Методическая разработка урока по физике «Влажность воздуха»
PPT / 4.51 Мб
Влажность воздуха
PPT / 638 Кб
Евдокимова Екатерина Александровна, МБОУ гимназия "САН" г. Пензы, учитель физики
Прохорова Татьяна Юрьевна, МБОУ гимназия "САН" г. Пензы, учитель физики
Тема урока: "Влажность воздуха"
Тип урока – урок получения новых знаний, умений и навыков.
Цели урока:
Образовательные: сформировать понятие относительной влажности воздуха, познакомить учащихся со способами измерения относительной влажности, показать практическую зависимость относительной влажности в жизнедеятельности человека.
Развивающие: формировать умения анализировать, сравнивать, излагать свои мысли, делать выводы, устанавливать связь между физическими величинами, Развивать умение аргументировано вести диалог с одноклассниками и общаться друг с другом.
Воспитательные: вызвать желание связать знания и умения, получаемые на уроках физики, вырабатывать наблюдательность, навыки и культуру проведения физического эксперимента; воспитывать внимательное отношение к окружающему миру; способствовать умению работать в группе.
Оборудование:
гигрометр, датчик влажности, датчик температуры, два термометра, губка кювета с водой, глобус земли, таблица зависимости давления и плотности насыщенного пара при различной температуре, психрометрическая таблица, интерактивная доска, компьютер, проектор.
Урок состоит из 8 этапов
1 этап: Организационный момент
Обучающимся предлагается устная работа (устный фронтальный опрос по теме "Парообразование и конденсация")
Слайд №1
На слайде представлены вопросы по теме предыдущего урока, ответы на которые дают ясную картину того, как ученики сегодня готовы к уроку и на какие моменты стоит обратить внимание
Тем самым в ходе этого этапа класс организуется для работы, с первых минут урока дети погружены в деятельность. Я уже с первого этапа, подвожу детей к новой теме, проверяя усвоение предыдущего материала.
Время работы: 3 мин.
этап: Проверка домашнего задания
Домашнее задание для учащихся было разно уровневым. Для выполнения задания, включающего в себя наблюдение, эскпиремент, исследование, ребята объединяются в группы по желанию. Исследовательское творческое задание содержит проблему темы настоящего урока, с решением которой обучающиеся ещё не знакомы.
Учитель, проверяя домашнее задание, выясняет проблемы, с которыми дети столкнулись при решении данных заданий (консультанты).
Работа по группам на данном этапе, в зависимости от того, какой вид задания вызвал затруднение (более сильный ученик выступает в роли консультанта – по желанию самого обучающегося), позволяет ребёнку усовершенствовать свои знания, умения и навыки.
Обучающиеся, у которых возникли проблемы при выполнении заданий, могут переходить из одной группы в другую, чтобы получить консультации по решению.
Проверка происходит с помощью слайда №2: учащиеся, справившиеся с заданием ставят «+», не справившиеся «-». (см. приложение 2)
На данном этапе урока обучающиеся сами определяют границы знания и незнания (применяется групповой метод работы).
Обучающиеся работают с информацией, анализируют и делают выводы.
Время работы: 6 мин.
3 этап: Подготовка учащихся к работе на основном этапе
Учитель предлагает детям по желанию и по интересам создать 3 – 4 группы.
Учащимся поработать по следующему плану:
Работа с интерактивной доской: слайда №3
- Как погода действует на здоровье и самочувствие человека?
- Что вызывает изменение климата?
- Как изменяется температура окружающего воздуха при конденсации водяного пара?
Обучающимся предлагается сделать классификацию факторов (по желанию к доске выходит 1 ученик).
Группе обучающихся даётся экспериментальное задание:
Проделайте следующий эксперимент: возьмите губку и сожмите ее. Ничего не произошло. Теперь капните на нее воду из пипетки и сожмите опять. Результат тот же. Положите губку в кювету с водой, подождите чуть – чуть и сожмите снова. Что вы видите? из губки капает вода. Положите губку опять в кювету и переверните ее несколько раз.
Как вы думаете, что произойдет, если сейчас поднять губку? (Выслушиваются ответы учащихся).
Просмотреть на глобусе Земли соотношение воды и суши и определить влияние водяного пара на погоду, климат Земли и самочувствие людей
Проверяется всеми обучающимися правильность классификации факторов, обучающегося работающего возле интерактивной доски, выполнение экспериментального и задания, мотивирующего познавательную деятельность.
Дети доказывают правильность или неправильность выполнения, учитель подводит учащихся к проблемному вопросу урока (изучение влажности воздуха)
Дети записываем в тетрадях тему урока: «Влажность воздуха».
