Применение технологии «Дальтон-технология как один из подходов к реализации личностно-ориентированного обучения»

0
0
Материал опубликован 2 October


 


 


 


 


 

Педагогический проект

« Применение дальтон – технологии как один из подходов к реализации личностно-ориентированного обучения»


 


 


 

Сочина Анна Ивановна

Учитель физики

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Содержание:

Введение: 3

Проблема

Историческая справка 4

Глава 1 Стратегический план деятельности 5

Стратегическая идея. 5

Основные задачи Дальтон – технологии. 5

Основные принципы Дальтон – технологии. 5

Целевые группы. 6

Стратегия проекта. 7

Управление проектом 7

Рекомендации к составлению плана учителя – экспериментатора

Рекомендации к анализу по Дальтон – заданию

Памятка учителя

Анкета для учащихся

Памятка учащихся

Информация для родителей

Обоснование жизнеспособности проекта

Глава 2 Реализация проекта 17

2.1 Организация деятельности учителем и порядок реализации 17

2.2 Результативность опыта 21

Заключение 23

Используемые источники 24

Приложения 25


 


 

Введение.

«Самостояние человека – залог величия его»

А.С. Пушкин

Одна из лучших традиций отечественной педагогики и школы – сочетание образования и воспитания в едином процессе обучения. Более того, как правило, главной задачей учебного заведения считалось воспитание. А образование понималось как, хоть и фундаментальный, но все же, составляющий элемент воспитания. И только в последние десятилетия воспитание перестало быть не только главенствующим, хотя не потеряло своей важности. На первый план вышла прагматическая цель – дать те или иные знания, образование, позволяющее приобрести специальность.

В результате, многие ребята, окончившие сейчас среднюю школу, не имеют крепкого « духовного стержня», смутно представляют себе истинную ценность нравственных мотивов поведения, не осознают их роли в определении жизненного пути. Часто молодые люди пренебрегают богатством взаимоуважительного общения, не придают должного значения тому, насколько важно для комфортного мироощущения человека чувствовать спокойствие своей совести, знать, что твои действия не ущемляют права и интересы других людей.

Помочь ребятам осознать это, дать соответствующий настрой их душе чрезвычайно важно для того, чтобы они обрели правильные ценностные ориентиры, стойкие личностные качества, выражающие их « самостояние» - внутреннюю потребность развиваться, быть самостоятельным, всегда поступать нравственно, соблюдать правила общественной жизни. Дело это очень трудное, но необходимое для формирования достойных граждан страны. Так что прежний подход к преподаванию, выражаемый словами «обучая, воспитывать», не только не потерял сегодня актуальности, но стал еще более значимым.

Недавно один из преподавателей вуза высказал в печати такое мнение о ребятах, начинающих учебу в высшей школе: « Главное с чем мне приходится бороться – так это с их привычкой заучивать все подряд… безо всякого понятия о смысле заучиваемого, и более того – безо всякого желания постичь этот смысл». Данное наблюдение - тяжкий упрек школе, и исходит он от математика – человека, обучающего науке, требующей, прежде всего понимания, а не запоминания изучаемого. Физика же ближайшая «родственница» математики – требует того же: понимания…

Так что нам, учителям физики, надо не допускать формального заучивания определений и бессмысленного запоминания формул, чтобы у учащихся не вырабатывалась такая негативная привычка, с которой приходится потом бороться. Поэтому не стоит стремиться сообщить детям как можно больше сведений, лучше сосредоточить их внимание на самом главном и научить их искать и обрабатывать информацию самостоятельно.

Особенно важно проводить проверку знаний учеников, не ограничиваясь простым воспроизведением учебного материала, а всегда предлагая такую работу, которая поможет выяснить смысл физических законов и явлений.

Данные проблемы, стоящие передо мной, настроили меня на поиск новых форм работы. Такой формой для себя я определила Дальтон – технологию, в которой на протяжении нескольких лет стараюсь придерживаться по многим темам курса физики. Несмотря на то, что данную педтехнологию нельзя назвать инновационной, она сегодня более чем актуальна. Она объединяет в себе и самостоятельную работу, и проектную работу детей.

Историческая справка.

Дальтон – это город в США, где впервые была создана Дальтон - школа. Отсюда и произошло название. Сейчас эти школы получили распространение в США, Голландии и многих других странах.

Американский педагог Хален Паркерхерст, изучив положение дел в школах, пришла к заключению о том, что в них осуществляется насильственное обучение, подавляющее естественное желание детей свободно высказывать свои мысли, задавать вопросы, играть. Поэтому она поставила своей задачей найти новые подходы организации жизнедеятельности детей в образовательном процессе. Паркерхерст разработала « Лабораторный план», имеющий своей целью научить детей жить в социуме, развивать ум, тело и дух.

 

 


 


 

Глава 1 Стратегический план деятельности

Стратегическая идея (цель) – объединить деятельность учителя и учащихся по достижению индивидуализированных целей обучения. Особенно необходимо обратить внимание на индивидуализацию обучения, так как именно через неё обеспечивается технология личностно-ориентированного обучения.

Основные задачи Дальтон – технологии:

Обеспечить индивидуальное развитие ученика;

Развивать социальный опыт ребёнка за счёт овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Основные принципы Дальтон – технологии:

 

свобода

самостоятельность

сотрудничество

 

 


 

Свобода – это право выбора учеником партнёра, источников знаний, темпа, форм и способов работы. Но эта свобода сочетается с ответственностью: ученик осуществляет свободное учение, осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль, но окончательно уровень достижения цели оценивает учитель по каждому свободно выполненному заданию. Каждый ученик индивидуально отчитывается перед учителем, свобода сочетается с ответственностью.

Самостоятельность - это выбор учеником уровня самостоятельности познавательной деятельности, маршрута своего развития, самостоятельность действий принятия решения и ответственности за этот выбор.

