Урок русского языка в 3 классе «Изменение имён существительных по падежам»

9
2
Материал опубликован 19 May 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Ф.И.О. учителя: Постникова Анжела Александровна

Предмет: русский язык

Класс: ___3_А_класс____МБОУ «Школа №21»

Тема урока: Изменение имён существительных  по   падежам

Тип урока:  Урок  систематизации знаний

Цель:

Деятельностная:  научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.

Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и взаимопроверка, и самопроверка учеников.

Формировать знания о падежах имен существительных, работать с алгоритмом определения падежей у существительных

Задачи:

·        Совершенствовать речевые умения, развивать образную связную речь;

·        развивать умение различать падежи по совокупности их признаков;

·        составить алгоритм определения падежа имени существительного, работать по алгоритму;

·        развивать любознательность, наблюдательность учащихся, учить их делать выводы обобщения;

·        развивать умение употреблять существительные в нужном падеже;

·        научиться применять полученные знания.

УУД:

·         Личностные: ученик проявляет учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу и  способам решения новой задачи.

·         Предметные: работать с падежными вопросами, предлогами и вспомогательными словами, учиться изменять имена существительные по падежам (устная речь), определять падежи существительных.

·         Регулятивные: ученик определяет, формулирует  учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства ИКТ. Ученик умеет организовывать своё рабочее место и работу, оценивает ход и результат выполнения своего задания и задания одноклассников, сравнивает свои ответы с ответами одноклассников.

·         Коммуникативные: ученик оформляет свою мысль в устной и письменной речи,  обосновывает высказанное суждение, работает самостоятельно, учится сотрудничать  в паре.

Оборудование: компьютер, проектор,  доска, мультимедийная  презентация: «Изменение имен существительных по падежам», составленная учителем Постниковой А.А.  СД - диски по учебнику русского языка 3-4 класс Климановой Л.Ф.  СД – диски по учебнику русского языка 3-4 класс Канакиной В.П.   Карточки для работы в паре, самостоятельной работы, индивидуальные разноуровневые карточки для домашней работы.

 

Технологическая карта

Этап урока

Цель

Деятельность учителя    

Деятельность обучающихся

УУД

1.Самоопределение к учебной деятельности

(мотивация)

Создание условий

для возникновения у

учеников внутренней

потребности

включения в учебную

деятельность

 

 

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

А теперь все повернитесь ,

И друг другу улыбнитесь .

Улыбнитесь мне , гостям

И садитесь по местам.

Слайд 2

 - Сейчас у нас урок русского языка  и мы продолжим знакомство с его тайнами.

-  Я очень хочу, чтобы наш урок получился  интересным, познавательным.

-А что нам для этого  понадобится? 

- Правильно, нам нужны знания, умения наблюдать, сравнивать,  обобщать, делать выводы, рассуждать, думать, доказывать, убеждать, активно работать, красиво писать.

- Оцените свою готовность к уроку.

Слайд 3

   

 

 

 

 

Включение учащихся в деятельность
Настрой на урок.
Подтвердить свою готовность к уроку, проанализировать, как готовы к уроку

 

 

 Совместно договариваться о правилах поведения и общения  на уроке и следовать им.

(Коммуникативные УУД).

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности.

 

Актуализация учащихся на изучение темы.

Создание проблемной ситуации, приводящей к постановке темы и цели урока.

Создание проблемной ситуации.

-Ребята, немецкий мальчик Матиас прислал письмо из Германии.

(Послушайте письмо и подумайте всё ли в нем  правильно).

Слайд 4

 

 

  Рязань - красивый город. Я не могу забыть Рязань. Я помню, как мы гуляли вечером по Рязань. Мой родной город меньше  Рязань. Рязань можно гордиться.

    Я часто думаю о Рязань.

В письме допущены ошибки, мы их услышали.

Что не знал Матиас о русском языке?

Он не знает падежные формы существительных

 Почему так решили?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ учащихся:
Он не знает падежные формы существительных

 

 

 

 

 

(Только в нужной форме имена существительные могут быть в предложении.)

 

 

Предметные УУД:
понимать задание, как его надо выполнить.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные: 
сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушать друг друга;
уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные-
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры.

