12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пивоварова Жанна Ивановна48
Россия, Иркутская обл., р. п. Чунский

Библиотечный урок по экологическому воспитанию для 6 класса

«Мы можем защитить ПРИРОДУ!»

Форма проведения: устный журнал.

Автор: Пивоварова Жанна Ивановна, библиотекарь МБОУ СОШ №29 р.п. Чунский.

Цели:  углубить и расширить знания учащихся по экологии, показать важность экологических проблем в природе и влияние на экологические ситуации каждого человека. В ходе урока выявить познавательные интересы ребят и развить их творческие способности.

Задачи: развитие умения работать сообща, воспитание дружеских отношений в коллективе. Просвещение и пропаганда экологических знаний, знакомство с художественными произведениями, затрагивающими проблемы экологии.

Оборудование:

-Персональный компьютер;

-Мультимедийный проектор;

-Экран;

-Презентация для устного журнала «Мы можем защитить ПРИРОДУ!»;

-Видеоролики (приложения 1,2,3,4);

-Заголовок мероприятия (приложение 5);

-Сигнальные карточки для викторины (А, Б, В);

-Раздаточный материал для творческой работы (напоминающие знаки, круг из ватмана);

-Глобус;

-Книжная выставка литературы о природе и экологии.

Ход мероприятия

Библиотекарь: Здравствуйте ребята!

Все мы живем на удивительной планете, которая является нашим общим домом. Это планета Земля, и не случайно ее главные богатства созвучны с названием. Земля – наш дом, Земля – наша кормилица, родная земля, Родина. Малая Родина – это место, где человек родился, которое навсегда останется дорогим для него. И люди обязаны заботиться о сохранении природы на нашей планете, потому что это из-за нас происходят негативные изменения в окружающей среде. Одной из самых актуальных, глобальных проблем в мире является проблема экологии. И этот год – 2017, объявлен Годом экологии в России.

1 страница «Планета - наш общий дом»

Мультфильм «Мальчик и Земля» (Приложение 1)

Библиотекарь: Речь сегодня пойдёт о нашей планете, о нас с вами, о нашем отношении к Природе.

Ведущий 1: Наверное, большинство из нас старается сделать уютным и красивым если не свой дом, то уж хотя бы свою комнату. Но почему-то, переступив порог своей квартиры, мы забываем о том, что за этим порогом – тоже наш дом. Космонавты говорят, что из космоса Земля голубая, и от каждого из нас зависит, чтобы из иллюминаторов космических кораблей они продолжали видеть голубые озёра, а не грязные лужи, зелёные леса и прекрасные луга, а не горы мусора и голую потрескавшуюся землю. Очень важно бережно относиться к нашему общему дому – Земле и всем, кто на ней живёт.

Для кого мы охраняем природу? – для человека.

От кого мы охраняем природу? - от человека.

Ведущий 2: Когда-то наши предки только выращивали растения, разводили домашних животных, а сейчас мы строим громадные промышленные предприятия, используем множество автомобилей, вырубаем деревья. Конечно, развитие нашей цивилизации не должно останавливаться. Только не надо забывать, что расходовать ресурсы планеты следует разумно, осторожно, и первостепенной задачей людей является забота о чистоте окружающей среды.

Мы всё сегодня чаще слышим слово «ЭКОЛОГИЯ». Эта наука пытается дать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильно делать? Слово «экология» составлено из 2 греческих слов: «ойкос» - «жилище, дом» и «логос» - учение. Наука о жилище, доме.

Ведущий 1: А что мы с вами называем общим домом? Правильно, Природу. И обитатели этого дома – звери, птицы, рыбы, насекомые, травы, деревья, водоросли, микробы и все мы – люди.

Люди часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Это опасное заблуждение. Заблуждением является и то, что почва, вода и воздух самоочищаются, как бы мы их ни загрязняли, а также и то, что вредных живых созданий надо уничтожать.

Ведущий 2: Земля не прощает человеку, если он жестоко уничтожает ее богатства.

Все в природе взаимосвязано. Когда мы осушаем русло реки, гибнет рыба, а в итоге сам человек не сможет использовать ее в пищу. Если почва не будет отдыхать, не стоит ждать хорошего урожая. Если постоянно загрязнять воздух и воду, человечество не сможет выжить в условиях экологической катастрофы. 

