12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Никифорова Юлия Фёдоровна5556
Россия, Оренбургская обл., г. Кувандык

Управление образования администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа

Оренбургской области»







Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшее внеклассное мероприятие, посвящённое 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне








Сценарий внеклассного мероприятия


«75-ая квестория Победы»









Автор: Никифорова Юлия Федоровна, методист МБУДО «ДПШ» I квалификационной категории.

Возраст участников: 12-16 лет.














Кувандык, 2020 год

Пояснительная записка


В 2020 году страна отмечает 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Память о Великой Отечественной войне, ставшей для нашего поколения уже далекой историей, – это не только хроника, торжественные парады и дневники, это её исторические уроки, вобравшие в себя социальный опыт прошлого и устремление в настоящее и будущее.

С каждым годом всё меньше в живых остаётся ветеранов – участников сражений, всё тише становится эхо событий, связанных с Великой Отечественной войной. Передать эстафету памяти, показать обучающимся значимость и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу – одна из задач гражданско-патриотического воспитания.

И не важно, сколько лет прошло со времени окончания войны, патриотическое воспитание подрастающего поколения должно всегда являться приоритетной задачей современного общества в области воспитания. Для того, чтобы взрастить священное чувство любви к своей Родине, не стоит ждать какого-то определённого возраста. Весь период детства – самая благоприятная пора для привития чувства истинного патриотизма, приобщения к таким непреходящим ценностям как Жизнь, Мир, Честность и Честь, Смелость, Мужество, Доброта, Милосердие, Дружба, Творчество.

Коллектив МБУДО «ДПШ» уделяет большое внимание организации системной работы в рамках актуализации гражданско-патриотического воспитания.

Поскольку наша главная задача – это возрождение патриотического воспитания в современных условиях, с детьми цифрового общества, поколения Z. Для этого нужно внедрять новые интерактивные методики и деятельно вовлекать их в военно-патриотические мероприятия, формируя и развивая у молодёжи чувство принадлежности к обществу, с одной стороны, и умение высказывать свою точку зрения и отстаивать её – с другой.

Разработка и проведение квеста «75-ая квестория Победы» способствует воспитанию у подрастающего поколения чувства гордости за свой народ-победитель, уважения к его свершениям и достойным страницам истории. Сценарий предполагает привлечение детей к изучению фактов о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, в том числе и основанных на местном краеведческом материале в рамках мероприятий по подготовке и празднованию 75-летия Победы.

Данная методическая разработка в игровой форме содействует развитию у молодежи таких важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей как гражданственность, патриотизм. Предложенный квест – коллективная игра, благодаря которой каждый участник сможет проявить следующие актуальные Soft Skills: умение работать в команде, умение принимать решения, умение решать проблемы, умение общаться, умение убеждать, умение управлять своим временем, мотивировать себя и других.


Цель: содействие гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся посредством организации мероприятия «75-ая квестория Победы».


Задачи:


Воспитательные:

- формировать у обучающихся патриотических и гражданских качеств на примерах героизма и мужества, проявленных защитниками Родины (в том числе и на местном краеведческом материале);

- воспитывать чувство благодарности и гражданского долга перед погибшими в годы Великой Отечественной войны, ветеранами, а также чувство уважения к людям старшего поколения;

- воспитывать чувство гордости за свою «малую родину»;

- формировать положительную нравственную оценку подвига во имя Родины.


Образовательные:

- закреплять знания о событиях Великой Отечественной войны;

- знакомить участников с местным краеведческим материалом.


Развивающие:

- способствовать поддержанию интереса к истории своей страны у участников мероприятия;

- развивать познавательную, творческую активность детей;

- развивать soft skills участников квеста;

- формировать мыслительные процессы обучающихся: умение анализировать, систематизировать, обобщать, выделять главное, делать выводы, а также формировать нестандартное мышление;

- формировать навыки и умения работы с информацией.


Предварительная работа


Участниками мероприятия являются обучающиеся творческих объединений МБУДО «ДПШ» в возрасте 12-16 лет в сопровождении педагогов-руководителей. Заранее педагоги в своих объединениях проводят тематические беседы и другие мероприятия с целью активизации имеющихся у детей знаний об исторических фактах о Великой Отечественной войне, о событиях и жителях города в данный исторический период. При прохождении квеста предполагается использование мобильных телефонов с доступом к сети Интернет (для поиска необходимой информации при выполнении заданий). Также предполагается сотрудничество со специалистами МБУК «Музейно-выставочный центр» Кувандыкского городского округа (на этапе разработки мероприятия и на завершающем этапе).

Для организации и проведения квеста привлекаются волонтеры-помощники из числа учащихся Школы вожатского мастерства, которые заранее получают информацию по проведению игры и отведенной им роли (в случае затруднений оказывают помощь участникам). Устанавливается договорённость со спонсорами по поводу обеспечения посадочным материалом (рассады цветов) и инструментами (лопатами, тяпками, перчатками, вёдрами для полива).


Форма мероприятия: квест.


Оборудование: музыкальная аппаратура и аудиозаписи в mp.3 формате (Gregorian – Moments Of Peace, звук тикающей бомбы), видео с песочными часами, мультимедиапроектор, ноутбук, видеоролик песочной анимации Ксении Симоновой «Реквием из песка «В День Победы», форма солдата времени ВОв, форма почтальона, «чёрный ящик», навесной замок с ключом и 6 неподходящими ключами, макет мины (небольшого размера сундук или ящик, который можно закрыть на замок), «капсула времени», артефакты для каждого этапа (медицинский бинт, пуговица, Георгиевская лента, цветок-гвоздика, «свеча памяти», патрон или гильза), солдатское письмо, страницы из дневника солдата.