Сотрудничество - это выбор формы учебно – познавательной деятельности: индивидуальный, парный, в малой группе. Ученик имеет право обращаться к кому угодно за помощью: учащимся, учителю, родителю. Он не должен бояться признать, что чего – то не знает. Это дает возможность учащимся учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, учиться помогать другим, отвечать за работу в группе.

Особенность - помощь учителя состоит главным образом в том, чтобы показать правильный путь, где и как искать ответ на вопрос.

Таким образом, работай с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение задания будешь сам.

Участники проекта: обучающиеся 7-11 классов, учитель, родители, специалисты различной направленности.

Предмет исследования – дальтон - технология, как деятельность учителя, обеспечивающая развитие детей.

Планируемые результаты

Если мы изучим внимательно планируемые результаты освоения обучающимися основной и средней школы, то обратим внимание на то, что именно самостоятельная, поисковая и проектная деятельность - элементы, которые несет в себе Дальтон-технология, сегодня становится основой обучения.

К числу регулятивных универсальных учебных действий отнесены следующие результаты:

определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы;

осуществлять действия по реализации плана;

соотносить результаты своей деятельности с целью и оценить его.

К числу познавательных:

извлекать информацию;

ориентироваться в своей системе знаний;

осознавать необходимость нового знания;

самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной задачи, состоящей из нескольких шагов;

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя.

Коммуникативных:

доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи;

понимать другие позиции и взгляды;

договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы, для того чтобы сделать с ними что-то сообща.

Для достижения поставленной цели и решения задач будут использованы следующие методы исследования:

изучение и анализ педагогической и методической литературы по теме;

метод наблюдений, сопоставлений, обобщений;

анкетирование;

диагностика детей.

Практическая значимость: материалы могут быть использованы учителями школы различных уровней образования и предметной направленности.

Возможные риски: так как физику начинают изучать дети переходного возраста, могут возникнуть риски сопротивления новому и дополнительной самостоятельной работы, возникновения конфликтов между участниками образовательных отношений.

Стратегия проекта.

Все исходные позиции, изложенные выше реализуются через Дальтон – план, включающий в себя задания, лабораторию и дом.

Задания – составляют содержательную основу технологии. Они должны носить творческий характер. В каждом задании определяется задача, а сами задания формулируются на уровневой основе. Могут быть задания исследовательского характера с постановкой эксперимента, разработкой проекта и т.д. Задания могут ограничиваться учебной программой или выходить за её рамки. Выполнение задания не только проверяется учителем индивидуально у каждого, но и даётся проверочная работа для всех, именно она и оценивается.

К заданиям предъявляются требования:

Они носят уровневый характер;

Охватывают достаточный объем учебного материала;

Четко формулируется цель задания, а значит и его результат;

Понятно сформулированы;

Они должны быть интересными для ученика;

Они должны быть рассчитаны на возможности ученика;

Предлагаются различные формы работы, предлагается сотрудничество с другими;

Предусматривается возможность для учета и контроля;

Предусматривает предварительное и последующее обсуждение;

Представляет для ученика определённое испытание;

Предусматривает достижение как качественных, так и так и количественных показателей.

Лаборатория - это время, отведенное на самостоятельную работу над заданием.

Дом – это условия – приближенные к домашней свободе: наличие места, где ученику комфортно работать, свобода выбора, с кем выполнять работу, наличие консультанта …

Формы реализации Дальтон – плана.

Ученик работает не только дома, но и в системе учебных занятий… Таких форм выделяется четыре.

Классный урок – это занятие, имеющее своей целью главным образом усвоение теории и обработку умений и навыков, их закрепление. Могут быть лекции, контрольные уроки, уроки коллективной рефлексии, то есть это – составная часть классно – урочной системы.

Можно ввести рекомендацию – классный урок не стоит пропускать.

Коллективный урок .

Его признаки:

Наличие проблемы, которая возникла у учащихся во время практической деятельности;

Учитель – организатор и участник процесса обсуждения;

Ученик – участник и субъект организационной деятельности;

Результатом коллективного урока является некое решение проблемы с выходом на последующую деятельность через возникшие вопросы и затруднения.

Табу – нельзя на таких уроках читать лекций, уходит при обсуждении от заявленной темы; делать подытоживающие выводы, носящие законченный характер; давать оценку выступлениям.

Лабораторное занятие.

Его признаки:

Наличие места, где сосредоточена необходимая литература, пособия, справочники и т.д.;

Длительный промежуток времени, в течение которого лаборатория работает, чтобы ученик мог погрузиться и выполнить задание;

Присутствие одного или нескольких консультантов.

Табу – нельзя организовывать общее обсуждение проблем, вмешиваться в индивидуальную и групповую работу без необходимости. Учитель имеет уникальную возможность наблюдать, как умеют дети работать.

Конференция – её отличительная черта состоит в обсуждении теоретического вопроса, желательно интегрированного характера. Особое значение уделяется человеческим проблемам, ценностям и т.д.

Её признаки:

Необходимость подготовительного периода;

Выступления в форме докладов, а не сообщений, то есть с собственной точкой зрения.

Можно организовывать работу в форме: дальтон – часа, дальтон – дня, дальтон – недели.

Можно порекомендовать правила поведения на дальтон – задании:

Получи Дальтон – задание заранее, проанализируй его, распредели по дням, по времени, где и когда будет выполняться.

На Дальтон – урок выбери себе лабораторию, партнеров, место работы, порядок выполнения.

Работа может быть индивидуальной, парной, групповой.

Организуй рабочее место с хорошей освещенностью, с минимумом зрительных и звуковых раздражителей, необходимыми средствами обучения и начинай работать.

Вчитайся в задание, определи его цели. Работай интенсивно и независимо, быстро и легко. Выполняй работу в удобном для тебя темпе.

Работай сейчас. Береги время. Ничего не откладывай на потом.

Будь настойчивым. Не позволяй мелочам отвлекать тебя, выматывать и отравлять удовольствие от работы.

Можно пойти работать в библиотеку.

