" Путешествие по Матушке-Земле"
Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию
на тему
«Путешествие по Матушке-Земле»
с использованием « познавательных планшетов»
«Путешествие по матушке-Земле»
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания детей о России;
- формировать уважительное отношение к государственным символам;
- воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.
Предварительная работа:
1) беседы о своём городе , о России, её символике;
2) чтение и заучивание наизусть стихотворений о Родине;
3) Рассматривание альбома с достопримечательностями России и своего родного города Липецка .
Виды детской деятельности:
Коммуникативная (беседы, рассказы, ответы на вопросы)
Чтение художественной литературы (чтение стихотворений)
Музыкально-художественная (прослушивание песен …)
Практическая (выполнение заданий)
Двигательная (физкультминутка)
Материалы: наглядно-дидактические пособия; аудиозаписи, мольберты , доска магнитная .
На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь.
И даже улицы родной
Ты не найдёшь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдём
Свою страну, наш общий дом.
(Дети под музыкальное сопровождение песни «То березка, то рябина» собираются в круг и садятся на ковер, руки кладут на колени.)
Приветствуя соседа справа, один берет другого за руку и не отпускает, пока все дети не поприветствуют друг друга. Круг замыкается. Дети крепко держатся за руки.
Воспитатель: Настал новый день. Как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
(Дети поднимают руки вверх не расцепляя и говорят «Здорово!»)
Здравствуйте, мои маленькие россияне! Ребята, а почему я вас так назвала - россияне? (Ответы детей)
-Дети садятся полукругом .
Ребята, мы с вами живём в самой большой и прекрасной стране на Земле, у которой удивительно красивое звучное имя. В какой стране мы живём, Маша?
Дети: Мы живём в России.
Воспитатель : А как называют людей, живущих в нашей стране?
Дети: Их называют россияне (спрашиваю по одному по имени)
Воспитатель: Россия -наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина?
Дети: Родина - значит родная, как мать и отец.
Родина – место, где мы родились.
Родина – страна, в которой мы живём.
Воспитатель: Да, Россия великая, могучая держава. Про неё можно сказать много красивых слов. Давайте и мы назовем эти слова и поиграем в игру
«Передай сердечко» (дети передают сердечко и называют по одному прилагательному к слову Родина. Например: милая, красивая, любимая, родная, единственная, сильная, могучая, чудесная, дорогая, хорошая).
Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»
1. Наша страна называется … (Россия).
2. Наша страна очень … (большая, огромная).
3. В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).
Сегодня я предлагаю вам побывать в разных уголках нашей огромной страны. У нас есть волшебный автобус, с помощью которого мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по необъятной матушке-Земле, по великой и могучей России!
Воспитатель: Ребята, если бы мне дали возможность выбрать цветок символизирующий Россию, я бы выбрала ромашку (воспитатель берёт в руки ромашку и ею любуется). Белая ромашка – это истинно русский цветок.
Мы возьмем с вами нашу символическую ромашку с собой в путешествие, чтобы она нам указывала нужный и правильный путь, чтобы мы смогли без опасностей вернуться с ней потом домой, и чтобы удача сопутствовала нам на нашем приключенческом пути!
Ребята, как вы думаете, что еще нам сможет пригодиться в столь увлекательном путешествии по Матушке- Земле?
-Дети: наши « познавательные планшеты», в которые мы сможем записывать самые интересные моменты от впечатлений и полученные знания.
-Воспитатель : Отлично, ребята! Ромашка и « познавательные планшеты» нам в помощь! Отправляемся в путь,к новым свершениям и познаниям!
Первая остановка « Матушка-Земля»
(Звучит тревожная музыка ! Как будто дует сильный ветер, возникает чувство тревоги и опасности)
-Ребята, что происходит? Наша ромашка теряет лепесточки, они разлетаются в разные стороны необъятной Родины! Как же быть?
(Звучит голос за кадром: « Кто пожаловал на мою Землю, кто потревожил мой покой?)
Дети: Мы-ребята из детского сада « Василек ». Земля, мы решили отправиться в путешествие по родной стране, чтобы лучше узнать о ее красотах, ее истории и богатстве! Мы не причиним тебе боль! Мы привнесем радость и доброту!
Воспитатель: Только верни нам, пожалуйста, нашу русскую ромашку, чтобы мы могли в последствии вернуться домой!
Земля: Не знаю…. Много разных странников приходят на мои луга, леса, поля! Есть те, кто приносит с собой доброту и тепло родных берегов, а есть те, кто наполняет мои владения болью и злыми помыслами! Верну вам ромашку , если вы совершите добрые поступки, покажете хорошие знания о моем Земном величии !
Воспитатель: Ну что,ребята, будем делать?
Дети: Мы должны показать матушке- Земле, что мы настоящие патриоты своей Родины, что мы любим и уважаем ее традиции и обычаи! Только вперед! ( звучит патриотическая русская мелодия)
Вторая остановка « Народы России»
Ребята, посмотрите, волшебный конверт ! В нем пожелание от матушки-Земли: «Путешественники, помогите мне собрать народы моей необъятной Родины вместе, чтобы все жили мирно и дружно!