Ход мероприятия


День первый


Участники квеста собираются в назначенное время во дворе МБУДО «ДПШ». Мероприятие начинается со слов ведущего под музыкальную композицию Gregorian – Moments Of Peace, на экран в это время проецируется видео (gif-анимация) песочных часов крупным планом.

Ведущий: 9 мая 2020 года исполнится 75 лет, как окончилась Великая Отечественная война! Вы только вдумайтесь: 75 лет… Это – 900 месяцев… 3600 недель… 25200 дней… 604800 часов… 36288000 минут… 2177280000 секунд… Не важно, много это или мало, мы всегда должны помнить об этом – сколько лет прошло со времени окончания войны. Наш долг, долг каждого из живущего – сохранить мир и не допустить повтора войны… Поют птицы на ветвях деревьев, слышен беззаботный детский смех, на улицах прохожие безопасно спешат по своим делам, в мирном небе летают самолёты, а вечерами окна всех домов загораются уютным светом, а на кухне витают вкусные ароматы семейного ужина. Но так было не всегда…

На этих словах подходит почтальон и приносит солдатское письмо в конверте времени ВОв и вручает его ведущему. Ведущий зачитывает его (Приложение 2, 3).

Ведущий: Ребята, как вы думаете – о чём идёт речь? (Ответы детей). Давайте не будем теряться в догадках, а найдём этот предмет. Только мне не понятно – что это за «место, посвящённое Музам»?

Посовещавшись, и при необходимости, воспользовавшись ресурсами сети Интернет, участники находят ответ – это музей МБУДО «ДПШ».

Ведущий: Ну раз у вас есть готовый ответ, то предлагаю пройти в музей и найти тот самый предмет с помощью имеющихся у нас подсказок…

Участники проходят в музей и после поисков обнаруживают обложку и первый лист дневника советского солдата. Зачитывают его вслух. (Приложение 4)

Ведущий: Вот это неожиданный поворот событий! Как вы думаете, чего солдат ждёт от нас? Что будем делать?

Участники: Солдат ожидает, что мы придём к нему! Мы должны разыскать этот госпиталь.

Ведущий: Ну, тогда вперёд! У вас всего сутки для того, чтобы выяснить месторасположение этого госпиталя. Я уверен, что справитесь с этой непростой задачей! Встречаемся в 15.00ч., а где именно – это вы должны узнать самостоятельно.

Под руководством ведущего и педагогов участники создают группу с помощью мессенджера WhatsApp или Viber, в которой в дальнейшем происходит обмен информацией, а педагоги по мере необходимости корректируют деятельность.


День второй


Участники совместно с педагогами встречаются в 15.00ч. возле дома по адресу ул. Северная, д. 10 – по данному адресу ранее располагался эвакогоспиталь №3320. К ним выходит солдат в военной форме. Видно, что он ещё не выздоровел после ранения – у него повязка из бинтов.

Солдат: Здравствуйте, ребята! Очень рад вас всех видеть. Смотрю, вы нашли мой дневник. Разрешите поблагодарить вас за проявленную смекалку и находчивость – ведь только тот, кто обладает этими качествами, смог отыскать меня. Как я понял, вы уже выяснили, что на этом месте в годы Великой Отечественной войны располагался госпиталь. Мне хотелось бы подробнее рассказать о нём.

Рассказывает об эвакогоспитале №3320.

В годы войны в период с 6 июля 1941 г. до 3 сентября 1943 г. на станции Кувандык располагался эвакогоспиталь №3320. Госпиталь имел 3 отделения.

Госпиталь был размещен в здании бывшей районной больницы (ул. Северная, д. 10) – где мы сейчас с вами и находимся. Помещение бы рассчитано на 50 человек. Отопление – печное, холодный санпропускник. Кухни при здании не было. Второе здание – 65-ая железнодорожная начальная школа (ул. Маяковского). Оно было более удобным, но все равно тесное. 20 больных бойцов лежали в коридорах третьего здания – железнодорожной больницы (ул. Гребенникова). Здесь было паровое отопление, санпропускник, три ванны.

Над палатами было организовано шефство, партийных советских организаций. Во время приема раненых последних встречали цветами. Колхозники привозили продукты. В больнице был бильярд, шашки, домино, приносили местную газету и «Чкаловскую коммуну». Библиотеки не было.

В госпитале работал замечательный персонал. Это: медсестра Крючкова Мария Федоровна, главный бухгалтер Попов Михаил Васильевич (он был награжден Орденом Отечественной войны и юбилейными медалями), медсестра передвижного военного госпиталя Фарафонтова (Сухих) Александра Александровна (награждена медалью «За боевые заслуги», «За оборону Москвы»), младший лейтенант, отличник санитарной службы, донор эвакогоспиталя Шапоренко Надежда Захаровна и др.

Работники медицины трудились не жалея сил и энергии, чтобы с пользой применить свои знания и способности на благо Родины. Это способствовало укреплению связи фронта с тылом, поднимало боеспособность, дух бойцов и явилось выдающимся вкладом в дело победы над врагом.

Из Кувандыка 1943 году госпиталь был переведен в Харьковскую область, Запорожье, Карелию.

Солдат: А теперь проверим – как много вам известно о медицине военных лет.

Вопросы:

Какой длины и ширины выпускали бинты в военную пору? (Длина – 5 м. ± 10 см., ширина – 10 см. ± 0,5 см.).

Каков был стандартный вес сумки санитара времени ВОв? (Вес санитарной сумки составлял 3-3,5 кг.

Что входило в комплектацию сумки санитара (период 40-50 годы)?

(1. Бинт Стерильный 5 х 10м – 10 шт.

