Памятка «Подготовка к защите проектов»
24.05.20г. 4гр.2год об. Тема : «Подготовка к защите проектов.»
(теоретическая часть).
Процедура защиты проекта включает в себя:
доклад учащегося;
ответы на вопросы по докладу.
Остановимся на каждом пункте поподробнее.
Доклад – текст краткого выступления о выполненной работе и ее результатах, рассчитанного на 5-7 минут. Дополнительно 2-3 минуты отводится на вопросы выступающему.
Доклад лучше составить из трех частей:
Введение. Составьте краткую, но ёмкую речь: представитесь, изложите тему проекта, проблему и актуальность темы, достаточно полно и лаконично расскажите о постановке и решении задач проекта.
Содержание работы. Расскажите о выбранном пути решения проблемы; продемонстрируйте найденное решение; расскажите о выбранной технологии изготовления изделия не забывая упомянуть о технике безопасности при работе с инструментами.
Заключение. В ходе доклада необходимо обязательно представить результат – продукт проектной деятельности, дать ему оценку, проанализировать его успешность, отразить его недостатки, а так же представить перспективы развития проекта или перспективы усовершенствования своего продукта, результаты апробации продукта.
В тексте доклада надо полностью написать все слова, которые необходимо будет произносить на защите.
Распределение времени.
Перед каждым выступающим возникает проблема соблюдения регламента. Регламент - вещь скучная, но принципиальная, ибо выделение 10 минут на выступление ставит нас в одни рамки, тридцати минут - в другие, полутора часов в третьи. Поэтому при подготовке и репетициях доклада временному фактору следует уделить особое внимание. Лучше зарезервировать 2-3 минуты на непредвиденный случай.
Если докладчик не уложился в отведенное время, его могут просто прервать. Такая ситуация крайне нежелательна. Нередко встречаются дешёвые спекуляции вроде: "К сожалению, из-за недостатка времени наиболее существенные результаты моей работы остались за кадром". Всё это оставляет слушателей глубоко неудовлетворёнными, в том, что они зря потратили время, так и не узнав главного, а докладчик расписывается в собственном непрофессионализме. Если мы не сумели сказать главного, то возникает вопрос: о чём же, простите, мы тогда говорили?
Использование текста.
Текст доклада, как правило, необходимо и целесообразно готовить заранее. Использовать ли его во время доклада? Это не запрещается, некоторые так и делают.
Допускается подсматривать в текст выступления, но не читать его или, по крайней мере, делать вид, что не читаешь. Однако есть риск при выступлении (с учетом большой эмоциональной нагрузки и стресса) «увязнуть в читке».
Есть другая крайность: текст выучивают наизусть и затем читают, как стихотворение. А если вдруг докладчик забудет один из пунктов доклада или собьется, то назад вернуться ему будет крайне тяжело, и он просто напросто растеряется.
Оптимальным представляется вариант, когда у докладчика на руках имеется план – конспект доклада. Это придает оптимальную уверенность и позволяет докладчику излагать материал последовательно, не пропустить существенных моментов в сообщении.
Подготовка доклада.
Доклад нужно как следует отрепетировать: вначале самостоятельно, затем в присутствии родных, друзей, руководителя. При этом репетиции следует проводить с демонстрационными средствами и наглядными пособиями, которые будут представлены на конференции.
При подготовке доклада следует обращать внимание на расстановку акцентов и смысловых ударений. Важные моменты: цель, основные утверждения, техника изготовления экспоната, результаты и выводы – должны выделяться голосом, интонацией, возможно, повторением.
Демонстрационные средства.
Необходимым элементом защиты является наличие и качество наглядного материала, иллюстрированное обеспечение доклада (цифровые таблицы, крупномасштабные рисунки, фотографии и т.п.) должен нести конкретную информацию и иметь пояснение.
КП позволяет использовать её как легальную шпаргалку, а с другой стороны, даёт возможность членам комиссии одновременно изучать проектную работу и контролировать выступление докладчика.
Презентация легко поможет вам провести доклад, но она не должна его заменить. Если вы только читаете текст слайдов, то для комиссии это сигнал о том, что выступающий не ориентируется в содержании. Но если ребенок растерялся или не может проглотить комок в горле, то прочтение презентации будет единственным его спасением.
Начните её создание с титульного листа. Каждый слайд должен содержать ограниченное количество информации. Текст должен содержать только основные идеи. Не нужно переполнять презентацию текстом, вы его можете рассказать устно. Завершите итоговым слайдом: в нём разместите благодарности руководителю и всем, кто давал ценные консультации и рекомендации.
То, что трудно объяснить словами, лучше показывать наглядно изображениями. Уместно, чтобы на экране появлялось изображение того, о чём вы говорите. Не совершайте ошибок: не пишите тот же текст, который вы говорите, на слайде презентации.
Оформление презентации выполняйте в соответствии с требованиями.
Не злоупотребляйте анимацией. Настройка анимации, может вызвать негативную реакцию со стороны членов комиссии, которые одновременно должны выполнять три различных дела: слушать выступление, бегло изучать текст работы и вникать в тонкости подачи материала. Визуальное восприятие слайда занимает от 2 до 5 секунд, в то время как продолжительность некоторых видов анимации может превышать 20 секунд.
Таблицы, графики должны быть выполнены таким образом, чтобы аудитория могла рассмотреть, что на них изображено и написано. Не следует во время доклада зачитывать слушателям, что написано в ваших таблицах. Достаточно показать указкой в нужное место со словами: «Здесь приведены результаты моего опроса» и т.п.
При создании презентации можно использовать фоновую музыку. При этом надо помнить, что музыка отвлекает от информации и ее лучше использовать к фотографиям, рисункам, не требующим устного комментария.
Внешний вид.
Экстравагантная одежда, прическа, макияж вряд ли будут уместны для атмосферы конференции.
Манера поведения.
Докладчик не отвечает, не сдает экзамен. Он рассказывает нечто интересное и благодарен аудитории за то, что его слушают.
Если задают вопросы. Значит, сообщение вызвало интерес, и тон ответа должен быть соответствующим.
Конечно, какой – либо вопрос может вызвать затруднение. Чтобы их было меньше, необходимо, конечно, свободно владеть материалом и не только тем, который излагается в докладе непосредственно, но, желательно, быть компетентным в той области, которой посвящена работа.
Если все-таки с ответом на поставленный вопрос возникла проблема, не следует впадать в «столбняк». Можно прибегнуть к формам, вроде: «Этот вопрос непосредственно не входил в тему моей работы», «Сейчас я затрудняюсь сформулировать точный ответ», «Если я вас правильно понял, …» - и дальше отвечать не совсем на поставленный вопрос, а на близкий к нему, но такой, на который в состоянии ответить.
Начало доклада. Задача в этой части: вызвать интерес к себе и к тому, о чем будет говорить докладчик. Если на конференции не представили докладчика, следует начать с этого: «Меня зовут… я представляю школу…, тема моей работы…». Хорошо начать доклад с относящегося к теме афоризма, высказывания известного ученого и т.п.
Окончание доклада. Доклад можно закончить фразой типа: «Я закончил. Спасибо. Готов ответить на ваши вопросы».
Источник: https://www.metod-kopilka.ru/metodicheskie-rekomendacii-osnovnie-etapi-podgotovki-uchaschegosya-k-zaschite-proektnoy-raboti-61354.html