Урок географии в 5 классе по теме «Движение земной коры»
Ширшова Татьяна Валерьевна
учитель географии
МБОУ «ОСОШ №2»
первая квалификационная категория
Пояснительная записка
Урок географии на тему «Землетрясение» предназначен для 5 класса с использованием системно - деятельностного подхода и интеграции с предметом «физика». Данная разработка ориентирована на УМК А.И. Алексеева («Полярная звезда»), но может быть использована другим УМК.
Конкурсная работа представлена конспектом урока. Технологическая карта оформлена в Приложении 1. Приложение 2 представляет собой проект урока, план урока представлен в Приложении 3. Все необходимые для урока печатные материалы собраны в Приложениях 4-11
Конспект урока географии на тему «Движение земной коры»
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организационный |
- приветствует обучающихся - предлагает проверить готовность к уроку |
- приветствуют учителя - проверяют готовность |
Этап актуализации знаний |
говорит: - давайте вспомним материал прошлого урока. Вам даны предложения ваша задача- выбрать верные и неверные утверждения. Приложение 4 - предлагает на слайде правильные варианты ответов и контролирует взаимопроверку Приложение 5 (презентация) говорит: - поднимите руки и добавьте дополнительные баллы те, кто правильно выбрал утверждения под номерами 3 и 5 - посчитайте полученное количество баллов и впишите в оценочные листы для сегодняшнего урока. Приложение 10 |
- слушают учителя - выполняют письменную работу - меняются работами и проводят взаимопроверку - проверяют и оценивают - считают правильное количество ответов и заносят в листы оценок |
Этап целеполагания |
говорит: - недавно я слышала по радио отрывок очевидца какого-то страшного явления, но не поняла, о чем шла речь. Может быть вы поможете мне. Сообщали следующее: - я выбежал на улицу и увидел, что дом, в котором я живу, раскачивается из стороны в сторону. Земля вспучивалась, высокие деревья падали как подкошенные… Куски земли непонятной формы двигались вверх и вниз, наклоняясь под всевозможными углами. Полуразрушенный дом вдруг пополз на меня. Я начал перелезать через забор, но забор неожиданно провалился сквозь землю вместе со мной. Когда все кончилось, я выбрался на поверхность и увидел вокруг страшный пейзаж…. предлагает: - исходя из темы урока, сформулируем цель - сформулируем задачи урока: говорит: - оцените в поурочном оценочном листе, насколько вам понятны цель и задачи урока. Приложение 6 - можем ли мы задачи считать планом урока? |
-слушают и исходя из текста предлагают тему урока- «Землетрясение. Движение земной коры» предлагают варианты формулировки цели урока: - получение знаний о землетрясении предлагают варианты формулировки задач: - познакомится с понятием «землетрясение»; - выяснить причину возникновения землетрясений; - узнать как оценивается сила землетрясений; - узнать можно ли спрогнозировать землетрясение; - выяснить где чаще всего бывают землетрясения; -оценить свою работу на уроке. работают с поурочными оценочными листами - дают согласие |
Этап освоения новых знаний |
Предлагает: посмотрите на доску, здесь даны понятия, давайте в ходе урока составим словарик понятий. Он предложен вам на партах. Приложение 7 интересуется: - вы что-нибудь слышали о землетрясениях? предлагает: -самостоятельно дать определение понятию «землетрясение» на основе уже имеющихся жизненных знаний - а теперь откройте учебник на стр. 75 и сравните свое определение с предложенным в учебнике и запишите его в словарик. говорит: - изучите схему землетрясения в учебнике на стр. 75. Выясните и запишите в словарик, что такое очаг и эпицентр землетрясения предлагает: - посмотрите еще раз определение понятия «землетрясение». Скажите, есть ли в нем слова, не относящиеся к географии? Демонстрирует эксперимент: - у меня аквариум с водой, в котором плавает поплавок. Что происходит с ним, при нажатии? А что видите вокруг поплавка? говорит: - значит, при землетрясении происходит колебание земной коры, и образуются волны. Эти волны называются сейсмическими. Как называется наука, изучающая эти волны? Запишите определение этого понятия в словарик. продолжает: - волны могут быть продольными и поперечными. предлагает: - давайте посмотрим видеофрагмент Приложение 8 задает вопрос: - что происходит на земной поверхности, если идет продольная волна? - а если поперечная? предлагает: - сравните карты на стр. 70 (литосферные плиты) и 76 (землетрясения и вулканы) в учебнике и скажите, где чаще происходят землетрясения? - а может быть