2. Булавки безопасные большие – 20 шт.

3. Жгут матерчатый – 2 шт.

4. Косынки медицинские – 2 шт.

5. Пакет перевязочный индивидуальный – 20 шт.

6. Повязка медицинская малая – 5 шт.

7. Блокнот – 1 шт.

8. Карандаш простой – 1 шт.

9. Ножницы медицинские прямые – 1 шт.)

Назовите ФИО санинструктора, которую бойцы ласково называли «Ласточка»? Подсказка: ценой своей жизни она спасла 70 раненых бойцов и посмертно удостоена звания Герой Советского Союза. Вблизи трассы Москва-Симферополь в честь её памяти установлен обелиск. (Гнаровская Валерия Осиповна).

Кому принадлежит следующее высказывание «В условиях большой войны победа над врагом зависит в немалой степени от военно-медицинской службы». (Маршалу Жукову Георгию Константиновичу).

Сколько медсестёр по окончанию ВОв были награждены медалью Флоренс Найтингейл? (38 медсестер по результатам Великой Отечественной войны награждены медалью Флоренс Найтингейл. Эта награда учреждена международным комитетом Красного креста. Ей награждаются санитарные работники, проявившие самоотверженность и отвагу при уходе за ранеными или больными).

Какая награда полагалась санитарам за вынос с поля боя 15 раненых? 25 раненых? 80 раненых? (Отважным санитарам полагались награды: «за вынос 15 раненых – медаль, за 25 – орден, за 80 – высшая награда – орден Ленина»).

Из какого материала изготавливали санитарную сумку? (Из плотного брезента).

На оказание помощи скольки раненым было рассчитано содержимое санитарной сумки? (Содержимое санитарной сумки было рассчитано на оказание помощи 15-20 раненым.)

Советский учёный-микробиолог, создатель пенициллина? (Грибок, на основе которого был создан первый отечественный пенициллин, был взят со стены одного из московских бомбоубежищ. Нашла его и выделила антибиотик советский ученый-микробиолог Зинаида Виссарионовна Ермольева).

Солдат: Оказывается, вы молодцы: так много знаете и дружно отвечали на мои вопросы. Вы заработали артефакт – бинт (его, как и все последующие добытые вами артефакты необходимо сохранить до окончания нашего приключения) и я вам отдаю вторую страницу дневника. Из неё вы должны понять, где мы увидимся завтра. А сейчас мне пора идти долечиваться…


День третий


Участники совместно с педагогами встречаются в 15.00ч. во дворе СОШ №1 по адресу ул. 20 лет Октября, д. 4 «А». Их встречает уже знакомый солдат.

Солдат: Добрый день, мои юные друзья! Молодцы, вы смогли верно определить и найти объект, о котором шла речь в дневнике. Ну а теперь я расскажу вам о нём несколько подробнее.

Рассказывает о пулеметной школе в Кувандыке.

(По рассказам бывшего фронтовика Мокина Ивана Михайловича).

В годы войны в Кувандыке располагался 6-й отдельный учебный полк. Учебный полк готовил для фронта минометчиков, пулеметчиков, автоматчиков, артиллеристов. За 6 месяцев обучения должен был курсант стать пулеметчиком. Здание пулеметной школы в 1943 году располагалось в каменном здании школы №1 по улице 20 лет Октября. Это каменное здание есть и сейчас, оно рядом со школой №1. Само здание школы №1 построено на том месте, где располагались землянки минометчиков. А истребительный противотанковый батальон стоял в п. Рамазан. На нефтебазе стояли большие дальнобойные пушки на ж/д платформах, их отправляли на фронт. Практические занятия пулеметчиков шли на полигоне. Полигон располагался на том месте, где «шанхайское» старое (теперь закрытое для захоронений) кладбище. Во время войны кладбища там не было. На полигоне стояла вышка с наблюдательным пунктом, горнист подавал сигналы – «начало стрельбы» и «отбой». Командиром учебной роты пулеметчиков был младший лейтенант Хабиров, командиром взвода лейтенант Шаповалов – фронтовик. На полигоне гоняли бегом, если «со станком» (на станке крепился пулемет) – вес 32 кг., сам пулемет (если с водой) – около 15 кг. Тяжело доставались, конечно, такие пробежки истощенным недоедавшим ребятам. Шаповалов учил жалеючи, вместо положенного бега по полигону чаще сажал ребят разбирать-собирать пулемет с закрытыми глазами.

Курсанты жили в каменной казарме, спали на 4-хярусных кроватях. Молодость есть молодость, хотелось и развлечений, веселья. В увольнительную ходили на «танцплощадку», а располагалась она на том месте, где сейчас разрослись старые клены – сзади «старого белого дома», то есть из задних окон музея открывается вид на место «танцплощадки» военных лет. На танцах играли сами же – кто на балалайке, кто – на гармошке. После выпуска попали курсанты, теперь уже пулеметчики, в 309-ую стрелковую дивизию, сформированную в г. Абакане.

Солдат: Ну а теперь самое время выяснить, как хорошо вы разбираетесь в военной технике.

Вопросы:

Какой танк считался самым лучшим во время второй мировой войны? (Лучшим считался танк Т-34).

Как прозвали в годы Великой Отечественной войны в народе гвардейский миномет «БМ-13»? («Катюша»).

Что изобрели М.Т. Калашников, Н.Ф. Макаров, В.А. Дегтярев, А.И. Судаев? (Они изобрели: М.Т. Калашников – автомат, Н.Ф. Макаров – пистолет, В.А. Дегтярев – пулемет, А.И. Судаев – пистолет-пулемёт).

