«Пластилиновые фантазии» (пластинография)
Принята на заседании Утверждаю
Заведующий « Детский сад №
Совета педагогов
__________________________________
Приказ № _____от «_____»______20____
протокол № _____ от «_____ » _______ 20____
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
по художественно — эстетическому направлению
развития детей дошкольного возраста
« Пластилиновые фантазии»
(пластинография)
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: один год
Автор — составитель:
Шуянова София Владимировна
воспитатель
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Я весь мир слепить готов -
Я сегодня властелин -
У меня есть пластилин
Актуальность
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования перед дошкольными организациями стоит задача подготовки к жизни инициативной, активной, самостоятельной личности, обладающей творческими способностями, умеющей осуществлять свою самореализацию. Данные личные качества успешно формируются на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе осуществления различных видов деятельности.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — художественно — эстетическое развитие. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда. Частью любого творческого процесса является умение видеть мир образно, в его живых красках. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (пластинография - пластилиновая картина). При работе с пластилином руки должны быть теплыми, пальчики во время работы находятся в постоянном движении, в результате усиливается кровообращение, развивается и увеличивается особая тонкая чувствительность пальцев. Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно - чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Искусство заключается в том,
чтобы найти в необыкновенном обыкновенное
и обыкновенное в необыкновенном
Дени Дидро
В настоящее время модным и популярным становится handmade.
Все, к чему мы прикладываем наши руки с целью создания красивой, необычной, неповторимой вещи, можно смело называть handmade.
Новизна, отличительные особенности Программы
Эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам ( социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения).
В дальнейшем, чтобы помочь ребенку вслушаться в звуки, вглядываться в краски и формы предмета, педагог направляет его внимание на более детальное восприятие, целенаправленное наблюдение.
Дети пяти лет психологически готовы быть и зрителями, и слушателями, и участниками многих видов развлечений при условии, что учитываются их возрастные возможности.
Материал, усвоенный на занятиях, в развлечениях должен предстать перед детьми в увлекательной форме, по — новому. Его узнавание в новом качестве всегда доставит детям удовольствие и не потребует дополнительной затраты сил на его усвоение.
Процесс рисования, лепки может сопровождаться песней, соответствующей образу, настроению изображаемого. Здесь имеют место и музыкальная, и художественно — речевая, и изобразительная деятельность ( дети сами поют, говорят за сказочных героев).
Объединение разных видов искусства и художественной деятельности усиливает воздействие, помогает детям почувствовать праздничность обстановки, решаются задачи нравственно — эстетического и умственного воспитания.
Нетрадиционное рисование пластилином необычными материалами и оригинальными техниками с музыкальным сопровождением, как создание атмосферного фона, удивляет своей непредсказуемостью, эмоциональной отзывчивостью на музыку, дети правильно воспринимают те чувства и мысли, которые составляют основу музыкального образа, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество. Дети учатся «оживлять» картину.
Выделять главное в картине — тему, образ персонажей, изобразительные средства (колорит, композиция).
Творчество вносит в установленный ритм жизни эмоциональную разрядку, освобождает от напряжения, приносит радость детям.
Совокупность всех факторов позволяет рекомендовать эту программу не только как развивающую, но и как коррекционную — для проведения реабилитационных занятий с детьми после травмы или с дефектом рук:
1. Активизация познавательной деятельности детей.
2. Создание мотивационных установок на проявление творчества.
3. Создание условий для развития образовательной стороны речи детей (обогащение словарного запаса).
4. Попутно мы решаем основную задачу — развиваем мелкую моторику рук и особую чувствительность пальчиков.
5. Развитие гибкости аналитико — синтетических операций в мыслительной деятельности.
6. От участия в общем деле на равных, при неравных возможностях выигрывают все, так как все задействованы в творческом процессе и выполняют посильную работу. Сложные элементы может выполнять сам педагог, внеся свой вклад в общий творческий процесс, возникает особенная доверительная атмосфера.
7. Проявление творческой инициативы и организаторские способности.
