Урок русского языка в 3 классе «Изменение имён существительных по падежам»
Пояснительная записка к презентации
Ф.И.О. учителя: Постникова Анжела Александровна
Предмет: русский язык
Класс: ___3_А_класс____МБОУ «Школа №21»
Тема урока: Изменение имён существительных по падежам
Тип урока: Урок систематизации знаний
Цель:
Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.
Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и взаимопроверка, и самопроверка учеников.
Формировать знания о падежах имен существительных, работать с алгоритмом определения падежей у существительных
Задачи:
· Совершенствовать речевые умения, развивать образную связную речь;
· развивать умение различать падежи по совокупности их признаков;
· составить алгоритм определения падежа имени существительного, работать по алгоритму;
· развивать любознательность, наблюдательность учащихся, учить их делать выводы обобщения;
· развивать умение употреблять существительные в нужном падеже;
· научиться применять полученные знания.
УУД:
· Личностные: ученик проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
· Предметные: работать с падежными вопросами, предлогами и вспомогательными словами, учиться изменять имена существительные по падежам (устная речь), определять падежи существительных.
· Регулятивные: ученик определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства ИКТ. Ученик умеет организовывать своё рабочее место и работу, оценивает ход и результат выполнения своего задания и задания одноклассников, сравнивает свои ответы с ответами одноклассников.
· Коммуникативные: ученик оформляет свою мысль в устной и письменной речи, обосновывает высказанное суждение, работает самостоятельно, учится сотрудничать в паре.
Оборудование: компьютер, проектор, доска, мультимедийная презентация: «Изменение имен существительных по падежам», составленная учителем Постниковой А.А. СД - диски по учебнику русского языка 3-4 класс Климановой Л.Ф. СД – диски по учебнику русского языка 3-4 класс Канакиной В.П. Карточки для работы в паре, самостоятельной работы, индивидуальные разноуровневые карточки для домашней работы.
Технологическая карта
Этап урока |
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация) |
Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
|
Прозвенел уже звонок, Начинается урок. А теперь все повернитесь , И друг другу улыбнитесь . Улыбнитесь мне , гостям И садитесь по местам. Слайд 2 - Сейчас у нас урок русского языка и мы продолжим знакомство с его тайнами. - Я очень хочу, чтобы наш урок получился интересным, познавательным. -А что нам для этого понадобится? - Правильно, нам нужны знания, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, рассуждать, думать, доказывать, убеждать, активно работать, красиво писать. - Оцените свою готовность к уроку. Слайд 3
|
Включение учащихся в деятельность
Настрой на урок.
Подтвердить свою готовность к уроку, проанализировать, как готовы к уроку
|
Совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им. (Коммуникативные УУД).
|
2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности.
|
Актуализация учащихся на изучение темы. Создание проблемной ситуации, приводящей к постановке темы и цели урока. |
Создание проблемной ситуации. -Ребята, немецкий мальчик Матиас прислал письмо из Германии. (Послушайте письмо и подумайте всё ли в нем правильно). Слайд 4
Рязань - красивый город. Я не могу забыть Рязань. Я помню, как мы гуляли вечером по Рязань. Мой родной город меньше Рязань. Рязань можно гордиться. Я часто думаю о Рязань. В письме допущены ошибки, мы их услышали. Что не знал Матиас о русском языке? Он не знает падежные формы существительных Почему так решили?
|
Ответ учащихся:
Он не знает падежные формы существительных
(Только в нужной форме имена существительные могут быть в предложении.)
|
Предметные УУД:
понимать задание, как его надо выполнить.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные:
сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушать друг друга;
уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные-
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры.
|
3. Постановка учебной задачи |
Постановка учебной задачи |
Так какая же тема нашего урока? Мы уже начали знакомство с этой темой ранее? Так какова же цель нашего урока? Что мы будем делать сегодня?
