12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Ставер Людмила Станиславовна90
Россия, Смоленская обл., Смоленск

Технологическая карта к уроку обществознания в 6 классе

Тема урока

«Первый экспонат музейного уголка»

Дата урока

 

Тип урока

Конкурс защиты проектов в рамках открытия музейного уголка в кабинете истории (паспорт проекта Приложение 1)

Цель урока

Создать условия для формирования представлений о значимости преемственности элементов материальной и духовной культуры прошлых поколений на примере первого экспоната музейного уголка; обобщения и систематизации знаний о средствах массовой информации, исторических источниках, духовных ценностях, а также культуре и повседневной жизни народов России.

План урока

1. Конкурс защиты индивидуальных проектов с их обсуждением;

2. Блиц-опрос команд по темам проектов;

3. Подведение итогов и открытие музейного уголка

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Используемые технологии:

ИКТ, игровая деятельность, проектная деятельность.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: определять все виды средств массовой информации, исторических источников, историческое развитие средств массовой информации.

Получат возможность научиться: высказывать собственное мнение, выявлять роль и определять особенности печатных изданий в России

на протяжении своего становления

Познавательные: самостоятельно находят новые идеи, привлекая знания из различных областей, находят нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимают, применяя основные обществоведческие термины и понятия; оперируют новыми терминами.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; взаимодействуют в ходе выполнения групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, аргументируют собственную точку зрения; правильно используют речевые средства в соответствии с задачей для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; презентуя свои проекты, используют артистические умения и различные средства наглядности в ходе выступления.

Регулятивные: умеют прогнозировать результат деятельности, планировать деятельность, время и ресурсы, анализировать ход и результаты собственной деятельности; осуществляют поиск необходимой информации в различных источниках (СМИ, учебная литература, Интернет), а затем анализируют и систематизируют ее

Уверенно реализуют личностные качества,

раскрывая творческий потенциал; выражают

толерантное отношение к людям с противоположными взглядами и убеждениями; заинтересованы не только в личном успехе, но и в развитии жизни общества;

бережное относятся ко всему, что досталось от предшествующих поколений, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре; испытывают чувство ответственности и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему.

Продолжение табл.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока

Время (мин)

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимодействия на уроке

Универсальные
учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация
к учеб-ной деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для положительного настроя на работу, а также возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Объясняет особенности этапов проведения конкурса.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная работа

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной речи с учётом своего жизненного опыта.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

 

II. Акту-ализация знаний

6

Беседа на тему «Как готовились к защите проекта»

Организует беседу по вопросам:

– Чем вы занимались, готовя защиту своих проектов?

– Кто помогал вам выполнить эту работу?

– Из каких источников вы брали информацию?

– С какими трудностями столкнулись?

– Как ваша тема связана со средствами массовой информации?

-Какие средства массовой информации вы знаете?

- Можно ли отнести ваши проекты и саму тематику проектов к историческим источникам? Если да, то к каким?

- Зачем нужны исторические источники?

Отвечают на вопросы, дают развернутые, аргументированные ответы

Фрон-тальная, индивидуальная

Познавательные: перерабатывают полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; взаимодействуют в ходе выполнения групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, аргументируют собственную точку зрения; оперируют изученными понятиями

Личностные: выражают

толерантное отношение к людям с противоположными взглядами и убеждениями

Устные ответы

III. Защита проектов

22

Индивидуальные выступления учащихся с защитой

групповых проектов на темы: «История появления печатных газет в России. «О чем писали газеты в разные времена?»,

«Роль печатных изданий в России с момента их появления до современных дней», «История возникновения и развития печатного издания «Огонёк»;

«Анализ газеты «Огонёк», №31 от 13 (26)августа 1904 года»

Организует индивидуальные выступления учащихся с сообщениями и презентациями, которые оцениваются членами жюри (ученики 8 класса) по разработанным критериям (Приложение2)

Защищают групповые проекты, знакомят с групповыми презента-

циями, обсуждают выступления своих товарищей, группа готовит 4 вопроса для блиц-опроса команд- соперниц по теме своего проекта

Индиви-дуально-групповая

работа

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Регулятивные: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные: используют артистические умения и различные средства наглядности в ходе выступления, дают четкую аргументацию своего мнения Личностные: заинтересованы не только в личном успехе, но и в успехе команды в целом; в предложенных ситуациях опираются на общие для всех правила поведения, принимают решения, какой поступок совершить

Защита проектов

IV. Закрепление изученного материала

7

Систематизация и обобщение полученных знаний

Проводит блиц-опрос по разработанным вопросам команд

В течение двух минут команда отвечает на вопросы команд-соперниц

индивидуально-групповая

Познавательные:

находят нужную социальную информацию

адекватно ее воспринимают, применяя основные обществоведческие термины и понятия; оперируют новыми терминами

Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной речи;

Личностные: проявляют толерантное отношение к людям с противоположными взглядами и убеждениями; заинтересованы не только в личном успехе, но и в успехе всей команды;

 

V. Подведение итогов урока

Рефлексия

6

Обобщение
полученных
на уроке
сведений

1) Проводит беседу по вопросам:

–Важно ли сохранить элементы, относящиеся к культуре предшествующих поколений?

