Картотека дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста
«Снежинки»
Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха; укрепление мышц лица.
Оборудование: бумажные снежинки.
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
И летят снежиночки,
Белые пушиночки.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнули носом, губы сложили трубочкой и дуем на снежинки.
(Повторить 4-6 раз.)
«Пузырики»
Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха; укрепление мышц лица.
Дети делают глубокий вдох через нос, надувают «щёчки – пузырики» и медленно выдыхают через чуть приоткрытый рот. (Повторить 2 – 3 раза).
«Самолёт»
Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование ритмичного выдоха и его углубление.
Воспитатель рассказывает стихотворение, а дети выполняют движения в ритме стиха:
Самолётик - самолёт (дети разводят руки в стороны ладошками вверх, поднимают голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживают дыхание)
Жу- жу -жу (делают поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносят ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встают прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимают голову, вдох)
Жу – жу – жу (делают поворот влево)
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки) (Повторить 2-3 раза)
«Звуки вокруг нас»
Ход игры: В мире вокруг нас много разных звуков. Как плачет малыш? «А-а-а!» А как вздыхает медвежонок, когда у него болит зуб? «О-о-о!» Самолёт в небе гудит? «У-у-у!» А как пароход на реке гудит? «Ы-ы-ы!»
«Косим траву»
Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование ритмичного выдоха и его углубление.
Воспитатель предлагает «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Воспитатель читает стишок, а дети, произнося «зу-зу» машут руками влево – выдох, вправо – вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Дети встряхивают расслабленными руками (Повторить 3-4 раза)
Использованная литература:
Галимова Е.А. Комплексы артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики на год https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/kompleksi_artikulyatcionnoj_palchikovoj_i_dihatelno_204139.htmlМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» с.Исянгулово муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан
Картотека
дыхательной гимнастики
для детей младшего дошкольного возраста
Буклет составлен
учителем-логопедом
Акмановой Н.А.
«Часики»
Цели: тренировка речевого дыхания; согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки.
Оборудование: игрушечные часы.
Держу часы в руках,
Идут часы вот так:
Тик-так, тик-так! (воспитатель прячет часы)
Где же, где же, где часы?
Вот они часы мои,
Идут часы вот так!
Как часики стучат?
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: рот закрыли, вдохнули носом – руки вверх, выдохнули – вниз. Тик-так, тик-так! (Повторить 4-6 раз).
«Дудочка»
Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха; укрепление круговой мышцы рта.
Оборудование: дудочка.
Заиграла дудочка
Рано поутру.
Пастушок выводит:
«Ту-ру-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули песенку:
«Му-му-му-му-му!»
Как играет дудочка?
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: глубокий вдох. Просит ребенка как можно громче подуть в дудочку. ( Повторить 4-5 раз.)
«Как мыши пищат?»
Цели: тренировка артикуляционного аппарата; формирование ритмичного дыхания.
Оборудование: игрушка мышка.
Мышка вылезла из норки,
Мышка очень хочет есть.
Нет ли где засохшей корки,
Может, в кухне корка есть?
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнуть носом, на выдохе сказать:«Пи-пи-пи!»(Повтор 3-4 раза)
«Надуем пузырь»
Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование ритмичного выдоха и его углубление.
Дети стоят тесным кругом, имитируя ненадутый пузырь. Затем, отходят назад, растягивая круг и приговаривая: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». Образуется большой круг. По сигналу воспитателя «пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося звук ф и подражают выходящему воздуху. Повторить 4-5 раз.
«Вертушка»
Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; укрепление мышц лица; формирование углубленного вдоха.
Оборудование: вертушка.
Веселая вертушка
Скучать нам не дает.
Веселая вертушка
Гулять меня зовет.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули глубоко, чтобы ветерок сильный был, губы трубочкой сложили, подули. Долго дует ветерок. ( Повторить 3-4 раза).
«Понюхаем цветочек»
Цели: формирование углубленного вдоха; тренировка правильного носового дыхания.
Оборудование: цветок.
Здравствуй, милый мой цветок.
Улыбнулся ветерок.
Солнце лучиком играя,
Целый день тебя ласкает.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: глубокий вдох при спокойно сомкнутых губах (Повторить 4-5 раз).
«Подуем на листочки»
Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.
Оборудование: Пособие-тренажер «Деревце».
Мы листочки, мы листочки,
Мы веселые листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт (Повторить 4-5 раз)
Кияйкина Наталья Федоровна
Акманова Наиля Ахмадулловна