Если непонятно, спрашивай у учителя, у товарищей, ищи в книгах, памятках. Используй взаимное с товарищем репетиторство. Думайте вместе!

Объясняя материал кому – то, ты сам его лучше поймешь.

Записи по каждой теме веди отдельно и четко. Перепроверяй себя.

Держи словари, энциклопедии и справочники при себе.

Изучай себя. Делай акцент на положительном. Определи, на чем спотыкаешься, и реши, как этого избежать в следующий раз.

Учись на ошибках. Получив проверочную работу, не смотри только на отметку и не выбрасывай её. Пройдись по каждому заданию, перерешай, перепроверь.

Помни, что от учителя на дальтон – задании ученик получает только консультацию, подсказку, но не готовый ответ.

В тяжелой ситуации иди к учителю.

Старайся сдать задание в указанный срок. Перед сдачей проверь, что требовало задание. Проанализируй, достиг ли ты их.

Контрольное задание выполняется только индивидуально.

Дорогой друг! Дальтон – час – это час серьёзной самостоятельной работы в условиях свободы выбора места, партнера, источников знаний и т.п.

Воспользуйся разумно свободой и доверием!

Успехов тебе!!!

Ожидаемые результаты:

Изучение ученика учителем, использование его потенциальных возможностей;

Выработка устойчивых познавательных интересов;

Отсутствие конфликтов;

Развитие навыков самообразования, самосовершенствования, развитие творческого потенциала личности.

Управление проектом.

Данный вид деятельности можно разделить на подразделы:

а) Рекомендации к составлению плана учителя – экспериментатора.

Приступая к планированию, необходимо учесть: Ваши задания должны способствовать пробуждению у учащихся творческого отношения к учебному труду.

Сформулируйте цель Вашей деятельности.

Определите задачи на этот учебный год.

Продумайте, какую работу необходимо провести с учащимися, какая работа и в какой степени была проведена по формированию общеучебных умений и навыков. Соотнесите её с возрастными особенностями учащихся, с особенностями класса.

Продумайте, какой объем теоретической подготовки Вам необходим для выполнения задач Дальтон – технологии. Решите, что Вы можете отнести к самообразованию, в чем Вам необходима помощь РМО или других учителей.

Распределите свое время по составлению Дальтон – заданий. Продумайте виды деятельности учащихся. Проконсультируйтесь с коллегами РМО о целесообразности, трудности, вариативности заданий, подготовьте критерии оценок.

При планировании выделите время для аналитической работы. Продумайте способы сбора информации.

б) Рекомендации к анализу заданий:

Предусматривают ли вопросы в Дальтон - задании рекомендацию программ?

В части « ученик должен знать»;

В части « ученик должен уметь».

Достаточно ли, на Ваш взгляд, проведена мотивация в Дальтон – задании?

Какое задание Вы считаете наиболее трудным?

В 1- м уровне во 2 – м уровне в 3 – м уровне

Наиболее интересным

В 1 – м уровне во 2 – м уровне в 3 - уровне

Перечислите общеучебные навыки, на которые должен опираться ученик, выполняя Ваше задание?

Проводилась ли Вами работа по развитию общеучебных навыков, используемых в дальтон – заданиях?

в) Памятка для учителя.

Укажите тему или раздел программы, количество часов по программе.

Познакомьтесь с данными диагностики по данному классу.

Составьте схему с указаниями форм учебных занятий на время реализации Дальтон – плана.

ПР: классный урок коллективный час лаборатория конференция

2 часа 1 час 3 часа 1 час

Подготовьте Дальтон – задание с учетом:

Посильности для самостоятельной работы;

Возможности для сотрудничества учащихся;

Осуществления дифференцированного подхода;

Отчетности учащихся о проделанной работе.

Проведение разъяснительной беседы с учащимися

Подготовьте кабинет для лаборатории.

Подготовьте задания для итогового контроля

г) Анкета для учащихся (перед выполнением задания)

Необходима ли Вам свобода в выборе содержания учебного материала?

Необходима ли Вам свобода выбора места обучения?

Будете ли Вы готовить домашнее задание, если точно знаете, что проверять его не будут:

а) по математике;

б) по истории;

в) по физике.

4. Пойдете ли Вы на занятия по физике, если все задания, заданные учителем Вы можете выполнить дома?

5. Будете ли Вы участвовать в обсуждении проблем по данному предмету, если:

а) у Вас лично по данному предмету проблем нет;

б) проблемы есть, но учитель укажет только пути их решения.

6. Понравится ли Вам приобретать знания по разработанному для Вас учителем заданию самостоятельно?

7. Будете ли Вы стремиться приобрести знания более высокого уровня


 

д) Памятка для учащихся.

Получи Дальтон – задания по всем предметам, проанализируй их и распредели по дням, по времени, какое задание, где и когда будет выполнено в течение срока изучения темы.

Выбери себе партнеров, место работы, порядок выполнения работы.

Работа над Дальтон – заданием может быть индивидуальной, парной, групповой.

Вчитайся в задание, определи его цели. Выполняй Дальтон – задание в удобном для тебя темпе.

Береги время. Ничего не откладывай на потом.

Если непонятно, спрашивай у учителя, у товарища, в книгах, памятка. Используй взаимное с товарищами репетиторство. Спрашивай у других, объясняй сам. Объясняя материал кому – то, ты сам его лучше поймешь.

Изучай себя. Делай акцент на положительном. Определи, в чем испытываешь трудность, и реши, как этого избежать в следующий раз.

Помни, что у учителя ученик на лаборатории получает только консультацию, подсказку, где найти ответ, но не готовый ответ.

Некоторые задания можно выполнять дома. Важно выполнять их самостоятельно.

Перед тем, как сдать выполненное задание, посмотри ещё раз, какие цели оно преследовало. Проанализируй, достиг ли ты их.

Ты получил удовольствие? Порадуйся себе!

е) Информация для родителей.

