Технологическая карта урока географии на тему «Атмосфера (температура воздуха, атмосферное давление, ветер)» (6 класс)
Технологическая карта урока
Предмет |
география |
||||||||||||||||||||
Класс |
6 |
||||||||||||||||||||
Учитель |
Курбанова Раисат Кунниевна |
||||||||||||||||||||
УМК |
Домогацких Е.М. «Русское слово» |
||||||||||||||||||||
Тип урока |
Урок формирования умений и навыков (урок – практикум с элементами математики) |
||||||||||||||||||||
Тема урока |
Атмосфера (температура воздуха, атмосферное давление, ветер) |
||||||||||||||||||||
Цель урока |
Создание условий для формирования представления учащихся о ходе температур воздуха, об амплитуде температуры воздуха, атмосферном давлении, ветре, факторах, влияющих на изменение температуры воздуха, изменении атмосферного давления. Формирование географической культуры путем внедрения в урок дополнительных материалов. Создание условий для развития навыков работы с цифровыми данными в различной форме (табличной, графической), составления и анализа графиков хода температуры и розы ветров. Воспитывать любовь к родному краю. Формировать умение правильно выражать свои мысли. |
||||||||||||||||||||
Задачи урока (планируемые результаты) |
Предметные: знать понятия: амплитуда температуры воздуха, средняя температура воздуха, атмосферное давление, ветер; уметь характеризовать каждый термин урока; знать причину нагревания воздуха и его изменения в течение суток, месяца, года; знать значение нагревания воздуха для живых организмов, понимать и объяснять причинно – следственные связи температуры, атмосферного давления и возникновения ветра; определять и показывать на карте географические объекты; уметь работать на контурной карте. Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; оценивать достижения на уроке; оценивать работу одноклассников; высказывать суждения, подтверждая ее фактами; работать с текстом, интерактивными тестами, раздаточным материалом; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления; выявлять причинно – следственные связи. Участвовать в диалоге, работать в паре; выслушивать и объективно оценивать другого. Делать выводы. Личностные: стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий. осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; осознание ценностей географических знаний и применять эти знания в определенной ситуации. |
||||||||||||||||||||
Технология построения урока |
Технология проблемно-диалогического обучения |
||||||||||||||||||||
Методы обучения |
Частично-поисковый, исследовательский, метод проблемного обучения, картографический метод. |
||||||||||||||||||||
Формы организации познавательной деятельности обучающихся |
Фронтальная, индивидуальная, групповая (работа в парах) |
||||||||||||||||||||
Информационное обеспечение урока, оборудование |
Глобус, учебники, атласы, раздаточные листы с задачами, карточки с заданиями, простые карандаши, линейки, цветные карандаши, компьютеры, интерактивная доска, мультимедийный проектор, выход в интернет на сайт «Образовательные тесты»(http:// testedu.ru), беспроводные пульты для ответов системы контроля и мониторинга качества знаний PROСlass, интерактивный тест, презентация с вопросами теста. |
||||||||||||||||||||
Основные термины и понятия, географическая номенклатура |
Атмосфера, температура воздуха, амплитуда, атмосферное давление, ветер, Средиземное море, п-ов Аравийский, о. Мадагаскар, Каспийское море, Австралия, Магелланов пролив, р. Амазонка, Мексиканский залив, Берингов пролив. |
||||||||||||||||||||
Ход урока |
|||||||||||||||||||||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Запланированный результат этапа |
||||||||||||||||||
1.Организационный этап Создать благоприятный психологический настрой на работу |
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания учащихся. |
Приветствие учителя, включаются в деловой ритм урока |
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнавать новое, проявлять терпение и внимание. Коммуникативные: отслеживание действий учителя, умение слушать и слышать |
||||||||||||||||||
2. Постановка цели и задач урока (Беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к определению темы урока, постановке его целей и задач). Определение учащимися темы, целей и задач урока |
Ставит проблемный вопрос. Причины изменения температуры воздуха? Зависимость атмосферного давления от температуры воздуха. Выводит на формулировку темы и целей урока. Четко их проговаривает, акцентирует внимание учащихся на значимости данной темы. |
Высказывают свои предположения. Выделение существенной информации из слов учителя. Формируют цели и задачи урока. |
Познавательные: выдвигают предположения по теме урока Личностные: формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение темы «Атмосферы». Коммуникативные: умение выражать свои мысли, строить высказывания; уметь слушать; контроль правильности ответов. |
||||||||||||||||||
3.Актуализация знаний 1.Проверка географической номенклатуры
2. Фронтальный опрос учащихся |
Учитель предлагает географический диктант на контурной карте. Приглашает одного ученика к интерактивной доске.
опрос учащихся по пройденным ранее темам
|
Один ученик работает с интерактивной доской, остальные ребята выполняют диктант своих контурных картах. Оценивают ответ одноклассника.
Учащиеся дают ответы
|
Познавательные: давать определение понятиям, структурировать материал. Личностные: формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение карты. Коммуникативные: взаимодействуют с учителем, одноклассниками; уметь слушать. Регулятивные: контролируют правильность показа обучающимся географических объектов. |
||||||||||||||||||
4.Выполнение практических заданий Формирование представлений учащихся о причине нагревания воздуха и его изменения в течение суток, месяца, года; знать значение нагревания воздуха для живых организмов, понимать и объяснять причинно – следственные связи температуры воздуха, атмосферного давления и возникновения ветра. Организовать совместную деятельность по выполнению практических заданий. |
Учитель предлагает групповую работу (работа в парах), на каждой парте листы с задачами, карточки с заданиями, простые и цветные карандаши, линейки.