землетрясение в той местности, где живем мы, почему? говорит: -как вы считаете, можно ли заранее узнать о приближении землетрясения? Да, в этом поможет прибор, под названием сейсмограф. Дальнейшее знакомство с этим прибором вы продолжите на уроках физики. Запишем определение в словарики. демонстрирует изображение сейсмографа на слайде Приложение 5 (презентация) говорит: - кроме того, люди, живущие в сейсмоопасных районах, научились предсказывать опасное явление природы по поведению животных, растений. Об этом более подробно узнаем на следующем уроке. - В зависимости от того, какой силы землетрясение, оно причиняет разные разрушения. Есть шкала измерения силы землетрясения. Она называется Шкала Рихтера. Вы можете познакомиться с ней, открыв предложенные учебники по физике на стр. 60 интересуется: - как вы думаете, а на других планетах происходит сейсмическая активность? Кто хочет сходить к учителю физики узнать эту информацию и поделиться с нами? говорит: - сейчас предлагаю поработать в парах. На ваших столах есть три варианта заданий, выберите ту, карточку, которая вам подходит, и выполните задание. Приложение 9 осуществляет контроль: - давайте послушаем, что у вас получилось, затем оцените себя в оценочном листе для сегодняшнего урока Приложение 10 говорит: - давайте узнаем, есть ли сейсмическая активность на других планетах? Послушаем рассказ ребят, которые побеседовали с учителем физики предлагает подвести итог урока по плану: - обратимся к плану урока, выясним, все ли его пункты мы рассмотрели и сделаем основные выводы - обратимся к словарику и проверим, заполнен ли он |
- знакомятся с предложенным вариантом слов в словарике по теме «Землетрясение» - делятся уже известными знаниями - пытаются сформулировать понятие «землетрясение» - сравнивают определение с данным в учебнике и заносят в словарик - выполняют задание - перечитывают определение и предполагают, что слово «колебание» не относится к географии - наблюдают за экспериментом и дают ответ: поплавок колеблется, а вокруг его возникают волны - слушают, дают предположительный ответ на вопрос: наука называется сейсмология и заполняют словарик - слушают учителя - смотрят видеофрагмент -отвечают на вопрос: при продольной волне происходит разрыв и провал в земной коре. При поперечной волне разрушаются здания, бьются стекла, рушатся стены - дают ответ- на стыках литосферных плит - нет, так как мы живем не на стыке литосферных плит - слушают учителя - работают со словариком - смотрят на экран - слушают учителя - знакомятся со шкалой Рихтера - два обучаемых, по их желанию, идут к учителю физики - выбирает карточку, и выполняют задание - дают предположительные варианты ответа, проводят оценку - двое ребят рассказывают, а остальные слушают - смотря на план на доске, формулируют выводы - проверяют заполнение словарика |
Этап закрепления знаний |
предлагает: - на ваших столах есть карточка с тестовым заданием, предлагаю выполнить тест Приложение 11 - предлагаю проверить тест Приложение 5 и оценить себя в листе оценки на сегодняшний урок. Те, кто правильно выполнил задание под номерами 3 и 5 поставьте себе по дополнительному баллу. Приложение 10 |
- выполняют задание - проводят проверку и самооценку, заполняют оценочные листы |
Выбор домашнего задания |
говорит: - запишем домашнее задание: п. 22, задание 1-7 (устно), на выбор: 1)сообщение прогнозирование землетрясений живыми организмами 2) сообщение о цунами 3) памятка о правилах поведения во время землетрясений |
-слушают учителя. Делают выбор домашнего задания |
Рефлексия |
Предлагает: - вернитесь к листам оценки на урок, посчитайте количество заработанных баллов и поставьте оценки. Листы сдайте учителю Приложение 10 - заполните поурочные листы Приложение 6 Ребята, сравните свое настроение с новым понятием «землетрясение». оцените его на начало урока и под конец, когда завершена работа, в этом вам шкала Рихтера поможет и урок наш подытожит! |
-работают с оценочным листом - высказывают свое мнение об уроке |
Приложение 1
Технологическая карта урока
Предмет |
география |
класс |
5 |
Авторы УМК |
А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др |
Изучаемый раздел |
Литосфера- твердая оболочка земли |
Количество учебного времени, отведенного для изучения раздела |
10ч |
Номер учебного занятия в курсе |
24 |
Номер урока в изучаемом разделе |
4 |
Тема урока |
Движение земной коры .Землетрясения |
Цель урока |
Формирование знаний о землетрясении |
Вид учебного занятия |
Урок введения нового материала |
