12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ковырёва Е.О.190
Россия, Белгородская обл., Белгород

Тема: «Трудный звук».

Цель: «Донести информацию до сведения родителей о том как правильно научить ребёнка выговаривать сложные звуки; как правильно выполнять артикуляционную гимнастику».

Задачи:

- рассказать о важности выполнения артикуляционной гимнастики;

- ознакомить с инструкцией проведения некоторых артикуляционных упражнений по постановке звуков Р и Рь;

- информировать об артикуляционном укладе при произнесении звуков Р и Рь;

- объяснить всю важность речевого дефекта детей, о незамедлительной помощи в преодолении данной проблемы.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

С младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразных артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцирование этих движений развивается у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Самым трудным для ребенка является звук Р. Поэтому он появляется значительно позже других звуков и часто произносится неправильно.

Как правильно произносить звуки Р, РЬ?

При произнесении звука Р рот открыт. Губы принимают положение в соответствии с последующим гласным звуком.

Зубы разомкнуты.

Кончик языка поднят к основаниям верхних зубов, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.

Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик языка вибрирует у альвеол («бугорков»).

На ладони, поднесенной ко рту, ощущается сильная струя воздуха.

Мягкий звук РЬ отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть языка поднимается к твердому небу, кончик языка находится ниже, чем при произнесении Р.

Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков Р, РЬ

"Заборчик". Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать под счет до 5. Обращаем внимание на положение верхних и нижних зубных рядов: при правильном прикусе верхние зубы слегка перекрывают нижние.

"Трубочка". Зубы сомкнуты, губы вытянуть вперед – "трубочкой". Зубы не размыкать. Удерживать под счет до 5.

"Вкусное варенье". Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш .

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" языка наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. его наверх и завернуть на верхнюю губу.

"Почистить верхние зубы". Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания. 1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

"Лошадки". Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания. 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

"Маляр". Цель. Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.

Методические указания. 1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывается изо рта.

"Грибок". Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку).

Методические указания. 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половинка не должна опускаться. 3. При повторении упражнения надо открывать рот, шире.

"Фокус". Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания:

1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

"Барабанщик". Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение делать кончик языка напряженным; развивать его подвижность.

Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком постучать о небо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д-д. Сначала произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук д произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

"Индюк". Цель. Вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и подвиж-ность его передней части.

Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик языка слегка загнуть, как бы поглаживая губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.

Развиваем речь ребенка летом: на прогулке, на кухне, на даче.

Обогащение активного и пассивного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно. В первую очередь это касается тех семей, дети которых посещают логопедическую группу или занятия с логопедом. А если речь ребенка развивается без видимых проблем и соответствует возрастным нормам? И в этом случае родителям не стоит устраняться от процесса речевого воспитания. Любому росточку легче расцвести на взрыхленной и удобренной почве, нежели пробиваться на заброшенном пустыре.

Как проводить домашнее занятие по развитию речи? Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут представить детские книжки и картинки в них, игрушки, мультфильмы. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребенком.

На кухне. У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по таким темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника».

Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов. Задавайте ребенку соответствующие вопросы:

-Попробуй, какой получился салат? Что мы забыли положить в суп? Какую морковку выберем? И т.д.

Называйте свои действия (нарезаю, перемешиваю, солю, обжариваю и т.д.); показывайте ребенку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

Если ребенок еще мал и неловок, пусть занимается рядом с вами своей игрушечной посудой и продуктами, копирует ваши слова и действия: «готовит» еду куклам и кормит их, моет посуду, вытирает со стола и при этом обязательно рассказывает вам о том, что он делает.

На даче. Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Лето», «Цветы», «Насекомые», «Деревья», «Ягоды», «Растения сада», «Летние и осенние работы в саду». Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребенка на всю жизнь. Только здесь малыш в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание); узнает, как и где вырастают ягоды, овощи, фрукты, каким трудом дается урожай.

Даже если названия цветов, кустарников или овощей кажутся вам сложными для ребенка, то все равно чаще называйте их вслух (нарцисс, гладиолус, жимолость, патиссон и другие). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут в активное употребление и существенно обогатят словарный запас вашего малыша.

Уважаемые родители, развивайте в себе навыки воспитателя речи и через некоторое время Вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите ее плоды. Желаем успехов!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.