Видеоролик: 'Загрязнение природы. Задумайтесь!' (Приложение 2)

Ведущий 1: Сегодня в век прогресса и технологий мы знаем, каким образом защитить природу. Я бы хотела, чтобы все известные секреты природы люди направляли не на разрушение, а на сохранение нашего общего дома.

С детства мне нравятся реки,

Сибирские наши леса,

Холмы и пролески, равнины, болота

Волнуют ребячьи сердца.

Могуча, красива, любима

И вечно она молода,

Нарядна, разумна, мила

Родная природа моя!

Ведущий 2: «Конкурс внимательных» найти смысловые ошибки в тексте)

Лес – богатство страны. В лесу живут барсуки, лисицы, белки, верблюды, зайцы, а также мелкие животные – медведи. Большую ценность представляют пушные звери: соболя, куницы, норки, мыши, лисицы, бобры. Из шкур этих животных шьют шубы, шапки, летние платья, воротники. Бобры обитают в глухой чаще, роют себе ноки. В глухих хвойных лесах Урала и Сибири обитает огромный зверь с ветвистыми рогами – соболь, шкура которого высоко ценится из-за превосходного меха. В лесу растут такие растения, как ель, сосна, пихта, верблюжья колючка, кедр, лиственница. Есть такие ягоды, как малина земляника, ежевика, черника, голубика. Густые, труднодоступные места называют тундрой.

Страница 2. «Что имеем не храним…»

Ведущий 1: Здравствуйте, друзья! Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, реки, озера! Здравствуйте, птицы! Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и знакомыми, но и со всеми живыми существами, что его окружают, может быть, до сих пор на Земле жили бы все те животные и растения которых и уничтожил сам человек.

До появления человека один вид животных вымирал за 1000 лет. В настоящее время на Земле исчезает один вид животных в год. Зоологи подсчитали, что из-за деятельности человека в исторический период исчезли 150 видов птиц, 106 видов млекопитающих.

Ведущий 2: Ребята, давайте посмотрим, как мы с вами в нашем посёлке охраняем природу. Сейчас разыграем разные ситуации. Давайте представим, что мы все пошли в лес. Нашли хорошую полянку. Даже старое кострище есть, вот здесь и сделаем костёр. Но девочкам понравилась соседняя полянка, перешли на неё. Мальчики стали копать яму под костер и отбрасывали землю подальше, чтобы не мешала. Как вы думаете, правильно ли они сделали?

Ведущий 1: 1 ситуация: Ребята увидели на траве птенца не умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли, и решили взять птенца с собой. Неожиданно прямо перед ними появилась белка. Один из мальчиков изловчился и накрыл её шапкой. «Теперь моя будешь» - довольно сказал он. Прав ли он?

Ответ. Диких животных, их детёнышей и птенцов нельзя уносить из природной среды. Жилища людей для них чужды. К тому же, птенцов очень трудно выкормить в домашних условиях. Выращенные в неволе животные оказываются неприспособленными к свободной жизни.

Ведущий 2: 2 ситуация: Мальчик вынул из кармана спичечный коробок, прикрывая его, осторожно придерживая тельце прелестной бабочки, показал ребятам свой трофей. «Смотрите, какая!»

Ответ. Все меньше и меньше в природе остаётся красивых бабочек. Ловить их – значит уничтожать. Бабочек в спичечные коробки не собирают. Она будет искать выход из «темницы», в которой оказалась и очень скоро её великолепные крылышки обтреплются. Мальчику ни чего не останется, как выбросить то, что совсем недавно поражало своей красотой.

Ведущий 1: 3 ситуация: Ребята гуляли с щенком по лесу и вдруг заметили, что его нет рядом. Они звали его, кричали, но тот так и не нашёлся. Как им поступить.

Ответ. Щенка нужно было найти обязательно, иначе он может стать бродячей собакой. В лесу такие животные уничтожают все подряд. Весной и в начале лета, когда у многих зверей появляются малыши, а птицы высиживают или кормят птенцов, собак в лес не берут вообще, так как они там могут разорять гнёзда, пугать птиц и зверюшек.

Ведущий 2: 4 ситуация: Все уже были готовы к выходу из леса, как вдруг кто-то из ребят увидел на стволе берёзы свежие надрезы «5А, школа №13, 2017»: «Кто это додумался?» – спросил Юра. Никто не признался, тогда Юра взял нож и срезал надписи. Правильно ли он поступил?

Ответ. Тот, кто вырезает надписи на деревьях, расписывается в своём бескультурье. Однако причинять дереву новую травму не следовало бы, хотя желание Юры стереть этот позор, вполне понятно.