 

3. Постановка учебной задачи

Постановка учебной задачи

Так какая же тема нашего урока?

Мы уже начали знакомство с этой темой ранее?

Так какова же цель нашего урока? Что мы будем делать сегодня?

 

Отвечают на вопросы учителя.

Изменение имён существительных по падежам.

Мы уже начали знакомство с этой темой.

Цель: закрепить знания о падежах имен существительных.

·   Задачи:

·   Составить алгоритм определения падежа имени существительного;

·   совершенствовать речевые умения, развивать образную связную речь;

·   развивать любознательность, наблюдательность учащихся, учить их делать выводы обобщения;

·   развивать умение различать падежи по совокупности их признаков;

·   развивать умение употреблять существительные в нужном падеже.

·   научиться применять полученные знания

 

Предметные УУД: 
формулировать тему урока, учебную задачу
Личностные:
проявлять любознательность при получении знаний
Метапредметные результаты:
Познавательные -
самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера
Регулятивные –
регулировать свои усилия для решения возникшей проблемы

 

 

 

4.Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

 

Учить детей выходить из затруднения согласно плану учителя

План выхода из проблемной ситуации предложен учителем на доске

1.Что такое падежи

2. Исправление письма

3 Вопросы падежей

4. Признаки падежей

5.Алгоритм определения падежей

Дети затрудняются

самостоятельно составить план выхода из проблемной ситуации  (высказывают своё мнение)

 

 

Метапредметные результаты:
Регулятивные:
оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; 
Предметные результаты:
знакомство с падежными вопросами и вспомогательными словами; формулируют правило .

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и

понимать речь других, обосновывает высказанное суждение. 

(Коммуникативные УУД).

 

 

 

 

Уметь оформлять свои мысли в письменной форме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные: работать с падежными вопросами

 

Регулятивные: умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства ИКТ; умеет организовывать свою работу, оценивает ход и результат выполнения своего задания и задания одноклассников

Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной и письменной речи,  обосновывает высказанное суждение,  работает самостоятельно и у доски.

 

 

Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной и письменной речи,  обосновывает высказанное суждение самостоятельно и в паре

 

 

 

 

 

5.Реализация на практике выбранного плана.

 

 

Учить детей выходить из затруднения согласно плану учителя

Для начала давайте вспомним:

1.Что такое падеж?

Слайд 5

 

 

Что ещё вы знаете о падежах?

В русском языке 6 падежей.

В других языках мира иначе: в немецком – 4, а у финнов – 15. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. Непривычны они только для слуха иностранца. А ваша задача – выучить и понять свои 6, чтобы говорить легко, красиво и грамотно.

Исправление письма Матиаса

Давайте попробуем исправить письмо Матиаса

Слайд 6

 

 

3. Вопросы падежей

Давайте повторим вопросы падежей Слайд 7

Дети выполняют задание по СД-  диску к учебнику русского языка Климановой Л.Ф. 3 класс Изменение имён существительных по падежам 2 часть 3 окно

Помоги крабу установить соответствия между падежами и вопросами (самостоятельная работа в тетрадях)

 

 

Взаимопроверка (по СД- диску)

 

Слайд 8

 

Признаки падежных форм

Какие признаки падежных форм надо знать, чтобы определить падеж сущ.?

СД диск к учебнику Канакиной В.П. табличка «Признаки падежных форм»  Слайд 9

 

Дети затрудняются

Зачитывают информацию из энциклопедического словаря

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети исправляют текст, получают жетоны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети работают в тетрадях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики выходят к доске и соединяют падежи- вопросы

 

 

Контроль своей работы – жетон за верно выполненное задание

 

 

 

 

Дети рассматривают таблицу падежей.

 

 

Учащиеся

называют признаки падежных форм

по табличке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики работают на карточке в паре

 

 

Ученики проверяют карточку по эталону

Получают жетон

 

 

Составление алгоритма по определению падежей имён существительных

Работа в паре. Слайд 10-11

Алгоритм рассыпался. Восстановите порядок действий при определении падежа существительных

 

 

Проверка по эталону

 

 

Динамическая пауза

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

Давайте, ребята, немного отдохнём.

