12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лыкова Алина Игорьевна18
1

« Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне слова»

Тема урока: « Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне слова»

Цель: закрепить умение находить в словах буквы безударных гласных звуков; умение находить проверочные слова путём изменения формы слова, развивать умение находить проверочные слова путём подбора родственных слов.

Задачи:

Обучающие: содействовать формированию умения правильно писать слова с безударной гласной в корне слова.

Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.

Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в группах для формирования коммуникативных компетенций, воспитание настойчивости при выполнении учебных задач.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата, применение ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток.

Ход урока

Организационный этап. (Проверка готовности учащихся к уроку.)

Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.

- Однажды в Цветочном городе произошла вот такая история. Незнайка написал своему другу коротышке Гуньке записку.

Приходи сегодня играть, возьми мечи. (Слайд 1)

-Гунька записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером. «Мяч точно будет, - сказал коротышкам Незнайка – Гунька принесёт». Пришёл Гунька, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не смогут поиграть в футбол. Почему же так получилось?

(Правильно пишется мячи.)

- Как называется эта орфограмма? (Безударная гласная.)

- Чтобы узнать какой буквой обозначить безударный гласный звук, что нужно сделать? (Нужно подобрать проверочное слово, в котором этот гласный звук будет ударным.) (Ударение над гласным поможет сделать звук ясным)

- Подберём проверочное слово к слову м_чи. (Мяч) (Слайд 2)

- Как вы подобрали проверочное слово? Какой способ мы уже знаем? (Нужно изменить форму слова.)

- Как же передать ваши знания Незнайке? (Написать письмо.)

- В письме мы укажем как безударные гласные проверять, значит, у нас будет не простое письмо, а письмо-памятка.

- Посмотрим значение слова «памятка». К какому словарю обратимся? (К толковому.) Памятка – это свод кратких наставлений, правил, сведений о чём-либо, а также книжка, записка, содержащая подобный свод правил. (Слайд 3)

- Прежде чем написать письмо, потренируемся красиво писать. Для этого проведём минутку чистописания. (Слайд 4).Запишите число (Восемнадцатое ноября), классная работа. Посмотрите, что и как мы будем писать. Пропишите сочетание букв и элементов всю строку.

3. Постановка учебной задачи.

- Обратимся к нашему помощнику – учебнику.

- Выполним упражнение175 письменно. Запишите в тетрадь упр.175

- Упражнение выполняете в группе с соседом. Первый вариант записывает в тетрадь первый столбик, 2 вариант - второй.

-Проверяем. (Слайд 5)

-Если вы с соседом выполнили верно, то, взявшись за руки, поднимите их.

-Молодцы!

- Незнайка, приготовил нам слова, в которых он не знает, какую гласную писать. Сейчас мы ему поможем. (Устный опрос)

Дожди-дождь, гроза - грозы, снега - снег, роса-росы. (Слайды 6)

- Как можно назвать эти слова?

(Явления природы)

-Какие ещё явления природы характерны для осени (Отлёт птиц)

-Незнайка не знает, как записать название некоторых птиц. Сейчас мы поможем ему. (Слайды 7 )

Дрозды-дрозд, стрижи - стриж, скворцы –

Получилось подобрать проверочное слово к слову «скворец», изменив его форму? (Нет)

Не получается проверить нашим способом.

-А проверить нужно. Какую поставим цель? (Найти второй способ проверки).

4. Открытие нового знания.

- В поиске второго способа подбора проверочного слова нам поможет Знайка. Он передал, что если мы хотим узнать второй способ, то должны отгадать ребус. (Слайд 8)

- Что значит родственные слова? (Родственные слова - это слова, которые имеют общую часть и общий смысл).

- С уменьшительно-ласкательным значением получится? (Да, скворец – скворушка.) (Слайд 9)

Физминутка

Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

  Сколько птиц к кормушке нашей.

  Прилетело? Мы расскажем.

  Две синицы, воробей,

  Дятел в пестрых перышках.

  Всем хватило зернышек.

- Продолжаем подбирать проверочные слова вторым способом.

- Подобрать слово-предмет к слову «больной» (Боль) (Слайд 9)

- Подобрать слово-признак к слову «вода» (Водный) (Слайд 9)

- Подобрать слово-действие к слову «письмо» (Пишет) (Слайд 9)

- Что во втором способе проверки безударного гласного звука мы должны делать? (Подобрать слово-родственник).

Физкультминутка (Слайд 10)

Вот Незнайкина зарядка.

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи выпрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели – встали,

Сели – встали,

Вы, надеюсь, не устали?

Надо вам свободно встать

И спокойнее дышать.

Закрепление.

- Мы теперь знаем 2 способа проверки безударной гласной и можем заполнить памятку для Незнайки.

Взаимопроверка. (Слайд 11)

Работа в учебнике.

- Выполним упр.177

- Найдите слово по его лексическому значению (др.-рус. ковьръ, коверъ) – плотное тканое изделие из пряжи различного рода (или синтетическая его имитация), употребляемое для покрытия полов, иногда других поверхностей в помещении (столов, диванов и т. п.) в декоративных, утеплительных, ритуальных или акустических целях. (Ковёр.)

-Придумайте разные по цели высказывания предложения со словосочетанием красивый ковёр.

- Запишем предложение. (Один ученик у доски)

Мама купила красивый ковёр.

Подчеркните слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.

6. Рефлексия деятельности.

- Составим ковёр на нашей доске. Кто знает теперь как подобрать проверочные слова для безударной гласной прикрепляет зеленый квадрат, кому оказалось сложно, ставим желтый, кто ничего не понял на уроке - красный.

- У нас получился зеленый ковёр, а это значит, вы справились на отлично!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.