Методическая разработка урока географии для 6 класса «Температура воздуха»

2
0
Материал опубликован 22 March 2017 в группе
 

Образовательное учреждение: МБОУ города Новосибирска СОШ № 160.

ФИО учителя: Лоза Татьяна Сергеевна, учитель географии высшей квалификационной категории.

Предмет: география.

Класс: 6 класс.

Номер урока в теме: 2.

Тема урока: Температура воздуха.

Образовательная технология: Технология развития критического мышления: построение кластера.

Цель: Сформировать представление о температуре воздуха как свойстве атмосферы.

Планируемые результаты:

Личностные: сформирована ценность здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные: сформировано умение определять понятия, строить логические рассуждения и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи

Предметные: сформировано представление о механизмах нагревания атмосферного воздуха, закономерностях изменения его температуры; понятия амплитуды температур и изотерма.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

Техническая составляющая: компьютер, проектор, экран, термометры комнатные и уличные, фонарик и линейка, лист бумаги темного цвета.

Дидактическая составляющая: атласы Новосибирской области, карточки с заданиями.

УМК:

1. Учебник А. А. Лобжанидзе «География. Планета Земля. 6 класс.» М-2008 - 2015.

2. Тетрадь-тренажер А. А. Лобжанидзе «география. Планета Земля. 6 класс.» М-2008 - 2015.

3. Электронное приложение к учебнику «география. Планета Земля. 6 класс.» М-2007 - 2015.

Дополнительная литература:

1. В. М. Кравцов, Р. П. Донукалова «География Новосибирской области»,1999 г.

2. Атлас Новосибирской области, 2002 г.

Основные термины и понятия: температура воздуха, изменение температуры воздуха, изотерма, амплитуда температур.

План урока (с указанием времени):

1.Вводно-мотивационный этап. 4-5 минут.

2.Операционно-деятельностный этап. 25-27 минут.

3.Рефлексивно-оценочный этап. 12-13 минут.

4.Домашнее задание. 2-3 минуты.

Время урока: 45 минут


 

Ход урока.

Этап урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Использование ИКТ (с указанием времени).

1. Вводно-мотивационный.

4-5 минут.

Приветствие.

На прошлом уроке мы приступили к изучению новой темы «Атмосфера» и уже рассмотрели состав воздушной оболочки и ее строение.

- Какой слой атмосферы самый плотный?

- Поэтому этот слой обладает важным для всего живого свойством – температурой.

Тема урока «Температура воздуха».

Демонстрация слайд-шоу «Самые теплые и самые холодные районы Земли».

А вы знаете, что перепады температур на Земле очень велики: от +58 градусов в Ливийской пустыне до -89 в Антарктиде и Городе Оймяконе на континенте Евразия.

Попытаемся понять, почему так происходит.

Цель нашего урока: разобраться в изменения температуры воздуха.

Приветствие.

Ответ учеников по желанию.

- Самый плотный слой атмосферы – тропосфера.

Просмотр слайд-шоу.

Демонстрация слайд-шоу электронного приложения к учебнику в течение 1-2 минут.

2. Операционно-деятельностный. (Изучение нового материала).

25-27 минут.

2.1. Объяснение материала.

Каким образом нагревается воздух атмосферы? Проходя через атмосферу, солнечные лучи практически не нагревают ее. Сначала происходит нагрев поверхности Земли, и уже от нее атмосферный воздух получает тепло.

Слушают объяснение учителя.

 

2.2.Солнце обрушивает на планету свое тепло равномерно, но почему же температура воздуха не всегда и не везде одинакова? Отвечая на эти вопросы, составим кластер «Изменение температуры воздуха». Заполнение кластера ведется на доске. Кластер представлен в приложении.

1) Проведем опыт, который объяснит изменение нагревания поверхности от экватора к полюсам. Понадобится ученик-помощник. Представим, что фонарик – это солнечный луч, а лист бумаги – земная поверхность. Осветим ее солнечным лучом, двигаясь от экватора к полюсу. Выполнение опыта с фонариком: учитель направляет луч света на темный лист бумаги сначала под прямым углом. Ученик замеряет освещенность, затем (не изменяя расстояния от фонарика до бумаги) под углом 45 градусов и после под углом 15 градусов. Опыт продемонстрирован на фото в приложении 10 . Одновременно с проведением опыта на экране демонстрируется схема электронного приложения «Зависимость нагревания поверхности от угла падения солнечных лучей». Прим.: Для слабого класса необходимо показать с использованием глобуса, что от экватора к полюсам угол параллельно падающих солнечных лучей уменьшается.

- Изменилось ли количество света, поступающего от солнечного луча, при изменении угла освещения?

- Что изменилось в освещении поверхности при изменении угла наклона луча света?

- Если количество солнечной энергии не изменилось, а площадь, обогреваемая этой энергией, увеличилась, то как изменится температура на этих поверхностях?

- Таким образом, как изменяется температура воздуха от экватора к полюсам? Запишем это в кластер как закономерность.