|
Отвечают на вопросы учителя. Изменение имён существительных по падежам. Мы уже начали знакомство с этой темой. Цель: закрепить знания о падежах имен существительных. · Задачи: · Составить алгоритм определения падежа имени существительного; · совершенствовать речевые умения, развивать образную связную речь; · развивать любознательность, наблюдательность учащихся, учить их делать выводы обобщения; · развивать умение различать падежи по совокупности их признаков; · развивать умение употреблять существительные в нужном падеже. · научиться применять полученные знания |
Предметные УУД:
формулировать тему урока, учебную задачу
Личностные:
проявлять любознательность при получении знаний
Метапредметные результаты:
Познавательные -
самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера
Регулятивные –
регулировать свои усилия для решения возникшей проблемы
|
4.Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
|
Учить детей выходить из затруднения согласно плану учителя |
План выхода из проблемной ситуации предложен учителем на доске 1.Что такое падежи 2. Исправление письма 3 Вопросы падежей 4. Признаки падежей 5.Алгоритм определения падежей |
Дети затрудняются самостоятельно составить план выхода из проблемной ситуации (высказывают своё мнение) |
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
Предметные результаты:
знакомство с падежными вопросами и вспомогательными словами; формулируют правило .
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, обосновывает высказанное суждение. (Коммуникативные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в письменной форме
Предметные: работать с падежными вопросами
Регулятивные: умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства ИКТ; умеет организовывать свою работу, оценивает ход и результат выполнения своего задания и задания одноклассников Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной и письменной речи, обосновывает высказанное суждение, работает самостоятельно и у доски.
Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной и письменной речи, обосновывает высказанное суждение самостоятельно и в паре
|
5.Реализация на практике выбранного плана.
|
Учить детей выходить из затруднения согласно плану учителя |
Для начала давайте вспомним: 1.Что такое падеж? Слайд 5
Что ещё вы знаете о падежах? В русском языке 6 падежей. В других языках мира иначе: в немецком – 4, а у финнов – 15. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. Непривычны они только для слуха иностранца. А ваша задача – выучить и понять свои 6, чтобы говорить легко, красиво и грамотно. Исправление письма Матиаса Давайте попробуем исправить письмо Матиаса Слайд 6
3. Вопросы падежей Давайте повторим вопросы падежей Слайд 7 Дети выполняют задание по СД- диску к учебнику русского языка Климановой Л.Ф. 3 класс Изменение имён существительных по падежам 2 часть 3 окно Помоги крабу установить соответствия между падежами и вопросами (самостоятельная работа в тетрадях)
Взаимопроверка (по СД- диску)
Слайд 8
Признаки падежных форм Какие признаки падежных форм надо знать, чтобы определить падеж сущ.? СД диск к учебнику Канакиной В.П. табличка «Признаки падежных форм» Слайд 9
|
Дети затрудняются Зачитывают информацию из энциклопедического словаря
Дети исправляют текст, получают жетоны.
Дети работают в тетрадях
Ученики выходят к доске и соединяют падежи- вопросы
Контроль своей работы – жетон за верно выполненное задание
Дети рассматривают таблицу падежей.
Учащиеся называют признаки падежных форм по табличке
Ученики работают на карточке в паре
Ученики проверяют карточку по эталону Получают жетон
|
|
Составление алгоритма по определению падежей имён существительных Работа в паре. Слайд 10-11 Алгоритм рассыпался. Восстановите порядок действий при определении падежа существительных
Проверка по эталону
|
||||
Динамическая пауза |
Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся. |
Давайте, ребята, немного отдохнём. |
Выполнение физминутки. |
|
5.Реализация на практике выбранного плана. (Продолжение)
|
Учить детей выходить из затруднения согласно плану учителя |
Проверка работы нашего алгоритма Объяснение задания по СД –диску к учебнику рус языка 3 класс Климановой Л.Ф. Изменение сущ. по падежам часть 1 окно 1 Находим главные члены предложения. Работа у доски.
Делаем вывод: Действует ли наш алгоритм, если мы находим падеж у существительного, которое является в предложении подлежащим. На какой признак обратим внимание, кроме вопросов и предлогов при определении падежа сущ.?
Вносим поправки в алгоритм. Какой пункт мы вставим? Предложение Профессора Самоварова прослушивание АУДИО из СД- диска 4 кл Канакиной В.П.(Опережающее обучение) Изменение имён сущ. по падежам цифра 5 в анимации
|
Ученики работают у доски над нахождением главных членов предложения
Ученики выясняют, что алгоритм не действует
Надо обратить внимание на член предложения
Ученики ещё раз обратились к табличке «Признаки падежных форм имён существительных» Только сущ. И.п- в предложении подлежащее. Остальные падежи второстепенные члены предложения.