Выполнение физминутки.

 

5.Реализация на практике выбранного плана. (Продолжение)

 

 

Учить детей выходить из затруднения согласно плану учителя

Проверка работы нашего алгоритма

Объяснение задания

по СД –диску к учебнику рус языка 3 класс Климановой Л.Ф. Изменение сущ. по падежам часть 1 окно 1

Находим главные члены предложения. Работа у доски.

 

Делаем вывод: Действует ли наш алгоритм, если мы находим падеж у существительного, которое является в предложении подлежащим.

На какой признак обратим внимание, кроме вопросов и предлогов при определении падежа сущ.?

 

Вносим поправки в алгоритм.

Какой пункт мы вставим?

Предложение Профессора Самоварова прослушивание АУДИО из СД- диска 4 кл Канакиной В.П.(Опережающее обучение) Изменение имён сущ. по падежам цифра 5 в анимации

 

 

 

 

 

Ученики работают у доски над нахождением главных членов предложения

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики выясняют, что алгоритм не действует

 

Надо обратить внимание на член предложения

 

Ученики ещё раз обратились к табличке «Признаки падежных форм имён существительных»

Только сущ.  И.п- в предложении подлежащее. Остальные падежи второстепенные члены предложения.

 

 

Дети запоминают поправку профессора Самоварова Ивана Ивановича

 Регулятивные: умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства ИКТ и полученные знания. Оценивает ход и результат выполнения своего задания и задания одноклассников

Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной и письменной речи,  обосновывает высказанное суждение, работает самостоятельно и у доски.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной речи,  обосновывает высказанное суждение

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(на доске)

 

Интериоризировать (т.е пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и  провести рефлексию(коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия.

   Объяснение задания

по СД –диску к учебнику рус языка Канакиной В.П. 3 класс

Склонение имён существительных (3окно)

 

 

Определение падежей существительных

Самопроверка-  жетон.

Работа в паре по СД- диску Канакиной 4 класс  Изменение по падежам имён сущ  2 окно

 

 

Проверка по доске- жетон

Выполнение задания с опорой на алгоритм - Как определять падеж имени существительного.  Коллективный разбор по алгоритму на доске .

Самооценка- жетон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка

 

Предметные: работать с падежными вопросами, определять падежи существительных.

Регулятивные: умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства ИКТ и полученные знания. Оценивает ход и результат выполнения своего задания и задания одноклассников, сравнивает свои ответы с ответами одноклассников.

Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной и письменной речи,  обосновывает высказанное суждение; работает самостоятельно, и у доски.

 

Метапредметные результаты:
Самоопределяются в УД.
Личностные результаты:
осознают смысл изучения падежей им. сущ.

 

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

7.Включение в систему знаний и повторение

Резервный пункт

 Закрепить ранее изученный материал, продолжить формирование умений и навыков.

Объяснение задания

по СД –диску к учебнику русского языка 3 класс Климановой Л.Ф. Изменение сущ. по падежам часть 2 окно 5

Игра «Помоги Сове построить лестницы к домикам»

 

 

Определяют падежи.

Кому трудно - пользуются таблицей.

 

Дети помогают Сове

Получают жетоны

 

 

Метапредметные результаты:
Самоопределяются в УД.
 

 

Личностные: проявляет учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу и  способам решения новой задачи.

Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной и письменной речи,  обосновывает высказанное суждение

Регулятивные: умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства ИКТ и полученные знания.

Предметные: работать с падежными вопросами, определять падежи существительных.

 

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Формирование умения соотносить цель и результат. Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

 

 

 

 

 

 

 

- Заканчивается наш урок.

Давайте подведём итог

 (Сколько жетонов за урок?). Оцените свою работу сами по количеству жетонов

5 жетонов – «5»

4 жетона- «4»

Слайд 17.Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал (а) (ЧТО?)

2. Сегодня на уроке я

 Научился (лась) лучше делать (ЧТО?)

3. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)

4. Сегодня на уроке я мог (ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?)

5. Осталось непонятным (ЧТО?)

 

 

 

 

Краткое повторение нового содержания, оценка личного вклада в урок.

