Статья «Личностно — ориентированное обучение на основе применения компьютерных технологий»
Педагогическая цель в личностно – ориентированного обучения на основе применения компьютерных технологий заключается «в организации процесса обучения, который позволит ученикам самостоятельно решать поставленные перед ним задачи, повысить уровень обучения»3. Следовательно, целевыми ориентирами личностно – ориентированного обучения на основе применения компьютерных технологий являются следующими:
1. Формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими на основе актуализации их субъективного опыта.
2. Оказание помощи учащимся в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных процессов и интересов.
3.Развитие познавательной деятельности учащихся через уроки личностно – ориентированного обучения на основе применения компьютерных технологий.
4. Расширение кругозора учащихся по вопросам общечеловеческой морали, отечественной истории, мировой художественной культуры, русской литературы.
5.Разработка системы процесса личностно – ориентированного обучения на основе применения компьютерных технологий.
Урок по системе личностно – ориентированного обучения на основе применения компьютерных технологий является системным, целостным, отвечает единой цели и логики в деятельности учителя и учащихся, подчинен общим целям и дидактическим задачам, которые определяют содержание учебного материала, а так же выборам средств и методам обучения.
Выше перечисленные требования определяют изменения в структуре личности, способствующие духовному, физическому росту и развитию, что способствует социальному становлению личности.
2.Задачи, способствующие достижению цели. В качестве принципов построения урока на основе личностно – ориентированного обучения выступают основополагающие идеи гуманистической педагогики и психологии:
1. Принцип индивидуализации
2. Принцип субъективности
3. Принцип выбора
4. Принцип творчества и успеха.
Задачи, способствующие достижению педагогической цели в личностно – ориентированном обучении заключаются в следующем:
- использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно неправильно), но и по процессу его достижения;
- поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи): анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
3.Средства для достижения цели. Кроме основополагающих принципов, необходимо отметить принципы подготовки и проведения уроков личностно – ориентированного обучения на основе применения компьютерных технологий. Результативность данного урока заключается в наличии трех составляющих: подготовительного этапа, самого урока, анализа.
Применение информационных технологий позволяют учителю организовывать объективный своевременный мониторинг самоконтроля и контроля знаний учащихся через выполнение ими компьютерного самоконтроля по каждой теме, которые «привязаны» к каждой теме. С помощью информационных технологий учителем идентифицируются допущенные ошибки всеми учащимися класса в целом, что помогает определить какие параграфы необходимо повторить, составить индивидуальное задание для повторения не выполненных вопросов для конкретного учащегося..
Организация педагогической проверки знаний, умений и навыков учащихся в учебном процессе личностно – ориентированного обучения на основе применения компьютерных технологий облегчает труд учителя с помощью автоматической организации контроля знаний учащихся и обработки его результатов, так же автоматизирует процесс обработки информации, получаемой по результатам компьютерного контроля знаний учащихся и процесс формирования не его основе различных форм отчетности для учителя.