Одним из лавных условий для развития любого общества является воспитание творческой личности. Люди постепенно осознают, что запомнить всю эту информацию, которая как снежная лавина обрушивается ежедневно на человека, невозможно, да и не нужно и, следовательно, необходимо менять приоритет в образовании. Знания должны уступить своё главенствующее положение способам деятельности, и в первую очередь творческим. Другими словами, важен не объем знаний, которыми владеет человек, а его умение познать необходимые знания и применять их в конкретных жизненных ситуациях.

В этом учебном году школа прикладывает много усилий для организации успешного обучения учащихся. Для этого вводятся модульные технологии, реализуется Дальтон – план.

Дальтон – план – сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанным на трех принципах:

Свобода (выбор времени, средств обучения);

Сотрудничество;

Самостоятельность.

Форма учебных занятий и порядок проведения:

Первый этап – классный урок;

Второй этап – коллективный урок;

Третий этап – лаборатории;

Четвертый этап – контрольное тестирование.

Классный урок – занятие, имеющее своей целью усвоение теории и отработки навыков.

Коллективный урок – занятие, которое проводится при наличии проблем у учеников в их практической деятельности. При этом организуется обсуждение проблемы, в результате которого у учащихся появляются определенные взгляды, вырабатывается собственная позиция.

Лаборатория – это время в расписании ученика, отведенное для самостоятельной работы, где он работает в паре, группе, индивидуально.

Требования к заданиям:

Задания составляются так, чтобы они являлись посильными для самостоятельной работы с определенной дозой помощи. Они содержат советы учителя по достижению цели, разнообразны по форме работы.

Данные задания наиболее приближены к технологиям , обеспечивающим личностно-ориентированный подход в образовательном процессе. Это осуществляется за счёт высокой мотивации, самостоятельности, активности, ответственности каждого ученика, сочетающихся с правом выбора образовательного уровня, способов и форм деятельности.

Меняется и роль учителя. Он перестаёт быть единственным источником знаний, и с этим ему надо смириться.

Обоснование жизнеспособности проекта – выражена во введении.

Глава 2 Реализация проекта

2.1 Организация деятельности учителем и порядок реализации

С

Применение Дальтон-технологии при изучении физики

истему реализации педагогического проекта можно отобразить с помощью схемы

 

t1759396615aa.gift1759396615aa.gif
 

 

Внеурочная деятельность

Учебный процесс

 

 

t1759396615aa.gift1759396615aa.gif
 

 

УМК Перышкина и Мякишева

Внеклассные тематические мероприятия, неделя физики, проектная деятельность

 

 


 


 

Этапы реализации проекта

Этапы

проекта

Сроки

исполнения

Задачи этапа

Ожидаемый результат

1. Подготови-тельный

 

Изучение материала по изучению основ Дальтон – технологии

1 четверть

2016-17 у.г.

1. Мотивационные:

Выявить и проанализировать отношение к проекту всех участников образовательного процесса.

Проведённая работа со всеми участниками образовательного процесса по ознакомлению с основными целями и задачами проекта

2. Содержательные:

Разработать содержание проекта в соответствии с выбранной темой, целями и задачами.

Изучение литературы по теме. Отработка методов диагностики развития самостоятельной деятельности.

3.Информационные:

Обеспечить информационную поддержку всех участников образовательного процесса.

Информационная готовность участников проекта.

 

2 Обдумывание

какая тема образовательной программы по предмету, и в каком классе может быть вынесена на изучение с применением данной технологии.

2 и 3 четверть 2016-17 у.г

Определиться с темами, которые будут выноситься на дальтон-задание

Определиться с формами работы

Психологическая и теоретическая готовность учителя к работе

Составление Дальтон – заданий

 

4 четверть 2016-17 у.г.

Подготовить по классам дальтон-задания

Готовность учителя к следующему учебному году, к реализации дальтон-заданий

4. Практический

Внедрение дальтон-заданий на занятиях по физике

2017 год - 2019год

Осуществить апробацию проекта:

проведение разъяснительной работы с детьми;

проведение разъяснительной работы с родителями;

реализация Дальтон – заданий;

анкетирование детей и родителей по результатам работы.

 

Реализация целей и задач проекта

 

 

2. Внести необходимые коррективы в содержание проекта

Усовершенствованный проект с необходимыми изменениями в содержании

5. Заключи-тельный

Август 2019

Осуществить анализ эффективности проекта. Разработать методические рекомендации для учащихся и для учителей по организации работы с помощью дальтон-задания

Отчёт о результатах проекта. Определение теоретической и практической значимости проекта. Внедрение результатов проекта.


 

Обсудим некоторые этапы на примере.

Этап 2 Обдумывание: какая тема образовательной программы по предмету, и в каком классе может быть вынесена на изучение с применением данной технологии.

В курсе 11 класса есть интереснейшая тема «Излучения и спектры». Дети во многом готовы работать с этой темой самостоятельно, используя знания физики, астрономии, биологии, химии. Они подробно изучили свойства различного вида волн, понимают, что каждое физическое явление создано природой для того, чтобы была занята определенная природой ей ниша. В своей нише любое физическое явление несет в мир свои плюсы и минусы, являясь кирпичиком единой физической картины мира. Служит у человека, или человек избегает с ним общения. В школьном кабинете, библиотеке в Интернете есть множество замечательных источников, раскрывающих мир излучений и спектров. Поэтому я решила вынести данную тему второго полугодия 11 класса на выполнение обучающимися дальтон-задания.

Этап 3 Составление дальтон-задания (см приложение) Здесь хочу отметить то, что даю возможность после глубокого обдумывания детям класса разделиться по представлению на зачете – конференции своего материала. То есть: один изучит все, но представит на зачете-конференции одно какое-то излучение в самом большом и полном формате.