Всё имеется у нас на потом и на сейчас:

Реки, горы и леса, голубые небеса,

Океаны, пальмы, снег и Земля – одна на всех!

Всё она отдать нам рада,

Только жадничать не надо!

И останется тогда всё для всех и навсегда! (В. Орлов)

Страница 3. «… Потерявши – плачем», или Они жили на Земле

Музыкальная вставка (О. Газманов) (Прил.3)

Ведущий 1: Ребята этих животных вы никогда не увидите на планете Земля. Это только часть черного списка.

Исчезнувшие животные:

Ведущий 2: Дронт – крупная нелетающая птица, обитавшая на острове Маврикий. Они тяжело переваливались с боку на бок, беспомощно размахивая жалкими «обрубками» крыльев. Дронт стал лёгкой добычей людей. Птиц убивали ради вкусного мяса. Дронт не смог справиться с таким массовым истреблением и к 1681 г. полностью исчез.

Ведущий 1: Морская корова (Стеллерова корова) обитала на мелководье у Командорских островов. Держались эти животные семьями, были медлительны и совершенно не боялись людей. Открыл её участник экспедиции Беринга - Георг Стеллер (в честь него она и была названа). Эти животные питались водорослями, мясо их оказалось не только съедобным, но и, к сожалению, очень вкусным. Их истребили за 27 лет. Последнюю корову в 1768 г.

Ведущий 2: Тур – дикий предок домашнего быка. Жил в Европе. Это красивое животное было прекрасным объектом охоты. Последний представитель погиб в Польше в 1627 г. Позже зоологами было выведено животное, внешне неотличимое от тура. Но это не «настоящий» дикий тур, а лишь порода домашнего скота.

Ведущий 1: Тарпан – европейская дикая лошадь. Первым исчез с лица Земли лесной тарпан. Обитали эти животные в лесах от Белоруссии до Германии. Последних лошадей из польского зверинца в 1808 г. отдали крестьянам. Степной тарпан кочевал по всей степной полосе России от Прута на западе до реки Урал на востоке. Последний раз тарпана удалось поймать вблизи Херсона в 1866 г. Он доживал свой век в московском зоопарке.

Ведущий 2: Красная книга (С. Островой)

Как это странно - умиранье рода, 
Всех поголовно, всех до одного,
Когда опустошенная природа
Уже не в силах сделать ничего.

И поползет проказа запустенья.
И пересохнут ниточки воды.
И птицы вымрут. И падут растенья.
И зверь не обойдет своей беды.

И сколько тут корысти не ищи ты,
Какой ты отговоркой не владей,
Земля защиты требует. Защиты.
Она спасенья просит у людей.


 

Страница 4. «По страницам Красной книги»

Ведущий 1: Охраняется Красною книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери, охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Звучит фонограмма "Голоса леса".

Ведущий 2: Ни лес, ни река, ни озера, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверюшки. С чего начать? С самого простого. Увидели в лесу или на берегу реки мусор - уберите его, закопайте в землю там, где можно, аккуратно сожгите то, что горит. Не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев. Не вытаптывайте молодую поросль. Берегите птиц, муравьев! Первое, с чего начнется ваша дружба с природой, будет то, что вы не принесете ей вреда!

Ведущий 1: Когда-то давно природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает: быть или не быть природе. Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 году. Она состоит из 5 томов:

"Млекопитающие",

"Птицы",

"Земноводные и пресмыкающиеся",

"Рыбы",

"Высшие растения".

Красная Книга - это не закон об охране животных и растений. Это - программа деятельности ученых-зоологов, любителей и знатоков природы. Международная Красная Книга была выпущена 1963 году. В ней были разноцветные страницы. Хранится эта книга в швейцарском городе Морже.

Ведущий 2: Ребята, почему в Международной Красной Книге разноцветные страницы?

Красные – виды, находящиеся под угрозой исчезновения;

Желтые – виды, численность которых еще высока, но сокращается катастрофически быстро;

Белые – виды, которые очень редкие, и недостаточно изученные, состояние которых вызывает тревогу;

Зелёные – виды, которые человеку удалось спасти, и они находятся под контролем.

Ребята, давайте посмотрим на экран и узнаем, какие животные и растения находятся в Красной Книге Иркутской области (презентация).

Библиотекарь: Сейчас мы проведем с вами викторину:

Задание: поднять сигнальные карточки с правильным ответом: – А, – Б, – В.

