12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

Принципы реализации личностно-ориентированного подхода в обучении математике

Система образования России в процессе своего развития претерпела большое количество трансформаций. Каждый период ее развития заставлял по новому взглянуть на систему, в чем-то дополняя, модернизируя, в соответствии с меняющимися социально-экономическими запросами общества.

На сегодняшний день, согласно ФГОС, обучение математике подразумевает использование различных образовательных подходов, приоритетным из которых является личностно-ориентированный подход.

Математика, как учебный предмет, является обязательной дисциплиной в содержании образовательных программ. Математические методы универсальны, используются как средства исследования, прогнозирования и конструирования процессов в различных сферах окружающей действительности, то есть имеет широкие метапредметные связи.

Обучение математике в школьном курсе имеет два важных фактора, актуальных для формирования личности:

- математика является неотъемлемой частью культуры;

- математика, как наука, является организующей и внутренне воспитывающей системой.

Любое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности, и, следовательно, оно является личностным.

На сегодня личностно-ориентированный подход определяется как методологическая ориентация в педагогической дея­тельности, которая позволяет через опору на комплекс понятий, идей и способов действий реализовать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Из данного определения можно выделить основные аспекты личностно-ориентированного подхода:

- личностно-ориентированный подход является направляющим в педагогической деятельности;

- является системой, включающей в себя понятия, принципы и способы педагогических действий;

- связан со стремлением педагога участвовать в развитии индивидуальности учащиеся, проявлению его субъектных качеств. 

Личностно-ориентированный подход в обучении математики имеет системный характер и основывается на следующих принципах:

1. Принцип индивидуализированного целеполагания, в соответствии с которым процесс обучения каждого ребенка осуществляется с учетом его индивидуальных целей, связанных с получением определенного набора компетенций. Данный принцип основывается на одном из важнейших качеств человека – способность определения целей своей деятельности. Не опираясь на осознанность своих целей, человек живет с потребностью и возможностью ставить и достигать их.

Самоопределение учащегося по отношению к конкретному учебному вопросу позволяет ему поставить для себя конкретные цели и задачи, на основе которых он будет осуществлять затем свою образовательную траекторию: участвовать в выборе форм и методов обучения, в определении содержания и темпа занятий. Личностно-ориентированный подход определяет необходимость четкого определения учащимися собственных целей обучения.

Поставленные учащимися цели должны стать центральными в учебной ситуации, как результат формируется навык целеполагания, учащийся способен соотносить свои желания с реальными возможностями, индивидуальными способностями и интересами.

2. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории

Личностно - ориентированный подход в обучении математики позволяет выбрать основные компоненты образования. Полномерное осуществление образовательной программы возможно в условиях свободы выбора составляющих образовательной деятельности. Важно дать учащемуся возможность выбора инструментов, средств и способов достижения целей, содержания творческой работы, методов ее выполнения, поощрять собственный взгляд на анализируемую проблему, стимулировать его аргументированные выводы и самооценки.

Этот принцип балансирует формируемые у учащегося компетенции и действующие образовательные стандарты. Имеется возможность определить не только образовательные составляющие из предлагаемой ему системы, но и сформулировать собственные пути образовательной траектории.

Возможность самовыражения и выбора образовательных ориентиров учащимся подразумевает заданность способов деятельности. Ученик становится компетентным в тот момент, когда постигает способы организационной, креативной, когнитивной деятельности. Если учитель подключает ребенка в построение собственного процесса образования, он открывает возможность реализации индивидуальных творческих способностей учащегося.

Принцип выбора образовательной траектории состоит в том, что при освоении учебных дисциплин имеется возможность получения знаний различного уровня как по теоретическим, так и по практическим проблемам.

Для осуществления этого принципа учитель должен уметь, с одной стороны, понимать и обозначать вкладываемый смысл образования по дисциплине, с другой – позволять дополнять образовательный процесс компонентами, вызывающими интерес у ребенка.

Таким образом, у учащегося развивается внутренняя учебная мотивация, так как они свободны в способе решения поставленной проблемы, имеют возможность ощутить собственную компетентность и ощущают автономию.

3. Принцип продуктивности обучения

Основным вектором обучения становится личное образовательное развитие ученика, формируемое из его внутренних и внешних образовательных продуктов учебной деятельности.