Задание в группах «Решение задач на определение температуры воздуха, атмосферного давления»
Учитель предлагает определить по физической карте России географические координаты г. Махачкалы
Объясняет ход выполнения практической работы. Построение графика «Ход температуры воздуха» К интерактивной доске приглашается один ученик для построения графика, используя данные наблюдений учащихся за погодой «Хода температуры воздуха для г. Махачкалы за первую неделю марта 2017 года»
Приглашается ученик к интерактивной доске, выполняет задание «Определить амплитуду температуры воздуха, среднюю температуру воздуха за неделю», используя данные наблюдений за погодой
|
Учащиеся слушают с целью понимания ими содержания главной мысли темы.
Учащиеся решают задачи
Учащиеся определяют географические координаты г. Махачкалы, записывают в тетрадях
Ученик, используя интерактивную доску, разлинованное поле (в клетку), линейку (с панели инструментов) и маркер, выстраивает график «Хода температуры воздуха».
Один ученик работает с интерактивной доской, остальные учащиеся работают в тетрадях. Используя калькулятор с панели инструментов высчитывает амплитуду температуры воздуха, среднюю температуру воздуха за неделю для г. Махачкалы
|
Познавательные: получать новые знания, уметь перерабатывать полученную информацию, сравнивать, группировать, формулировать вывод о причинах изменения температуры воздуха, атмосферного давления и ветра, уметь работать с различными источниками информации, применять полученные знания на практике. Коммуникативные: взаимодействуют с учителем, одноклассниками; уметь слушать, уметь работать в группе. Делают выводы. Регулятивные: контролируют правильность выполнения заданий.
.
|
||||||||||||||||||
5.Физкультминутка Обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся |
Предлагает игру интерактивный тренажер «Собери глобус» |
Выполняют несколько учеников, по очереди выходя к интерактивной доске, собирают глобус |
Смена деятельности. |
||||||||||||||||||
6. Выполнение практических заданий Формирование представлений учащихся о причине нагревания воздуха и его изменения в течение суток, месяца, года; знать значение нагревания воздуха для живых организмов, понимать и объяснять причинно – следственные связи температуры воздуха, атмосферного давления и возникновения ветра. Организовать совместную деятельность по выполнению практических заданий. (Продолжение)
|
«Построение розы ветров для г. Махачкалы», используя данные наблюдения за погодой (февраль 2017 года)
|
Ученик, используя интерактивную доску, разлинованное поле (в клетку), линейку (с панели инструментов) и маркер, выстраивает розу ветров для г. Махачкалы. Остальные учащиеся работают в группах |
Познавательные: получать новые знания, уметь перерабатывать полученную информацию, сравнивать, группировать, формулировать вывод о причинах изменения температуры воздуха, атмосферного давления и ветра, уметь работать с различными источниками информации, применять полученные знания на практике. Коммуникативные: взаимодействуют с учителем, одноклассниками; уметь слушать, уметь работать в группе. Делают выводы. Регулятивные: контролируют правильность выполнения заданий.
|
||||||||||||||||||
7. Первичное закрепление
|
Ставит цель на проверку знаний изученного материала.
1.Учитель приглашает учащихся занять рабочие места за ПК и ответить на вопросы интерактивного теста «Атмосфера» с сайта «Образовательные тесты» (ссылка (http://testedu.ru/test/geografiya/6-klass/atmosfera.html)
2.Учитель раздает учащимся беспроводные пульты для ответа на вопросы теста в программе PROСlass
|
Класс делится на две группы.
1-я группа учеников отвечает на вопросы интерактивного теста « Атмосфера» сайта «Образовательные тесты», в нем предлагается 11 вопросов, учащиеся рассаживаются за компьютеры, по завершении теста узнают свой результат. Делают обобщающий вывод в процессе ответов на вопросы. Проводят работу над ошибками.
2-я группа учеников отвечает на вопросы теста в программе PROСlass, в нем предлагается 7 заданий. Нажатием на кнопки пульта учащиеся выполняют выбор ответа, из предложенного списка. Учитель знакомит со статистикой ответов. Делают анализ ошибок. Пользуясь программой PROСlass, определяют учеников, которые лучше других справились с заданиями. Делают обобщающий вывод в процессе ответов на вопросы. Проводят работу над ошибками.
|
Познавательные: ориентироваться в системе знаний. Личностные: оценивать усваиваемое содержание учебного материала. Коммуникативные: формулировать свою точку зрения, уметь слушать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Регулятивные: контролировать правильность выполнения заданий, уметь определять степень успешности выполнения своей работы.
|
||||||||||||||||||
8. Домашнее задание П.16-18, повторить. Составить задачу на определение температуры воздуха |
Проводит инструктаж выполнения домашнего задания |
Слушают учителя, записывают домашнее задание в дневниках |
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнавать новое, проявлять внимание. Коммуникативные: отслеживание действий учителя, умение слушать и слышать.
|
||||||||||||||||||
9. Рефлексия |
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом, оценить меру своего личного продвижения к цели. Выставление и комментирование оценок за работу на уроке . . |
Формулируют собственное мнение. Составляют стихотворение – синквейн
Урок географии Познавательный и занимательный Чертили, искали, узнавали Быстро прошел урок. Здорово!
|
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: формирование навыков самоанализа. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено; осознание качества и уровня усвоения. |