Какие представители семейства кошачьих были на вооружении противника? (Это танк «Пантера» (нем. Panzerkampfwagen V Panther, сокр. PzKpfw V «Panther») – немецкий средний танк периода Второй мировой войны. Эта боевая машина была разработана фирмой MAN в 1941-1942 годах как ответ на появление на фронтах советского танка Т-34. А также танк Panzerkampfwagen VI Ausf. E, «Тигр» – немецкий тяжёлый танк времён Второй мировой войны, прототипом которого являлся танк VK4501 (H), разработанный в 1942 году фирмой «Хеншель»).

Сколько тонн весил советский танк-гигант Т-35? (Танк Т-35 весил 50 тонн).

«Летающий танк» времён Великой Отечественной войны? (Такое народное неофициальное название получил «Ил-2» – самолёт-штурмовик, предназначенный для поддержки наступающей пехоты и уничтожения вражеской бронетехники).

Одна из лучших советских подводных лодок времён ВОв? (Одной из лучших считалась средняя подлодка типа «С». Она имела длину более 70 метров и мощное вооружение: шесть торпедных аппаратов и две пушки. Обслуживал субмарину экипаж из 47 человек).

Солдат: Не думал я, что вы всё знаете об оружии времён ВОв, я горжусь вами. Вы получаете артефакт – патрон (надеюсь, вы помните, что его, как и все последующие добытые вами артефакты необходимо сохранить до окончания нашего приключения) и я вам отдаю третью страницу дневника. Из неё вы должны понять, где мы увидимся завтра. До новой встречи!


День четвёртый


Участники совместно с педагогами встречаются в 15.00ч. у заводской проходной по адресу ул. Школьная, д. 5. К детям подходит тот же солдат.

Солдат: Приветствую вас, участники квестории! Готовы ли вы к следующему необычному заданию? (Ответы детей). Но сначала позвольте мне привести небольшую историческую справку о данном объекте.

Рассказывает об истории завода «Долина».

Для обеспечения нужд фронта эвакуировались из прифронтовой зоны в глубокий тыл промышленные предприятия. В начале Великой Отечественной войны, 3 сентября 1941 года, из Киева в Кувандык был направлен цех завода, который преобразовался в артель №10 и разместился в конторе лесоповала. Вместе с артелью прибыло 70 человек рабочих и инженерно-технических работников. Сначала выстроили штамповочно-сборочный цех. В результате огромного напряжения моральных и физических сил коллектива за короткий срок в чрезвычайно тяжёлых и трудных условиях с 3 сентября по 22 октября 1941 года было смонтировано всё оборудование. В 1942 г. артель получает статус завода и называется штамповочный завод №10. В годы войны коллектив завода самоотверженно трудился для фронта, выпуская военную продукцию – гранаты РТД-33 и РПГ-40. Работая в невыносимо трудных условиях по 18 часов (а то и ночевали в цехах), выпускал в месяц 350 тысяч ручных гранат образца 1933 года. На март 1942 года работало 750 человек, из которых 70% – эвакуированных. При развороте работ на полную мощность количество работающих увеличилось до одной тысячи человек. Стали выпускать противопехотные мины ПММ-5. С июня 1945 г. предприятие сокращает выпуск военной продукции и приступает к изготовлению товаров народного потребления. В 1956 г. завод начинает осваивать выпуск механических прессов и называется Кувандыкский механический завод «Красный штамповщик», а в 1990-х годах – акционерным обществом «Долина». В настоящее же время это ПАО «Кувандыкский завод кузнечно-прессового оборудования «Долина».

Солдат: Итак, а сейчас переходим непосредственно к заданию. У меня в руках «чёрный ящик» (демонстрирует чёрную коробочку небольшого размера). Вы должны определить, что находится в нём за 2 минуты. Вам в помощь будет 3 подсказки, которые будут зачитываться через каждые 30 сек. Все готовы?

Подсказки:

1. Помимо военной продукции, данный завод выпускал и этот предмет.

2. Как минимум один такой предмет сейчас найдётся у каждого у вас.

3. Он бывает из кости, дерева, пластмассы, серебра, золота, драгоценных камней.

(Дети отгадывают, что речь идёт о пуговице и озвучивают ответ).

Солдат: Поздравляю, вы справились с заданием! Конечно же, это пуговица (открывает «чёрный ящик» и демонстрирует его содержимое). А эту пуговицу в качестве артефакта вместе с очередной страницей дневника я вручаю вам. Жду завтра встречи с вами! А где именно – вы должны догадаться самостоятельно…


День пятый


Участники совместно с педагогами встречаются в 15.00ч. во дворе МАОУ «СОШ №5» по адресу ул. Молодежная, д. 11.

Солдат: Добрый день, юные герои! Отрадно, что вы готовы и дальше мужественно преодолевать препятствия. Ну сейчас, как всегда – немного информации об объекте, возле которого мы находимся.

Рассказывает об истории создания памятного знака в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.

22 июня 2005 года на территории средней школы №5 г. Кувандыка состоялось торжественное открытие памятного знака в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.

По замыслу авторов: выпускника школы А.А. Шамшина и Н.М. Тляумбетовой, художника школы. Его украсили бронзовая звезда, лавровая ветвь и раскрытая книга с записью: «Выпускникам, преподавателям, жителям Железнодорожного района – участникам Великой Отечественной войны посвящается...».

Огромная работа предшествовала созданию памятного знака. Объезжали все сёла, где есть памятники, узнавали их историю. В военкоматах, архивах Кувандыка, Медногорска, Оренбурга искали сведения об участниках войны Железнодорожного района. По результатам поисков была создана рукописная «Книга памяти» в которую до нашего времени вписываются имена погибших участников Отечественной войны Железнодорожного района. В школе появилась «Стена памяти».