(см приложение)

Этап 4 На реализацию дальтон-задания даю следующую расчасовку:

Задание выдаю после проведенной контрольной работы предыдущей темы с целью того, что у ребят будет возможность поискать информационное поле;

1 урок – самостоятельная работа с информацией (сегодня не вмешиваюсь вообще)

2 урок – работа с экспериментами (сегодня служу консультантом и службой безопасности)

3 урок – самостоятельная работа с наработанным материалом, т.е. формирование отчета (реферативной работы) (сегодня и интересуюсь у группы или общаюсь индивидуально, о чем пойдет речь на зачете, чтобы была возможность озадачить тем, что могут пропустить важного)

4(возможно и 5) урок - зачет – конференция (сегодня я слушатель и оппонент вместе с другими детьми класса)

Данная работа в 11 классе проходит, как правило, интересно. Дети на выпуске уже довольно самостоятельны и выполнили уже не одно дальтон-задание. Они знают меня. Я знаю их. Здесь целое поле для дискуссии. Можно спорить и соглашаться, удивлять других и предостерегать от чего-то, научить интересному. Приведу пример. Один учащийся, докладывая об ультрафиолетовом излучении, затронул вопрос полезности солярия. Для себя он определился, что никогда не будет им пользоваться и за своими доводами (свойствами, выписками из форумов и т.п.) убедил в этом одноклассников. Было здорово.

Немного о роли родителей. Родители помогают нам связываться с интересными людьми, которые несут нам современную реальную информацию. Например, когда ребята выполняли задание «Откуда идет электрический ток к нам в школу?», ребята и родители ходили на электроподстанцию, где им там все показали и разъяснили принцип снабжения населения электрическим током. Все были удивлены продуманности схем подачи электроэнергии. Тем самым произошло и некое психологическое единение «ученик – родитель - учитель».

Этап 5 Изучение результатов работы учителем с учетом мнений детей и родителей. Результаты анкетирования, конечно, разные. Семиклассники зачастую теряются или еще не до конца успевают адаптироваться к требованиям нового предмета, поэтому больше ответов о том, что им было тяжело и не очень интересно. Старшеклассники намного позитивней. Они хорошо умеют делить зоны деятельности и не перегружаться. Родители на анкетирование идут не с энтузиазмом. Их большинство считает, что дети, изучающие физику, уже достаточно взрослые, чтобы искать у них поддержки в выполнении заданий. В условиях малокомплектной школы учитель довольно хорошо знает родителей своих детей. Пользуясь этим, стараюсь иногда подбирать задания детям под умения их родителей. Это дает результат. На этом этапе прослеживается, насколько самостоятельным был ребенок, насколько он пытался охватить больше информации для включения её в работу, или ограничился только учебником.

Корректировка деятельности.

Этот этап можно разделить на две составляющие. Первая – корректировка во время выполнения задания. Здесь, конечно, необходимо выяснить, есть ли трудности у ребенка (особенно у семиклассника), натолкнуть его на правильную мысль, на интересный источник информации, помочь с экспериментом. Вторая – после анализа выполненных работ следует откорректировать трактовку самого задания либо другие его элементы, где происходило торможение у ребят во время выполнения, связанное с некорректностью задания.

2.2. Результативность опыта.

Подчеркивая, таким образом, актуальность и значимость моей работы, подведу некоторые итоги наблюдений на данном этапе.

Результативность применения дальтон - технологии можно оценить с помощью следующих критериев:

Наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации («Хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию);

Наличие у учащегося положительных изменений в эмоционально-волевой сфере («Я испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание»);

Переживание учащимися субъективного открытия («Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой»);

Осознание учеником усвоения нового как личностной ценности («Лично мне это нужно, мне будут эти знания нужны»);

Овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.

Проведенное анкетирование учащихся позволило выявить позитивное отношение к организации данной работы:

отметили:

- заинтересованность такой организацией обучения – 94,7%

- работа над заданием помогает лучше учиться – 88%

- учит общаться и помогать друг другу – 100 %

- позволяет показать, что ты умеешь делать – 100%

- заинтересовать других тем, что тебе интересно – 50 %

- проверить свои силы – 100%

- подружиться с ребятами из других классов – 12%.

2. В ходе использования данного метода обучения на уроках, повысились:

уровень качества знаний учащихся;

уровень сформированности мыслительной деятельности.

 

Уровень сформированности мыслительной деятельности.

Классы

7        

8

9

10   

11        

Использовать знания в готовом виде

88%

75%

59%

48%

15%

«Открывать» знания самим.

12 %

25%

41%

52%

85%

                 

познавательные интересы детей стали лучше проявляться,  их творческое участие в проектах, внеклассных мероприятиях:

со старшеклассниками мы участвовали в проекте «Разделяй с нами»

с 10 кл в 2019 г участвовали во Всероссийской физико-технической контрольной «Выходи решать!»

Шепелев Иван является участником и призером Международного конкурса исследовательский работ школьников «Research start 2019\2020»

В условиях правильной организации деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усвоили моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые «нравственные привычки». Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость - такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе.

Оценка рисков

В реальной образовательной практике возникли   положительные результаты, спрогнозированные в начале работы. Учащиеся не сопротивлялись новому. Конфликтов между учителем и учеником, учителем и родителями ввиду разрушения традиционных способов организации учебной деятельности не проявлялось.

Заключение.

Самостоятельная форма работы, которая несет в себе элементы проектной деятельности, заставляет и приучает детей работать с различными источниками информации, фильтровать ее, осознавать, соизмерять, проверять опытом и экспериментом. Что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и опыту коллег, дети читают в лучшем случае учебник, не утруждаются в решениях задач, найдя его в электронных ГДЗ.

Своей работой я стараюсь направлять детей в нужное и полезное им русло. Конечно, дети ведут себя по - разному: кто-то с интересом, кто – то с полным безразличием, а кто-то пытается уйти и вовсе. С последними приходится повозиться, что бы разбудить, а потом вовремя оставить, чтобы доделал сам.

Опыт показывает, что выполнение таких заданий развивает лидерские качества, особенно в групповых заданиях.

Во время зачета-конференции есть возможность отработать свои ораторские способности.

