Классный час «На стремнине века»
2. Сохранить интерес к изучению русской литературы
Форма проведения: интеллектуальная игра с элементами театрализации.
Рекомендации: так как классный час проводится в игровой форме, то возможно разделение класса на 2-3 команды, выбор жюри и подведение итогов.
1 ведущий: 28 октября 1818 года родился в дворянском роду Лутовиновых Иван Тургенев, роста 12 вершков в 12 часов утра.
Мать Ивана Варвара Петровна ,родившись в знатном и богатом семействе, детство провела в полном одиночестве и ссорах с дядей ,в семье которого воспитывалась.
2 ведущий: После трагической кончины дяди судьба впервые сжалилась над Варварой, оставили ей в наследство 5000 душ крепостных, фамильного серебра 960 кг и 600 тыс. руб.
1 ведущий: Отец Ивана Сергеевича за участие в Бородинской битве был награжден Георгиевским крестом, был моложе своей жены на 6 лет и не так богат, но Тургеневы в отличие от Лутовиновых отличались храбростью, честностью и семейностью.
2 ведущий: Родители были заинтересованы в хорошем образовании детей. Иван владел иностранными языками и родным языком. В детстве верный друг и дворовый человек Леонтий Серебряков привил интерес мальчика к поэзии и русскому языку. В 1827 году Тургеневы переехали в Москву с целью подготовки сына к поступлению в университет под руководством домашних учителей.
Тургенев закончил Петербургское артиллерийское училище.
В 1837 году умирает отец Ивана Сергеевича, а зимой Тургенев посещает своего любимого поэта Василия Жуковского ,который оставил глубокий след в творчестве своего друга.
1 ведущий : В 1838г. Тургенев уезжает в Германию на теплоходе и чудом спасся от пожара, успев запрыгнуть в шлюпку, пообещав матросу 10000 рублей за спасение.
2 ведущий: Наконец ,Иван Тургенев в Берлине! Там его ждал давний друг Грановский. Вскоре Тургенев получает письмо от матери с неприятным известие о том, что в пожаре в Спасском сгорело все, нажитое за 50 лет.
В 1845 году Тургенев заканчивает Берлинский университет ,знакомится с Белинским, в лице которого он встретил человека с выдающимся умом и справедливой критикой, И возвращается в Россию. В 1847 г. В « Современнике» напечатан очерк «Хорь и Калиныч»
1 ведущий: Сейчас предлагаем задание, где нужно объяснить значение слов, которые широко использовались в произведениях Ивана Сергеевича Тургенева.
Аркан - (петля)
Хожалый - (полицейский)
Тягловый мужик - (повинность)
Замашная рубашка - (домотканая)
Ассигнации - (бумажные деньги)
Экосез - (танец)
Стряпчий - (чиновник в суде)
Столбовые дворяне - (потомственные дворяне)
Замошки - (грубый холст)
Целовальник - (продавец вина)
Становой - (начальник полиции)
Чуйка - (суконный кафтан)
Осьмуха – (восьмая доля ведра)
Фофан - (простак)
2 ведущий: А сейчас поиграем в «Крокодила» Предлагаем вам необычные задания изобразить названия известных произведений Тургенева. Названия напечатаны на билетах, которые команды вытягивают по очереди.
Ася. Три встречи. Стена. Завтра! Завтра! Живые мощи. Вешние воды. Бежин луг. Уездный лекарь . Записки охотника. Первая любовь. Враг и друг. Где тонко, там и рвется. Андрей. Муму. Дворянское гнездо. Отцы и дети.
Предлагаем следующий конкурс: По названиям произведений, которые прозвучат наоборот
Догадайтесь, о каких произведениях идет речь? Итак, начинаем…
Матери и внуки - Отцы и дети
Мертвые тела – Живые мощи
Три расставания – Три встречи
Вчера! Вчера! - Завтра! Завтра!
Последняя ненависть-Первая любовь
Комментарии к данному конкурсу: Участники игры могут сами предложить варианты названий произведений «наоборот»
1 ведущий:
А сейчас следующий конкурс знатоков творчества Ивана Тургенева. Предлагаем цитаты из известных произведений писателя. Назовите произведения.
1. «Молодость ест яблоки золоченые, да и думает, что это и есть хлеб насущный, а придет время - и хлебца попросишь…»
«Первая любовь»
«О, молодость, молодость, тебе нет ни до чего дела…Даже грусть тебя тешит, даже печаль тебе к лицу, ты самоуверенна и дерзка,.. а у самой дни бегут и исчезают без следа и счета…
«Ася»
«Глупо смеясь и мыча, протягивал он ей пряничного петушка с сусальным золотом на хвосте и крыльях»
«Муму»
2 ведущий: А сейчас финальный конкурс, который называется «Цепочка»
1 ведущий: Назовите по очереди команд все произведения, которые прозвучали в нашей игре.