Открытие памятного знака было бы невозможным без помощи неравнодушных людей. И таких людей удалось найти немало.

Протоирей, настоятель Кувандыкского православного храма Симеон Антипов благословил и окропил святой водой памятник.

Солдат: Ребята, я сегодня не зря упомянул про мужество, т.к. сегодня оно вам понадобится в полной мере. Итак, сейчас вам всем побывать в роли сапёров. Вот здесь находится бомба (демонстрирует закрытый на замок небольшой сундук, в котором находится мобильный телефон, воспроизводящий звук тикающей бомбы). Вы должны отключить её, а для этого необходимо найти ключ – здесь же, на прилегающей к памятному знаку территории, не забывайте смотреть не только на земле, возможно ключ находится на самом памятном знаке или на неподалёку расположенном дереве. Но будьте внимательны: среди 7 ключей, которые вы отыщите, только 1 ключ открывает замок. Итак, времени очень мало, вперёд! Удачи!

(Участники подбирают из найденных ключей подходящий, открывают сундук и выключают телефон – бомба нейтрализована).

Солдат: Вы самоотверженно выполнили это опасное задание! Думаю, что на войне из вас получились первоклассные сапёры. Вы заслужили этот артефакт (протягивает им Георгиевскую ленточку) и очередную страницу из дневника. До завтра!


День шестой


Участники совместно с педагогами встречаются в 15.00ч. в сквере возле бюста Б.И. Гребенникова, где их ожидает солдат.

Солдат: Рад вас всех видеть! Вы много потрудились, что бы узнать место нашей сегодняшней встречи. Как всегда, хотелось бы начать с краткой информации об этом объекте.

Рассказывает биографию Б.И. Гребенникова.

Борис Иванович Гребенников (1924-1944) – младший лейтенант Рабоче-крестьянской Красной армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1944).

Родился 7 ноября 1924 года в селе Краснохолм Оренбургской губернии (ныне – Дзержинский район Оренбурга) в семье служащего. Окончил восемь классов школы в городе Кувандык, учился в Оренбургском автодорожном техникуме. С началом войны вернулся в Кувандык, работал на заводе «Красный штамповщик». В августе 1942 года Гребенников был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1943 году он окончил Камышинское танковое училище. С сентября того же года – на фронтах Великой Отечественной войны. Принимал участие в боях на Южном и 3-м Украинском фронтах, командовал танком 1-го танкового батальона 36-й гвардейской танковой бригады 4-го гвардейского механизированного корпуса 3-го Украинского фронта. Отличился во время освобождения Николаевской области.

8 марта 1944 года в ходе освобождения посёлка Новый Буг танк Гребенникова первым в своём подразделении ворвался на железнодорожную станцию, а затем и непосредственно в сам посёлок. Маневрируя, он уничтожил танк и самоходное артиллерийское орудие, около 150 солдат и офицеров противника, перерезал путь отхода крупной автоколонны. В том бою Гребенников погиб. Похоронен в Новом Буге.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» гвардии младший лейтенант Борис Гребенников посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Также был награждён орденами Ленина и Красной Звезды[

В честь Гребенникова названы улицы в Новом Буге, Кувандыке, Краснохолме. Его бюсты установлены в Новом Буге и Кувандыке.

Солдат: Они жили в Раю, но однажды они заметили, что горе и печаль одолевают людей. Спустившись на Землю, они усеяли её таким разнообразием красок, что это упоительное благоухание стало приносить утешение людям.

Они – символ красоты мира. Они делают нашу жизнь богаче и радостнее, пробуждают в человеке любовь к добру, ко всему прекрасному. День рождения, свадьбы, юбилеи, памятные даты … и всё это непременно сопровождается ими. О чём идёт речь?

(Участники отвечают, что речь идёт о цветах).

Солдат: Конечно, же, это цветы. И я сегодня предлагаю нам всем вместе посадить цветы как дань героизму подвига всех солдат и ветеранов. Пусть этот скромный подарок в преддверии Великого праздника Победы украсит этот сквер!

(Участники высаживают на клумбе цветы и поливают их).

Солдат: Мы отлично потрудились, и у нас получилась такая замечательная клумба. Вы заработали этот артефакт (даёт им искусственный цветок гвоздики) и страницу из дневника. До завтра! Жду вас в тоже самое время!


День седьмой


Участники совместно с педагогами встречаются в 15.00ч. на мемориале Славы «Родина мать». Они подходят к сидящему на скамье солдату. Он зачитывает отрывок из стихотворения «Сирень Победы» автора Лидии Коляда-Свириденко:

Солдат: Добрый день, мои юные герои!

И снова Май – девятое число,

Конец войны для русского солдата,

Волнующая, трепетная дата

С сиреневым печальным ароматом,

- Ведь сколько их за Родину легло?!!


Теперь уж правнуки твои, солдат, несут

Цветы Победы к Памятным Могилам,

И песни фронтовые вам поют,

Дань Памяти священной отдают,

Как очень дорогим и самым милым!

Сегодня не зря мы встретились здесь, где всё говорит о Победе – эти ступени, эти деревья, это небо над нами, ну, и конечно же, сам мемориал.

Рассказывает о Мемориале Славы «Родина мать».

Мемориальный комплекс был открыт 9 мая 1983 г. Архитектор Давидович, скульптор художественно-производственного комбината г. Одессы – Фелия Яковлевна Фальчук. Бюсты изготовлены в Йошкар-Оле. Камень для памятника – лабрадорит, привезён из г. Житомира (Украина).