- Какова причина данной закономерности? Запишем это в кластер как причину.

2)- Разберемся в изменение температуры воздуха с высотой местности. Как изменяется плотность атмосферы с высотой?

- Как изменяется способность атмосферы поглощать тепло от земной поверхности при снижении плотности воздуха?

- Как изменяется температура воздуха с увеличением высоты местности? Запишем это в кластер как закономерность.

- Какова причина данной закономерности? Запишем это в кластер как причину.

Демонстрация схемы «Изменение температуры воздуха с высотой в горах на примере горы Юкка» в электронном приложении.

- Доказывая данную закономерность, проанализируем следующую схему. Как происходит изменение температуры в горах Невады?

- С помощью диагонального чтения быстро найдите в тексте учебника на странице 91 количественный показатель изменения температуры на каждые 100 метров высоты.

- В тетради –тренажере на странице 72 выполним задание 8. (Задача на определение температуры воздуха с изменением высоты местности). Выполнение данного задания предлагается прокомментировать сильному ученику, который хорошо занимается по математике.

3) – Как происходит изменение температуры в наших широтах по сезонам года? Зафиксируем в кластер это изменение.

- Какова причина таких изменений? Зафиксируем ее в кластер.

- Значит, в переходные сезоны года должна быть одинаковая температура? Над этим вопросом задумались ваши товарищи в прошлом году и оставили вам видеописьмо. Внимание на экран! Демонстрация видеозадачи (в видеозадаче ребята задают вопрос о том, почему температура в сентябре и марте на территории Новосибирской области разная, хотя количество солнечной энергии одинаковое)

- Каково же решение данного вопроса? Его можно найти на странице 92 учебника (схема 6.4).

- Отраженная солнечная энергия выражается с помощью альбедо. Демонстрация схемы альбедо различных поверхностей электронного приложения.

- Какие поверхности имеют большее альбедо, а какие наименьшее?

4)- Изменение температуры происходит и в течение суток. Каким образом? Зафиксируем закономерность в кластер.

- Наблюдая за высотой солнца над горизонтом, какова причина изменения температуры воздуха в течение суток? Зафиксируем причину в кластер.

- Глядя на составленный нами кластер, какой вывод можно сделать о причинах изменения температуры воздуха на Земле?

2.3. Закономерности изменения температуры обязательно нужно знать и учитывать каждому человеку. Иначе с вами может произойти неприятность, которая случилась с Фомой. Внимание на экран! Давайте вспомним это веселое стихотворение.

Демонстрируется авторский слайд, ученик с выражением читает стихотворение.

- Помимо того, что этот мальчик был очень недоверчивый, у него дома не было одного метеорологического прибора, с помощью которого измеряют температуру воздуха. Как называется этот прибор?

Демонстрируются термометры разных видов.

-Как он устроен?

- Пользуясь этим прибором, составляют графики годового и суточного хода температуры. Обратите внимание на рисунок 6.5. на странице 93учебника. Как устроены графики?

- Что можно сказать об изменении температур. Используя график?

- Используя диагональное чтение, найдите определение понятия амплитуда температур в учебнике на странице 93.

- Температуру отмечают и на картах, а делают это с помощью изотерм. Прочитайте определение понятия изотерма.

- На климатической карте Новосибирской области с. 12 в атласе определите показатели изотерм, которые проходят через город Новосибирск.

Наблюдают за экспериментом.

Один из учеников участвует в опыте, замеряя освещенность бумаги и записывая показатели на доске.

Угол 90 градусов – 5 см.

Угол 45 градусов – 7 см.

Угол 15 градусов – 13 см.

Отвечают на вопросы учителя.

- Количество света, поступающего от фонаря (луча), при изменении угла его наклона не изменилось.

- При изменении угла падения солнечных лучей изменилась площадь освещаемой поверхности.

- Температура поверхности будет уменьшаться при снижении угла падения солнечных лучей, так как одно и то же количество энергии обогревает большую площадь.

- От экватора к полюсам температура воздуха становится меньше. Данный вывод ученик фиксирует в кластер на доске.

- От экватора к полюсам уменьшается угол падения солнечных лучей. Ученик фиксирует в кластер причину закономерности.

- С увеличением высоты местности воздух становится менее плотный, более разреженный.

- Чем воздух разреженнее, тем хуже он поглощает тепло, идущее от поверхности Земли.

- С высотой местности температура постепенно понижается. Ученик фиксирует в кластер данную закономерность.

- С высотой местности увеличивается разреженность атмосферы. Ученик фиксирует в кластер причину закономерности.

Желающий ученик анализирует схему.

- Изменение температуры происходит постепенно от +30 градусов у подножия до +16 на вершине.

Первый ученик зачитывает отрывок текста из учебника.

- Температура воздуха в тропосфере с высотой постепенно понижается на 0,6 градуса на каждые 100 метров высоты.

Ученик выполняет задание тренажера с комментариями.

