12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ширшова Татьяна Валерьевна24
Автор разработки:

Ширшова Татьяна Валерьевна

учитель географии

МБОУ «ОСОШ №2»

первая квалификационная категория

Пояснительная записка

Урок географии на тему «Землетрясение» предназначен для 5 класса с использованием системно - деятельностного подхода и интеграции с предметом «физика». Данная разработка ориентирована на УМК А.И. Алексеева («Полярная звезда»), но может быть использована другим УМК.

Конкурсная работа представлена конспектом урока. Технологическая карта оформлена в Приложении 1. Приложение 2 представляет собой проект урока, план урока представлен в Приложении 3. Все необходимые для урока печатные материалы собраны в Приложениях 4-11

Конспект урока географии на тему «Движение земной коры»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

- приветствует обучающихся

- предлагает проверить готовность к уроку

- приветствуют учителя

- проверяют готовность

Этап актуализации знаний

говорит:

- давайте вспомним материал прошлого урока. Вам даны предложения ваша задача- выбрать верные и неверные утверждения. Приложение 4

- предлагает на слайде правильные варианты ответов и контролирует взаимопроверку Приложение 5 (презентация)

говорит:

- поднимите руки и добавьте дополнительные баллы те, кто правильно выбрал утверждения под номерами 3 и 5

- посчитайте полученное количество баллов и впишите в оценочные листы для сегодняшнего урока. Приложение 10

- слушают учителя

- выполняют письменную работу

- меняются работами и проводят взаимопроверку

- проверяют и оценивают

- считают правильное количество ответов и заносят в листы оценок

Этап целеполагания

говорит:

- недавно я слышала по радио отрывок очевидца какого-то страшного явления, но не поняла, о чем шла речь. Может быть вы поможете мне. Сообщали следующее:

- я выбежал на улицу и увидел, что дом, в котором я живу, раскачивается из стороны в сторону. Земля вспучивалась, высокие деревья падали как подкошенные… Куски земли непонятной формы двигались вверх и вниз, наклоняясь под всевозможными углами. Полуразрушенный дом вдруг пополз на меня. Я начал перелезать через забор, но забор неожиданно провалился сквозь землю вместе со мной. Когда все кончилось, я выбрался на поверхность и увидел вокруг страшный пейзаж….

предлагает:

- исходя из темы урока, сформулируем цель

- сформулируем задачи урока:

говорит:

- оцените в поурочном оценочном листе, насколько вам понятны цель и задачи урока. Приложение 6

- можем ли мы задачи считать планом урока?

-слушают и исходя из текста предлагают тему урока- «Землетрясение. Движение земной коры»

предлагают варианты формулировки цели урока:

- получение знаний о землетрясении

предлагают варианты формулировки задач:

- познакомится с понятием «землетрясение»;

- выяснить причину возникновения землетрясений;

- узнать как оценивается сила землетрясений;

- узнать можно ли спрогнозировать землетрясение;

- выяснить где чаще всего бывают землетрясения;

-оценить свою работу на уроке.

работают с поурочными оценочными листами

- дают согласие

Этап освоения новых знаний

Предлагает:

посмотрите на доску, здесь даны понятия, давайте в ходе урока составим словарик понятий. Он предложен вам на партах. Приложение 7

интересуется:

- вы что-нибудь слышали о землетрясениях?

предлагает:

-самостоятельно дать определение понятию «землетрясение» на основе уже имеющихся жизненных знаний

- а теперь откройте учебник на стр. 75 и сравните свое определение с предложенным в учебнике и запишите его в словарик.

говорит:

- изучите схему землетрясения в учебнике на стр. 75. Выясните и запишите в словарик, что такое очаг и эпицентр землетрясения

предлагает:

- посмотрите еще раз определение понятия «землетрясение». Скажите, есть ли в нем слова, не относящиеся к географии?

Демонстрирует эксперимент:

- у меня аквариум с водой, в котором плавает поплавок. Что происходит с ним, при нажатии? А что видите вокруг поплавка?

говорит:

- значит, при землетрясении происходит колебание земной коры, и образуются волны. Эти волны называются сейсмическими. Как называется наука, изучающая эти волны?

Запишите определение этого понятия в словарик.

продолжает:

- волны могут быть продольными и поперечными.