Ребята, поможем Землице –матушке, соберем народы России вместе?
Дети: Да. Мы готовы! Наши «познавательные планшеты» нам в помощь!
Дети: Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса,поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут.
Воспитатель: Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов.
Как вы думаете, сколько разных народов проживает в России?
-Дети: Очень много. (Дети берут « познавательные планшеты» и рассказывают о том, что на них изображено)
Они могут отличаться внешностью, например, цветом кожи: у одних она белая, у других – смуглая, а у третьих – совсем темная. Кроме того, они могут отличаться формой глаз: у одних они шире, у других – поуже.
– У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. У каждого народа свои песни, сказки, игры, свой язык. Даже любимая еда у всех разная.
Воспитатель: В средней полосе России живут русские, чуваши, мордва, башкиры, татары.
На Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – ненцы, коми,
ханты, якуты чукчи.
-Ребята, скажите, пожалуйста, как одеты жители Крайнего Севера?
-Дети: чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, унты, рукавицы.
Воспитатель: Да, ребята, совершенно верно: одежду чукчей шьют из кожи и шкуры оленей, кожи тюленя, нерпы, соболей , так она получается теплой и прочной. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.
Для народа главное одеваться тепло и удобно, так как основное занятие –
оленеводство и охота.
Основная пища чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или
оленины.
(Звучит м елодия чукотская )
На юге России проживают осетины, ингуши, чеченцы.
Чеченские женщины носили ожерелья, кольца, браслеты, броши из серебра
или бронзы.
Народные промыслы чеченского народа: изготовление прекрасной посуды из
глины, красивых войлочных ковров, изделий из металла – кинжалов.(Звучит чеченская и осетинская музыка) .
Воспитатель: Да, ребята, наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов.
Чтение стихотворения В. Степанова «Российская семья».
Живут в России
Разные народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
Воспитатель: Мы побывали сегодня с вами у русских, татар, чукчей, чеченцев. Узнали, что у каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России.
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
Ребята, посмотрите, лепесток от нашей русской ромашки!
Значит, мы правильно и верно идем по русской дороге Матушки-земли!
Наше путешествие по Отечеству продолжается. Садимся в наш автобус Родины. Вперед, ребята !(Звучит русская народная музыка ).
Остановка № 3: «Символы России-Символическая»
Воспитатель: Ребята, конверт от Матушки-_земли ! Давайте посмотрим,что же в нем? Нам необходимо рассказать о флаге и гербе своей Родины! Справимся с заданием? Нам в этом помогут наши замечательные
« познавательны планшеты» .
Воспитатель: Каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные символы. Что это за символы?
Дети: Это герб, флаг.
Воспитатель: Посмотрите на экран. Нам нужно найти герб России!
(Дети находят герб России).
Герб - это отличительный знак нашего государства. Где мы сможем увидеть изображение герба?
Дети: Мы можем увидеть герб: на флагах, монетах, печатях, кораблях, документах...
Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе?
Дети: На гербе изображены: двуглавый орёл золотого цвета на темно -красном щите.
Воспитатель: А почему изображен орёл, а не другая птица?
Дети: Орёл - это смелая, гордая птица, которая летает высоко-высоко, видит всё вокруг.
Воспитатель: Скажите ребята, а почему у орла две головы?
Дети: Орёл смотрит во все стороны, а значит он не пропустит ни одного врага.
Воспитатель: Что у орла на голове и в лапах?
Дети: На голове у орла золотая корона, в правой лапе орёл сжимает скипетр, а в левой - державу. Это символы царской власти.
Воспитатель: Что расположено на груди у орла?
Дети: На груди у орла изображён Георгий Победоносец на коне, убивающий змея.
Воспитатель: Георгий Победоносец издавна почитается на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества. Змей - символ зла.
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте поговорим еще об одном символе нашей России – флаге.
Воспитатель: Какой из этих флагов флаг России?
(Дети находят флаг России)
Воспитатель: Какие цвета присутствуют на флаге России?
Дети: На флаге России присутствуют цвета: белый, синий, красный.
Воспитатель: Какая полоса на флаге первая (наверху)?
Дети: Белая полоса.
Воспитатель: Как вы думаете, о чём напоминает нам белая полоса флага?
Дети: Она напоминает нам белоствольные берёзы, русскую белоснежную зиму, лёгкие белые облака, белые ромашки.
Воспитатель: Какая полоса на флаге находится под белой?
Дети: Синяя полоса.
Воспитатель: Как вы думаете, о чём напоминает нам синяя полоса флага?
Дети: Она напоминает нам синее небо, синее море, озёра.
Воспитатель: Какая полоса на флаге находится под синей?
Дети: Красная полоса.
Воспитатель: Как вы думаете, о чём напоминает нам красная полоса флага?
Дети: Она напоминает нам огонь, солнце, тепло, радость.
Воспитатель: Белый цвет - это мир и чистота. Синий - небо и верность. Красный - огонь и отвага.
Разноцветный флаг России –
Белый, синий, красный цвет.