- Если на каждые 100 метров температура уменьшается на 0,6 градусов, то на километр уменьшение будет составлять 6 градусов. Соответственно изменяя -18 градусов в сторону потепления получаем на высоте 7000м. -12 градусов, на высоте 5000м. 0 градусов, температура на высоте 3000м. = +12, на высоте 500м. +27 градусов, и у подножья горы 30 градусов.

- В умеренных широтах в зимний период времени температуры понижаются, а летом становятся значительно выше. Ученик фиксирует в кластер закономерность.

- Изменение температуры по сезонам в умеренных широтах наблюдается благодаря наклону земной оси. При вращении планеты вокруг Солнца происходит изменение угла падения солнечных лучей. Ученик фиксирует причину в кластер

Просмотр видеозадачи.

Ищут ответ в схеме учебника.

- Весной на поверхности Земли лежит много снега, который отражает большинство солнечной энергии, пришедшей на Землю.

- Более 80% солнечной энергии отражают ледники, а незначительное количество энергии отражает океан.

-В ночное время похолодание, а днем становится теплее. Ученик записывает данную закономерность в кластер.

- Происходит изменение угла падения солнечных лучей. Ученик фиксирует причину в кластер.

- Основная причина изменения температуры – это изменение угла падения солнечных лучей и изменение плотности воздуха.

Ученик читает стихотворение.

В одном переулке стояли дома,

В одном из домов жил упрямый Фома.

Ни дома, ни в школе, нигде ни кому –

Не верил упрямый Фома ничему.

На улицах слякоть, и дождик, и град.

- Наденьте галоши, - ему говорят.

- Неправда, - не верит Фома, - это ложь…-

И прямо по лужам идет без галош.

Мороз. Надевают ребята коньки.

Прохожие подняли воротники.

Фоме говорят: - Наступила зима. –

В трусах на прогулку выходит Фома.

Допускается и приветствуется дружный хоровой ответ ребят.

-Термометр!

Ученики рассматривают термометры.

- У термометра есть шкала от выше 0 градусов и ниже 0 градусов, стержень внутри заполнен ртутью или спиртовой жидкостью.

Анализируют рисунок 6.5.

- Вертикальная шкала показывает температуру, а горизонтальная – месяцы года или продолжительность суток. Каждый месяц обозначают температуру на плоскости координат, а затем соединяют точки в график.

- По графику можно определить месяцы года с отрицательной и положительной температурой, максимальную и минимальную температуру в году.

Первый ученик зачитывает отрывок текста из учебника.

-Разница между самыми высокими и самыми низкими температурами за какой-либо отрезок времени называется амплитудой температур.

- Изотерма – это линия, соединяющая точки с одинаковой температурой.

- Изотерма июля +19 градусов, а изотерма января – 19 градусов.

Демонстрация схемы на слайде электронного приложения к учебнику в течение 2-3 минут.

Демонстрация и анализ схемы на слайде электронного приложения к учебнику в течение 1-2 минуты.

Просмотр и обсуждение видеосюжета в течение 2 минут.

Демонстрация и анализ схемы электронного приложения к учебнику 30 секунд.

Демонстрация авторского слайда и чтение стихотворения. 1 минута.

3. Рефлексивно-оценочный. (Закрепление нового материала).

12-13 минут.

Индивидуальная работа по карточкам.

Посмотрим годовое изменение температур в разных районах Новосибирской области, решая задания в карточках. Карточки разработаны по вариантам.

- Сравните температуры на станции Северное и Карасук.

-Почему температуры в Северном ниже, чем в Карасуке? Посмотрите на карту НСО и объясните.

- Вернемся к кластеру. Есть ли объяснение данной закономерности в схеме?

Выставление отметок за работу на уроке.

Ученики выполняют задания в карточках и озвучивают результаты своей работы.

- Ниже температуры станции Северное.

-Станция Северное находится севернее, а значит угол падения солнечных лучей меньше и соответственно прогрев территории меньше.

- Изменение угла падения солнечных лучей зафиксирована в схеме как основная причина изменения температуры.

 

4. Домашнее задание.

2-3 минуты.

Для всех учеников на дом задается параграф 31 (прочитать) и тестовые задания №2 и № 4 на с. 60 в тренажере.

Для учеников, желающих получить дополнительные высокие оценки задается пересказ пункта «Парниковый эффект» параграфа 31 на с. 93.

Одному или двум ученикам интересующимся географией, отличающимся высокими способностями задается задание повышенной сложности на карточке.

Ученики записывают домашнее задание в дневники. Желающие ребята берут у учителя карточки с дополнительным усложненным заданием.

Содержание карточки.

Известно, что температура с высотой местности понижается, но на территории пояса гор Южной Сибири есть Тувинская и Минусинская котловины, где происходят аномальные явления: температуры с высотой в этих районах не понижаются, а наоборот повышаются! Подумайте и объясните, почему так происходит.

 

КЛАСТЕР

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.