Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Тема: Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Актуальность.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день актуальна.
Известно, что в дошкольном возрасте развитие речи и усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста-ИГРА.
Игра протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития речи.
Цель: развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Повышение речевой активности детей
Обогащение и активизация словаря детей
Развитие мелкой моторики рук с использованием разных методов
Развитие звуковой культуры речи, связной речи
В ежедневной работе с детьми своей группы, я обязательно использую игры. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой активности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.
1.Настольные и дидактические игры
Благодаря использованию настольных и дидактических игр, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Параллельно с развитие речи, развивается мелкая моторика рук, происходит совершенствование грамматического строя, освоение смысловой стороны слова.
2.Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевая игра оказывает влияние на развитие связной речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т.д. таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей. Игрушки у врача, Строим дом, Строим дом, В гости в сказку и т.д.
3.Музыкальные игры
Музыкальные игры (некоторые игры с пением способствуют развитию фонетик-фонематического слуха). В музыкальной игре развиваем у детей слуховое внимание и слуховую память; формируется звукообразование. Проводятся игры: Угадай, что звучит? На каком инструменте играю? Двигайся, как подскажет музыка. Сыграй как я.
4.Тетрализованные игры
Участвуя в тетрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, живут его жизнью. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. Улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Зверята, Где мы были, мы не скажем, а что делали-покажем… Вкусные конфеты покажем…Вкусные конфеты. Король и т.д
5.Подвижные игры
Подвижные игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей, они активизируют, обогащают словарный запас, улучшают фонематический слух детей. В подвижных играх включен текст, стишок, который дети неоднократно повторяют.
«Совушка» «Гуси-лебеди» «У медведя во бору» и т.д.
6.Пальчиковые игрыПальчиковые игры для развития речи -это простое и доступное средство развития вербального интеллекта. Чем сильнее развита мелкая моторика ребенка, тем ближе к норме его речь.
Проводятся пальчиковые игры в образовательной деятельности, лого/час. Повседневной жизни, при умывании рук мы проговариваем вместе с детьми:
кран открыли чик- чик , руки мыли шик- шик. Пусть бежит водичка ,мы умоем личико.
Использую: игры- потешки, массажные мячи, пластилин , вода, песок и т.д.
Работа с родителями
Была организована работа с родителями
На род. собраниях были даны консультации: Особенности развития речи мл. дошкольников.
Были представлены: консультации и буклеты: Развиваем речь, играя. Играем пальчиками- речь развиваем. Папка- передвижка Речевые игры по дороге в детский сад и т.д
Ведется работа совместно со специалистами (психологом и логопедом) предоставляют рекомендации и консультации нам и родителям.
Заключение
Благодаря последовательной, целенаправленной работе по данному направлению были выявлены положительные изменения. Таким образом, игровая деятельность связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы в группе. В ней отражаются и развиваются знания и умения. Вся проводимая работа является важнейшим фактором в процессе развития всех сторон речи детей, а это является главной задачей всестороннего развития ребенка.
Потамошнева Наталья Алексеевна