Демонстрационный материал |
Аквариум и поплавок (демонстрационный эксперимент) Презентация Видеофрагмент |
Раздаточный материал |
Карточки с заданиями (по 3 комплекта каждому) Учебник физики (шкала Рихтера) |
Контроль педагога |
На этапе целеполагания: - направляет обучающихся к заполнению листа оценок На этапе освоения нового знания педагог: - наблюдает за работой - интересуется пониманием усвоенного материала - контролирует выполнение заданий, усвоение материала -предлагает выступить по проделанной работе - стимулирует других обучающихся к формулировке краткого вывода На этапе закрепления полученных знаний педагог: - предлагает самостоятельную работу с дальнейшим самооцениванием - проверяет успешность -предлагает заполнить оценочный лист На этапе рефлексии учитель: - стимулирует к анализу уровня достижения цели и задач урока |
Самоконтроль обучающегося |
На этапе целеполагания: - заполняет поурочный оценочный лист по вопросам готовности к уроку и целеполагания. На этапе освоения нового знания: - выполняет задания и заполняет лист оценки на этот урок |
Приложение 2
Проект урока
Доминирующая цель урока |
для учителя |
-Формирование навыков заполнения словарика географических терминов |
|
для ученика |
-Приобретение навыка заполнения словарика географических терминов |
||
Задачи урока |
предметные: |
для учителя |
-познакомить обучающихся с понятием «землетрясение» -продемонстрировать значимость этого природного явления -показать связь географии с физикой |
для ученика |
-познакомится с теорией о землетрясениях -приобрести практические навыки создания своего словарика понятий, работы со шкалой Рихтера -оценить свою работу на уроке |
||
метапредметные |
для учителя |
Формирование / развитие регулятивных УУД - развитие навыка постановки цели и задач учебной деятельности; - формирование навыка контроля степени достижения поставленных цели и задач - формирование умения адекватно оценивать собственную деятельность Формирования / развитие коммуникативных УУД - развитие умения владения монологической речью - формирование навыков учебного сотрудничества - развитие навыков коммуникативной рефлексии - развитие умения формулировки собственного мнения Формирование / развитие познавательных УУД - развитие навыков развитие умения сравнивать информацию, полученную из разных источников |
|
для ученика |
- учиться излагать свою точку зрения - учиться слушать выступающего и учитывать его мнение - развивать навык публичного выступления перед классом - учиться делать выводы на основе услышанного и своих знаний |
||
Содержание урока |
знания: |
- формирование знаний о землетрясениях, причинах и местах их возникновения, системе оценивания силы землетрясения, прогнозировании землетрясений |
|
умения: |
- формирование умений: работать в парах, слушать других, делать выводы на основе полученных знаний, работать с таблицами |
||
способы деятельности |
для учителя |
-организация работы с источниками информации; - создание условий для монологических выступлений, работы в парах |
|
для ученика |
- работать в парах; - слушать выступающих; - высказывать свое мнение - делать выводы |
||
навыки: |
-продуктивное сотрудничество с участниками урока; -публичное озвучивание своего мнения по предложенной проблеме - оценивание обучающимися уровня достижения цели и задачей с проговариванием вслух и фиксацией в оценочных листах |
||
Результат урока |
для учителя |
учитель познакомил с представил возможность обучающимся научиться - создал условия для осознания необходимости |
|
для ученика |
- обучающиеся попытались на основе собственной деятельности выяснить - обучающиеся сравнили - познакомились - оценили для себя лично продуктивность урока и свою работу на уроке |
Приложение 3
План урока
№ |
Этап урока |
Время реализации этапа |
Краткое содержание этапа |
1 |
Организационный этап |
1 мин |
- приветствие учителем детей - приветствие детьми учителя - создание атмосферы доверия |
2 |
Этап актуализации знаний |
5 мин |
- контроль знаний |
3 |
Этап целеполагания |
3 мин |
- определение темы урока - постановка цели урока - определение задач урока |
4 |
Этап освоения новых знаний |
25 |
- изучение теоретического материала - заполнение словарика терминов - формирование кратких выводов |
5 |
Этап закрепления знаний |
5 |
- формирование общего вывода - контроль проверки полученных знаний |
6 |
Выбор домашнего задания |
3 |
- выбор домашнего задания из предложенных вариантов |
7 |
Рефлексия |
3 |
- заполнение оценочных листов |
Приложение 4
Верно или неверно утверждение.
