Статья «Личностно-ориентированное обучение: практическое применение в условиях реализации ФГОС»
Личностно-ориентированное обучение:
практическое применение в условиях реализации ФГОС.
Докладчик: Герлейн А.А.,
учитель русского языка и литературы
При изучении процесса ресоциализации становится все более очевидно, что, только обладая высоким уровнем знаний, сформированностью умений и навыков по всем школьным дисциплинам, выпускники школ пенитенциарной могут достаточно безболезненно адаптироваться в прежнюю среду, которую они покинули несколько лет назад. Образование позволяет преодолеть все виды отчуждения: от семьи (налаживаются контакты с близкими), от профессии (сохранена способность к обучению, что позволяет профессионально переквалифицироваться), от самого себя (появляется самоуважение, изменяется самовосприятие).
Но изначально большинство обучающихся пенитенциарной школы имеют негативное отношение к учебе вообще и к урокам в частности, педагогическую запущенность по всем основным предметам школьной программы, сниженный уровень обучаемости в результате употребления наркотиков и алкоголя, длительный перерыв в обучении, низкую мотивацию к обучению. Возникает вопрос, каким образом организовать процесс обучения в соответствии с требованиями ФГОС? Как на практике осуществить индивидуальный личностный подход к каждому обучающемуся? Как, обучая в одном классе всех вместе, учитывать интересы каждого? Как развивать личность каждого в соответствии с его природными способностями?
Простого однозначного ответа на эти вопросы нет и быть не может. Творческой группой мы проанализировали личный опыт работы, опыт коллег, и представляем сводный анализ организации урока с использованием технологии личностно-ориентированного обучения с соблюдением законов современного урока в рамках требования ФГОС – а это:
Единство обучения воспитания и развития;
Целостное формирование личности;
Триединая цель урока (обучение, воспитание, развитие), направленная на достижение учебно-воспитательных задач урока.
Критерии результативности урока |
|
Результат работы учителя |
Результат работы учащегося |
Рассмотрим подробно каждый этап современного урока урока, приёмы и техники, которые можно использовать для достижения поставленных целей.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Психологами доказано, что обучение должно быть согласовано с уровнем развития обучающегося. Поэтому необходимо определить, по меньшей мере, два уровня развития
Первый - это уровень актуального развития психических функций, который сложился в результате определенных, уже завершившихся, циклов его развития.
Второй - это уровень, отражающий психический потенциал развития личности, это зона ближайшего развития. Зоны актуального и ближайшего развития у обучающихся индивидуальны, а отсюда разная динамика умственной деятельности.
Приём «Нестандартный вход в урок»
Универсальный приём, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока.
Урон русской литературы в 9-м классе. Тема. «Слово о полку Игореве» — памятник древнерусской литературы. Любовь к родной земле в произведении.
Урок начинается со слов учителя: «… в начале нам не понадобятся ручки, предлагаю открыть буквы слова на доске. Послушайте задание»
Беседа по цитате из произведения
В. А, Чивилихина «Память»
Наши предки любили свою родину, конечно, не меньше, чем мы, и это осознание Русь выработала на много веков раньше, чем европейские народы. Игумен Даниил, придя из-под Чернигова в Иерусалим, ещё в 1108 году в записках своих шесть раз вспомнил родную речку. И попросил короля крестоносцев Болдуина разрешить поставить свечу от всей Русской земли. Ни с чем не сравним пронзающая душу любовь а Родине «Слова о полку Игореве»! Это XII век. В Европе же впервые мысль о родине, как главной ценности народа, высказал Франческо Петрарка лишь в середине XIV века...
♦ Это слово составляет предмет национальной гордости писателя В. А. Чивилихина?
ПАТРИОТИЗМ
♦ Что такое патриотизм? В чём он может проявляться?
♦ Какое определение получает патриотизм автора «Слова...»? Почему?
Приём «Удивляй»
Урок русского языка, тема «Имя существительное». Задание – определите род имен существительных: ферзь, туз, валет, кукла, матрешка, робот, душа. Проверяем результаты, сравниваем – они разные. Знакомимся с формулой определения: множественное число винительный падеж, соответствие формы слова одушевленного и неодушевленного грамматического вопроса (вижу кого? Что?). Неодушевленное существительное только одно в ряде данных слов – это душа.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
Чаще всего актуализацию знаний учащихся в начале урока учитель проводит в виде опроса, проверочной самостоятельной работы или в форме беседы, побуждая школьников вспомнить, подумать, предложить.