Самый для меня красивый,
Краше флага в мире нет.
Честь и правда в этом флаге,
Кровь, пролитая в бою,
Смелость, доблесть и отвага,
Вера в Родину мою!
Ребята, а теперь внесем наши знания на « познавательные планшеты» . Нам они обязательно пригодятся.
Смотрите, второй лепесток русской ромашки появился! Наш путь верен !
(Едем дальше, звучит русская народная музыка)
Остановка № 4 «МОСКВА-Московская»
- Вот мы с вами приехали в самое сердце России! Как вы думаете, где мы? В каком городе? (Ответы детей-Москва)
Ребята посмотрите, куда мы приехали в этот раз?
Дети: На Красную площадь.
Ребята, волшебные конверты с нами идут рука об руку. Мы обещали матушке- Земле, что мы поможем ей собрать все родное воедино, чтобы мир и покой царили в ее величественных владениях!
Дети: Обязательно поможем.
Воспитатель: Что же в этом конверте запрятано. Какие теперь мы готовы представить знания? Так. Нам необходимо рассказать о достопримечательностях Красной площади. Наши « познавательные планшеты» нам в помощь!
Воспитатель: Посмотрите на «сердце Москвы» и скажите , почему эта площадь называется Красная?
Дети: Потому что красивая.
Правильно, «Красная» - значит красивая, главная.
Воспитатель: Почти все здания построены из красного кирпича. В давние времена оглашали царские указы именно здесь.
Воспитатель: А как вы поняли, что это Красная площадь?
Дети: Мы увидели Кремль, Собор Василия Блаженного…
Воспитатель: Кремль – это целая серия соборов, храмов, музеев, государственных зданий, площадей, огражденных кремлевской стеной и башнями. Самая известная башня – Спасская, (повторите, Спасская) на ней находятся главные часы страны, по которым сверяет время вся страна.
Воспитатель: Какие мероприятия проходят на Красной площади?
Дети: Парад на 9 мая, концерты, выставки…
-Ребята, третий лепесток к нам возвращается! Мы с вами молодцы!
Едем дальше, звучит музыка: Остановка № 4: «Президент-Президентская»
Волшебный конверт предлагает нам отгадать , на какой фотографии находится наш президент?
Воспитатель: Скажите, кто управляет нашим государством? (Президент)
- Как его зовут? (Владимир Владимирович Путин)
На картинках фото президентов мира (Путин , Лукашенко , Трамп )
Воспитатель -Ребята , а где же наш президент Путин ?
Один ребёнок показывает указкой.
(можно назвать всех людей на фото и сказать, кто они и чем известны)
Воспитатель: Предлагаю немножко взбодриться.
Физкультминутка
«Наша Родина – Россия»
В нашей стране горы - высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)
Воспитатель: Ребята посмотрите у нашей ромашки появился ещё один лепесток. Сколько их стало ?
Дети: четыре.
Воспитатель: Ребята, наша русская ромашка вернула все лепесточки патриотизма, давайте соберем их воедино . Теперь мы сможем вернуться домой!
Воспитатель:Мы продолжаем наше путешествие!
Остановка № 5: «Малая РОДИНА-Родная»
«Липецк –наш город родной»
Воспитатель: Ребятки, а куда мы с вами приехали?
Дети :домой
Воспитатель: А где наш дом, где мы живём?
Дети: Мы живём в городе Липецке .
Воспитатель: Правильно, мы живём в г. Липецке . Липецк – это наша малая Родина. Сейчас мы будем проезжать мимо знакомых вам мест. Заодно посмотрим , как хорошо вы знаете родной город. Угадайте и назовите эти места -Молодцы …
На экране появляется ромашка со всеми лепестками и с улыбкой.
Воспитатель: Посмотрите , ребята, кажется у нашей ромашки поменялось настроение! Вы заметили?
Дети: да
Воспитатель: Ромашка довольна, что мы вернули ей все лепестки!
Воспитатель: Хочу вас спросить, а вы знакомы со словом патриот?
Дети: Да.
Воспитатель; А что это слово означает?
Дети: Патриот – это человек, который любит свою Родину.
(Дети перечисляют те составляющие слова « патриотизм» , которые расположены на лепестках русской ромашки)
Воспитатель- О! тогда вас можно назвать юными патриотами.
Дорогие ребята, на этом наше занятие подходит к концу. Вы сегодня были большими молодцами.
Как вы думаете, почему вам удалось вернуть все лепестки? (Мы дружные, умные)
-Что именно вызвало затруднение?(ответы детей)
-Что узнали нового о нашей стране?(ответы детей)
-Что было интересным?(ответы детей)
Вы с честью выдержали все, молодцы!
Ребята, вы настоящие знатоки своей Родины, я желаю, чтобы вы росли большими и умными и прославили нашу Россию своим трудом и достижениями.
Наши « познавательные планшеты» и « русская ромашка» еще раз показали нам, что Мы- жители огромной планеты, наш народ единый, великий и непобедимый! Давайте подарим всем хорошее настроение! И на память о нашем занятии я хочу вам подарить эмблемы юных патриотов.
Стихотворение о России .