Ученики подсчитывают жетоны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные результаты:
Самооценка личного вклада в общий результат деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
оценивать результат выполнения работы своих одноклассников, свой результат.

 

9.Домашнее задание

Разъяснить суть домашнего задания, проинструктировать.

Выучить названия падежей имён существительных и падежные вопросы, предлоги. Слайд 18

Разноуровневое домашнее задание

Я подготовила для вас задания  в трех вариантах – все они разного уровня трудности :

   1 вариант - сделаю все сам без подсказок и помощи;

   2-вариант – воспользуюсь небольшой подсказкой;

   3 – вариант – воспользуюсь подсказкой – выберу  один из

                            предложенных падежей.

1-вариант (высокий уровень):

Спиши.  Укажи  падеж имен существительных.

Капли дождя (___. п. )

Подошли к речке  ( ___.п.)

Светит солнце ( ___. п.)

2 –вариант (средний):

Спиши. Определи  падеж  существительного по вопросу.

Спит ( кто?) медведь  (  __. п.)

Написали ( кому ?) отцу ( ___. п.)

Катались (на чём?) на лодке

  ( ____.п.)

3-вариант (низкий уровень):

Спиши. Выбери нужный падеж.

Кружит (кто? что?) ветер.

 (И.п./ В.п.)

Пошли (на кого? что?) на рыбалку. (И.п. / В.п.)

Варила (из кого? чего?) из рыбы.

(В.п./ Р.п.)

- Молодцы! Спасибо за урок.

 

 

Слайд 19

Запись дом.задания.

Эмоциональное принятие домашнего задания. Определяют

степень трудности задания для

себя. (Личностные УУД)

Технологическая карта урока
DOTX / 162 байт

Презентация к технологической карте урока
PPTX / 4.36 Мб

Карточка для работы в паре
DOCX / 72.13 Кб

Маршрут урока
DOCX / 11.67 Кб

Индивидуальная карточка для работы
DOCX / 58.87 Кб

Конспект (в помощь учителю)
DOCX / 4.02 Мб

 

 

Предварительный просмотр презентации

Изменение существительных по падежам Учитель начальных классов Постникова А.А. МБОУ «Школа №21» г. Рязани

Прозвенел уже звонок, Начинается урок. А теперь все повернитесь , И друг другу улыбнитесь . Улыбнитесь мне , гостям И садитесь по местам.

Тринадцатое февраля. Классная работа.

Послушайте письмо и подумайте, всё ли в нем правильно. Рязань- красивый город. Я не могу забыть Рязань. Я помню, как мы гуляли вечером по Рязань. Мой родной город меньше Рязань. Рязань можно гордиться. Я часто думаю о Рязань.

Слово «падеж» произошло от латинского casus- падение. Имена существительные употребляясь в речи «падают» той или иной формой, то есть изменяют свою форму.

Исправление письма Матиаса. Рязань- красивый город. Я не могу забыть Рязань. Я помню, как мы гуляли вечером по Рязань. Мой родной город меньше Рязань. Рязань можно гордиться. Я часто думаю о Рязань.

Вопросы падежей

Восстановите порядок действий при определении падежа существительных По вопросу, предлогу определить падеж От главного слова поставить падежный вопрос к зависимому. Найти главное слово (X).

Проверяем по эталону 3 По вопросу, предлогу определить падеж 2 От главного слова поставить падежный вопрос к зависимому. 1 Найти главное слово (X). 1

Ребята, берегите зрение!

Проверка работы нашего алгоритма

Какой пункт добавим в алгоритм?

Работа по алгоритму

Работа в паре

Рефлексия Ответь на вопросы: 1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) 2. Сегодня на уроке я научился(лась) лучше делать (ЧТО?) 3. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?) 4. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?) 5. Осталось непонятным (ЧТО?)

Домашнее задание Я подготовила для вас задания в трех вариантах – все они разного уровня трудности: 1 вариант (высокий уровень) - сделаю все сам без подсказок и помощи; 2-вариант (средний) – воспользуюсь небольшой подсказкой; 3 – вариант(низкий уровень) – воспользуюсь подсказкой – выберу один из предложенных падежей.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо! Возьму на заметку!

5 June 2017

Похожие публикации