Однако наиболее эффективными способами могут стать приёмы и техники:
* «Да — нет»;
* опрос-викторина;
* «Согласен — не согласен»;
* «Лови ошибку!»;
* «Ассоциативный куст»;
* работа с эпиграфом.
Пример: (10 класс алгебра и начала мат. Анализа). «Лови ошибку!»На проверочном листе записаны свойства логарифмов с ошибками . Ваша задача рядом с ошибочным вариантом свойств записать их в правильном варианте.
На уроках мы знакомим с новыми знаниями, опираясь на ранее изученный материал. Активному включению мыслительной деятельности может способствовать ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления). Для более эффективного использования ресурса времени целесообразно применять раздаточный материал, т.е дать возможность отметить знаками на информационном материале
V-«уже знал»
+ -«новое»
(-) - думал иначе или не знал
? - не понял, есть вопросы
Тем самым обучающийся анализирует собственные знания, подготавливая внимание к новой информации.
III. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА)
Этот этап урока — интрига темы.
1. Необъявленная тема.
Пример – роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Просмотр фрагмента фильма – дуэль Печорина и Грушницкого. На фоне эмоционального включения в мир 19 века беседа о значении дуэли, ее причинах, подведение к формулировке темы урока о чести и бесчестии героев современности. Формулировка самих определений этих понятий на основе жизненного опыта и личностного восприятия и понимания.
При изучении нового материала необходимо “заразить” обучающихся поиском решения той или иной проблемы. Очень важно никого не обойти вниманием, опираясь на более подготовленных к логическим рассуждениям сильных обучающихся, не забывать о слабых, задавать им вопросы, подталкивать к верным выводам. Если обучающийся соучаствовал в рассмотрении новой темы, он будет по-другому, по-доброму к ней относиться.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА, «ОТКРЫТИЕ» НОВОГО ЗНАНИЯ
Для реализации познавательной деятельности можно использовать следующие формы проведения урока:
урок-поиск;
урок-воспоминание;
урок-презентация;
урок — творческая лаборатория;
урок — интервью с писателем, историческим деятелем, учёным;
урок-панорама;
урок-заочная экскурсия;
Одно из главных условий данного этапа – дифференцированное обучение.
Например, на уроке по теме “Кислоты как электролиты” это будет выглядеть так.
Новый материал предлагаем учащимся изучить, работая с карточками – путеводителями, которые лежат на столах. Работая с карточками, учащиеся делают себе пометки в тетрадях. (Работу можно проводить в группах, дифференцируя задания по сложности.)
Карточка – путеводитель
СОДЕРЖАНИЕ |
ФОРМА РАБОТЫ |
1.Свойства, определяемые наличием ионов водорода. Взаимодействие с металлами. Взаимодействие с оксидами металлов. Взаимодействие с основаниями. |
В пробирку поместите кусочек цинка и прилейте раствор кислоты. Сделайте выводы об увиденном и запишите уравнения реакций в полном ионном и сокращенном виде. Проанализируйте демонстрационный опыт, сделайте вывод и запишите уравнение ионной реакции. Проанализируйте демонстрационный опыт, сделайте вывод и запишите уравнение ионной реакции. |
2. Свойства, определяемые наличием кислотных остатков. Качественные реакции. |
I ряд: к раствору серной кислоты прилейте раствор сульфата бария; II ряд: к раствору соляной кислоты прилейте раствор нитрата серебра; III ряд: к раствору ортофосфорной кислоты прилейте раствор хлорида алюминия; Сделайте выводы об увиденном и запишите уравнения реакций в полном ионном и сокращенном виде. |
3. Свойства, обусловленные свойствами молекул кислот, такими как сила кислоты, прочность молекулы, летучесть. Взаимодействие карбоната кальция с соляной кислотой. |
Проанализируйте демонстрационный опыт, сделайте вывод и запишите уравнение ионной реакции. |
Перед учащимися на первом этапе поставлена задача – овладеть определенными знаниями. Учитель осуществляет на этом этапе общий контроль за работой учащихся, оказывает им оперативную помощь и корректирует их действия.
