Статья «Сотрудничество семьи и школы — залог успешного воспитания»

1
0
Материал опубликован 13 September 2018

Тельнова А.С., учитель английского языка, МБОУ СОШ №74, г. Пенза

«Сотрудничество семьи и школы – залог успешного воспитания».

 

Понимание – начало согласия.

Спиноза.

 

 

Все изменилось в современном мире - отношение учителей и детей, детей и родителей. Новое качество образования требует и нового отношения к детям, и, как показывает опыт, многие родители оказались не готовы к новым формам общения. В семье возникают конфликты, родители и дети остаются один на один со своими проблемами, не знают, как поступить в той или иной ситуации. А ведь дети – наше будущее, наши потенциальные возможности. Чем более согласованно взрослые и дети будут мыслить, действовать, творить, тем больше успеха достигнут в раскрытии своей личностной природы.

Оптимальные условия для разностороннего развития ребенка, раскрытия его творческого потенциала создаются благодаря грамотной организации сотрудничества взрослых и детей.

Семья – основная инстанция в жизни ребенка. Она направляет, оберегает, контролирует. Школа же призвана помочь родителям приобрести необходимые знания в вопросах воспитания и развития детей. Задача школы – сделать семью помощником и другом, как для самого ребенка, так и для школы. Воспитание детей в школе не должно подменять родительское воспитание. Оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье во взрослении ребенка. С помощью школы родители должны видеть положительные примеры воспитания детей в семье, учиться видеть свои ошибки и предупреждать их, прогнозировать результаты своего воспитания на будущее.

Взаимодействие классного руководителя с семьями учащихся будет эффективным в том случае, если соблюдаются следующие условия:

1. Готовясь к разговору, желательно выписать аргументы.

2. Разговаривать с родителями нужно спокойным тоном, использовать объединяющие слова: "для нас важно", "нам с вами известно".

3. Информация должна подаваться дозировано, последовательно.

4. Уметь терпеливо слушать родителей, давать возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.

5. То, о чем родители поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся, педагогов.

6. Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями. Родителям нужна поддержка, помощь, добрый совет.

7. Если педагог некомпетентен, он должен извиниться перед родителями.

8. Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены.

Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются:

индивидуальные,

групповые (собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, совместные праздники.)

Предметом обсуждения с родителями стали вопросы: организации свободного времени ребёнка, роли личного примера в воспитании, роли семьи в формировании интереса к учению. Интерес для родителей представляли следующие темы собраний: «Неразлучные друзья – родители и дети», «Эмоциональное общение взрослых и детей», а так же письма-обращения от детей.

Пример письма.

Письмо-обращение к самым близким и дорогим людям, моим родителям

- Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать то, о чём прошу.

Я просто проверяю вас.

- Не бойтесь проявлять твёрдость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место.

- Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит, что сила-это всё, что имеет значение. С большой готовностью я восприму ваше руководство мной.

- Не давайте пустых обещаний. Это подорвёт моё доверие к вам.

- Не огорчайтесь, если я говорю, что ненавижу вас. Просто я хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали по отношению ко мне.

- Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать, для себя и за себя сам. Если это произойдёт, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда.

- Не обращайте внимание на мои глупые выходки. Ваше повышенное внимание поможет их закрепить.

- Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации. Я всё равно ничего не услышу, а если услышу, то не стану реагировать. Поговорите со мной тогда, когда ваш гнев уступит место здравому смыслу.

- Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Иначе мне придётся притвориться глухим, чтобы как-то защититься.

- Не испытывайте слишком сильно мою честность. Меня легко испугать, при этом я начинаю врать.

- Не отмахивайтесь от меня, если я задаю вам честные и прямые вопросы. В противном случае вы обнаружите, что я перестал вас спрашивать и ищу интересующую меня информацию там, где мне ее предлагают.

- Никогда не считайте, что извиниться передо мной - ниже Вашего достоинства. Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает по отношению к вам удивительно теплые чувства.

Я - Ваш ребёнок!

Один из способов включения родителей в воспитательный процесс – это совместная проектная деятельность. Цель проекта: облагораживание духовного мира ребёнка и взрослого, гармонизация детско-родительских отношений, создание доброжелательной атмосферы в среде сверстников, принятие ребёнка взрослым.

Каждая семья готовит представление на тему «Мир наших увлечений»; рисует герб семьи, затем превращается в строительную бригаду и из определённого набора кирпичей строит дом. На четырёх кирпичиках уже написаны слова: ″здоровье″, ″любовь″, ″понимание″, ″улыбка″. Остальные подписываются по своему усмотрению. Дома получаются самые разные. Но у всех поселилось счастье, подарки, песни.

Награждение семей осуществляется по трём номинациям: «Самая творческая семья», «Самая музыкальная семья», «Самая дружная семья».

На протяжении нескольких лет у нас действует «Школа родительского авторитета». В конце учебного года на итоговом собрании родители обсуждают темы будущих встреч и формы их проведения на новый учебный год. Такое обсуждение помогает учителю лучше понять семьи и интересующие их вопросы.

Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. Именно он влияет на формирование культуры родительского общения, является посредником между семьёй, школой.

Активное участие родительского комитета и родителей в целом в классной жизни стимулирует к действию и самого классного руководителя.

Наиболее значительными и эффективными являются традиции поощрения родителей, активно участвующих в жизни класса. Это может быть награждение грамотами, благодарственными письмами, сувенирами, сделанными руками учащихся, медали, поздравительные газеты, письма-обращения.

После таких встреч, писем взаимодействие семьи и школы будут благоприятствовать развитию ребёнка, облагораживать духовный мир ребёнка и взрослого.

Учитель – человек с облагороженным сердцем и верой в способности каждого ребёнка.

Ученик – приобретает знания с открытым Сердцем.

Родитель – воспитывает ребёнка с любящим Сердцем.

Союз учительских, ученических, родительских сердец

можно представить в виде таблицы:

Через что?

Школьная среда

Классная среда

Семейная среда

Как?

Уметь слышать и услышать

Уметь помогать

Уметь поддержать

Результат

Доброжелательность

Понимание

Доверие, сердечность

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.