12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Глухова Светлана Николаевна4653
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск

Реализация личностно-ориентированного подхода через создание
DOCX / 27.81 Кб

 

Реализация личностно-ориентированного подхода через создание учебной ситуации.

В последние годы личностно-ориентированный подход становится первоосновой в современном образовании.

В новых образовательных стандартах большое внимание уделяется развитию личностных качеств учащихся: готовности и способности к самоопределению, самосознанию, критичности к своим поступкам, ответственности за результаты своих действий, а также целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей.

А это может быть достигнуто лишь при личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.

Личностно-ориентированный подход, воздействуя на все компоненты системы образования (образовательные и воспитательные цели обучения, содержание обучения, методы и приемы/технологии обучения), способствует созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды.

Познакомившись с работами ученых - методистов: Афанасьевой Н.А. “Личностный подход в обучении”, Лукьяновой М.И. “Теоретико-методологические основы организации личностно ориентированного урока”; с концепцией личностно-ориентированного образования Якиманской И.С., Шогана В.В., я попыталась определить наиболее эффективные технологии в обучении детей русскому языку и литературе.

Во-первых, личностно-ориентированный обучение предполагает принцип дифференцированного подхода, осуществляемый на индивидуальном уровне, когда сам учащийся исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей определяет личную “траекторию” своего развития.

Очень часто тормозом в обучении школьников является недостаточное развитие реальных учебных возможностей всех учеников. Поэтому необходимо вначале выяснить, насколько сформированы навыки самоконтроля, умение выделять главное сравнивать, критичность мышления. Только учитывая реальные учебные возможности всех учащихся, можно организовать продуктивную деятельность всего класса, осуществить дифференцированное обучение на уроке.

Для осуществления личностно – ориентированного обучения с позиций дифференциации содержания обучения необходимы:

-разные варианты дидактических материалов, позволяющих на едином базовом содержании знаний варьировать и индивидуализировать процесс обучения;

-новые формы проведения групповых и индивидуальных занятий в целях активизации опыта творческих учащихся, создания условий для его проявления и реализации;

-постоянное внимание к анализу и оценке способов учебной работы ученика, побуждающих его к осознанию не только результатов, но и процесса своей работы. Важно, чтобы ученики могли рассказать то, что они делали в процессе урока и как организовывали свою познавательную деятельность;

-развитие рефлексии на свои собственные способы работы, сравнение с действиями сверстников.

Важную роль в организации личностно-ориентированного подхода играет дифференциация заданий по степени самостоятельности учащихся при выполнении задания. Это значимо не только для слабых учащихся, но и для сильных. Работа организуется так, чтобы со временем степень самостоятельности учащихся возрастала: слабые учащиеся должны овладеть приёмам рациональной умственной деятельности; средние и сильные – рациональными приёмами выполнения заданий повышенной трудности, нестандартных творческих заданий. Это позволит всем максимально реализовать и развить свои возможности.

Во-вторых, исходя из выше сказанного, реализация личностно-ориентированного и сопутствующего ему дифференцированного подхода может продуктивно осуществляться с помощью учебной ситуации как особой структурной единицы учебной деятельности. Учебная ситуация - это такая единица учебного процесса, в которой учащиеся с помощью учителя определяют предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия (анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.д.) преобразуют его, например, выстраивают схему, таблицу, делают зарисовку, переформулируют, или предлагают своё описание. Учебной ситуацией является и выполнение задания «составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста», или выполнение задания «объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса», или выполнение практической работы и т. д. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т. е. приобретает некоторые способности. Отбор и использование учебных ситуаций позволяет формировать у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий, помогающие ему быть «компетентным» в различных сферах.

Усиливается значимость совместной деятельности учащихся при решении учебных задач. В связи с этим учебный процесс строится на оптимальном сочетании индивидуальной, групповой и коллективной форм организации учебной деятельности. Причём каждый ученик выбирает нужную для себя форму организации, свой темп работы, т.е. он может выбрать, какое задание он может сделать самостоятельно, а какое в паре или группе.

В учебной ситуации присутствуют все компоненты деятельности, позволяющие развивать и формировать у обучающихся не только систему научных знаний, но и помогать им в освоении способов человеческой деятельности на основе актуализации их субъектного опыта:

познавательный мотив (желание узнать, открыть, научиться);

учебная цель (понимание того, что именно нужно выяснить, освоить);

учебные действия для приобретения недостающих знаний или для применения приобретённых знаний;

умения контроля как после их завершения, так и по ходу;

предмет учебной деятельности – содержание обучения в разных контекстах, в том числе и в контексте решения значимых жизненных задач.

Учебная ситуация позволяет по-новому формулировать понимание познавательного развития школьника: кроме формирования у учащихся научной картины мира, стандарт указывает на необходимость развития способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в полной мере соответствует технологии личностно-ориентированного обучения.

Ниже приводится пример учебной ситуации с использованием ИКТ перед изучением раздела «Авторская сказка» в 5 классе. Работая над решением учебной задачи индивидуально или в группе, учащиеся совершенствуют знания, умения, навыки, углубляют и расширяют знания исходя из собственных интересов и индивидуальных особенностей. А создание благоприятных психолого-педагогических условий обеспечивает активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.


