12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дармаева Арюна Жамсаевна91
Россия, Саха (Якутия) респ., Мирный
2

Статья «Игровая деятельность как средство социализации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития»

Игровая деятельность как средство социализации детей младшего школьного

возраста с задержкой психического развития.

Под социализацией принято понимать процесс и результат развития человека, его превращения в созидательного члена общества. Совершенно ясно, что процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья значительно отличается от процесса социализации прочих учащихся, тем что предполагает не только определенный уровень трудовой адаптации , но умения ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения. И он всегда будет актуален, потому что, жизнедеятельность ребенка с ограниченными возможностями особенна и требует специального подхода со стороны взрослых.

Социализация детей младшего школьного возраста с ЗПР осуществляется в большей степени через игру, как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими. 
У детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте игра является основным методом обучения. Поэтому, учителя нашей школы в своей работе используют игровую деятельность, как одну из ведущих средств коррекционно-развивающего воздействия для дальнейшей успешной социализации детей.

У детей с задержкой психического развития (ЗПР) очень слабо выражена игровая мотивация. Такие детки либо «не хотят» играть, либо не в состоянии развернуть предложенную взрослым игру. При этом игровой замысел отсутствует. У детей наблюдается слабое моделирование отношений, дети не проявляют активности для совместной игровой деятельности. Не владеют умением общаться , договариваться, эмоционально не устойчивы. Используя игры мы стремимся помочь детям с особыми нуждами сформировать набор алгоритмов поведения в разных ситуациях, а также умения выбирать наиболее оптимальный вариант поведения.

Эти задачи в нашей школе успешно решаются в процессе групповых занятий в кружках коррекционно- развивающего блока («Развивайка», «Психологическая азбука», «Логоритмика», «Умники и умницы») и на уроках адаптации. В ходе занятий наши учителя, логопеды и психологи активно используют элементы игротерапии, которая включает специальные игры с музыкальным сопровождением, игры с перевоплощением, сюжетно-ролевые, театрализованные игры и упражнения, сказкотерапию, куклотерапию.

Содержание игр должно соответствовать уровню умственного развития ребенка. В играх подбираются специфические ситуации, которые хорошо понятны ребенку и актуальны для него. В процессе игр происходит обучение детей адекватному взаимодействию с окружающими детьми и взрослыми.

Куклотерапия, как часть игротерапии, имеет эмоционально стрессовое воздействие на личность. Куклотерапия способствует созданию условий, когда каждый ребенок может говорить с помощью средств искусства о сокровенном, важном. Куклотерапия помогает ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье и улучшить социальную адаптацию детей с ЗПР за счет гармонизации процесса созревания личности, развития самосознания (самопознания, самооценки, саморегуляции).Включение в коррекционную работу театрализованной деятельности позволяет решить многие проблемы, связанные с робостью, трудностями общения, неуверенностью в себе.

Театрализованные игры и упражнения обогащают ребенка знаниями, правилами поведения, стимулируют формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми. Обучение игре предшествует специально организованная деятельность, включающая: подвижные игры, имитирующие движения животных; игры, развивающие мелкую моторику; игры, развивающие слуховое внимание, память; специальные игры на развитие воображения, мимики и пантомимики; упражнения на формирование речевого дыхания, интонационной выразительности речи.

Особым детям очень полезны игры с водой песком т.к. такие воздействия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию физического и эмоционального напряжения. В песочной терапии используются игры направленные на развитие тактильно-кинестической чувствительности и мелкой моторики рук. Игра приносит радость и удовольствие, в ней заложены истоки творчества, саморазвития и самосовершенствования. Игровая деятельность, как социализирующий процесс, прежде всего, решает проблему адаптации ребенка к самостоятельной жизни, обучения правилам и нормам социально принятого поведения, доброму отношению к окружающему миру, людям и обществу.

В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.(В.А. Сухомлинский)

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.