8. Применяется метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям, метод побуждения к сопереживанию, эмоционально — положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.
9. Применяются игровые методические приемы.
В Программе темы занятий совпадают с комплексно — тематическим планированием образовательной деятельности дошкольной организации. Дети могут понимать, что некоторые явления, события могут быть переданы средствами искусства (сказки, песни, картины).
. Содержание программы предусматривает для освоения детьми постепенное усложнение приемов техники пластинографии (от простых к более сложным).
. Программа содержит занятия, направленные на развитие коллективного взаимодействия — это работа в парах и всей группой.
Коллективная форма организации: когда несколько детей договариваются между собой, что будут выполнять при ответственности за общее дело, выслушивать мнение ребенка, не перебивая его, делиться своими впечатлениями; рассматривая работы, оценивать их качество.
. В основе организации образовательной деятельности с дошкольниками лежит деятельный подход, целью которого является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности и предполагающий развитие умения у детей ставить цель, решать задачи, отвечать за результаты.
. Представлена структура занятия с учетом деятельностного подхода.
. Традиционной формой организации детей на занятии на этапах « процесса вовлечения в деятельность» и « рефлексии» является фронтальная работа в кругу с исполнением и оценкой результатов деятельности.
. Во время работы всегда нужно помнить, что любую ошибку можно исправить. Пластилин — материал волшебный. Чувство удовлетворения, которое ребенок испытывает от работы и ее результатов, - одно из условий, обеспечивающих проявление заинтересованности, положительное отношение к выполняемому.
. Самое главное в этой работе — сделать так, чтобы душа и ребенка, и педагога радовалась полноценному творческому процессу, чтобы ребенку было психологически комфортно во время занятий. На протяжении всего цикла занятий, начиная с первого, необходимо обращать особое внимание ребят на красоту, колорит и качество исполнения творческих работ.
. К самостоятельным действиям воспитанника старшего возраста побуждают различные причины: интерес к произведениям, стремление научиться, рассказать сказку, придумать и рассказать свою собственную историю.
Наиболее ярко самостоятельная художественная деятельность проявляется в творческом рассказывании, в придумывании собственных загадок, рифмовок.
. Предусматривается необходимость создания поисковых «проблемных» ситуаций, дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку. Проблемно — поисковым он называется потому, что предлагается детям самим найти способы решения намеченного замысла.
. Становление и развитие самостоятельной художественной деятельности происходит у детей при наличии интереса к ней, имеющихся у них способов самостоятельных действий, дающих возможность применить знания и умения в новых условиях.
Детские интересы обусловлены теми впечатлениями, тем опытом, который накапливается у ребенка в процессе творчества. Самостоятельная изобразительная деятельность возникает, если ребенок хочет нарисовать, слепить или сделать игрушку не только для себя, но и для определенного лица ( в подарок) при желании поупражняться в умениях, навыках, полученных на занятиях.
. Единство этического и эстетического является важнейшей отличительной чертой формирования личности будущего.
(Д. Б. Кабалевский) « Прекрасное пробуждает доброе».
. И последнее — тесный контакт воспитателя и родителейй в организации условий для становления и развития творческих наклонностей ребенка в детском саду и дома.
Правила для родителей
1.Удивляйтесь, переживайте, радуйтесь вместе с ребенком!
2.У ребенка не должно быть недостатка в разнообразии материала для творчества.
3 Давайте ребенку возможность экспериментировать.
4.Работа ребенка не должна подвергаться критике.
5. Метод прямых указаний не приемлем, необходимо творческое взаимодействие.
6.Сделайте выставку работ, выбранных ребенком.
7.Приучайте ребенка самостоятельно готовить и убирать свое рабочее место.
8. Пусть радость ребенка станет радостью и для вас, а совместное творчество поможет сделать ваши отношения теплыми, дружескими!
Педагогическая целесообразность
Самый обыкновенный пластилин - просто клад для заботы о всестороннем развитие, знакомит ребенка с цветами и формами.
