Урок русского языка во 2 классе «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне слова»
Тема урока: « Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне слова»
Цель: закрепить умение находить в словах буквы безударных гласных звуков; умение находить проверочные слова путём изменения формы слова, развивать умение находить проверочные слова путём подбора родственных слов.
Обучающие: содействовать формированию умения правильно писать слова с безударной гласной в корне слова. Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности. |
Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в группах для формирования коммуникативных компетенций, воспитание настойчивости при выполнении учебных задач.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата, применение ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток.
Ход урока
Организационный этап. (Проверка готовности учащихся к уроку.)
Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.
- Однажды в Цветочном городе произошла вот такая история. Незнайка написал своему другу коротышке Гуньке записку.
Приходи сегодня играть, возьми мечи. (Слайд 1)
-Гунька записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером. «Мяч точно будет, - сказал коротышкам Незнайка – Гунька принесёт». Пришёл Гунька, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не смогут поиграть в футбол. Почему же так получилось?
(Правильно пишется мячи.)
- Как называется эта орфограмма? (Безударная гласная.)
- Чтобы узнать какой буквой обозначить безударный гласный звук, что нужно сделать? (Нужно подобрать проверочное слово, в котором этот гласный звук будет ударным.) (Ударение над гласным поможет сделать звук ясным)
- Подберём проверочное слово к слову м_чи. (Мяч) (Слайд 2)
- Как вы подобрали проверочное слово? Какой способ мы уже знаем? (Нужно изменить форму слова.)
- Как же передать ваши знания Незнайке? (Написать письмо.)
- В письме мы укажем как безударные гласные проверять, значит, у нас будет не простое письмо, а письмо-памятка.
- Посмотрим значение слова «памятка». К какому словарю обратимся? (К толковому.) Памятка – это свод кратких наставлений, правил, сведений о чём-либо, а также книжка, записка, содержащая подобный свод правил. (Слайд 3)
- Прежде чем написать письмо, потренируемся красиво писать. Для этого проведём минутку чистописания. (Слайд 4).Запишите число (Восемнадцатое ноября), классная работа. Посмотрите, что и как мы будем писать. Пропишите сочетание букв и элементов всю строку.
3. Постановка учебной задачи.
- Обратимся к нашему помощнику – учебнику.
- Выполним упражнение175 письменно. Запишите в тетрадь упр.175
- Упражнение выполняете в группе с соседом. Первый вариант записывает в тетрадь первый столбик, 2 вариант - второй.
-Проверяем. (Слайд 5)
-Если вы с соседом выполнили верно, то, взявшись за руки, поднимите их.
-Молодцы!
- Незнайка, приготовил нам слова, в которых он не знает, какую гласную писать. Сейчас мы ему поможем. (Устный опрос)
Дожди-дождь, гроза - грозы, снега - снег, роса-росы. (Слайды 6)
- Как можно назвать эти слова?
(Явления природы)
-Какие ещё явления природы характерны для осени (Отлёт птиц)
-Незнайка не знает, как записать название некоторых птиц. Сейчас мы поможем ему. (Слайды 7 )
Дрозды-дрозд, стрижи - стриж, скворцы –
Получилось подобрать проверочное слово к слову «скворец», изменив его форму? (Нет)
Не получается проверить нашим способом.
-А проверить нужно. Какую поставим цель? (Найти второй способ проверки).
4. Открытие нового знания.
- В поиске второго способа подбора проверочного слова нам поможет Знайка. Он передал, что если мы хотим узнать второй способ, то должны отгадать ребус. (Слайд 8)
- Что значит родственные слова? (Родственные слова - это слова, которые имеют общую часть и общий смысл).
- С уменьшительно-ласкательным значением получится? (Да, скворец – скворушка.) (Слайд 9)
Физминутка
Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей.
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.
- Продолжаем подбирать проверочные слова вторым способом.
- Подобрать слово-предмет к слову «больной» (Боль) (Слайд 9)
- Подобрать слово-признак к слову «вода» (Водный) (Слайд 9)
- Подобрать слово-действие к слову «письмо» (Пишет) (Слайд 9)
- Что во втором способе проверки безударного гласного звука мы должны делать? (Подобрать слово-родственник).
Физкультминутка (Слайд 10)
Вот Незнайкина зарядка.
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи выпрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели – встали,
Сели – встали,
Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободно встать
И спокойнее дышать.
Закрепление.
- Мы теперь знаем 2 способа проверки безударной гласной и можем заполнить памятку для Незнайки.
Взаимопроверка. (Слайд 11)
Работа в учебнике.
- Выполним упр.177
- Найдите слово по его лексическому значению (др.-рус. ковьръ, коверъ) – плотное тканое изделие из пряжи различного рода (или синтетическая его имитация), употребляемое для покрытия полов, иногда других поверхностей в помещении (столов, диванов и т. п.) в декоративных, утеплительных, ритуальных или акустических целях. (Ковёр.)
-Придумайте разные по цели высказывания предложения со словосочетанием красивый ковёр.
- Запишем предложение. (Один ученик у доски)
Мама купила красивый ковёр.
Подчеркните слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.
6. Рефлексия деятельности.
- Составим ковёр на нашей доске. Кто знает теперь как подобрать проверочные слова для безударной гласной прикрепляет зеленый квадрат, кому оказалось сложно, ставим желтый, кто ничего не понял на уроке - красный.
- У нас получился зеленый ковёр, а это значит, вы справились на отлично!