Дети запоминают поправку профессора Самоварова Ивана Ивановича |
Регулятивные: умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства ИКТ и полученные знания. Оценивает ход и результат выполнения своего задания и задания одноклассников Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной и письменной речи, обосновывает высказанное суждение, работает самостоятельно и у доски.
Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной речи, обосновывает высказанное суждение |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (на доске)
|
Интериоризировать (т.е пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и провести рефлексию(коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия. |
Объяснение задания по СД –диску к учебнику рус языка Канакиной В.П. 3 класс Склонение имён существительных (3окно)
Определение падежей существительных Самопроверка- жетон. Работа в паре по СД- диску Канакиной 4 класс Изменение по падежам имён сущ 2 окно
Проверка по доске- жетон |
Выполнение задания с опорой на алгоритм - Как определять падеж имени существительного. Коллективный разбор по алгоритму на доске . Самооценка- жетон
Самооценка |
Предметные: работать с падежными вопросами, определять падежи существительных. Регулятивные: умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства ИКТ и полученные знания. Оценивает ход и результат выполнения своего задания и задания одноклассников, сравнивает свои ответы с ответами одноклассников. Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной и письменной речи, обосновывает высказанное суждение; работает самостоятельно, и у доски.
Метапредметные результаты:
Самоопределяются в УД.
Личностные результаты:
осознают смысл изучения падежей им. сущ.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). |
7.Включение в систему знаний и повторение Резервный пункт |
Закрепить ранее изученный материал, продолжить формирование умений и навыков. |
Объяснение задания по СД –диску к учебнику русского языка 3 класс Климановой Л.Ф. Изменение сущ. по падежам часть 2 окно 5 Игра «Помоги Сове построить лестницы к домикам»
|
Определяют падежи. Кому трудно - пользуются таблицей.
Дети помогают Сове Получают жетоны
|
Метапредметные результаты:
Самоопределяются в УД.
Личностные: проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной и письменной речи, обосновывает высказанное суждение Регулятивные: умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства ИКТ и полученные знания. Предметные: работать с падежными вопросами, определять падежи существительных.
|
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Формирование умения соотносить цель и результат. Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.
|
- Заканчивается наш урок. Давайте подведём итог (Сколько жетонов за урок?). Оцените свою работу сами по количеству жетонов 5 жетонов – «5» 4 жетона- «4» Слайд 17.Ответь на вопросы: 1. Сегодня на уроке я узнал (а) (ЧТО?) 2. Сегодня на уроке я Научился (лась) лучше делать (ЧТО?) 3. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?) 4. Сегодня на уроке я мог (ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?) 5. Осталось непонятным (ЧТО?) |
Краткое повторение нового содержания, оценка личного вклада в урок. Ученики подсчитывают жетоны
|
Личностные результаты:
Самооценка личного вклада в общий результат деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
оценивать результат выполнения работы своих одноклассников, свой результат.
|
9.Домашнее задание |
Разъяснить суть домашнего задания, проинструктировать. |
Выучить названия падежей имён существительных и падежные вопросы, предлоги. Слайд 18 Разноуровневое домашнее задание Я подготовила для вас задания в трех вариантах – все они разного уровня трудности : 1 вариант - сделаю все сам без подсказок и помощи; 2-вариант – воспользуюсь небольшой подсказкой; 3 – вариант – воспользуюсь подсказкой – выберу один из предложенных падежей. 1-вариант (высокий уровень): Спиши. Укажи падеж имен существительных. Капли дождя (___. п. ) Подошли к речке ( ___.п.) Светит солнце ( ___. п.) 2 –вариант (средний): Спиши. Определи падеж существительного по вопросу. Спит ( кто?) медведь ( __. п.) Написали ( кому ?) отцу ( ___. п.) Катались (на чём?) на лодке ( ____.п.) 3-вариант (низкий уровень): Спиши. Выбери нужный падеж. Кружит (кто? что?) ветер. (И.п./ В.п.) Пошли (на кого? что?) на рыбалку. (И.п. / В.п.) Варила (из кого? чего?) из рыбы. (В.п./ Р.п.) - Молодцы! Спасибо за урок.
Слайд 19 |
Запись дом.задания. |
Эмоциональное принятие домашнего задания. Определяют степень трудности задания для себя. (Личностные УУД) |
Ильина Оксана Геннадьевна
Нигириш Светлана Владимировна