Работая с карточками-путеводителями, учащиеся составляют отчет (коллективный рассказ) по каждой части карточки. Одновременно вместе со всем классом ведем обсуждение предложенных отчетов.
Обсуждение химических свойств кислот дополняем лабораторными и демонстрационными опытами, с объяснением и анализом каждого опыта.
«Техника проведения дискуссии».
Тонкая грань проходит между дискуссией содержательной и динамичной и дискуссией, выливающейся в бесконечный монолог учителя. Как организовать первую? Как не скатиться во вторую? Лучше всего проходят дискуссии, тему и направленность которых задают сами ученики и их природная любознательность. Роль учителя – критико-стимулирующая.
Существует четыре «шага» или приёма, которые необходимо использовать учителю, чтобы дискуссия развивалась и оставалась при этом в руках учеников.
Утверждения.
Это способ отреагировать, подтвердить понимание или выразить недоумение по поводу сказанного. Утвердительные фразы звучат менее жёстко, чем вопросы, и поэтому часто побуждают к более свободному ответному высказыванию. Вы можете сказать: «насколько можно понять, вы говорите___», или: «Мне это напомнило_____, ранее сказанное», или «Погодите-ка, вы утверждаете, что____, но Максим только что сказал_____», или «Это интересная мысль, что если_____».
Вопросы.
Обучающиеся будут с большим энтузиазмом обсуждать свои вопросы, а не вопросы учителя. Поэтому нужно стараться всячески их провоцировать на эти вопросы. Вот несколько возможных подсказок: «Какие вопросы могут возникнуть по содержанию этого текста?», «Чего мы пока не коснулись в нашем обсуждении?», «Что осталось неясным в этом тексте?», «С чем вам хотелось бы согласиться? (…не согласиться)».
Сигналы.
Поскольку комментарий учителя зачастую оказывается чересчур весомым, лучше руководить дискуссией с помощью жестов и сигналов и ничего не произносить вслух. Недоумённое выражение лица учителя – для учащихся сигнал: требуется разъяснение. Руки, как бы взвешивающие два предмета («что перетянет»), подают сигнал учащимся, что нужно сравнить предложенные идеи и решить, с какой из двух они согласны. Выражение доброжелательной заинтересованности ободряет ученика, который с трудом подыскивает слова, чтобы выразить свои мысли.
Молчание.
Когда вопрос задан, дайте время на размышление. Молчание, длящееся три, четыре или пять секунд, - могучий стимул заполнить паузу. Если её не заполняет учитель, добровольцы всегда найдутся.
С нашими обучающимися,, конечно, сложно задать дискуссию, например, по творчеству писателя. Мы все, преподаватели, сталкиваемся с проблемой краткосрочной памяти. Поэтому важно предоставить нужную информацию, дать время на ее прочтение, но дифференцированно акцентировать внимание на конкретных вопросах, разделив класс на маленькие группы
( по два - три человека, не меняя их месторасположения за партами)
V. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Игры-тренажёры.
Примеры игр тренажеров по предмету «Химия»
«Логические цепочки»
Учитель задает начало фразы: «Алюминий — металл». Первый ученик повторяет его и придумывает продолжение со словами «потому что», «следовательно», «однако». Затем все сказанное повторяет и продолжает следующий ученик. Тот, кто не смог продолжить цепочку, выбывает из игры.
«Продолжи ряд»
Заданы несколько членов ряда. Нужно обнаружить закономерность чередования объектов и продолжить ряд:
а) Li, Al, As,.... б) F-,..., Na+, S2-, Ar,....
«Убери лишнее»
В предложенных ниже рядах присутствуют «лишние» формулы. Найдите их:
а) NaCl, AgNO3, KCl, KNO3; б) H2S, CaSO4, HI, (NH4)2 S
Таким образом, использование технологий ЛОО на уроках и во внеурочной работе в течении нескольких лет дает высокие и стабильные результаты обучения развивает творческие исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, приобретению навыков самоорганизации, помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету.
2. Ситуационные задачи.
Дифференцированное задание
Например, урок русского языка. Составление текста с использованием причастий. Обучающиеся с высоким уровнем учебных достижений получают начало текста, остальную часть они пишут сами.
Обучающиеся со средним уровнем учебных достижений — слова для справок.
Обучающиеся с низким уровнем учебных достижений — части предложений, куда надо вставить слова изучаемой части речи.