предлагает:

- давайте посмотрим видеофрагмент Приложение 8

задает вопрос:

- что происходит на земной поверхности, если идет продольная волна?

- а если поперечная?

предлагает:

- сравните карты на стр. 70 (литосферные плиты) и 76 (землетрясения и вулканы) в учебнике и скажите, где чаще происходят землетрясения?

- а может быть землетрясение в той местности, где живем мы, почему?

говорит:

-как вы считаете, можно ли заранее узнать о приближении землетрясения? Да, в этом поможет прибор, под названием сейсмограф. Дальнейшее знакомство с этим прибором вы продолжите на уроках физики. Запишем определение в словарики.

демонстрирует

изображение сейсмографа на слайде Приложение 5 (презентация)

говорит:

- кроме того, люди, живущие в сейсмоопасных районах, научились предсказывать опасное явление природы по поведению животных, растений. Об этом более подробно узнаем на следующем уроке.

- В зависимости от того, какой силы землетрясение, оно причиняет разные разрушения. Есть шкала измерения силы землетрясения. Она называется Шкала Рихтера. Вы можете познакомиться с ней, открыв предложенные учебники по физике на стр. 60

интересуется:

- как вы думаете, а на других планетах происходит сейсмическая активность? Кто хочет сходить к учителю физики узнать эту информацию и поделиться с нами?

говорит:

- сейчас предлагаю поработать в парах. На ваших столах есть три варианта заданий, выберите ту, карточку, которая вам подходит, и выполните задание. Приложение 9

осуществляет контроль:

- давайте послушаем, что у вас получилось, затем оцените себя в оценочном листе для сегодняшнего урока Приложение 10

говорит:

- давайте узнаем, есть ли сейсмическая активность на других планетах? Послушаем рассказ ребят, которые побеседовали с учителем физики

предлагает подвести итог урока по плану:

- обратимся к плану урока, выясним, все ли его пункты мы рассмотрели и сделаем основные выводы

- обратимся к словарику и проверим, заполнен ли он

- знакомятся с предложенным вариантом слов в словарике по теме «Землетрясение»

- делятся уже известными знаниями

- пытаются сформулировать понятие «землетрясение»

- сравнивают определение с данным в учебнике и заносят в словарик

- выполняют задание

- перечитывают определение и предполагают, что слово «колебание» не относится к географии

- наблюдают за экспериментом и дают ответ: поплавок колеблется, а вокруг его возникают волны

- слушают, дают предположительный ответ на вопрос: наука называется сейсмология и заполняют словарик

- слушают учителя

- смотрят видеофрагмент

-отвечают на вопрос: при продольной волне происходит разрыв и провал в земной коре. При поперечной волне разрушаются здания, бьются стекла, рушатся стены

- дают ответ- на стыках литосферных плит

- нет, так как мы живем не на стыке литосферных плит

- слушают учителя

- работают со словариком

- смотрят на экран

- слушают учителя

- знакомятся со шкалой Рихтера

- два обучаемых, по их желанию, идут к учителю физики

- выбирает карточку, и выполняют задание

- дают предположительные варианты ответа, проводят оценку

- двое ребят рассказывают, а остальные слушают

- смотря на план на доске, формулируют выводы

- проверяют заполнение словарика

Этап закрепления знаний

предлагает:

- на ваших столах есть карточка с тестовым заданием, предлагаю выполнить тест Приложение 11

- предлагаю проверить тест Приложение 5 и оценить себя в листе оценки на сегодняшний урок. Те, кто правильно выполнил задание под номерами 3 и 5 поставьте себе по дополнительному баллу. Приложение 10

- выполняют задание

- проводят проверку и самооценку, заполняют оценочные листы

Выбор домашнего задания

говорит:

- запишем домашнее задание: п. 22, задание 1-7 (устно), на выбор: 1)сообщение прогнозирование землетрясений живыми организмами

2) сообщение о цунами

3) памятка о правилах поведения во время землетрясений

-слушают учителя. Делают выбор домашнего задания

Рефлексия

Предлагает:

- вернитесь к листам оценки на урок, посчитайте количество заработанных баллов и поставьте оценки. Листы сдайте учителю Приложение 10

- заполните поурочные листы Приложение 6

Ребята, сравните свое настроение

с новым понятием «землетрясение».

оцените его на начало урока

и под конец, когда завершена работа,

в этом вам шкала Рихтера поможет

и урок наш подытожит!