- В чем состоит необходимость сохранности? (аргументированный ответ)

- Какими способами можно сохранить такую информацию?

2) Жюри подсчитывает и сообщает результаты конкурса;

3)Команда-победитель торжественно открывает музейный уголок, вносит первый экспонат: газета «Огонек» № 31 от 13(26) августа 1904 года.

Организует беседу по вопросу о важности подобных уроков и о возможности проведения в дальнейшем уроков, связанных с пополнением фондов музейного уголка в кабинете истории.

Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа, групповая

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, проводят самоанализ причин возможных неудач.

Коммуникативные: взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, аргументируют собственную точку зрения.

Личностные: бережное отношение ко всему, что досталось от предшествующих поколений, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре; выражают чувство ответственности и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему.

Оценивание работы команд на уроке

Домашнее за-дание

1

1)Команда-победитель: оформление своего проекта в качестве экспоната музейного уголка;

2)Остальные команды: написать эссе на тему «Мой вклад для будущих поколений…»

Конкретизирует задания

Записывают домашнее
задание

Индиви-дуальная работа

   

Приложение1

Паспорт проекта

1. Название проекта: «Первый экспонат музейного уголка»

2. Руководитель проекта: Ставер Людмила Станиславовна

3. Учебные предметы, в рамках которых проводится работа по проекту: обществознание, история России

4. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 6 класс (12-13 лет)

5. Перечень учебных тем, к которым проект имеет отношение: «Средства массовой информации», «Материальная и духовная культура», «Духовные ценности», «Исторические источники», «Культура и повседневная жизнь народов России».

6. Тип проекта по количеству участников: групповой

(для учащихся одного класса)

7. Тип проекта по продолжительности выполнения: краткосрочный (2 урока)

8. Тип проекта по характеру деятельности учащихся: информационно-исследовательский

9. Тип проекта по предметно-содержательной области: межпредметный проект (история и обществознание)

10. Тип проекта по характеру управления: непосредственный (учащиеся имеют возможность общения с учителем, как в урочное, так и во внеурочное время)

11. Актуальность: На одном из уроков обществознания по теме «Средства массовой информации» учащимся был продемонстрирован экземпляр газеты «Огонек» 1904 года. Ребята заинтересовались данным экземпляром, и появилось желание узнать как можно больше об этой газете, а также об информационных источниках, которые были популярны в разное время. Ведь сведения о том, какими источниками получения информации пользовались наши предшественники, по каким учебникам они занимались, хранились только в их памяти, тем более, что сдача макулатуры до сих пор остается популярной. Единственным местом, где могли бы оставаться какие-либо экземпляры, является только их домашние хранение (в лучшем случае), передаваемые из поколения в поколение, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре, либо же все эти материалы просто выбрасываются в мусорное ведро за ненадобностью. Вот и сам номер этой газеты, которому уже более 100 лет, принадлежал личным документам учителя истории и обществознания средней школы №1 города Смоленска. Поэтому вопрос о сохранности данного номера, а также его демонстрацией другим учащимся школы, был решен проведением урока защиты проектов, посвященных первому экспонату, в рамках открытия музейного уголка в кабинете истории, связанных с данной тематикой.

12. Объект исследования: газета «Огонек» №31 от 13(26) августа 1904 года, а также периодические печатные издания в России разных времен.

13. Предмет исследования: история развития печатных изданий в России, а также их роль и особенности в разное время.

14. Мотивационный компонент: «Не перечеркивайте прошлого, без него нет настоящего и будущего»

15. Заказчик проекта: учитель истории и обществознания

16. Консультанты проекта: учителя - предметники

17. Информационные и материально-технические ресурсы: книги, газеты, интернет-ресурсы, компьютер.

18. Цель проекта для учеников: раскрыть свой творческий потенциал, проявлять себя индивидуально и в группе, научиться планировать этапы для достижения поставленной цели, применить уже имеющиеся знания, а также расширить кругозор в новых областях, публично продемонстрировать достигнутый результат.

19. Цель проекта для учителя: повысить интерес учащихся к социально-гуманитарному знанию, развивать их познавательные интересы, совершенствование универсальных учебных действий учащихся, формировать речевую, коммуникативную и информационную компетентности.

20. Основные вопросы, которые решались в ходе выполнения проекта:

Основополагающий вопрос:

Что значит первый экспонат музейного уголка?

Проблемные вопросы:

Какова история появления печатных газет в России?

О чем писали газеты в разные времена?

Как менялась роль печатных изданий в России с момента их появления до современных дней?