Лепка– очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов. Кроме того, доказано, что стимуляция нервных окончаний ладоней благотворно влияет на нервную систему и развитие речи. В общем, польза от занятий лепкой огромна.
Пластилин – замечательный материал. Лепить из него просто и увлекательно, особенно детям. Можно лепить всей семьей и с друзьями, затем составить настоящую картину или композицию, придумать сказку. Кроме того, лепку можно превратить в увлекательную и полезную игру.
В отличие от глины и других масс для лепки пластилин не высыхает со временем. Поэтому в любой момент поделку можно преобразовать, дополнить или полностью разобрать. А благодаря тому, что пластилин надолго остаётся липким, с его помощью удобно склеивать различные детали, конструируя их из других материалов. Ещё одно приятное свойство этого материала - он способен держать форму без дополнительной обработки . Пластилиновые фигурки сохранятся в неизменном виде столько, сколько вы пожелаете: они не расплывутся и не развалятся. Этот материал практически не оставляет следов.
Знания о цвете:
Теплые цвета: красный, оранжевый, желтый.
Промежуточный цвет — зеленый.
Холодные цвета: голубой, синий, фиолетовый.
При смешивание основных цветов, мы получим составные цвета:
1. красный + желтый = оранжевый;
2. желтый + синий = зеленый;
3. синий + красный = фиолетовый.
4. смешивание двух -трех =перламутровый (многоцветный).
5. черный + белый = серый.
6. красный + белый = розовый.
Пластилин и другие материалы (коллаж)
Лепить можно на белом картоне, цветном картоне, фанере, плотной ткани, одноразовых тарелках, стекле, железе. Картон может быть плоский и в форме цилиндра.
В лепке из пластилина можно (и нужно!) использовать другие материалы: манку, соль,горох, фасоль, гречку, пшено, макароны разной формы и цвета, пуговицы, бисер, ватные палочки, природный материал и т. д.
Понадобятся:
- природный материал: тыквенные семечки, семечки подсолнуха, плоды каштана, ветки деревьев, семена ясеня, крылатки клена, шишки, ракушки, фасоль, горох;
- дополнительный материал: крышки от коробок из — под обуви, пуговицы, бусины, спички, соломинки для сока.
Композиции можно украшать дорисовками кляксографией с трубочками, печатанием твердой кисточкой, рисование пальчиками, ладошками, с помощью губки.
Организация работы
Формирование творческой личности — процесс тонкий, можно сказать, даже ювелирный, он требует индивидуального подхода, и педагогу порой бывает необходимо проявить все свое мастерство и опыт, чтобы создать для детей комфортную творческую среду и атмосферу психологического успеха, решить поставленные задачи и при этом суметь уложиться во временные рамки занятия.
Для первого занятия должна должна быть подготовлена выставка работ из пластилина выполненные различными способами: это объемные фигурки из пластилина, сюжетные пластилиновые картины.
Детей нужно познакомить с назначением и особенностями копировальной бумаги.
Поскольку работа будет выполняться в течение нескольких занятий, необходимо с обратной стороны картона написать фамилию и имя ребенка.
Руки ребенка нужно разогреть, можно просто интенсивно и весело похлопать в ладоши или потереть их друг о друга быстро и сильно.
Необходимо создание соответствующей среды: оборудование места работы, приобретение пособий, материалов, удобное их размещение.
Дети могут завершить работу после оформления приветственными четверостишиями.
Определенное время года находит отражение в оформлении и художественном репертуаре.
Могут демонстрироваться видео материал.
Освещение. В связи с тем, что данный вид работ связан с цветоразличением, рабочее место ребенка должно быть хорошо освещено. Свет должен падать равномерно и не давать бликов.
Одежда. Обязательными атрибутами в данном виде деятельности являются фартук и нарукавники.
Посадка. Во время работы необходимо следить за правильной посадкой детей. Ребенок не должен низко наклоняться над столом, можно работу чередовать сидя и стоя. Обязательно нужно проводить физкульт — минутки.
