Урок русского языка в 4 классе «Распознавание падежей имен существительных»
Открытый урок по русскому языку
Дата проведения: 6 декабря 2021 года
Учитель: Федоринова Людмила Васильевна
Тема:" Распознавание падежей имен существительных."
Учебный предмет: русский язык
Класс: 4
Цели урока:
- Познакомить учащихся с изменением имён существительных по падежам.
- Повторить названия падежей, падежные вопросы.
- Развивать речь учеников через высказывания.
- Развивать навык самооценки, взаимооценки.
- Воспитывать нравственные качества: доброту, взаимопомощь, коллективизм.
Задачи:
- развивать умение различать имена существительные по грамматическим признакам;
- развивать умение определять падеж имен существительных;
- формировать умение изменять имена существительные по падежам.
Планируемый результат | ||
Предметные: Определять грамматические признаки имен существительных; Изменять имена существительные по падежам; Определять падеж имен существительных по вопросам; Различать имена существительные в начальной форме и в форме косвенных падежей | Метапредметный: Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; Выполнять учебные действия, сопровождающие громкой речью; Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета сделанных ошибок. | Личностный: Мотивировать себя на изучение русского языка |
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и формы обучения:
Методы: словесные, наглядные, практические.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
- учебник 4 класса «Русский язык»;
- карточки для выполнения заданий .
Структура (сценарий) урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения (УУД) |
1. Организационный момент | ||
- Добрый день, ребята! У нас очередной урок русского языка. Проверьте, как организовано ваше рабочее место, как расположены учебники и письменные принадлежности. | Учащиеся проверяют готовность к уроку. | - осуществлять самоконтроль; - слушать и понимать речь других |
2. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности. | ||
- Прочитайте словарные слова, вставьте пропущенные буквы: Хозяин, комбайн, багаж, шофёр, корабль, костюм, вокзал, билет, каникулы, горизонт, библиотека. пропущенные буквы - Поменяйтесь карточками, проверьте правильно ли вы выполнили задание. - Что объединяет все эти слова? К какой части речи они относятся? - Прочитайте название раздела, который будем изучать. - Что случится с яблоком, если оно будет падать со ступеньки на ступеньку? - Точно также, произойдет и с любым словом, оно изменит свою форму. - Как называется такое изменение слов? -Падеж- от греческого слова со значением падать. Изменяясь, имя существительное как бы падает со ступенек на ступеньку. 6 ступенек - 6 пар вопросов-командиров - 6 падежей. - Прочитайте тему сегодняшнего урока. Какие задачи поставим перед собой? правильно ли вы выполнили задание | Записывают словарные слова в тетрадь, вставляют пропущенные буквы. Взаимная проверка. Работают с листом самооценки, выставляют оценки. - Имя существительное - Изменит свою форму. - Изменение по падежам имен существительных. -Как определить падеж имени существительного. -Вспомнить падежи имен существительных и поупражняться в их определении. | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков, синтез. -инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера ти собственных действий; - постановка учебной задачи; определение последовательнос ти промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; принимают и сохраняют учебные задачи. -способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного материала |
3. Усвоение новых знаний и способов действий. | ||
1. Работа по учебнику. -Кто из вас помнит сколько падежей в русском языке, названия падежей, падежные вопросы, помогающие их распознать? -Вспомните, как сокращенно обозначают названия падежей. Упр.135 -Прочитайте стихотворение выразительно. -Что обозначает выражение «склоняется весна»? -Прочитайте материал рубрики «Вспомните!». Правы ли вы оказались? -Что такое склонение? -В каком предложении даны все формы изменения имени существительного весна? -Выполним письменное задание к упражнению. 2. Работа по таблице - В домике живут 6 падежей. - Вспомним, какие вспомогательные слова помогают распознавать падежи? Запишем их. - Сколько вопросов имеет каждый падеж, почему? -Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» -Какие падежи называются косвенными? -Какая форма является начальной для имени существительного? - Просклоняйте существительное: окно, лиса, еж И.п. ежи окно лиса Р.п. ежа окна лисы Д.п. ежу окну лисе В.п. ежа окно лису Т.п. ежом окном лисой П.п. о еже об окне о лисе | -В русском языке 6 падежей. Выполняют задание -Изменяется по вопросам или падежам. Ответы детей. -Изменение имен существительных по падежам. -В последнем предложении. Записывают предложение, определяют падеж слова весна. Работают по таблице. -Один вопрос относится к одушевленному имени существительному, другой- к неодушевленному. -Все, кроме именительного -Форма именительного падежа единственного числа. Выполняют задание в парах. Проговаривают вслух выполненное задание. Выполняют задание самостоятельно. Проверяют правильность выполнения Самооценка. | |
4. Физминутка | ||
5. Работа по учебнику | ||
Упр.139 -Прочитайте первую загадку. Отгадайте ее. -Запишите первую загадку. -Как будем определять падеж имени существительного земля? И.п. Конь бежит, земля дрожит. - Запишите третью загадку, определите падеж имени существительного земли. Р.п. Из земли вырастаю, весь мир одеваю. -Запишите четвертую загадку и самостоятельно определите падеж имени существительного землёй. Т.п. Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. | -Найдем слово, от которого оно зависит, поставим вопрос. По вопросу определим падеж. Выполняют самостоятельно Объясняют правильность выполнения. Работают с листом самооценки, выставляют оценки. | -ориентируются в своей системе знаний. -оценивают собственную деятельность на уроке. -проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний. |
6. Работа по карточке | ||
- Определите падеж им. Существительного.
Висят на липе (П.п.) Осталась без хвоста (Р.п.) Белеют облака (И.п.) Сварить из малины (Р.п.) Дал ученику (Д.п.) Говорил с сыном (Т.п.) Прыгнул через яму (В.п.) Прочитал маме (Д.п.) Катались на лошади (П.п.) Письмо от тёти (Р.п.) - Проверим. | Работают с карточками. Работают с листом самооценки, выставляют оценки. | |
6. Рефлексия учебной деятельно сти. Итог занятий. | ||
-Какие цели мы ставили на уроке? -Достигли ли мы целей? -Что у нас получилось хорошо? За что можем себя похвалить? -Что осталось непонятным? -Оцените свою работу на уроке по листу самооценки. | -Вспомнить падежи имен существительных и поупражняться в их определении Ответы детей Работают с листом самооценки, выставляют оценки. | -ориентируются в своей системе знаний. -оценивают собственную деятельность на уроке. -проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний. |
7. Домашнее задание | ||
Упр.140, с.83 | Задают уточняющие вопросы | -принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее |
Этапы урока | Критерии оценки, задание | Выставленная оценка |
Словарная работа | Отметка "5" - без ошибок. Отметка "4" - 1 ошибка и 1 исправление. Отметка "3" – 2-3 ошибки и 1 исправление. Отметка "2" – 4 и более ошибок. | |
Склонение по падежам (таблица) | Отметка "3" - без ошибок. Отметка "2" - 1 ошибка. Отметка "1" – 2 ошибки | |
Определение падежей имени существительного (карточка) | Отметка "1" – без ошибок | |
Оценка за урок | 8-9 - "5" | |
| 6-7 - "4" | |
| 4-5 - "3" |