Такая работа дает большие возможности для развития творческой, активной личности. Потому что данная деятельность позволяет стимулировать познавательную активность, осознанность знаний, ощущать важность собственных достижений, что поднимает школьников в собственных глазах, повышает престиж знаний. Если учений умеет справиться с дальтон - заданием, проектом и т.п., можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать свою деятельность, искать информацию, применять её на пользу себе, совместно работать с различными людьми.

Дальнейшее развитие проекта

Своим опытом я делилась на РМО учителей физики Мосальского района и заинтересовала своих коллег.

Используемые источники:

1. Адамский А. Педагогика сотрудничества //Первое сентября, №32, 2000.

2. Валенская Е.С. Я работаю в Дальтон-школе. М.: Изд-во МГУ им.Ломоносова, 1998.

3. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие. Калининград: Изд-во КПУ, 2000.

4. Паркхерст Х. Система Дальтон-План. М.: Астон, 2000.

5 Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии: Учебник / Под ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, 2000.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.

7. Шиянов E.H., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие. М.: Академия, 2000.

8. Российская педагогическая энциклопедия М.: Просвещение, 1993

9. Лекционный материал с курсов «Калуга – Финляндия» 2011г (личное участие на курсах как слушатель)


 


 

Приложение 1

Дальтон – задание


 

по курсу Физики 7 класса

по теме « Давление»

Цели и задачи: 1. Закрепление знаний по теме

2. Развитие поисковой научной работы у ребят как теоретической, так и практической направленности

3. Воспитание самостоятельности

4. Развитие речевых навыков

5. Привитие интереса к предмету

6. Развитие умения искать информацию из разных источников.


 

Ожидаемый результат: закрепление знаний по теме, развитие кругозора, так как некоторые вопросы требуют поисковой деятельности и направлены на познавательность и применение знаний темы. Итоговый отчет требует определенной ораторской подготовленности, что способствует развитию речи.


 

Дальтон – план: карточки – задания раздаются задолго до конца изучения темы. Учитель объясняет суть задания, показывает подготовленную собой карточку – задачу. Защита карточек будет проходить поэтапно, по ходу прохождения теоретического материала. Форма защиты: ребенок зачитывает классу свои задания, дети пытаются отвечать, ребенок или подтверждает правильность ответа класса, или дает правильный ответ. Далее он дает свою карточку – задачу кому – нибудь для решения.


 

Учитель Сочина Анна Ивановна


 


 

Дальтон – задание по физике 7 по теме « Давление»

Карточка « Лаборатория биофизики»


 

По заводям Волги, в озерах и лиманах растет водяной орех (чилим). Когда чилим отцветает, под водой начинают образовываться тяжелые плоды. Они могли потопить растение, но как раз в это время на черешках листьев появляются вздутия. – Какова роль вздутия?

Почему все водяные растения нуждаются в жестком стебле?

Почему погибает кит, попавший на мель?

Почему людям приходится прилагать огромное усилие, вытаскивая ногу, увязшую в глине или топком болотистом грунте, а у парнокопытных животных ноги не увязают в болотистом грунте?

Почему большинство живущих на Земле животных «горизонтальны», то есть головной мозг и сердце – два самых важных органа – находятся на одном уровне? Почему жираф имеет повышенное кровяное давление? Почему кровяное давление измеряют на руке, примерно на уровне сердца? Нельзя ли измерить давление на ноге?

Придумай и нарисуй карточку – задачу на тему « Давление».


 


 

Дальтон – задание по физике 7 по теме « Давление»

Карточка « Отдел технологической экспертизы»


 

Приподнять грузовой автомобиль, ухватившись за его колесо, не смогут даже несколько человек. Почему же шоферу одному удается приподнять машину, наполняя ручным насосом баллон колеса воздухом?

Для очистки семян ржи от примеси ядовитых рожков спорыньи их заливают водным раствором поваренной соли. Рожки спорыньи всплывают, а рожь остается на дне. О чем это свидетельствует?

Почему железнодорожные шпалы кладут на сыпучий балласт ( песок, щебень…), а не на твердую почву?

Две одинаковые по весу оболочки воздушного шара, сделанные одна из прочной тонкой резины, а другая из прорезиненной ткани, наполненные одинаковым количеством водорода (водород выходить из шаров не может). Какой из шаров поднимется выше?

Придумай и нарисуй карточку – задачу на тему « Давление».


 


 

Дальтон – задание по физике 7 по теме « Давление»

Карточка « Лаборатория геофизики»


 

Когда нефть начинает плохо фонтанировать из скважины, нефтяники накачивают в нефтеносный слой воду или воздух. С какой целью это делают?

Почему горящую нефть нельзя тушить водой?

Как правило, обогащение золотых руд производят в воде. Еще в древности золотоносный песок промывали на бараньей шкуре. Тяжелые золотины застревали в шерсти, а песок смывался водой. При этом методе используется факт, что в воде золото становится в 10 раз тяжелее кварца ( песка). Хотя соотношение плотностей золота к кварцу равно 6, почему в воде это соотношение увеличивается?

Твёрдость янтаря в десятки раз меньше твердости гранита. Однако найденный на берегу янтарь, как правило, имеет неправильную форму – менее округлую, чем гранитная галька. Почему мягкий янтарь многие годы проводит в бушующем море и не истирается?

Придумай и нарисуй карточку – задачу на тему « Давление».


 


 

Дальтон – задание по физике 7 по теме « Давление»

Карточка « Спортсмен – любитель».


 

Иногда ребята надувают камеру волейбольного мяча ртом, каждый раз посылая в неё порцию воздуха. Почему через некоторое время мальчик уже не может вдувать воздух?

Почему футбольный мяч, вынесенный из комнаты на улицу зимой, становится слабо надутым?

Лежащий на воде неподвижно на спине человек делает глубокий вдох. Как изменяется при этом положение тела пловца по отношению к поверхности воды? Почему?

Что надо знать и учитывать при нырянии на большую глубину?

