Статья «Сотрудничество семьи и школы — залог успешного воспитания»
Тельнова А.С., учитель английского языка, МБОУ СОШ №74, г. Пенза
«Сотрудничество семьи и школы – залог успешного воспитания».
Понимание – начало согласия.
Спиноза.
Все изменилось в современном мире - отношение учителей и детей, детей и родителей. Новое качество образования требует и нового отношения к детям, и, как показывает опыт, многие родители оказались не готовы к новым формам общения. В семье возникают конфликты, родители и дети остаются один на один со своими проблемами, не знают, как поступить в той или иной ситуации. А ведь дети – наше будущее, наши потенциальные возможности. Чем более согласованно взрослые и дети будут мыслить, действовать, творить, тем больше успеха достигнут в раскрытии своей личностной природы.
Оптимальные условия для разностороннего развития ребенка, раскрытия его творческого потенциала создаются благодаря грамотной организации сотрудничества взрослых и детей.
Семья – основная инстанция в жизни ребенка. Она направляет, оберегает, контролирует. Школа же призвана помочь родителям приобрести необходимые знания в вопросах воспитания и развития детей. Задача школы – сделать семью помощником и другом, как для самого ребенка, так и для школы. Воспитание детей в школе не должно подменять родительское воспитание. Оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье во взрослении ребенка. С помощью школы родители должны видеть положительные примеры воспитания детей в семье, учиться видеть свои ошибки и предупреждать их, прогнозировать результаты своего воспитания на будущее.
Взаимодействие классного руководителя с семьями учащихся будет эффективным в том случае, если соблюдаются следующие условия:
1. Готовясь к разговору, желательно выписать аргументы.
2. Разговаривать с родителями нужно спокойным тоном, использовать объединяющие слова: "для нас важно", "нам с вами известно".
3. Информация должна подаваться дозировано, последовательно.
4. Уметь терпеливо слушать родителей, давать возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
5. То, о чем родители поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся, педагогов.
6. Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями. Родителям нужна поддержка, помощь, добрый совет.
7. Если педагог некомпетентен, он должен извиниться перед родителями.
8. Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены.
Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются:
индивидуальные,
групповые (собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, совместные праздники.)
Предметом обсуждения с родителями стали вопросы: организации свободного времени ребёнка, роли личного примера в воспитании, роли семьи в формировании интереса к учению. Интерес для родителей представляли следующие темы собраний: «Неразлучные друзья – родители и дети», «Эмоциональное общение взрослых и детей», а так же письма-обращения от детей.
Пример письма.
Письмо-обращение к самым близким и дорогим людям, моим родителям
- Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать то, о чём прошу.
Я просто проверяю вас.
- Не бойтесь проявлять твёрдость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место.
- Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит, что сила-это всё, что имеет значение. С большой готовностью я восприму ваше руководство мной.
- Не давайте пустых обещаний. Это подорвёт моё доверие к вам.
- Не огорчайтесь, если я говорю, что ненавижу вас. Просто я хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали по отношению ко мне.
- Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать, для себя и за себя сам. Если это произойдёт, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда.
- Не обращайте внимание на мои глупые выходки. Ваше повышенное внимание поможет их закрепить.
- Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации. Я всё равно ничего не услышу, а если услышу, то не стану реагировать. Поговорите со мной тогда, когда ваш гнев уступит место здравому смыслу.
- Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Иначе мне придётся притвориться глухим, чтобы как-то защититься.
- Не испытывайте слишком сильно мою честность. Меня легко испугать, при этом я начинаю врать.
- Не отмахивайтесь от меня, если я задаю вам честные и прямые вопросы. В противном случае вы обнаружите, что я перестал вас спрашивать и ищу интересующую меня информацию там, где мне ее предлагают.
- Никогда не считайте, что извиниться передо мной - ниже Вашего достоинства. Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает по отношению к вам удивительно теплые чувства.
Я - Ваш ребёнок!
Один из способов включения родителей в воспитательный процесс – это совместная проектная деятельность. Цель проекта: облагораживание духовного мира ребёнка и взрослого, гармонизация детско-родительских отношений, создание доброжелательной атмосферы в среде сверстников, принятие ребёнка взрослым.
Каждая семья готовит представление на тему «Мир наших увлечений»; рисует герб семьи, затем превращается в строительную бригаду и из определённого набора кирпичей строит дом. На четырёх кирпичиках уже написаны слова: ″здоровье″, ″любовь″, ″понимание″, ″улыбка″. Остальные подписываются по своему усмотрению. Дома получаются самые разные. Но у всех поселилось счастье, подарки, песни.
Награждение семей осуществляется по трём номинациям: «Самая творческая семья», «Самая музыкальная семья», «Самая дружная семья».
На протяжении нескольких лет у нас действует «Школа родительского авторитета». В конце учебного года на итоговом собрании родители обсуждают темы будущих встреч и формы их проведения на новый учебный год. Такое обсуждение помогает учителю лучше понять семьи и интересующие их вопросы.
Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. Именно он влияет на формирование культуры родительского общения, является посредником между семьёй, школой.
Активное участие родительского комитета и родителей в целом в классной жизни стимулирует к действию и самого классного руководителя.
Наиболее значительными и эффективными являются традиции поощрения родителей, активно участвующих в жизни класса. Это может быть награждение грамотами, благодарственными письмами, сувенирами, сделанными руками учащихся, медали, поздравительные газеты, письма-обращения.
После таких встреч, писем взаимодействие семьи и школы будут благоприятствовать развитию ребёнка, облагораживать духовный мир ребёнка и взрослого.
Учитель – человек с облагороженным сердцем и верой в способности каждого ребёнка.
Ученик – приобретает знания с открытым Сердцем.
Родитель – воспитывает ребёнка с любящим Сердцем.
Союз учительских, ученических, родительских сердец
можно представить в виде таблицы:
Через что? |
Школьная среда |
Классная среда |
Семейная среда |
Как? |
Уметь слышать и услышать |
Уметь помогать |
Уметь поддержать |
Результат |
Доброжелательность |
Понимание |
Доверие, сердечность |