 

Учебная ситуация по теме “Авторская сказка”

1

Учебный предмет

 литература

2

Учебная тема

 НРЭО М.Н.Ястребов «Сказка о счастии»

3

Класс

 5

4

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

формировать навык лексической и

исследовательской работы с текстом;

умение применять предметные знания при анализе и оценке художественного произведения;

начитанность учащихся в области художественной литературы;

применить имеющиеся знания и навыки, самостоятельно «добыть» новые знания, получить новый опыт, эмоционально его пережить, возможно, переосмыслить во время обсуждения в группе;

овладеть средствами народной выразительной речи и использовать их для создания своего текста.

Метапредметные:

Составлять на основании письменного текста таблицы, схемы.

Осуществлять пометки, выписки, цитирование письменного текста.

Создавать тексты различных типов. Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планирование совместных действий, обсуждение процесса и результата деятельности, дискуссии.

Определять аспект анализа и синтеза.

Определять компоненты объекта в соответствии с установленным аспектом анализа и синтеза. Осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта.


 

Личностные:

Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности.

Определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи.

Определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи.

 

5

Решаемая учебная проблема

 Сочинить авторскую сказку, используя элементы русской народной сказки.

6

Источник текста, с которым будут работать ученики

 Художественный текст сказка М.Н.Ястребова «Сказка о счастии»

http://pisateli.ch-lib.ru/tin/iastrebov/proza.html

7

Формы работы учащихся

 Групповая

индивидуальная

8

Педагогическая технология (прием педагогической технологии)

 «Обучение вне стен классной комнаты»

Развивающее обучение

Дифференцированное обучение

Коллективное сетевое взаимодействие средствами Google.

9

Используемые цифровые ресурсы (сервисы)

Сервисы Google.

10

Формулировка задания для учеников

Проанализировать сказку Ястребова

Первая группа: определить позиции, по которым можно сопоставить эти особенности.

Вторая группа: выделить особенности русской народной сказки и сказки авторской.

Сочинить сказку «Сказка о…», используя в ней черты русской народной сказки и авторской.

11

Описание деятельности учеников

Учащиеся читают сказку, выясняют значение непонятных слов.

Выделяют позиции, по которым можно сопоставить особенности русской народной сказки и сказки авторской (композиция, сюжет, язык, приёмы поэтической речи, мораль).

Анализируют по выделенным позициям сказку Ястребова.

Сочиняют «Сказку о…», используя черты народной и авторской сказки.

12

Ссылка на инструкцию для выполнения

 https://docs.google.com/spreadsheets/d/1xlFwSSpBx-02zqXcXgPycNI0uBx3ykkiqT5pseLowxU/edit#gid=0

13

Ссылка на критерии оценивания

 https://docs.google.com/document/d/1oHHrI4kJK5iCqoX7T2QR6ilhuOrr5a7l8BLkgTJJq6Y/edit

14

Ссылка на шаблон задания или пример работы

 https://docs.google.com/forms/d/1a9ut1XwX-IRM9QAJIDSmzlFfaHVgqJGti9f6Khdgvfw/edit


 

Таким образом, важнейшей составляющей учебной ситуации становится личностно-ориентированное обучение, которое предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что личностно – ориентированное обучение через создание учебной ситуации – это реалия современного образования. Именно оно обеспечивает всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых, создаёт необходимые условия для развития индивидуальных способностей, обеспечивает создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса. Происходит стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться. Оценка деятельности осуществляется не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.


 

Используемая литература:

1. Шоган В.В. Технология личностно-ориентированного урока. – Ростов н/Дону: Издательство «Учитель», 2003.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.

4. Юсова Л.В, Разноуровневые задания на уроках русской словесности в 5-9 классах. -«Костанай», 2006.

5. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М. 1990

6. Шахмаев Н.М. Учителю о дифференцированном обучении (Методические рекомендации) М. 1989г

7. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и  

использование.  Под ред. Е.Н. Степанова, Москва, 2004.

8. И.С.Якиманская. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения// Завуч. Управление современной школой. 2006. - № 2


 


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. //http://do.gendocs.ru/docs/index-134699.html

2. Педсовет.org: интернет-портал для учителей. // http://pedsovet.org/

3. Педагогика online http://aneks.spb.ru/fgos-vtorogo-pokoleniia/uchebnaia-situatciia-kak-elementarnaia-strukturnaia-edinitca-uroka.html

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Артеменко Елена Николаевна, 21.02.19 в 23:23 3Ответить Пожаловаться
Светлана Николаевна, поздравляю с победой в конкурсе!!!!!!!!!!!!!!

Садварий Жанна Владиславовна, 22.02.19 в 01:31 3Ответить Пожаловаться
Примите искренние поздравления с победой в конкурсе!

Ватолина Светлана Анатольевна, 22.02.19 в 16:01 2Ответить Пожаловаться
Светлана Николаевна, поздравляю с Победой в конкурсе!!!
Горбачёва Марина Юрьевна, 28.11.20 в 21:49 0Ответить Пожаловаться
С ПОБЕДОЙ! Достойная работа!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.