Придумай и нарисуй карточку – задачу на тему « Давление».


 

Дальтон – задание по физике 7 по теме « Давление»

Карточка « Литературное общество»


 

Чехов «Степь»: « Егорушка разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал, какая – то сила холодная и приятная наощупь подхватила и понесла его обратно вверх». – О какой силе идет речь?

Иванов « Русь изначальная»: « Ратибор собирался перейти на другой берег по дну реки…, он скрылся под водой и обеими руками поднял камень, величиной с коровью голову. Обвязав груз тонкой веревкой, Ратибор устроил петлю для руки...». Для чего Ратибор взял в руки камень?

Толстой Л.Н. «Рассказ аэронавта»: « Я посмотрел на барометр. Теперь я уже был на пять верст над землей и почувствовал, что мне воздуха мало, и я часто стал дышать. Я потянул за верёвку, чтобы выпустить газ и спускаться, но ослабел ли я или сломалось что – нибудь – клапан не открывался.- Если я не оставлю шар,- подумал я, то он лопнет, и я пропал… Я изо всех сил ухватился за веревку и потянул. Слава Богу, клапан открылся…»

Почему воздушный шар, поднявшийся высоко, может лопнуть?

Почему барометром можно измерять высоту?

Почему аэронавт задыхался?

Почему после открытия клапана в оболочке воздушный шар начинает снижаться?


 

Почему на большой высоте у нетринерованных пилотов течет кровь из носа и ушей?

Придумай и нарисуй карточку – задачу на тему « Давление».


 


 


 

Дальтон – задание по физике 7 по теме « Давление»

Карточка «Турист – путешественник»


 

Где больше можно набрать жидкости в пипетку: у подножия горы или на вершине?

Герой книг Ж.И. Кусто и Ф. Дюма « В мире безмолвия» рассказывает: «… на глубине 2 метра уже было тихо, спокойно, но катящиеся на верху валы давали о себе знать различным усилением давления на барабанные перепонки». Объясните.

Аквалангист в подводном гроте потерял ориентацию. Как он может определить где верх, где низ?

Как животные приспосабливаются к давлению на глубине?

Придумай и нарисуй карточку – задачу на тему « Давление».

Дальтон – задание по физике 7 по теме « Давление»

Карточка « Космонавт – исследователь»


 

Будут ли действовать в безвоздушном пространстве поршневые жидкостные насосы?

Какой барометр, жидкостный или анероид, следует применять для измерения давления внутри космического корабля в условиях невесомости?

Планета Венера имеет более плотную атмосферу, чем Земля. Почему для исследования этой планеты особенно удобно применять аэростаты?

Как на космическом корабле регулируют давление?

Придумай и нарисуй карточку – задачу на тему « Давление».


 

Дальтон – задание по физике 7 по теме « Давление»

Карточка « За чашкой чая»


 

Почему вода из самовара вытекает сначала быстро, а потом все медленнее и медленнее?

Какую роль при питье играет атмосферное давление?

Пар из чайника поднимается вверх. Почему?

Как люди справлялись с давлением воды при погружении на большие глубины моря?

Придумай и нарисуй карточку – задачу на тему « Давление».


 

Дальтон - задание по теме «Тепловые явления» - 8 класс.

Цели и задачи: 1. Закрепление знаний по теме

Развитие поисковой научной работы у ребят как теоретической, так и практической направленности

Воспитание самостоятельности

Развитие речевых навыков.

Привитие интереса к предмету

Доказать - дополнительная литература - источник информации.

Ожидаемый результат: Так как учащихся часто мало интересует предмет, они не обращают внимание в библиотеках на научно - популярную литературу, особенно на красочные тематические энциклопедии, имеющие к темам по физике прямое отношение, так как у детей плохо сформирован навык поиска информации в дополнительной литературе данное задание поможет им в их развитии. Задание подобраны дифференцированно по интересам, по сложности, но выдача результата у всех одинаковая, что скрывает дифференциацию и не снимает ни с кого ответственности. Ни у кого задание не повторяется, что даст им возможность самостоятельного поиска. Требование красивого языка должно побудить детей к решению некоторых задач языкового плана, повтору правил и их запоминанию, а так же пониманию того, что грамотный язык нужен не только на уроках русского языка.

Схема проведения дальтон - задания: карточки с заданием выдаются после прохождения темы «Испарение и кипение». Дети самостоятельно читают задание. Учитель объясняет, что на данные вопросы они должны найти обоснованный ответ самостоятельно. Можно пользоваться: учебником, учебниками природоведения младших классов (это успокоит их), энциклопедиями в библиотеках, проведенными самостоятельно опытами и наблюдениями. Далее сообщается, что для итогового оформления работ будет выделен один урок, на котором мы доделаем работы, защитим их. Можно попросить принести на дальтон-урок краски и карандаши.

Дальтон-урок: необходимо приготовить бумагу, краски, карандаши, возможные приборы и материалы для проведения эксперимента по данным вопросам.


 

Дальтон – задание по теме «Тепловые явления»

Карточка «Путешественник».

Ответь письменно на данные вопросы, выполни задание. Ответы должны быть изложены красивым русским языком. Пользуйся разной литературой.

Почему лесные дороги более грязные, чем полевые?

Почему климат на острове умереннее и ровнее, чем климат в центре материков?

Можно ли пользоваться ртутным барометром в Антарктиде?

Придумай и нарисуй карточку - задание на тему, звучащую в данных тебе вопросах.


 

Дальтон – задание по теме «Тепловые явления»

Карточка «Хозяюшка».

Ответь письменно на данные вопросы, выполни задание. Ответы должны быть изложены красивым русским языком. Пользуйся разной литературой

Почему в комнате после уборки становится прохладно?

Почему после закипания воды в кастрюле с картофелем газ убавляют, ведь хочется чтобы картошка сварилась быстрее?

Почему пао обжигает сильнее, чем вода при той же температуре?