-работают с оценочным листом

- высказывают свое мнение об уроке


Приложение 1

Технологическая карта урока

Предмет

география

класс

5

Авторы УМК

А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др

Изучаемый раздел

Литосфера- твердая оболочка земли

Количество учебного времени, отведенного для изучения раздела

10ч

Номер учебного занятия в курсе

24

Номер урока в изучаемом разделе

4

Тема урока

Движение земной коры .Землетрясения

Цель урока

Формирование знаний о землетрясении

Вид учебного занятия

Урок введения нового материала

Демонстрационный материал

Аквариум и поплавок (демонстрационный эксперимент)

Презентация

Видеофрагмент

Раздаточный материал

Карточки с заданиями (по 3 комплекта каждому)

Учебник физики (шкала Рихтера)

Контроль педагога

На этапе целеполагания:

- направляет обучающихся к заполнению листа оценок

На этапе освоения нового знания педагог:

- наблюдает за работой

- интересуется пониманием усвоенного материала

- контролирует выполнение заданий, усвоение материала

-предлагает выступить по проделанной работе

- стимулирует других обучающихся к формулировке краткого вывода

На этапе закрепления полученных знаний педагог:

- предлагает самостоятельную работу с дальнейшим самооцениванием

- проверяет успешность

-предлагает заполнить оценочный лист

На этапе рефлексии учитель:

- стимулирует к анализу уровня достижения цели и задач урока

Самоконтроль обучающегося

На этапе целеполагания:

- заполняет поурочный оценочный лист по вопросам готовности к уроку и целеполагания.

На этапе освоения нового знания:

- выполняет задания и заполняет лист оценки на этот урок


 


 


 

Приложение 2

Проект урока

Доминирующая цель урока

для учителя

 

-Формирование навыков заполнения словарика географических терминов

для ученика

-Приобретение навыка заполнения словарика географических терминов

Задачи урока

предметные:

для учителя

-познакомить обучающихся с понятием «землетрясение»

-продемонстрировать значимость этого природного явления

-показать связь географии с физикой

   

для ученика

-познакомится с теорией о землетрясениях

-приобрести практические навыки создания своего словарика понятий, работы со шкалой Рихтера

-оценить свою работу на уроке

 

метапредметные

для учителя

Формирование / развитие регулятивных УУД

- развитие навыка постановки цели и задач учебной деятельности;

- формирование навыка контроля степени достижения поставленных цели и задач

- формирование умения адекватно оценивать собственную деятельность

Формирования / развитие коммуникативных УУД

- развитие умения владения монологической речью

- формирование навыков учебного сотрудничества

- развитие навыков коммуникативной рефлексии

- развитие умения формулировки собственного мнения

Формирование / развитие познавательных УУД

- развитие навыков

развитие умения сравнивать информацию, полученную из разных источников

   

для ученика

- учиться излагать свою точку зрения

- учиться слушать выступающего и учитывать его мнение

- развивать навык публичного выступления перед классом

- учиться делать выводы на основе услышанного и своих знаний

Содержание урока

знания:

- формирование знаний о землетрясениях, причинах и местах их возникновения, системе оценивания силы землетрясения, прогнозировании землетрясений

 

умения:

 

- формирование умений: работать в парах, слушать других, делать выводы на основе полученных знаний, работать с таблицами

 

способы деятельности

для учителя

-организация работы с источниками информации;

- создание условий для монологических выступлений, работы в парах

   

для ученика

- работать в парах;

- слушать выступающих;

- высказывать свое мнение

- делать выводы

 

навыки:

-продуктивное сотрудничество с участниками урока;

-публичное озвучивание своего мнения по предложенной проблеме

- оценивание обучающимися уровня достижения цели и задачей с проговариванием вслух и фиксацией в оценочных листах

Результат урока

для учителя

учитель познакомил с

представил возможность обучающимся научиться

- создал условия для осознания необходимости

 

для ученика

- обучающиеся попытались на основе собственной деятельности выяснить

- обучающиеся сравнили

- познакомились

- оценили для себя лично продуктивность урока и свою работу на уроке


 


 

Приложение 3

План урока


 

Этап урока

Время реализации этапа

Краткое содержание этапа

1

Организационный этап

1 мин

- приветствие учителем детей

- приветствие детьми учителя

- создание атмосферы доверия

2

Этап актуализации знаний

5 мин

- контроль знаний

3

Этап целеполагания

3 мин

- определение темы урока

- постановка цели урока

- определение задач урока

4

Этап освоения новых знаний

25

- изучение теоретического материала

- заполнение словарика терминов

- формирование кратких выводов

5

Этап закрепления знаний

5

- формирование общего вывода

- контроль проверки полученных знаний

6

Выбор домашнего задания

3

- выбор домашнего задания из предложенных вариантов

7

Рефлексия

3

- заполнение оценочных листов

Приложение 4

Верно или неверно утверждение.