Мемориал посвящён землякам-кувандычанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны и умерших от тяжёлых ран в Кувандыкском эвакогоспитале. В центре комплекса памятник – скульптура «Родина мать», которая держит лавровый венок, Высота скульптуры 5 метров. Высота постамента под скульптурой составляет 8 метров. Часть металла для изготовления скульптуры была получена на Орском заводе цветных металлов и отправлена в Одессу, где и была сделана это красивая скульптура, украшающая холм. Вес скульптуры и постамента, выполненного из лабродарита, составляет 100 тонн.

По левую, правую стороны – 2 бюста Героев Советского Союза Козенкова В.Г., Гребенникова Б.И. Ниже – на мраморных плитах золотыми буквами высечены имена кувандычан, отдавших жизнь за Родину в годы войны. Две мемориальные стены с 2 барельефами. 4 мемориальные плиты с фамилиями погибших и умерших. Во время праздничных мероприятий зажигается Огонь памяти.

Зачитывает отрывок из стихотворения «Неизвестный солдат» автора Михаила Каменщикова:

Домой родне писал: «Вернусь!»

И в рост вставал за нашу Русь.

Друзей терял, братаясь с горем

И не считал себя героем.

Он был отцом и чьим-то братом,

Но неизвестным стал солдатом.

Лежит под стенами Кремля.

Пусть будет пухом ему земля!

Солдат: В Великую Отечественную Войну погибло очень много солдат. И многих из них так и не нашли, ведь в часы ожесточенных сражений некогда было хоронить своих сослуживцев как подобает и их хоронили в братских могилах. Но после войны были созданы поисковые отряды, которые разыскивали и продолжают находить останки защитников, чтобы их родные, пусть даже через много лет, смогли достойно похоронить героев. И пусть вот эта свеча будет символом негасимой памяти (демонстрирует свечу). Иногда, чтобы дойти до цели, необходимо пройти весь круг: наши поиски начались в музее, в нём же они и закончатся. Только сегодня нас ждут не в музее Дома пионеров и школьников, а в музейно-выставочном центре Кувандыкского городского округа, где мы узнаем об одном из недавно найденном солдате).

(Все участники вместе с солдатом, педагогами и ведущим отправляются в музейно-выставочный центр, где их встречают сотрудники и подготовлена тематическая экспозиция «Его возвращения ждали 77 лет». Сотрудники рассказывают о судьбе участника Великой Отечественной войны, нашего земляка, Филиппа Михайловича Тиньгаева (Приложение7)).

Ведущий: Дорогие ребята! Нам повезло родиться и вырасти в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о самолётах противника, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не представляем жизнь в нетопленном жилище и обед, состоящий из скудного военного пайка. Об окопах и траншеях, суровом военном быте и опасной профессии воина мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков. Нам трудно поверить, что жизнь человека может оборваться так же легко, как сон на рассвете.

(Просмотр видеоролика песочной анимации Ксении Симоновой «Реквием из песка «В День Победы»).

Ведущий: Для нас война – история. Так давайте сделаем всё, что в наших силах, чтобы Память о тех, кто отдал свою жизнь за Родину, за каждого из нас, не погасла, а война – не повторилась! Вы все – участники «75-ой квестории Победы», на каждом этапе получали различные артефакты. Предлагаю вам сегодня создать собственную «Капсулу времени», сложив в неё все собранные артефакты и записки с вашими именами. Мы отдадим её в дар музею, и сделаем пометку о том, что её можно вскрыть в 2045-м год, в 100-летие Победы в Великой Отечественной войне.

(Участники складывают добытые артефакты в «Капсулу времени» (Приложение 8), запечатывают её и оставляют в музее. Все вместе делают общую фотографию на память).






































Список литературы и Интернет-источников


http://kuvmvc.narod.ru

http://regionkuv.orb.ru/news/view/37962?print

https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-po-teme-voennosanitarnaya-sluzhba-rkka-v-godi-velikoy-otechestvennoy-voyni-gg-490339.html

https://kbmk.kirov.ru/Default.aspx?tabid=270&language=ru-RU https://kbmk.kirov.ru/ru/home/s-dnem-pobedy/pobednyj-maj.aspx

https://kuv-rb.ru/70-let-velikoj-pobedy/44-gospitali-perioda-velikoj-otechestvennoj-vojny

https://lenarudenko.livejournal.com/256915.html

https://www.passion.ru/health/zhenskoe-zdorove/12-potryasayushikh-faktov-o-voennoi-medicine.htm

https://www.stihi.ru/2018/04/30/3194

Архивные материалы МБУК «Музейно-выставочный центр» Кувандыкского городского округа.

Великая Отечественная война. 1941-1945. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 512 с.: ил.

Книга Памяти: Российская Федерация, Оренбургская область: книга-мемориал воинов-Оренбуржцев, погибших при защите Родины в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. – Администрация Оренб. обл.; редкол.: С.Г. Горшенин, [и др.]; сост. В.В. Амелин [и др.]. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ.

Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. – http://vio.fio.ru/vio_07.

Пацук А.Н. Любимый край на марше времени. ИД «Реноме», г. Санкт-Петербург, 2009г.

Стрельников С.М. Кувандыкская энциклопедия. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Челябинск: Челябинский Дом печати, 2013. – 636 с.

Чернов Н.И. Кувандычане на войне. – Златоуст, 1995. – 224 с.




















Приложение 1

Методическое обеспечение


Данное мероприятие проводится в форме квеста. Его особенностью является значительная продолжительность – «75-ая квестория Победы» длится 7 дней и при разработке сценария авторами делался акцент на местный краеведческий материал. Старт квеста происходит на территории МБУДО «ДПШ», затем, согласно сценарию, происходит смена места действия: участникам необходимо понять, о каком объекте ведётся речь и всей группой прибыть на него.