Придумай и нарисуй карточку - задание на тему, звучащую в данных тебе вопросах.


 

Дальтон – задание по теме «Тепловые явления»

Карточка «Мастер».


 

Ответь письменно на данные вопросы, выполни задание. Ответы должны быть изложены

красивым русским языком. Пользуйся разной литературой

В квартире зимой станет теплее, если между отопительной батареей и стенкой установить лист блестящей фольги. Почему?

Каким цветом экономичнее красить отопительные батареи: светлым или темным?

Почему при распиливании дерева пила нагревается до более высокой температуры, чес дерево?

Придумай и нарисуй карточку — задание на тему, звучащую в данных тебе вопросах.


 

Дальтон – задание по теме «Тепловые явления»

Карточка «Агроном».

Ответь письменно на данные вопросы, выполни задание. Ответы должны быть изложены

красивым русским языком. Пользуйся разной литературой

Почему глубокий рыхлый снег предохраняет озимые хлеба от вымерзания?


 

Какая почва прогревается солнцем быстрее, влажная или сухая?


 


 

При сушке на солнце сено теряет свою питательность. Пресс-подборшик прессует сено почти в свежем состоянии, но в тюках оставляют сквозные отверстия, каково их назначение?.


 

4. Придумай и нарисуй карточку - задание на тему заданных тебе вопросов.

Дальтон – задание по теме «Тепловые явления»

Карточка «Дачный кооператив».

Ответь письменно на данные вопросы, выполни задание. Ответы должны быть изложены красивым русским языком. Пользуйся разной литературой

У вас есть выбор: взять дачный участок на возвышенности и в низине. Где Вы возьмете участок? Почему?

Почему зимой бочки на участке перевернуты вверх дном?


 

Зачем стволы деревьев на зиму заворачивают в рогожу или солому?


 

Большой сосуд с водой, помещенный в погреб, предохраняет овощи от замерзания. Почему?

Придумай и нарисуй карточку - задание на тему данных тебе вопросов.


 

Дальтон – задание по теме «Тепловые явления»

Карточка «На кухне».

Ответь письменно на данные вопросы, выполни задание. Ответы должны быть изложены красивым русским языком. Пользуйся разной литературой или проведением опытов.

В одной чашке горячий кофе с молоком, в другой - черный кофе. Чашки одинаковые и начальные температуры одинаковые. В какой чашке кофе остынет быстрее?


 

Из чайника налили чай в стакан с сахаром и в стакан без сахара. Почему чай в первом стакане будет холоднее?


 

Почему яблочный пирог долго остается горячим?


 

Кастрюля - скороварка представляет собой сосуд, закрытьй герметически, из которого пар может выходить только через предохранительный клапан. Почему в таком сосуде вода закипает быстрее?


 

Придумай и нарисуй карточку - задание на тему заданных тебе вопросов?


 


 

Дальтон – задание по теме «Тепловые явления»

Карточка «Ботаническое общество».

Ответь письменно на данные вопросы, выполни задание. Ответы должны быть изложены красивым русским языком. Пользуйся разной литературой

Если в жаркий день приложить к щеке лист растения, то можно почувствовать, что он прохладный. Почему?

Почему ранней весной образуются воронки в снегу вокруг стволов деревьев?

Природа «придумала» так, что листья старой осины «дрожат» даже в безветренную погоду. Зачем они дрожат? Почему они дрожат?

Почему не бывает росы под густым деревом?

Придумай и нарисуй карточку - задание на тему заданных тебе вопросов.

 

Дальтон – задание

по курсу физики 11 класса

по теме « Излучения и спектры»


 

Цели и задачи: 1. Самостоятельное изучение темы « Излучения и спектры»

2. Развитие поисковой научной работы у ребят как теоретической, так и практической направленности

3. Воспитание самостоятельности

4. Развитие речевых навыков, навыков проведения эксперимента.

5. Привитие интереса к предмету

6. Развитие умения искать информацию из разных источников.

7. Развитие умений и навыков написания и оформления реферативных работ.


 

Ожидаемый результат: самостоятельное изучение темы, развитие кругозора, так как некоторые вопросы требуют поисковой деятельности и направлены на познавательность и применение знаний темы. Итоговый отчет требует определенной ораторской подготовленности, что способствует развитию речи. Рассчитан на возраст детей и может дать оценку их подготовленности к написанию рефератов.


 

Учебно – творческое задание для самостоятельной работы

Срок выполнения: (по КТП 4,5 уроков)

Дорогой друг!

Дальтон – задание - это время серьезной самостоятельной работы в условиях свободы выбора места, партнера, источника знаний.

Воспользуйся разумно предоставленной свободой и доверием! Учись самостоятельности! Будь ответственным за результаты своей деятельности!


 

Тема « Излучения и спектры»

Выполнив эту работу, ты узнаешь виды излучений, их особенности, применение, о распределении энергии в спектре, о видах спектров и о том, что они рассказывают, как прочитать их рассказ, окунешься в тайны звёзд, усовершенствуешь свои умения и навыки работать самостоятельно над реферативными работами.


 

Итогом твоей работы будет письменная работа « Излучения на службе у человека»

Используй для этого: справочный материал, учебник, литературу по астрономии (тема « Спектральный анализ»), « Элементарный учебник физики» по редакцией Ландсберга, « Занимательная физика» Григорьева, Астрономия – Перельмана и другую научно – популярную литературу, Интернет.

Определи, какие сведения являются важными, составь план.

Текст не должен быть большим, 2-3 стр. Он должен содержать интересные, доказательные сведения о свойствах изученного и его применения в жизни человека.

Проведите эксперименты, для чего ознакомьтесь с литературой, имеющейся в кабинете физики (и не только) по проведению эксперимента, консультируйтесь у учителя какие приборы и препараты у нас есть в кабинете.

Помните технику безопасности!

Помни! Учитель только консультант!

Результатом Вашей работы будет выступление на зачете-конференции.

Вы можете объединиться в пары, группы.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

32


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации