Урок русского языка «Правописание слов с двумя безударными гласными в корне» (3 класс)
Тема: Правописание слов с двумя безударными гласными в корне
Тема урока: "Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне".
Программа: «Школа России»
Цель: научиться подбирать проверочные слова с двумя безударными гласными в корне слова
Задачи: сформировать умение писать слова с двумя безударными гласными в корне; уметь подбирать проверочные слова; воспитание самостоятельности, творческой активности уч-ся; развитие внимательного отношения к слову, его использованию в устной и письменной речи.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование: мультимедийные проектор, карточка алгоритма, смайлики, презентация
Ход урока:
1.Организационный момент
-Прозвенел звонок, проверьте всё ли у вас на парте, тихо девочки присели, тихо мальчики присели.
Чтоб сегодня наш урок
Всем пошёл ребятам впрок
Постарайтесь всё понять,
Слушать, думать и вникать!
И пусть девизом нашего урока станут такие слова:
Слушай – и всё услышишь,
Смотри – и всё увидишь,
Думай и всё поймёшь,
Трудись – и всего достигнешь.
-Вы согласны с этими словами? Тогда начинаем наш урок русского языка. Открываем тетради, записываем число, классная работа.
2.Актуализация знаний и постановка учебной задачи
-Начнём со словарной работы.
-Я читаю предложения, вы записываете только словарные слова, при необходимости, измените форму слова или замените однокоренным. Делим на слоги, ставим ударение и подчёркиваем буквы, которые необходимо запомнить.
Учитель ведёт урок русского языка. Ученики открыли тетради, взяли из пеналов ручки, карандаши и выполняют задание. Ребята стараются работать хорошо.
-Давайте проверим, какие словарные слова вы записали. (Один работает за доской, читает, остальные проверяют у себя в тетради и ставят плюс, если такое слово записано)
(Учитель, русский язык, ученик, тетрадь, пенал, карандаш, ребята, работа, хорошо).
-Кто записал все словарные слова? Кто пропустил 1 слово, 2, 3,4….?
-С какой орфограммой мы работали на предыдущих уроках?
-Уточните ещё раз в какой части слова? (в корне)
- Как проверить безударный гласный в корне?
-Сколько способов проверки вы знаете? (2)
Изменить форму слова
Подобрать однокоренное слово
- Давайте вспомним алгоритм правописания слов с безударным гласным в корне слова.
Прочитай слово
Поставь ударение
Выдели корень
Определи безударный гласный в корне
Подбери проверочное слово
Напиши слово
Обозначь орфограмму
-Мы знаем, что словарные слова, это такие слова, написание которых нужно запомнить.
-Я предлагаю вам внимательно посмотреть ещё раз на эти слова и найти среди них такое, в котором орфограмму безударный гласный в корне мы могли бы объяснить.
ХОРОШО
Докажите. ХОРОШО (ХОРОШИЙ).
-Какой корень в этом слове? Выделите.
-Какой способ мы использовали? (подобрали однокоренное слово)
-А сколько вы видите безударных гласных в корне в этом слове? (2)
-Подчеркните, первый мы можем проверить? (Нет, поэтому мы запоминаем)
-Так, сколько же безударных гласных оказалось в корне? (2)
-С какими же словами мы будем сегодня работать на уроке? Сформулируйте тему.
Тема: Правописание слов с двумя безударными гласными в корне
-Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?
-Чему будем учиться на уроке?
Находить… (Безударные гласные в корне слова)
Подбирать… (Подбирать проверочные слова)
Писать… (Правильно записывать слова с безударными гласными в корне)
Выделять… (корень и орфограммы)
3.«Открытие» детьми нового знания
-Сейчас я предлагаю вам побыть в роли исследователей.
- А кто такие исследователи? (Исследователь – это тот, кто занимается научными исследованиями, добывает новые знания, очень ценные, необходимые в жизни.)
- Правильно, я предлагаю вам заняться настоящей исследовательской работой.
Сторона стороны сторонка
Зеленеть зелень зелёный
Колосок колос колосья
-Сейчас будет работа в парах. Вы будете проводить самостоятельное исследование.
-Прочитайте слова первого столбика, запишите их, разделите на слоги.
-Сколько слогов в каждом слове?
-Поставьте ударение
-Подчеркните безударные гласные?
-Сколько безударных гласных в каждом слове?
-Какой вопрос возникает? Посоветуйтесь.
- Прочитайте слова второго столбика, запишите их. Поставьте в них ударение. Понаблюдайте за ними, какой вывод можно сделать?
Аналогично: 3 столбик
- Сформулируйте вывод. (Чтобы проверить два безударных гласных, надо подобрать два проверочных слова так, чтобы безударный гласный стал ударным)
- Молодцы! Вы были наблюдательны. Исследователи должны быть наблюдательными и внимательными.
- Давайте сравним ваш вывод с авторским в учебнике, откроем учебник на с. 115. Читаем правило.
- Правильно ли мы сделали вывод?
- Давайте немного отдохнём.
4. Физкультминутка. (У доски ученики проводят)
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже,
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай голова.
Хоть зарядка коротка
Отдохнули мы слегка.
5. Первичное закрепление с комментированием
- Итак, над какой же темой мы сегодня работаем на уроке?
- Как же проверить слова с двумя безударными гласными в корне?
- Давайте посмотрим на алгоритм проверки слов с одним безударным гласным в корне. Подходит ли он для проверки слов с двумя безударными гласными, может в нём нужно что-то изменить?
Прочитай слово
Поставь ударение
Выдели корень
Определи безударный гласный в корне
Определи безударные гласные в корне
Подбери проверочное слово
Подбери проверочные слова
Напиши слово
Обозначь орфограмму
- Поработаем по алгоритму. с.115 упр. 271
- Завершили. Давайте подведём итог.
- Чтобы правильно написать слово с двумя безударными гласными в корне надо?
- Подбираем сколько проверочных слов?
6. Итог урока, рефлексия деятельности
- Давайте вернёмся к нашим задачам, которые мы ставили в начале урока. Посмотрим решили ли мы их в ходе нашего урока.
Находить… (Безударные гласные в корне слова)
Подбирать… (Подбирать проверочные слова)
Писать… (Правильно записывать слова с безударными гласными в корне)
Выделять… (корень и орфограммы)
- Помог ли вам девиз, решить все наши задачи?
- Оцените свою работу на уроке. Раскрасьте ту часть круга, которая соответствует вам.
7. Домашнее задание
- с. 116 упр. 273, по желанию с одним из слов составьте предложение и запишите.