1 Материковая земная кора тоньше океанической.

2 Слово «мантия» в переводе на русский язык означает «покрывало, плащ»

*3 Внутренние и внешние силы Земли создают ее неровности.

4 Земная кора- это верхняя оболочка Земли до ядра.

*5 Литосфера расколота глубокими разломами на блоки.

(Задания, требующие дополнительных логических рассуждений, отмечены звездочкой, при проверке, в случае правильного ответа на эти задания, дается дополнительный балл.)

Приложение 6

Лист оценки на четверть

«+» - абсолютно уверен (а) / да

«-» - абсолютно неуверен (а) / нет

«?» - есть вопросы, сомневаюсь / не совсем

Критерий самооценки / Дата

                             

Я выполнил (а) домашнее задание к этому уроку.

                             

Мне понятна цель урока.

                             

Мне понятны задачи урока.

                             

Я разобрался с материалом урока.

                             

Мне понятны все задания, которые мы выполняли на уроке.

                             

Я успешно справился с заданием в конце урока.

                             

Мне понятно содержание домашнего задания.

                             

Свою работу на уроке я оцениваю отметкой …

                             

Для меня урок оказался плодотворным.

                             


 


 


 


 


 


 

Приложение 7


 


 


 


 


 

Словарик


 

« »

Землетрясение –


 

Очаг землетрясения-


 

Эпицентр землетрясения-


 

Сейсмические волны-


 

Сейсмология –


 

Сейсмограф-


 

Шкала Рихтера-


 


 

Приложение 9

Работа со шкалой Рихтера

Задание на оценку «3»

Найдите описание самых сильных и самых слабых землетрясений.

Задание на оценку «4»

Сравните Ашхабадское землетрясение, которое оценивается в 10 баллов с Ташкентским , которое оценивается в 8 баллов. Какое из них имеет большую разрушительную силу. Докажите текстом.

Задание на оценку «5»

Используя шкалу Рихтера, оцените землетрясение в баллах.

В 2010 году только по официальным данным погибло 222570 человек, получило ранение около 311 тысяч. Материальный ущерб стране оценили в 5,6 миллиардов долларов. Стихия разрушила тысячи жилых домов, город остался без больниц. В итоге без крова осталось около 3 миллионов человек. Были разрушены Национальный дворец, здания Министерств финансов, связи, культуры, общественных работ. Исчез и кафедральный собор. Наибольший удар пришелся на столицу страны с населением в 2,5 миллиона человек. Остальные же районы Гаити пострадали незначительно.


 


 


 


 


 

Приложение 10

Оценочный лист ученика

Фамилия, имя ученика __________________


 

Верно-неверно

Максимально 7 баллов

Работа с таблицей

Максимально 5баллов

Тест

Максимально 7баллов

Итог

Максимально 19баллов

       

17-19баллов оценка «5», 16-12баллов оценка «4», 11-8баллов оценка «3»

Приложение 11

Выбери правильный ответ

1 Очаг землетрясения образуется:

А) в ядре;

Б) на границах литосферных плит;

В) в мантии


 

2* Страна с частыми землетрясениями:

А) Австралия

Б) Бразилия

В) Япония


 

3 Прибор для обнаружения очагов землетрясения называется:

А) баромерт

Б) картограф

В) сейсмограф


 

4 Сейсмические волны могут быть:

А) только продольные;

Б) продольные и поперечные;

В) боковые и диагональные


 

5* В каком из перечисленных городов наиболее вероятно землетрясение:

А) Санкт Петербург

Б) Нью-Йорк

В) Мехико

(Задания, требующие дополнительных логических рассуждений, отмечены звездочкой, при проверке, в случае правильного ответа на эти задания, дается дополнительный балл.)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.