Поддержание чистоты и порядка. Для накрытия поверхности стола лучше всего использовать каждому ребенку прямоугольник светлого линолеума.
Особым ритуалом нужно сделать мытье рук после работы с пластилином - «с мылом душистым и полотенцем пушистым»; хорошо выучить маленькие стишки, пословицы и приговаривать их в этот момент.
Кроме пластилина для работы понадобится:
1. набор стеков;
2. пластмассовые нож для резки пластилина;
3. канцелярский нож для резки картона;
копировальная бумага;
4. простой карандаш;
5. пластмассовые вилка и ложка;
6. трафареты.
7. бумажные салфетки.
Планирование предстоящей работы:
1.надо продумать, какой фрагмент выполнять в первую очередь;
2. плоское изображение — пластилин накладывают очень тонким, почти просвечивающим слоем;
3. выпуклое изображение — накладное, путем примазывания;
4. в первую очередь всегда оформляются стебли и листья растений, затем выполняются цветы;
5. оформление рамки — завершающий этап, при украшении рамки дети очень любят фантазировать: рамку можно украсить разными способами:
зернами, косточками, семенами, желудями;
макаронами, которые можно раскрасить красками или покрыть лаком;
частыми точками, продавленными карандашом.
6. выполненную работу хранят в файлах нужного размера, под стеклом в рамочках.
Способы лепки
1. Конструктивный — лепка предмета из отдельных частей.
2. Пластический — детали предмета вытягиваются из целого куска.
3. Комбинированный — сочетание в одном изделии разных способов лепки.
4. Рельефная скульптура — объемное изображение, выступающее над плоскостью, образующей его фон.
Виды рельефов:
- барельеф — низкий рельеф (изображение выступает над плоскостью менее чем на половину (монеты, медали));
- горельеф — высокий рельеф ( отдельные части могут полностью выступать над плоскостью (стены архитектурных сооружений));
- контррельеф — вдавленный рельеф (изображение углублено в плоскость).
Приемы лепки
рисование на пластилине способом контррельефа при помощи стеки, зубочистки;
украшение поделки различными дополнительным и природным материалом: короткими палочками, соломинками, обрезанными крылатками клена или ясеня, пуговицами, копейками, шерстяными нитками и т.д.
Цель и задачи Программы
Цель программы -создание условий для самореализации личности ребенка, развития художественно — творческих способностей через освоение приемов техники пластинографии.
Задачи
Воспитательные:
формирование таких качеств , как трудолюбие, бережное отношение к своему труду,
любовь к природе, увидеть в ней красивое,
воспитывать дружеские, доброжелательные взаимоотношения между детьми, взаимопомощь;
воспитывать стремление доводить начатое дело до результата,
планировать свою деятельность, оценивать работу.
Развивающие:
поддерживать и поощрять проявление инициативы, самостоятельности и активности;
содействовать развитию зрительного внимания, образного мышления и речи, и воображения, мелкой моторики, художественного вкуса,
развивается наблюдательность, любознательность,
обогащение и расширение конкретных представлений детей о явлениях в неживой природе, о растениях и животных,
обогащается словарь детей, образуются новые понятия.
Обучающие:
познакомить с приемами работы с пластилином;
побуждать передавать в создаваемых образах, композициях различные признаки изображаемых объектов (форму, цвет, пропорции, характерные детали) на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания картин, иллюстраций;
поддерживать желание создавать предметные композиции, сюжетные композиции с помощью готовых шаблонов, самостоятельно добавляя свои элементы;
формирование умение правильно пользоваться ножницами, соблюдая правилами техники
безопасности.
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы
дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Срок реализации Программы
Программа рассчитана на один год обучения. Образовательная деятельность проводится с детьми шестого года жизни с сентября по май месяц включительно.
Формы и режим занятий
Продолжительность занятий определена требованиями санПин 2.4.1.3049 -13 в соответствии
с возрастом детей. Занятия организуются малыми подгруппами по 6-8 детей, один раз в неделю во второй половине дня в студии для дополнительног образования детей.
