Урок русского языка в 6 классе «Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном»

1
1
Материал опубликован 6 May 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

 

Урок русского языка в 6 классе

Тема урока: «Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном»


Презентация по русскому языку
PPTX / 834.27 Кб

Цель и задачи урока:

 

- Обобщение и расширение сведений об имени прилагательном как части речи;

- повторить морфологические признаки имени прилагательного;

- отработать умение правильно определять разряды прилагательных;

-уметь правильно решать орфографические задачи на правописание окончаний, суффиксов, сложных прилагательных;

- воспитывать интерес к русскому языку.


 

Ход урока

1.Организационный момент

- Сегодня мы обобщим знания о прилагательном, повторим материал, который изучили.

2. Обобщение

Слайд №1. «Имя прилагательное. Обобщение».

Слайд №2. «Экспресс – опрос». Устно ответить на вопросы.

Дайте определение имени прилагательного.

Каким членом предложения является имя прилагательное?

Как изменяется имя прилагательное?

На какие разряды делятся прилагательные?

В каких случаях не с прилагательными пишется слитно, а в каких – раздельно?

Расскажите о написании суффиксов -к- , - ск-.

Расскажите о написании двух букв -нн- в суффиксах имён прилагательных.

У прилагательных какого разряда есть степень сравнения?

Слайд №3. «Распределительный диктант».

Задание. Определите разряды прилагательных.

Душистый цветок,  лёгкий рюкзак,  местный говор, лесной массив,  причудливый рисунок,     раскидистый дуб,  зелёный стол,  папин нос, ужасный вид, деревянный  дом, мамино пальто, зимний день,  волчий след, олений рог, верблюжий горб, отцов дом, умный мальчик


 

Относительные            притяжательные                  качественные


 

• Эстетическое и нравственное воздействие на сознание учащихся.

• Воспитание чувства любви к окружающей природ

 Слайд№4. Проверьте свою работу

качественные                  относительные            притяжательные

 душистый цветок          раскидистый дуб              папин нос

ужасный вид                  местный говор                  олений рог

причудливый рисунок    лесной массив                верблюжий горб

умный мальчик             деревянный  дом              отцов дом

лёгкий рюкзак               глиняный горшок мамино пальто

зелёный стол                  зимний день                    волчий след

Слайд№5. Задание. Вставьте пропущенные окончания, определите падеж прилагательного.

Утренн…м ветерком

На свеж…м сене

При малейш …м движении

Субботн…м вечером

В полнейш…й тишине

О заячь…м испуге

К лись…й хитрости

В утренн…м ветерке

под свеж…м сеном

в малейш…м движении

в субботн…м вечере

полнейш…й тишиной

с заячь…м испугом

о лись…й хитрости

Слайд№6. «Морфологическая путаница»

Задание. Привести в порядок морфологический разбор имени прилагательного:

Постоянные признаки:

-полная или краткая форма

-степень сравнения (сравнительная, превосходная)

-число

- род(в единственном числе)

- падеж (в полной форме)

2. Непостоянные признаки:

- качественное, относительное или притяжательное

3. Синтаксическая роль.

4. Часть речи. Вопрос.

5. Начальная форма

Слайд №7 «Проверь себя»

1. Часть речи. Вопрос.

2. Начальная форма

3. Постоянные признаки:

- качественное, относительное или притяжательное

4. Непостоянные признаки:

-полная или краткая форма

-степень сравнения (сравнительная, превосходная)

-число

- род(в единственном числе)

- падеж (в полной форме)

5. Синтаксическая роль.

Слайд №8 Задание. Определите синтаксическую роль прилагательного

Под окном у меня растёт старая берёза.

Осенью она красива и величественна.

 

Слайд №9 Выборочный диктант

Задание. Найдите и выпишите степень сравнения прилагательного, образуя начальную форму

В величайшей панораме развёртываются удивительнейшие картины гор и равнин. Вершина Народная является самой высокой горой Урала. За миллионы лет вода и ветер стесали горы, обнажили их огромнейшие богатства.

Слайд№10 «Проверь себя»

Величайшей (великий), удивительнейшие (удивительный), самой высокой (высокий), огромнейшие (огромный)

Слайд №11 Исправь ошибку!

- Имя прилагательное-ж.р., ед.ч.,В.п.

- Имя прилагательное-ср.р., ед.ч.,П.п.

- Имя прилагательное-м.р., мн.ч.,Им.п.

Синий жакет—синие жакеты

Синяя краска—синие краски

Синее море—синие моря

Слайд№12 «Проверь себя»

Во мн.ч. прилагательные не имеют рода

Слайд№13 Творческий диктант с комментированием

Задание. Вставьте суффиксы, подбери к прилагательным существительные

Глин…ый

Близ…иный

Мерз…ая

Киргиз…ий

Туман…ый

Журавл…ый

Немец …ий

Кавказ…ая

Француз…ий

Скольз …ие

Свинц…ый

Ткац…ий

Искусств…ый

Дерз…ий.

Кож…ый

Сирен…ый

Слайд №14 Тест

Выпишите номера тех прилагательных, которые пишутся слитно.