Продуктивное обучение направлено не столько на изучение и анализ известного, сколько на дополнение знаний новыми компонентами, на формирование учениками образовательного продукта. Образовательное приращение реализуется одновременно с формированием личностных качеств, которые соответствуют не только определенному тематическому разделу математики, но и обучению в перспективе.

Поставленные учащимися цели обучения, разработанные ими алгоритмы, выбранные способы деятельности, рефлексивные суждения и самооценки становятся конечными продуктами их образовательной деятельности вместе с выполненными работами, заданиями, тестами и пр.

Личностно-ориентированный подход в обучении математике включает в себя следующие компоненты:

- содержательный – создание вариативных учебных планов и программ, определяющих индивидуальный образовательный маршрут;

- деятельностный – использование специальных педагогических технологий;

- процессуальный – организация самостоятельной деятельности учащегося при применении теоретических знаний на практике (при выполнении дифференцированных индивидуальных заданий, поиске необходимой информации и пр.).

4. Принцип первичности образовательной продукции учащегося

Формируемое учащимися личностное содержание образования опережает освоение образовательных стандартов и общепризнанных достижений в математике.

При наличии возможностей самореализации, ученик более эффективно усваивает технологии творческой деятельности, создает образовательный продукт, зачастую более оригинальный, чем общепризнанное решение данной проблемы.

Принцип первичности образовательной продукции учащегося включает существенное требование: объекты познания и используемые методы познания должны соответствовать реальным практическим объектам и методам, которые применяются в изучаемой области деятельности.

На наш взгляд, в обучении математике необходимо ставить акцент на анализе реальных процессов, а не на заучивании информации о них. Традиционная деятельность «по изучению знаний» трансформируется в предметную деятельность «по добыванию знаний».

В итоге образовательная деятельность становится личностно продуктивной, а освоение общеобразовательных стандартов реализуется в соответствии с собственными компетенциями.

5. Принцип ситуативности обучения

Чтобы активизировать творческую деятельность учащегося, учителю необходимо создать или эффективно использовать создавшуюся образовательную ситуацию, целью которой является формирование мотивации и направление деятельности учащихся в направлении получения компетенций и решения связанных с ними вопросов. Для создания собственного варианта мотивирования, необходим интерес учащихся; ребенку необходимо помочь уяснить сущность мотивационных теорий, оценить их взаимосвязь, позволить почувствовать эту связь, а, в последствие, предложить научиться определять закономерности в разных подходах к влиянию на людей.

Любое положительное проявление творчества учащегося должно поощряться учителем. Цели построения ситуаций, где ребенок может проявить самостоятельность, заключаются в обеспечении его образовательного движения.

6. Принцип образовательной рефлексии

Образовательный процесс связан его рефлексивным осознанием образовательными субъектами.

Рефлексия – это осознание способов деятельности, обнаружение ее смысловых особенностей. Учащийся понимает не только уже осуществленное, но и использованные способы деятельности, т.е. процесс деятельности.

Существуют различные формы образовательной рефлексии: письменное обсуждение, анкетирование, графическое изображение происходящих изменений, работа в группах, различные виды практик. Рефлексия – важное условие, для того чтобы учащийся и учитель определили схему организации образовательной деятельности, формировали ее в соответствии со своими целями и программами, осознавали возникающую проблематику и другие результаты.

Для реализации принципов необходимо:

- включать реально достижимые учебные задачи, постепенно их усложняя;

- определить специфику индивидуальной и групповой работы учащихся на уроке;

- интегрировать знания, методы различных областей науки и практики.

Таким образом, построение образовательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода на уроках математики будет уже не просто передачей теоретических знаний, а станет осознанным учебным действием в настоящем времени.


 

Список использованных источников

Гребенюк, О. С. Общие основы педагогики / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. - М.: Владос-Пресс, 2014. - 160 c.

Лукьянова М.И. Методика анализа личностно ориентированного урока по предметам основной школы [Текст] /М.И. Лукьянова, Н.А. Разина, Т.Н. Абдуллина //Завуч. – 2008. – № 2. – С. 13–22.

Лукьянова М.И. Теоретико–методологические основы организации личностно ориентированного урока [Текст] /М.И. Лукьянова //Завуч. –2008. – № 2. – С. 5–12.

Фридман Л.М. Концепция личностно-ориентированного образования [Текст] /Л.М. Фридман // Завуч. – 2010. – № 8. – С. 77–87.

Харламов, И. Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Вышэйшая школа, 2017. - 272 c.

Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования[Текст] /И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 2010. – 176 с.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.