот та основа, которая дает чувство устойчивости в жизни, становится источником жизненной силы и умиротворения.

Отличительной чертой данного проекта является широкое применение краеведческого материала. Комплексный подход в изучении истории родного края как цельного социального и духовного организма предполагает познание его индивидуального развития: от рождения до современного состояния. Поэтому планируется рассмотреть историю, природу, население, образы края, нашедшие свое отражение в литературе, живописи, музыке, то есть Южный Урал во всем его многообразии.

3. Основные этапы по реализации проекта

Содержание практической деятельности на этапе

Участники

Диагностический этап

Опрос «Что я знаю о Южном Урале?»

Воспитатели, обучающиеся

Подготовительный этап

Определение темы и содержание работы, определение заголовка и названия глав, определение и обсуждение источников информации. Выбор критериев оценки результатов.

Воспитатели

Поисково – деятельностный этап

Учащиеся: самостоятельный поиск и отбор необходимой информации, создание презентации.

Воспитатели: наблюдение , советы, проведение консультаций и бесед, помощь в создании презентаций.

Родители: оказание помощи в планировании работы с учётом занятости ребёнка, содействие в поисках необходимого материала для работы над проектом.

воспитатели, обучающиеся, родители

Обобщающий этап

Систематизация собранного материала. Подготовка к выступлению на презентации проектного продукта.

воспитатели, обучающиеся, родители

Представление продуктов проектной деятельности.

Родители: поддержка ребёнка во время презентации.

воспитатели, обучающиеся, родители

Аналитико – заключительный этап

Оценка своей работы.

Обмен впечатлениями по итогам проекта.

воспитатели, обучающиеся, родители

 

4. Дорожная карта мероприятий по реализации проекта

Этапы работы над проектом

Деятельность воспитателя

Деятельность учащихся совместно с родителями

Сроки выполнения

Диагностический этап

Проведение опроса по теме: «Что я знаю о южном Урале?»

Учащиеся совместно с родителями отвечают на вопросы

Январь (2 неделя месяца)

Подготовительный этап

- Определение темы, цели и задач проектной работы;

- Определение источников информации;

 

Январь (3 неделя месяца)

«Край родной на век любимый – Южный Урал» (вводное занятие – размышление)

Сочинение – рассуждение по теме занятия

Январь (4неделя месяца)

Поисково – деятельностный этап

«Южный Урал: прошлое, настоящее, будущее» (час общения)

Творческое рисование- презентации

Февраль (1 неделя месяца)

«Животные и растения Южного Урала, занесённые в Красную Книгу» (беседа с использованием ИКТ)

Творческие коллажи

Февраль (2 неделя)

«Заповедные места Южного Урала» (устный журнал)

Создание презентации

Февраль (3 неделя)

«Заочное путешествие по Святым местам Южного Урала» (информационная беседа)

Выставка рисунков, доклады, презентации

Февраль (4 неделя)

«Здесь ковалась Победа. Южный Урал - фронту» (информационно-познавательный час общения)

Доклады, презентации

Март (1 неделя)

«Были, сказания, легенды о Южном Урале» (беседа – показ)

Мини-проект - презентация

Март (2 неделя)

Обобщающий этап

Познавательная викторина «Загадки Южно-Уральской земли»

Оформление малой детской энциклопедии –справочника

Март (3 неделя)

Аналитико – заключительный этап

Анализ совместной творческой деятельности «ДЕТИ – РОДИТЕЛИ – ВОСПИТАТЕЛЬ» в рамках реализации проектной работы

Подготовка фотоотчёта по проектной деятельности

Мультимедийная презентация «Роль воспитателя в формировании гражданской позиции через изучение малой Родины Южного Урала»

 

Март (4 неделя)

5. Ожидаемые результаты

Для учеников:

- ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;

- развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;

Для педагога:

- повышение профессионализма;

- внедрение новых технологий в работе с детьми и родителями;

Для родителей.

- повышение уровня личностного сознания;

- укрепление взаимоотношений между детьми и родителями через поисковую деятельность.

Источники

  1. История и культура народов Южного Урала. Методическое пособие для учителей краеведения Челябинской области / под ред. В.М.Кузнецова. – Челябинск, 2010. – (Познай свой край. Уроки краеведения + CD). –112с.
  2. История культуры Челябинского края. Веков связующая нить: [в 2 т.] / [сост.: В. И. Богдановский и др.; редкол.: Д. Б. Перчик (пред.) и др.]. - Челябинск: Каменный пояс, 2007.
  3. Корецкая, Т. Л. Земля Уральская: энцикл. для детей / Т. Л. Корецкая; ил. А. Разбойников, худож. оформ. А. Конюхов. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. - 125 с.
  4. Корецкая, Т. Л. История Урала в рассказах для детей: кн. для чтения / Т. Л.
  5. Челябинская область. Золотые страницы Южного Урала: справочник. - Екатеринбург: УРСИБ, 2000. – 415 с.
Комментарии

Как много красивых мест на нашей Земле!

2 January 2018