О каком животном написана повесть “Муму”? (муха, корова, собака) – В.

Какая птица кричит громче всех? (курица, ворона, павлин) – В.

Какой породы был пёс Артемон? (лайка, пудель, такса) – Б.

Какое животное живет в Байкале? (морж, нерпа, омуль) – Б.

Кто спит с открытыми глазами? (заяц, кукушка, рыбы) – В.

О каком животном говорят “быстроногий”? (кролик, олень, верблюд) – Б.

Зачем змее язык? (дразниться, чувствовать запахи, жалить) – Б.

У кого уши на ногах? (кузнечик, лягушка, рыба) – А.

Какая рыба самая большая? (синий кит, рыба – меч, китовая акула) – В.

Где содержат змей? (аквариум, террариум, ванна) – Б.

Что такое “Эндемик”? (больной гриппом, единственный в своем роде, академик) – Б.

Кто трижды родится, прежде чем станет взрослым? (птица, бабочка, рыба) – Б.
 

Страница 5. «Литературная»

Ведущий 1: Мы речь свою ведём о том, 
Что вся Земля – наш общий дом – 
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нём живём.

Ещё о том ведём мы речь, 
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.

Ведущий 2: А какая она, наша Земля? Необычная, удивительная, прекрасная! Земля рождает прозрачные ручейки и мощные потоки вод, носит на себе океаны, облака и грозовые тучи. Принимает ливни, снегопады и туманы. Поражает жерлами дымных вулканов. Взращивает деревья, кустарники, травы и цветы. Пускает птиц в небеса и по всем лесам – разнообразных зверей. Ребята, обратите внимание на выставку книг к нашему уроку. Я знаю, что вы читаете книги о природе, животных. Порекомендуйте их своим друзьям.

Ведущий 1: Мы прочитали много книг о природе, о животных. Мне очень запомнилась книга Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой», и особенно рассказ «Белогрудка». Это маленькая белогрудая куница поселилась на косогоре, недалеко от деревни. На четвёртое лето она родила котят, маленьких, как бобовые стручки. Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска, и когда котята чуть подросли, стала добывать для них еду. Но вскоре Белогрудку выследили мальчишки и забрали из гнезда маленьких её котят. А сейчас я хочу зачитать маленький отрывок из этой книги (стр. 102). А что было дальше вы узнаете прочитав этот рассказ до конца. Я рекомендую всем прочитать эту книгу.

Ведущий 2: Все ребята наверное, читали сказку «Теплый хлеб» Константина Паустовского. О том как, мальчик Филька обидел фронтового коня, и был за это наказан. Но у К. Паустовского много рассказов о животных, которые интересно читать: «Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Барсучий нос» и др. «Барсучий нос» - этот рассказ я прочитала быстро. Барсук проявил интерес к картошке, жарившейся на костре, и сунул в сковородку свой любопытный нос. Что тут было! Визги и вопли на весь лес. А вот, как барсук лечил свой нос, я хочу, чтобы ребята прочитали сами.

Книги К. Паустовского учат любить родную природу, быть наблюдательным, добрым и честным.

Ведущий 1: Я часто обращаюсь к этой книге. Это книга о Байкале. Она называется «Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу». Эта маленькая энциклопедия посвящена изучению Байкала. Вы узнаете, почему так назвали озеро, о его чистой воде, климате, ветрах. И самое главное, познакомитесь с теми, кто в озере живет, кого называют чистильщиками Байкала, какие бывают бычки, кто такой «Хубунок» и что такое «Эндемик»? И вы поймете, что красота природы помогает человеку стать добрее.

Ведущий 2: Нам по программе надо прочитать книгу Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Я прочитала её раньше. Книга мне очень понравилась. Она учит добру, доброму отношению к животным, природе, и друг к другу. Это повесть о собаке, умном, добром сеттере Биме и о людях, добрых и злых, которых встречает Бим на своём пути. И надо всегда помнить слова писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили!».

Страница 6. «Будущее планеты в наших руках»

Ведущий 1: Известный писатель-эколог Василий Михайлович Песков в своей книге «Лесные глаза» сказал так: «Видеть весной косяк пролетающих журавлей; слышать пение соловья, перепёлки, кукушки; вспугнуть невзначай лося в лесу и знать, что где-то в Уссурийской тайге ходит живой, а не плюшевый тигр, - это великая радость жизни. За эту радость надо бороться, пока не поздно…»

Библиотекарь: Творческая работа: создание коллажа «Сохраним природу»

Каждой группе даны заготовки для коллажа: круг, картинки (напоминающие знаки) по определенным темам. Задача ребят: выбрать из 4-х предложенных картинок 3 правильные и наклеить их на заготовку, прокомментировать выбор. Время работы – 2 минуты.