возраст | Кол -во занятий в неделю | Продолжительность одного занятия | Общий объем занятий в год |
5-6 | 1 | 20-25 мин | 36 |
Ожидаемые результаты и способы определения результативности
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
- расширение и обогащение художественного опыта.
- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Дети создают оригинальные образы (композиции) изобразительно – выразительными средствами;
Экспериментируют с изобразительными материалами;
Проявляют фантазию художественного творчества;
Свободно ориентироваться в получении новых цветов и оттенков;
Самостоятельно выбирать средства выразительности для изображения более точного образа;
Владеть первичными навыками дизайнерского искусства;
А так же получать эмоциональное удовлетворение от занятий рисованием в нетрадиционных техниках.
При организации занятий кружка ,воспитателю необходимо помнить следующие правила:
1.Не мешать ребенку творить.
2.Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнать новое.
3.Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
4.Начинать с самого простого доступного задания,постепенно усложняя его.
5.Поощрять инициативу детей. Не оставлять без внимания ,без поощрения даже самый маленький успех ребенка.
Показатели для сводной таблицы:
Высокий уровень – в рисовании создает оригинальные, эмоционально выразительные образы и выражает своё отношение к ним; создает сюжеты, разнообразные по тематике и содержанию.
Средний уровень – владеет практическими навыками в разных видах изобразительной деятельности, но испытывает затруднения при самостоятельном выборе замысла и сюжета; охотно включается в коллективную деятельность, но неохотно выступает инициатором.
Низкий уровень – вовлекается в рисование лишь по приглашению взрослого; не выражает свое отношение к процессу рисования и результатам; создает схематичное изображение по образцу, копируя чужие рисунки и повторяя свои без особых изменений.
Оценка уровня развития:
1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;
2 балла – отдельные компоненты не развиты;
3 балла – соответствует возрасту.
Таблица со списком детей.
Критерии оценки:
1 с интересом создает образы и простые сюжеты;
2 создает геометрические и растительные орнаменты на полосе, квадрате, прямоугольнике, фигурном силуэте;
3 уверенно и свободно использует освоенные изобразительно-выразительные средства (линия, штрих, мазок, пятно, форма и т.д.);
4 координирует движения рисующей руки.
После освоение Программы ребенок:
. активно взаимодействует со сверстниками, проявляя доброжелательные отношения;
. при организации коллективных работ согласует со сверстниками замыслы и действия;
. умеет планировать свою деятельность, оценивать работу;
. достигает результата в соответствии с задуманным замыслом;
. знает приемы техники пластинографии;
. умеет сочетать различные приемы для создания одного образа ( композиции);
. умеет передавать в создаваемых образах, композициях различные признаки изображаемых объектов (форму, цвет,пропорции, характерные детали);
. умеет создавать предметные и сюжетные композиции с помощью готовых шаблонов, самостоятельно добавляя свои элементы;
. активен, инициативен, самостоятелен в выборе приемов и способов изображения, художественных материалов для создания выразительных образов.
Способом определения результативности реализации Программы является педагогическая диагностика. Фиксация результатов происходит на основе метода наблюдения педагога за детьми в процессе непосредственной образовательной работы с ним, анализа детских работ.