1.(Татаро)моногольска орда.

2.(Сельско)хозяйственная литература.

3.(Шахматно)шашечный турнир.

4.(Девяти)летний ребёнок.

5.(Рыбо)ловные снасти.

6.(Бледно)розовое лицо.

7.(Северо)западный ветер.

8.(Разно)цветный ковёр.


 

 Сложите все цифры, в результате должно получиться число… (19).

Слайд№15 Ответ: 2,4, 5,8.

Слайд№16 Домашнее задание составить словосочетание «прилаг +сущ» для словарного диктанта, используя прилагательное на изученные орфограммы

3. Оценивание учащихся

Предварительный просмотр презентации

Урок для 6 класса: «Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном» Учитель русского языка и литературы: Жабина Г.Н.

Цель и задачи урока: - Обобщение и расширение сведений об имени прилагательном как части речи; - Повторить морфологические признаки имени прилагательного; - Отработать умение правильно определять разряды прилагательных; - Уметь правильно решать орфографические задачи на правописание окончаний, суффиксов, сложных прилагательных; - Воспитывать интерес к русскому языку.

1. Дайте определение имени прилагательного. 2. Каким членом предложения является имя прилагательное? 3. Как изменяется имя прилагательное? 4. На какие разряды делятся прилагательные? 5. В каких случаях не с прилагательными пишется слитно, а в каких – раздельно? 6. Расскажите о написании суффиксов -к- , - ск-. 7. Расскажите о написании двух букв -нн- в суффиксах имён прилагательных. 8. У прилагательных какого разряда есть степень сравнения? «Экспресс – опрос»

Распределительный диктант Душистый цветок,  лёгкий рюкзак,  местный говор, лесной массив,  причудливый рисунок,     раскидистый дуб,  зелёный стол,  папин нос, ужасный вид, деревянный  дом, мамино пальто, зимний день,  волчий след, олений рог, верблюжий горб, отцов дом, умный мальчик Качественные  Относительные Притяжательные

Проверь себя Качественные Относительные   Притяжательные душистый цветок            ужасный вид  причудливый рисунок умный мальчик лёгкий рюкзак       зелёный стол                                            раскидистый дуб                местный говор                    лесной массив                  деревянный  дом                глиняный горшок зимний день                      папин нос олений рог верблюжий горб отцов дом мамино пальто волчий след

Вставьте пропущенные окончания Утренн…м ветерком На свеж…м сене При малейш …м движении Субботн…м вечером В полнейш…й тишине О заячь…м испуге К лись…й хитрости В утренн…м ветерке Под свеж…м сеном В малейш…м движении В субботн…м вечере Полнейш…й тишиной С заячь…м испугом О лись…й хитрости

Морфологическая путаница Привести в порядок морфологический разбор имени прилагательного: 1.Постоянные признаки: -полная или краткая форма -степень сравнения (сравнительная, превосходная) -число - род(в единственном числе) - падеж (в полной форме) 2.Непостоянные признаки: - качественное, относительное или притяжательное 3. Синтаксическая роль. 4. Часть речи. Вопрос. 5. Начальная форма

Проверь себя 1. Часть речи. Вопрос. 2. Начальная форма. 3. Постоянные признаки: - качественное, относительное или притяжательное 4. Непостоянные признаки: -полная или краткая форма -степень сравнения (сравнительная, превосходная) -число - род(в единственном числе) - падеж (в полной форме) 5. Синтаксическая роль.

Выборочный диктант Найдите и выпишите степень сравнения прилагательного, образуя начальную форму. В величайшей панораме развёртываются удивительнейшие картины гор и равнин. Вершина Народная является самой высокой горой Урала. За миллионы лет вода и ветер стесали горы, обнажили их огромнейшие богатства.

Проверь себя Величайшей (великий), удивительнейшие (удивительный), самой высокой (высокий), огромнейшие (огромный)

- Имя прилагательное-ж.р., ед.ч.,В.п. - Имя прилагательное-ср.р., ед.ч.,П.п. Имя прилагательное-м.р., мн.ч.,Им.п. Синий жакет—синие жакеты Синяя краска—синие краски Синее море—синие моря Исправь ошибку!

Проверь себя Во мн.ч. прилагательные не имеют рода

Творческий диктант с комментированием Вставьте суффиксы, подбери к прилагательным существительные. Глин…ый Близ…иный Мерз…ая Киргиз…ий Туман…ый Журавл…ый Немец …ий Кавказ…ая Француз…ий Скольз …ие Свинц…ый Ткац…ий Искусств…ый Дерз…ий Кож…ый Сирен…ый

Тест Выпишите номера тех прилагательных, которые пишутся слитно. 1.(Татаро)моногольска орда. 2.(Сельско)хозяйственная литература. 3.(Шахматно)шашечный турнир. 4.(Девяти)летний ребёнок. 5.(Рыбо)ловные снасти. 6.(Бледно)розовое лицо. 7.(Северо)западный ветер. 8.(Разно)цветный ковёр. Сложите все цифры, в результате должно получиться число 19 

Ответ: 2,4,5,8.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо!

8 May 2019

Похожие публикации