«Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»
Калачина Наталья Александровна,
учитель начальных классов Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Лицей №4»
г. Рузаевка
« Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»
«Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна».
Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка.
Семья – ячейка школьного коллектива.
Самое непростое в работе с детьми - это работа с их родителями. Многие родители считают, что воспитанием должна заниматься школа. Но школа не должна заменять ребенку родителей, она лишь должна сделать все, чтобы обучить ребенка, расширить его кругозор, предоставить возможность самореализоваться и проявить свои возможности.
Воспитание человека всегда было сложной задачей. С детских лет человек должен осваивать культуру мира, участие в охране окружающей среды, стремление к справедливости. Это работа должна стать стержнем всего процесса воспитания детей.
Совместные субботники с родителями.
Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения, семейный уклад. Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на их помощь и поддержку, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.
Совместны экскурсии с родителями
« Тарханы» в гости к М.Ю. Лермонтову
Фабрика игрушек г. Пенза.
В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится:
«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте». Школа обязана содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.
В России отмечают множество различных праздников.
Но есть один, доставшийся нам от предков и особо любимый – это Масленица!
Классные часы, конкурсы и походы на каток, всё это совместно с родителями.
Главным направлением взаимодействия семьи и школы должно стать вовлечение родителей в разнообразную внеклассную деятельность, также формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно. Эффективность воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесно сотрудничают школа и семья. Успешная работа по воспитанию и обучению детей возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса - педагоги, дети и родители - становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности: открытые уроки
и внеклассные мероприятия,
участие родителей и детей в конкурсах,
« Мама, папа и я читающая семья»
« Самая обаятельная и привлекательная»
«Алло, мы ищем таланты»
Защита проектов на конференциях
помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий.
Во время подготовки к мероприятиям возникает много возможностей для общения родителей и детей. Подготовительная работа создаёт атмосферу для творчества, проявления активности. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, положительно влияют на формирование личности ребёнка. Родители в глазах детей становятся героями.
Сценки из сказок разыгранные родителями.
Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка. Эффективное воспитание возможно только тогда, когда происходит доверительное, личностное, деловое общение и взаимодействие взрослых и детей. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его воспитание и развитие. Большую часть времени ученик проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы требования педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, будут решать проблемы воспитания согласованно. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.
Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.
Формирование здоровья подрастающего человека происходит в течение всего учебно-воспитательного процесса, с использованием разных видов деятельности, форм, методов и приемов. Однозначно, что без участия родителей учащихся вся эта работа будет неэффективной.
Сотрудничая с родителями, мы должны создать благоприятные условия для обеспечения взаимопонимания в формировании здоровой личности ребенка, ее ценностных ориентаций, в раскрытии индивидуальности каждого ребенка, его творческого потенциала.
Здоровье, счастье и успешность детей - норма жизни в современном обществе и совместная цель родителей и педагогов.
А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:
педагогическому такту и этике взаимоотношений;
педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
педагогическому просвещению родителей;
умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
единству требований школы и семьи.
Литература
Каверина Л. Б. Организация работы классного руководителя.
Л. Б. Каверина. Классный руководитель, 2006г. - №7. - с. 43 – 49.
Бордовская Н.В.,Реан А.А. Педагогика. – СПБ.: Питер, 2011г. – с.304
Бороздина Г.В. Психология и педагогика под ред. Баркова Г.А. – М.:
Юрайт-Издат, 2011г. – с.477
Ефремов О.Ю. Педагогика: учебное пособие.–СПБ.: Питер, 2010г.–
с.352
Вайдорф-Сысоева М.Е. Педагогика: коспект лекций под ред. Гришиной
Л.В. – М.: Юрайт, 2010г. – с. 239
Капранова В.А. История педагогики под ред. Лигвинович Е.А.,
Чернушевич Ю.В. – М.: Инфра-М, 2011г. – с. 240
Степанов Е. Н. Родительское собрание: методика подготовки и
проведения. Классный руководитель, 2006г. - №7. - с. 6 – 13.
Степанов Е.Н. Планирование воспитательной работы в классе:
Методическое пособие – М: ТЦ «Сфера», 2001г., с.43 -45.