Диагностическая карта нг — начало года, кг — конец года
№ | Код ребенка | Взаимодействие со сверстниками | Умение ставить цель, планировать и оценивать свою работу | Технические умения и навыки | Комбиционные умения | ||||
1 | | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг |
| | | | |
критерии оценки
высокий уровень | средний уровень | низкий уровень | |
Взаимодействие со сверстниками | Инициативен и активен во взаимодействии со сверстниками, проявляет доброжелательные отношения; при организации коллективных работ согласует со сверстниками замыслы и действия предстоящей работы | Взаимодействует со сверстниками, при организации коллективных работ с незначительной помощью взрослого согласует со сверстниками замыслы и действия предстоящей работы. | Не проявляет инициативы во взаимодействии со сверстниками. |
Умение ставить цель, планировать и оценивать свою работу | Ребенок чаще ставит цель сам, чем принимает от взрослого. Самостоятельно планирует свою деятельность. Действует последовательно и рационально. Самостоятельно оценивает свою работу. Результат совпадает с замыслом. | Ребенок чаще принимает цель от взрослого, чем ставит сам. Планирует свою деятельность с косвенной помощью взрослого. С незначительной помощью взрослого справляется с оценкой. Результат совпадает с замыслом. | Ребенок никогда не ставит цели сам, но принимает цель, поставленную взрослым. Планирует свою деятельность с помощью прямых указаний взрослого. Со значительной помощью взрослого ребенок справляется с оценкой. Результат не всегда совпадает с замыслом. |
Технические умениями и навыки | Ребенок владеет всеми приемами техники пластинографии, самостоятельно может сочетать различные приемы для создания одного образа (композиции). | Освоил большинство приемов техники пластинографии, с незначительной помощью взрослого может сочетать различные приемы для создания одного образа (композиции). | Освоил только простые приемы техники пластинографии, испытывает затруднение в более сложных; со значительной помощью взрослого может сочетать различные приемы для создания одного образа (композиции) |
Композиционные умения | Самостоятельно создает предметные и сюжетные композиции из пластилина с помощью готовых шаблонов, добавляя свои элементы. Образы (композиции) оригинальны, выразительны за счет передачи различных признаков изображаемых объектов ( формы, цвета, пропорций, характерных деталей). Инициативен, самостоятелен в выборе приемов и способов изображения, художественных материалов. | С незначительной помощью взрослого может создавать предметные и сюжетные композиции из пластилина с помощью готовых шаблонов. Образы (композиции) относительно выразительны (за счет передачи 1-2 признаков) С незначительной помощью взрослого может выбрать прием и способ изображения, художественные материалы. | Со значительной помощью взрослого может создавать предметные и сюжетные композиции из пластилина. Образы (композиции) невыразительны. Со значительной помощью взрослого может выбрать прием и способ изображения, художественные материалы. |
Формы подведения итогов реализации Программы:
. «Вернисаж» детских работ;
. индивидуальные выставки;
. презентация работ родителям воспитанников, детям других групп;
. участие в конкурсах различного уровня.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
| название темы | кол -во занятий | кол — во часов |
1 | « Осень пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья!» | 4 | 1 ч 40 мин |
2 | «Листья падают с осин, мчится в небе острый клин!» | 2 | 50 мин |
3 | «Кто со мною в дождик вышел для тог и есть я крыша!» | 2 | 50 мин |
4 | « Ездим, плаваем, летаем, все на свете замечаем!» | 4 | 1 ч 40 мин |
5 | « Без рук, без ног, а рисовать умеет!» | 2 | 50 мин |
6 | «В Новый год она пришла, вкусный запах принесла и колючие иголки — это же подарки Елки!» | 2 | 50 мин |
7 | «Зима пришла, чудеса принесла!» | 2 | 50 мин |
8 | «Алый низ и черный хвост, воробья побольше рост, толстый клюв раздался вширь — до чего красив снегирь!» | 2 | 50 мин |
9 | « В жарких странах побываем, зверей дивных мы узнаем!» | 4 | 1 ч 40 мин |
10 | « Ручейки бегут быстрее, светит солнышко теплее. Воробей погоде рад. Заглянул к нам месяц март!» | 2 | 50 мин |
11 | « Сказок много на свете, любят их взрослые и дети!» | 2 | 50 мин |
12 | « В черном небо до зари тускло светят Фонари. Фонари — фонарики меньше, чем комарики!» | 2 | 50 мин |
13 | «Две собаки, два кота,куры, гуси — красота!» | 2 | 50 мин |
14 | «Долгожданная пора! Детвора кричит: «Ура! Что ж за радость это? Наступило лето!» | 4 | 1 ч 40 мин |
| Итого: | 36 | 15 |
Виктория Р