Главным правилом любого проводимого мероприятия должна быть его безопасность для участников. Поскольку «75-ая квестория Победы» предполагает перемещение по городу, то перед началом игры в объединениях педагогами проводится внеочередной инструктаж по технике безопасности при проведении массовых мероприятий; правила дорожного движения; инструктаж по технике безопасности при проведении экскурсий, походов, организованных выездов. Также от педагогов требуется проявлять бдительность в течение всего мероприятия с целью предотвращения несчастных случаев и возникновения опасных ситуаций.


Результаты данного Квеста:


- получение новых знаний и закрепление уже имеющихся знаний обучающихся о событиях Великой Отечественной войны, в том числе на основе местного краеведческого материала;

- формирование чувства гордости за свою Родину;

- формирование у обучающихся патриотических и гражданских качеств личности подростов;

- умение нестандартно мыслить, находить способы решения проблем творческого и поискового характера;

- повышение мотивации к познанию, творческой активности участников;

- умение работать с информаций, применять на практике полученные ранее знания;

- умение работать в коллективе, выполнять совместную деятельность;

- умение формулировать свою мнение, отстаивать свою точку зрения, но в тоже время уметь слушать и слышать других, вести конструктивный диалог;

- развитие самостоятельности, лидерских качеств.

Таким образом, данный сценарий может быть модифицирован с учётом особенностей целевой аудитории и может быть использован как педагогами образовательных организаций, так и специалистами учреждений дополнительного образования при организации и проведении мероприятий гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.


Реквизит:

Форма солдата времени ВОв.

Форма почтальона.

«Чёрный ящик».

Навесной замок с ключом и 6 неподходящими ключами.

Макет мины (небольшого размера сундук или ящик, который можно закрыть на замок).

«Капсула времени»

Артефакты для каждого этапа (медицинский бинт, пуговица, Георгиевская лента, цветок-гвоздика, «свеча памяти», патрон или гильза)

Солдатское письмо, страницы из дневника солдата.


















































Приложение 2


Текст письма советского солдата, доставленного почтальоном


…Он спрятан… месте, посвящённом Музам ... в Доме пионеров и школьников ... 2 этаже … в стеклянном стеллаже. ... третий отсек, ближний к окну... Обязательно найдите… Надеюсь… ребята… соберите Капсулу времени … память о тех годах необходимо сохранить… помогите… Солдат советской армии … 15/V1946 г.



t1583476950aa.jpg





































Приложение 3


Конверт письма, доставленного почтальоном


t1583476950ab.jpg











































Приложение 4


Страницы из дневника советского солдата


Страница 1


«Прочитайте, юные друзья!

Утро. Очнулся. Не пойму, где нахожусь. Оказывается – лежу в госпитале. Ранен, но как именно это произошло – не помню. Помню только, как бежали в атаку и силуэт врага с ненавистной свастикой на рукаве… Сколько часов или дней прошло – не упомню. Уже потом рассказали мне, как меня без сознания вытащил на себе мой товарищ Иван Прохоров, как нашёл медсестру и вместе с ней перевязал меня и доставил в госпиталь… Врач говорит, что мне повезло – через недельку встану на ноги…

Дорогие товарищи! Прошу вас – разыщите меня! Очень нужна ваша помощь. Жду с нетерпением!».


Страница 2


«Вышел из госпиталя. Счастлив, что снова в строю, могу защищать родную землю от врага-супостата. Одно плохо: полностью рука не восстановилась и патронов нет. Врач сказал, что смогу рукой нормально двигать, только надо её разрабатывать, т.е. больше тренироваться и упражняться в стрельбе. Припомнил я, что где-то здесь есть пулемётная школа, а где она находится – забыл после контузии, никак не могу вспомнить. Эх, кто бы подсказал мне, где её искать. Там бы меня заодно и патронами снабдили…».


Страница 3


«И вот меня направляют на передовую – бить фрицев. Но перед этим я должен выполнить ответственное секретное задание – договориться о поставке гранат РТД-33 и РПГ-40, а также противопехотных мин ПММ-5. Сказали – ищи артель №10, там выпускают эти гранаты и мины. Вот только незадача, где же мне искать её… Не могу подвести товарищей, я должен найти этот объект, чего бы это мне ни стоило…».



Страница 4


«Сегодня выдалось затишье, а ночью приснился хороший сон: как будто война закончилась, после неё прошло несколько десятков лет. И благодарные потомки поставили памятник, украшенный бронзовой звездой, лавровой ветвью и раскрытой книги. Возле него цветут солнечные бархатистые цветы в честь защитников Родины, приходят сюда дети, мамы с малышами, возлагают букеты молодожёны. Так чётко это всё видел, словно на яву… Вот было бы такое на самом деле!».


Страница 5


«Встретил своего друга – Б., сам-то он неместный, родом из Оренбурга, но окончил 8 классов в Кувандыке. Он – танкист, окончил Камышинское танковое училище. Рад за него: сейчас Б. – гвардии младший сержант, командир танка 1-го танкового батальона 36-й гвардейской танковой бригады 4-го гвардейского механизированного корпуса 3-го Украинского фронта. А ещё он отличился во время освобождения Николаевской области. Отрадно, что есть такие достойные люди, побольше бы было таких на белом свете!».


Страница 6


«Победа! Победа! Победа! Не передать то чувство, которое переполняет каждого из нас: мы победили! Кончилась война, теперь будем счастливую жизнь строить для народа, для детей да внуков наших – открывать заводы, сажать поля, отстраивать новые дома. Омрачает этот день лишь то, что не все товарищи дожили до него, не увидели, не услышали такую радостную новость. Уверен, что каждый из нас всегда будет помнить цену Победы, Мира и накажет потомкам своим помнить об этом. Хорошо бы памятник поставить в честь этого знаменательного события».