1 группа

«НАСЕКОМЫЕ»

2 группа

«ПТИЦЫ»

3 группа

«ЛЕС, ДЕРЕВЬЯ»

4 группа

«ЖИВОТНЫЕ»

 

Ученик класса (заготовка): Я ОБНЯЛ ГЛОБУС… (Е. Шкловский)

Я обнял глобус – шар земной.
Один - над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: “Береги”

В зелёной краске лес и дол
Мне говорят: “Будь с нами добр.
Не растопчи нас, и не жги. 
Зимой и летом береги”.

Журчит глубокая река, 
Свои лаская берега.
И слышу голос я реки:
“Ты береги нас, береги”.

И птиц, и рыб я слышу всех:
“Тебя мы просим, человек,
Ты обещай нам и не лги,
Как старший брат нас береги”.

Я обнял глобус - шар земной,
И что – то сделалось со мной.
И вдруг шепнул я: “Не солгу,
Тебя, родной мой, сберегу”.

Библиотекарь: По вине человека гибнут не только птицы, звери, но и вся природа. И то, что уже сделано, нельзя исправить никаким раскаянием. Раскаяние очищает душу и закаляет её против новых искушений, но прошедшее – непоправимо. Мало – не делать зла: нужно делать добро. Только тогда ты будешь счастлив и спокоен за будущее. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня.

Видеоролик: 'Пусть бьётся всегда зелёное сердце природы!' (приложение 4)

Список используемых источников

Книги, журналы:

Астафьев В.П. Конь с розовой гривой: Рассказы / Худож. Е. Мешков; Послесл. А. Туркова. – М.: Дет. Лит., 2003. – 267 с.: ил. – (Школьная б-ка)

Крюкова, Н. С. Экологическая игра «Напоминающие знаки» [Текст] / Н. С. Крюкова // Досуг в школе. – 2002. – № 5. – С. 29-32.

Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе. – Волгоград: Учитель, 2007, - 139 с.

Паустовский К.Г. Золотой линь: Рассказы и сказки / Худож. М. Алесеев и Н. Строганов. – М.: Сов. Россия, 1987. – 128 с., ил.

Троепольский Г.Н. Белый Бим Чёрное ухо: Повесть. / Рис. О. Варейского. Оформл. И. Фоминой. – М.: Дет. лит., 1976. – 223 с.: ил.

Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Маленькая энциклопедия Сибирячка / Составители С.Н. Асламова, С.М. Сергиенко. Художественное оформление А.М. Муравьев. – Иркутск: Редакция журнала «Сибирячок», 2002. – 96 с. Ил.

Фадеева Г.А. Неделя экологии в школе. - Волгоград: Учитель, 2007, - 139 с.

Интернет-ресурсы:

https://infourok.ru/klassniy-chas-kak-mi-mozhem-zaschitit-prirodu

https://nsportal.ru/ okruzhayushchii-mir/2012/08/06/ustnyy-zhurnal-eta-khrupkaya-planeta

https://www.youtube.com/watch?v=xFoUMtDOfJc

https://www.youtube.com/watch?v=EEdn6igiEXo

https://yandex.ru/video/search?text=газманов%20красная%20книга%

https://yandex.ru/video/search?filmId=458742719160914066&text=видео Так давайте же люди

Пояснительная записка

к разработке библиотечного урока «Мы можем защитить ПРИРОДУ!»

Данная разработка имеет сопровождение в виде презентации под одноименным названием «Мы можем защитить ПРИРОДУ!», версию которой можно будет найти по ссылке: http://www.klassnye-chasy.ru/konkursy/ekologicheskiy-2017-god-ekologii-v-rossii-1/prezentacii-uchitelya103

Презентация содержит много слайдов с настройкой анимации и автонастройкой эффектов в соответствии с текстом разработки. Слайды с видеороликами запускаются «щелчком».

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Никитина Татьяна Федоровна, 21.11.17 в 13:19 1Ответить Пожаловаться
Спасибо. Очень хороший материал. Содержательно.
Презентация шикарная.
Ольга Витальевна Щербакова, 28.11.17 в 19:30 0Ответить Пожаловаться
Да, презентация хорошая, но, книг хочется побольше.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.