Статья «Речевое развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основных принципов обучения и воспитания , т.к. от степени освоения связной речью зависит благополучное обучение в школе, способность к коммуникации и общее интеллектуальное развитие. К сожалению, сегодня в большинстве случаев степень речевого развития детей дошкольного возраста ниже положенной нормы.
Театрализованная деятельность вносит многообразие в жизнедеятельность ребёнка в детском саду, дарит ему радость и считается одним из наиболее результативных методов влияния, в котором более чётко выражается принцип обучения – учить играя.
В ходе театрализованной деятельности:
- об окружающем мире знания детей становятся более шире;
- развиваются психические процессы: память, восприятие, воображение;
- стимулируются мыслительные операции;
- активный словарный запас начинает совершенствоваться, улучшается грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, интонационная сторона речи, скорость, чёткость речи;
- улучшается моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
- развивается эмоционально-волевая сфера;
- развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга;
-формируется стимул для развития творческой, поисковой активности, самостоятельности;
- участие в театрализованной деятельности приносит детям хорошее настроение , растёт активная заинтересованность данным процессом, увлекает их.
Все разделы программы, в которые входит развитие речи, тесно связанны с содержанием театрализованных игр, вплоть до младшего школьного возраста. Театрализованные игры детей старшего дошкольного возраста воздействуют на активизацию различных сторон речи:
-словаря;
-грамматического строя;
-диалогической и монологической речи;
-совершенствованию звуковой стороны речи.
Активному речевому развитию способствуют и самостоятельная театральная деятельность, которая содержит в себе не только лишь сам процесс игры ребёнка с куклами, либо персонажами, или собственные действия согласно ролям, но так же художественно – речевую деятельность:
-подбор темы;
-предоставление знакомого содержания;
-сочинение;
-исполнение от лица персонажей.
Становление выразительной речи, считается одним из этапов развития речи в театрализованной деятельности. Выразительность речи формируется на протяжении всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
При создании условий, в которых ребёнок мог бы выражать свои эмоции, чувства, стремления, при этом не только в обычно беседе, но и публично, не стесняясь наличия других слушателе, развитие выразительно стороны речи будет стремительно расти. При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать известные и любимые сказки, которые концентрируют в себе целый комплекс выразительных средств русского языка и дают ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно инсценированные сказки могут обучить пользоваться различными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).
Примерный проект деятельности: (в деятельность включены):
- музыкально-ритмическая разминка;
- дыхательная и речевая гимнастика;
- литературно-художественная практическая деятельность (связная речь);
- игры, минута шалости, физическая минутка;
- театрализованная деятельность.
Участие детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх положительно воздействует на обогащение активного словарного запаса, на развитие речевых способностей.
Использование театральной деятельности в целях формирования выразительности речи, активизации словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи и совершенствование звуковой стороны и социально – эмоционального развития ребёнка становится возможным при выполнении следующих условий:
-целостности социально – эмоционального и познавательного развития;
-насыщении этой деятельности интересном и эмоционально значимым для детей содержанием;
-постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
-наличия интересных и эффективных методов и приёмов работы с детьми;
-совместного участия в данном процессе детей и взрослых.
Дети стремятся к загадочному миру сказок. Так как сказка не только лишь пробуждает фантазии, но и помогает творить, обогащает жизнь позитивными эмоциями, объединяет людей.