На этом этапе у обучающихся формируются умения вести диалог, планировать свою деятельность и определять способы ее достижения, так же как и на предыдущем этапе урока определяют границы знания и незнания, планируют способы достижения намеченной цели.
На одном и том же этапе урока применяются различные формы работы: групповая, индивидуальная (по желанию детей).
На этом этапе я использую информационно - коммуникационные технологии.
Время работы 7 мин.
4 этап: Усвоение новых знаний и способов действий
Предлагается озвучить проблему урока. С использованием интерактивной доски изучаем решение данного вопроса, предложенное учителем.
Учитель предлагает:
– установить зависимость между влажностью и насыщенным паром;
– установить зависимость влажности воздуха от температуры;
– сформулировать определение относительной влажности;
– выяснить способы определения влажности воздуха;
– установить принцип действия волосного гигрометра;
– познакомиться с психрометром, установить принцип его действия.
Обучающиеся:
Осознают содержание проблемной задачи, проявляют интерес к поиску закономерностей,
анализируют значение влажности, высказывают свое мнение.
Работа в группах
Практическая работа «Определение относительной влажности воздуха в кабинете физики».
Влажность ребята измеряют разными приборами, в том числе используя датчик влажности и датчик температуры комплекта развивающей образовательной среды. Обучающиеся других групп могут исправлять ошибки, дополнять его.
5. Учащиеся делают вывод о роли влажности.
6. Учитель ещё раз обобщает полученные учащимися знания и делает вывод (повторяет ещё раз определение влажности воздуха и способа её измерения).
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану, применяется групповая и индивидуальная формы организации учебой деятельности.
Общее время- 10 минут.
5этап: Закрепление новых знаний и способов действий
Использование интерактивной доски:
С помощью психрометрической таблицы определить недостающие данные: (см. приложение 2) Ответьте на вопросы: Что понимается под влажностью воздуха? Какая формула выражает смысл этого понятия? В каких единицах ее выражают? Дайте понятие относительной влажности воздуха. Относительная влажность воздуха 70%, что это значит? С помощью каких приборов определяют влажность воздуха? Каковы субъективные ощущения влажности воздуха человеком?Самостоятельное выполнение (тест на экране)
Взаимопроверка ( обмениваются тетрадями в группе – выбирают по желанию) «+» или «-» .
Самопроверка: ответы появляются позже на экране.
Анализ допущенных ошибок.
Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Общее время: 10 минут
6 этап: Информация о домашнем задании
Выучить понятие влажности воздуха.
Объясните народные приметы: «Соль мокнет – к дождю», «Обильная роса – к хорошей погоде».
Практическое задание: определить влажность воздуха дома и подумать, может ли она быть различной. Свой ответ доказать экспериментально. Для того, чтобы справиться с практическим заданием, необходимо вспомнить, от чего зависит влажность воздуха.
Для одаренных детей:
Холмс достал обыкновенный велосипедный насос, тонкую резиновую трубку, стеклянную трубочку.
- Ватсон, - обратился он к другу, - перед вами – психрометр (прибор для измерения влажности.), причем не требующий предварительной градуировки.
- А как им пользоваться? - спросил доктор.
Элементарно, Ватсон, правда, еще нужна солонка с солью, весы, линейка и кусочек ваты.
Объясните, как, используя данное оборудование, определить абсолютную влажность воздуха
Общее время: 3 минуты
Учащиеся могут выбирать задания с учётом индивидуальных возможностей.
7 этап: Подведение итогов занятия.
Учитель подводит итоги учебного занятия, дает качественную характеристику работы класса
Учащиеся выделяют необходимую информацию и самостоятельно подводят итоги.
Общее время: 2 минуты
8 этап: Рефлексия
-Что мы сегодня изучали на уроке?
- Повторите понятие влажности
- Показалось ли вам понятие влажности трудным, если да, то в чём трудность?
2. Заполнение листа самооценки (для каждого лежат на столах) см. приложение 2.
Учащиеся после урока сдают листы самооценки учителю (цель преследуемая педагогам – для себя определить, у кого какие проблемы существуют при изучении влажности)
3. Выставление оценок
Общее время: 4 минуты
На протяжении проекта урока применяются следующие современные технологии:
1.Личностноориентированное обучение. Работа происходит на разных уровнях обученности детей.
2. Информационно-коммуникативные технологии (Это не только использование техники, но и извлечение информации из разных источников).
3. Проблемное обучение.
4. Здоровье сберегающее обучение (Личностно - ориентированное обучение – это прежде всего здоровье сбережение обучающихся, т.к. при этой форме обучения сохраняется психическое здоровье - каждый ребёнок работает по своим возможностям и способностям).
Так же переходя из группы в другую группу, пересаживаясь на исходное место, дети и делали физкультминутку.