Примеры заданий
Красив лес в ясные февральские дни!
Слова для справок: сверкающий, желтеющий, сияющий, утопающий, темнеющий. искрящийся, переливающийся разными красками, синеющий.
Вхожу в лес и вдыхаю воздух... . Над головой небо. Верхушки берёз, ... , тянутся к небу. Их ветки утопают в снегу, ... . Весь лес расцвечен красками ... .
Например «скрытая ошибка». На этапе закрепления материала учитель может предложить учащимся задание со скрытой ошибкой, поставить цель в процессе беседы: что необходимо знать и учитывать, чтобы исключить ошибку.
Подбери эпиграф к выученному на уроке материалу.
Выполните тестовые задания.
Составьте каверзный вопрос по изученной теме.
VI. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Как правило, для организации самостоятельной деятельности обучающихся на уроке отводится достаточно времени. На данном этапе было бы эффективно решать не только те задачи, которые разработаны авторами учебников. Учитель может использовать алгоритм разработки изобретательской или ситуационной задачи с целью наполнения содержания урока заданиями, соответствующими требованиям системно-деятельностного подхода. Также можно использовать педагогические приемы по организации самостоятельной деятельности учащихся. Обязательное условие – подбор дифференцированных заданий и упражнений.
Материалы для осуществления контроля |
||||
самопроверка |
взаимопроверка |
|||
Словесный кроссворды, вопросы, тесты, текст с ловушками |
||||
Наглядный рисунок ( индивидуально и совместно с автором) |
||||
Условно-символический |
||||
схемы |
диаграммы |
графики |
таблицы |
Пример варианта индивидуальной самостоятельной работы, которая предназначаются для всех учащихся класса, но в ней учитывается разный уровень.
Например, урок химии при изучении темы «Валентные возможности атомов химических элементов» в 11 классе:
Задание 1. Составьте графическую схему внешнего электронного слоя фосфора в основном и возбужденном состояниях. Определите значение высшей валентности атомов этого элемента.
Характер деятельности репродуктивный.
Задание 2.Одинаковы ли валентные возможности фтора и хлора? Ответ поясните. Напишите формулы соединений этих элементов, в которых они проявляют указанную вами валентность.
Задание направленно на развитие умений применять аналитико-синтетическую деятельность. Характер деятельности учащихся – частично-поисковый.
Задание 3. Атом элемента имеет на 6 электронов больше, чем ион алюминия. Назовите элемент. Укажите, какими валентными возможностями располагают атомы этого химического элемента.
Характер деятельности – продуктивный самостоятельный, преимущественно эвристический.
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ.
Контроль знаний можно осуществлять как в традиционной форме — посредством проведения контрольной работы, зачёта, письменного опроса, диктанта, сочинения, тестирования, так и с использованием интерактивных приёмов и упражнений.
Наибольший эффект на данном этапе можно получить, если:
предложить учащимся на выбор несколько заданий разного уровня;
использовать нетрадиционные формы проведения контроля;
включить в проверочную работу задания, которые обозначат границы применения имеющихся знаний, приоткроют новые возможности и пути получения неизвестных пока знаний.
Ситуативные вопросы
Что нового узнали?
Где себя «увидели»?
Что интересного возьмёте на память?
Я научился (-лась)...
У меня получилось...
Мне захотелось...
Меня удивило...
Мне захотелось...
Я смог(ла)...
Удачно на рефлексии применение синквейна.
«Синквейн» - способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлексировать по какому-либо поводу.
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
Четвёртая строчка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Примеры синквейна:
Название(обычно существительное) |
Тарас Бульба |
|
Описание(обычно прилагательное) |
Истинный казак |
|
Действия |
Свято убеждён в своей правоте |
|
Чувство (фраза) |
Олицетворяет обобщённый образ запорожского казачества |
|
Повторение сути (синоним) |
Человек могучего духа, для которого свобода родного края и боевой долг превыше всего |
|
Синквейны являются быстрым, но мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации.
Вывод.
Развитие обучающегося как личности (его ресоциализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития;
учение как субъектная деятельность обучающегося, обеспечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание;
основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.
Перечисленные приемы помогают решить главные задачи личностно-ориентированного обучения. Но, конечно же, творчество преподавателя ими не ограничивается.