Приложение 5


Образец страниц из дневника солдата

t1583476950ac.jpg













































t1583476950ad.jpg




















































Приложение 6


Эскиз костюма почтальона

Эскиз костюма солдата времени ВОв



t1583476950ae.jpgt1583476950af.jpg








































Приложнение 7

Его возвращения ждали 77 лет


10 июля 2019 года в Кувандыке прошло особое по своему значению событие. В этот день, символично совпавший с празднованием одного из Дней воинской славы России, состоялась церемония перезахоронения останков участника Великой Отечественной войны, нашего земляка, Филиппа Михайловича Тиньгаева.

Предшествующие этому события начались весной текущего года. Как рассказал командир Воронежского поискового отряда (ВРВПОО) «Дружина» Леонид Петрович Бащев, при проведении поисковых работ в Скляево, в начале апреля им были обнаружены останки бойца, погибшего во времена Великой Отечественной войны. При бойце находились личные вещи и котелок с надписью Тиньгаев Филипп Михайлович. В общественном банке данных «Мемориал» солдат Тиньгаев Филипп Михайлович (по некоторым документам Тингаев, Теньгаев) числится захороненным в братской могиле №6, находящейся в парке Патриотов Левобережного района г. Воронежа. Участнику поискового отряда «Дружина» Елене Николаевне Филоненко удалось выяснить, что из всех Тиньгаевых, которые есть в базе, лишь он один воевал в Воронежской области и занесли его в списки братской могилы по просьбе сына.

Утром в храме Покрова Пресвятой Богородицы прошел православный обряд отпевания. Проститься с солдатом пришли его родные и близкие люди, представители администрации Кувандыкского городского округа, сотрудники военкомата, общественных организаций, соцзащиты, казаки, друзья семьи.

Церемония продолжилась на Холме Славы, где по всем правилам и в соответствии с незыблемыми воинскими традициями состоялся митинг. В почетном карауле на мемориале стояли юнармейцы военно-патриотического объединения «Лидер» МБУДО «Дом пионеров и школьников» (руководитель С.Г. Вахитова), вахту памяти несли казаки Кувандыкского станичного казачьего общества.

Обращаясь к собравшимся, глава округа Владимир Иванович Гончаров подчеркнул, что мы, поколение, живущее сегодня благодаря героям, которые отстояли нашу свободу в годы Великой Отечественной войны, сделаем все возможное, чтобы память о них была сохранена в веках, а подвиг имел достойное место в сердце каждого потомка. Родственникам красноармейца глава передал слова поздравления от командира Воронежского поискового отряда «Дружина» Леонида Петровича Бащева, который нашел останки их деда.

Военный комиссар Михаил Анатольевич Резвых говорил о том, что давным давно отгремела война, но, как напоминание о ней, остаются по всей нашей стране обелиски, воздвигнутые в честь подвига павших защитников Родины. Очень многие упокоились в братских могилах, многие остались неизвестными. Но сегодня стараниями неравнодушных людей еще один солдат вернулся на родную землю.

От лица родных слова благодарности произнесла внучка участника войны Зырянова Людмила Михайловна. «Пусть это перезахоронение послужит данью уважения памяти наших предков, погибших на полях сражений в годы Великой Отечественной войны», – сказала она. Затем в кувандыкский музей были переданы каска и котелок, найденные при бойце участниками Воронежского поискового отряда.

После минуты молчания флаг Российской Федерации, являющийся выражением благодарности всей страны погибшему воину, признанием его заслуг перед Отечеством, был передан дочери Тамаре Филипповне Тиньгаевой (Отрешко). По традиции, на гробе героя он был сложен 13 раз. Каждый изгиб несет свое определение и словесное обозначение. Сгиб первый – символ жизни, сгиб второй – символ нашей вера в вечную жизнь, сгиб третий производится в честь погибших и долгой памяти о них и их ратном подвиге, сгиб четвертый – отдается памяти Родине, сгиб пятый – в честь самой символики – флага – главной реликвии Отчизны, сгиб шестой – отдает дань Вооруженным силам, сгиб седьмой – в дань природе, частью которой мы являемся, сгиб восьмой – преклонение родному дому, дань домашнему очагу, сгиб девятый – дань женственности, дань матери, что смогла привить любовь ко всему окружающему, сгиб десятый – преклонение отцу и мужеству, сгиб одиннадцатый – преклонение перед родными, сгиб двенадцатый – дань друзьям, сгиб тринадцатый – флаг полностью сложен, что символизирует вечную жизнь в сердцах и памяти оставшихся в живых.

Возложив цветы к мемориалу, под звуки военного духового оркестра советского солдата Филиппа Михайловича Тиньгаева проводили в последний путь.

Пусть имена героев хранят наши сердца, пусть всегда будут с нами их не успевшие состариться лица, их недожитые судьбы. Память о погибших – это продолжение в нас, живущих, их мыслей, надежд и дел. Спустя долгие 77 лет боец Красной армии обрел покой на родной земле. Вечная слава солдатам! Вечная память павшим героям!





































Приложение 8


​​​​​​​t1583476950ag.jpg Образец «Капсулы времени»

















t1583476950ah.jpg

























Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Ирина Владимировна Казарцева, 06.03.20 в 15:00 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Очень ценный материал!
Никифорова Юлия Фёдоровна, 06.03.20 в 16:08 0Ответить Пожаловаться
Ирина Владимировна, благодарю за положительную оценку моей работы!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.