1 Материковая земная кора тоньше океанической.
2 Слово «мантия» в переводе на русский язык означает «покрывало, плащ»
*3 Внутренние и внешние силы Земли создают ее неровности.
4 Земная кора- это верхняя оболочка Земли до ядра.
*5 Литосфера расколота глубокими разломами на блоки.
(Задания, требующие дополнительных логических рассуждений, отмечены звездочкой, при проверке, в случае правильного ответа на эти задания, дается дополнительный балл.)
Приложение 6
Лист оценки на четверть
«+» - абсолютно уверен (а) / да
«-» - абсолютно неуверен (а) / нет
«?» - есть вопросы, сомневаюсь / не совсем
Критерий самооценки / Дата |
|||||||||||||||
Я выполнил (а) домашнее задание к этому уроку. |
|||||||||||||||
Мне понятна цель урока. |
|||||||||||||||
Мне понятны задачи урока. |
|||||||||||||||
Я разобрался с материалом урока. |
|||||||||||||||
Мне понятны все задания, которые мы выполняли на уроке. |
|||||||||||||||
Я успешно справился с заданием в конце урока. |
|||||||||||||||
Мне понятно содержание домашнего задания. |
|||||||||||||||
Свою работу на уроке я оцениваю отметкой … |
|||||||||||||||
Для меня урок оказался плодотворным. |
Приложение 7
Словарик
« » |
Землетрясение –
Очаг землетрясения-
Эпицентр землетрясения-
Сейсмические волны-
Сейсмология –
Сейсмограф-
Шкала Рихтера- |
Приложение 9
Работа со шкалой Рихтера
Задание на оценку «3»
Найдите описание самых сильных и самых слабых землетрясений.
Задание на оценку «4»
Сравните Ашхабадское землетрясение, которое оценивается в 10 баллов с Ташкентским , которое оценивается в 8 баллов. Какое из них имеет большую разрушительную силу. Докажите текстом.
Задание на оценку «5»
Используя шкалу Рихтера, оцените землетрясение в баллах.
В 2010 году только по официальным данным погибло 222570 человек, получило ранение около 311 тысяч. Материальный ущерб стране оценили в 5,6 миллиардов долларов. Стихия разрушила тысячи жилых домов, город остался без больниц. В итоге без крова осталось около 3 миллионов человек. Были разрушены Национальный дворец, здания Министерств финансов, связи, культуры, общественных работ. Исчез и кафедральный собор. Наибольший удар пришелся на столицу страны с населением в 2,5 миллиона человек. Остальные же районы Гаити пострадали незначительно.
Приложение 10
Оценочный лист ученика
Фамилия, имя ученика __________________
Верно-неверно Максимально 7 баллов |
Работа с таблицей Максимально 5баллов |
Тест Максимально 7баллов |
Итог Максимально 19баллов |
17-19баллов оценка «5», 16-12баллов оценка «4», 11-8баллов оценка «3»
Приложение 11
Выбери правильный ответ
1 Очаг землетрясения образуется:
А) в ядре;
Б) на границах литосферных плит;
В) в мантии
2* Страна с частыми землетрясениями:
А) Австралия
Б) Бразилия
В) Япония
3 Прибор для обнаружения очагов землетрясения называется:
А) баромерт
Б) картограф
В) сейсмограф
4 Сейсмические волны могут быть:
А) только продольные;
Б) продольные и поперечные;
В) боковые и диагональные
5* В каком из перечисленных городов наиболее вероятно землетрясение:
А) Санкт Петербург
Б) Нью-Йорк
В) Мехико
(Задания, требующие дополнительных логических рассуждений, отмечены звездочкой, при проверке, в случае правильного ответа на эти задания, дается дополнительный балл.)