Как появилось и развивалось печатное издание «Огонёк»?

Какие особенности присуще номерам газеты «Огонёк» (на примере №31 от 13 (26)августа 1904 года)?

21. Задачи проекта:

Обучающие:

- обобщить и расширить знания о средствах массовой информации в обществе;

- познакомиться с историей развития средств массовой информации, а также выявить их роль в России на протяжении своего становления;

- расширить знания при изучении периодических печатных изданий в России (газет);

- выявить особенности печатных изданий в России на примере первого экспоната музейного уголка (газета «Огонек», № 31 от 13 (26) августа 1904 года)

Развивающие:

- формировать уверенность в реализации личностных качеств;

- развивать умения самостоятельно находить новые идеи, привлекая знания из различных областей, находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; оперировать новыми терминами;

- содействовать раскрытию творческого потенциала, творческой самореализации;

- формировать умение прогнозировать результат деятельности, планировать деятельность, время и ресурсы, анализировать ход и результаты собственной деятельности;

- развивать умения взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

- развивать умения правильно использовать речевые средства в соответствии с задачей для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- развивать презентационные умения (артистические умения, умения использовать различные средства наглядности в ходе выступления).

Воспитательные:

- воспитывать культуру общения, чувств, творческого взаимодействия;

- воспитывать толерантное отношение к людям с противоположными взглядами и убеждениями; быть заинтересованным не только в личном успехе, но и в развитии жизни общества;

- воспитывать бережное отношение ко всему, что досталось от предшествующих поколений, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре;

- формировать чувство ответственности и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему.

22. Основу гипотезы исследования составило предположение о том, что в результате более подробного рассмотрения темы «первый экспонат музейного уголка», дети будут больше знать и помнить историю своей школы, затем по цепочке – историю города, области и в целом историю России – нашей многонациональной Родины, сформировав высокий уровень гражданского самосознания и нравственности. 

Теоретические: анализ литературы, моделирование общей гипотезы исследования и проектирования результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы.

Эмпирические: опросно-диагностические, наблюдения, интервью, беседа;

Статистические: оценка результата исследования.

23. Этапы работы над проектом

Этапы

Учитель

Ученик

Подготовка

Помощь в определении темы и целей проекта, установление процедур и критериев оценки результата.

Определение темы и цели проекта.
 

Планирование

Установление процедур и критериев оценки процесса разработки проекта. Рекомендации по определению источников информации

Определение источников информации; определение способов её сбора и анализа. Определение способа представления результатов (формы отчета)

Определение способов обработки информации

консультации по возникшим вопросам

Анализируют, обобщают, делают выводы, сопоставляют с фактами.

Исследование

консультации по возникшим вопросам

Планирование деятельности, алгоритм работы и сроки выполнения. Решение промежуточных задач

Выполнение плана работы и его корректировка

консультации по возникшим вопросам

отчет о проделанной работе и внесение корректив

Оформление результата

консультации по возникшим вопросам

Создание мультимедийной презентации

Защита проекта и оценка результата

Анализ выполнения проекта по разработанным критериям

 

Представляют и защищают свой проект

Подведение итогов

Самоанализ достоинств и недостатков проекта, совместное определение причин успехов и неудач

24. Результаты проекта

Данный проект является самостоятельной работой учащихся 6класса. В процессе работы над проектом ученики должны были не только выявить особенности печатных изданий прошлых столетий, но и сделать собственные выводы о значимости приобретенных знаний. А также придти к пониманию того, что они получили уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи. Поэтому открывая музейный уголок и оставляя свой проект в качестве подлинного экспоната, ребята смогут почувствовать себя сопричастными к истории, как минимум школы и ответственными за дальнейшее развитие будущих поколений учеников.

В результате работы над проектом учащиеся приобретали навыки работы с текстом, работа в группах, взаимодействие с взрослыми (библиотекарем, учителями - предметниками), защита проекта способствовали формированию коммуникативной компетенции. Формирование информационной компетенции происходило на всех этапах работы над проектом: во время поиска и обработки информации, подготовки и защиты слайдовой презентации.

Приложение 2

Оценочный лист

Названия команд

Критерии

оценивания проектов

Ведомости

Известия

Российская газета

Огонек

Биржевые ведомости

Количество слайдов

(7-10 слайдов) – 1 балл

         

Титульный лист

с заголовком – 1 балл

         

Использование эффектов анимации – 1 балл

     

 

 

Наличие цели

проекта – 1 балл

         

Наличие вывода – 1 балл

         

Доступность

материала – 1 балл

         

Соблюдение

регламента – 1 балл

         

Критерии оценивания блиц-опроса

         

Каждый правильный ответ – 1 балл

         

Соблюдение регламента (2 минуты) – 1 балл

         

Л.С Ставер учитель истории и обществознания МБОУ «СШ№1» города Смоленска

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.