Публикация по экологическому воспитанию «Тридцать дней единения с природой»
Пояснительная записка к презентации
«Тридцать дней единения с природой»
(из опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников)
Автор: Хрыкина Т.Ю.,
методист МБУ ДО «ЦДТ» г.Шумерля
Ты, Человек, любя природу, хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах не растопчи ее полей!
Не жги ее напропалую и не растаптывай до дна,
И помни истину простую – нас много, а она одна!
Экологическое воспитание детей - одно из важнейших направлений дошкольного образования. Его цель - посеять и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье.
В МБУ ДО «Центр детского творчества» города Шумерля уже много лет функционирует студия творческого развития детей дошкольного возраста «Супердетки». Работа по экологическому воспитанию в студии велась и раньше, но проводилась эпизодически. В 2015-2016 учебном году, когда у нас был создан городской штаб «ЭКА», мы сразу включились в реализацию годового плана мероприятий этой организации. В течение учебного года проводились занятия, на которых дети проводили опыты с водой, песком, камнями и т.д., выполняли аппликации и рисовали представителей мира природы, закрепляя знания об их разнообразии, отличительных признаках, питании, играли в подвижные и хороводные игры «У медведя во бору», «Пчёлы» и др.
В этом году межрегиональная организация ЭКА запустила новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята», который направлен на формирование у детей культуры природолюбия. Понятно, что Центр детского творчества не мог остаться в стороне и педагоги студии «Суперетки» активно включились в работу. А с 1 по 31 марта воспитанники студии стали активными участниками регионального этапа Всероссийской эстафеты Эколят и Молодых защитников Природы, который проводил "ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЭТКЕР" МИНОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШИИ. Всего в рамках данной эстафеты было проведено 18 тематических занятий и мероприятий.
Самые младшие обучающиеся студии изучали животный мир нашего края и на творческих занятиях мастерили и рисовали его представителей – утку и ежика, представив свои работы в выставочном зале ЦДТ на выставке «Я и природа».
Воспитанники 2-го года обучения вспоминали сезонные изменения в природе, происходящие в нашей местности, а также узнали о тайнах леса, о его значении в жизни человека, зверей и птиц.
Ярким и интересным событием стало для ребят «Путешествие по весенней экологической тропинке», где педагоги Центра и члены муниципального штаба ЭКА подготовили для них непростые испытания. Как настоящие туристы дети обследовали пещеру и качались на лианах, вспоминали весенние приметы и называли первоцветы, играли в игру «Летает – не летает» и переходили по навесному мосту. В путешествии настроение ребят поддерживали веселая музыка и игры.
Для обучающихся 3-го года обучения был организован конкурс рисунков «Времена года», в рамках которого 22 воспитанника представили в своих работах любимое время года.
Педагоги Центра рассматривают экологическое образование дошкольников как процесс воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Поэтому особое внимание уделили совместной деятельности детей и родителей. Нами были организованы два творческих конкурса.
В течение недели в выставочном зале Центра детского творчества действовала выставка - конкурс работ из бросового и природного материала «Весенние фантазии», в которой от студии «Супердетки» было представлено 18 изделий. Многие из них стали победителями и призерами данного конкурса и были награждены грамотами Центра детского творчества, что говорит о результативности совместного творчества детей и родителей.
Очень ярким и запоминающимся стал конкурс моделей одежды из бросового и природного материала «ЭкоМода». Зрители стали свидетелями необычного показа модной коллекции, над которой трудились великие модельеры – родители, проявившие незаурядные творческие способности, фантазию и воображение. Ребята представили яркие костюмы из пластиковых бутылок и полиэтиленовых пакетов, фантиков от конфет, мешков из- под сахара, картона, медицинских одноразовых материалов и т.д. Это был самый настоящий праздник, где звучала весёлая музыка, демонстрация костюмов была организована в форме дефиле, выход каждой модели сопровождался комментарием ведущих конкурса. 12 юных моделей очень старались – демонстрировали одежду, а зрители громко аплодировали. Данная коллекция также была представлена и на республиканском форуме педагогов дополнительного образования, который был проведен в мае на базе нашего Центра.
Ответственным и важным днем для воспитанников студии «Супердетки» стало 30 марта. В этот день их торжественно приняли в «Эколята-дошколята». Во время праздничного мероприятия дети помогли Лесовичку расколдовать его лес, заколдованный Бабой Ягой. Они выполняли различные задания - отгадывали загадки, пели песни, в игровой форме еще раз повторили правила поведения на природе. При этом ребята не только показали свои знания о природе родного края, но и подтвердили, что достойны звания защитников природы. На торжественной церемонии посвящения в «Эколята» ребята дали Клятву Эколога, а каждому из них был вручен специальный Значок с эмблемой экологического проекта «Эколята-дошколята».
Такие совместные мероприятия помогают воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и откликаться на красивое в окружающей нас природе.
В мае-июне 2016 года Государственный заповедник «Присурский» проводил республиканский этап детского художественного творчества «Мир заповедной природы» в рамках международной акции «Марш парков-2016». Трое обучающихся студии «Супердетки» приняли в нем участие и заняли 1, 2 и 3 место.
Коллектив Центра детского творчества планирует продолжить реализацию проекта «Эколята-дошколята», чтобы каждый воспитанник, став «Эколёнком», осознал, что он вошёл в общество людей, которые берегут и защищают природу, которым свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней.
И в заключении хочу добавить, что проект «Эколята–Дошколята» является первым этапом общего процесса формирования экологической культуры ребёнка. Последующие ступени экологического образования и воспитания реализуются в рамках экологических природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята» (1-4 класс) и «Молодые защитники Природы» (5-9 и 10-11 класс). А наиболее активных приверженцев защиты природы ждет муниципальный штаб ЭКА, который регулярно проводит свои природоохранные акции.