Семья и школа – пути взаимодействия. Совет отцов в школе

2
0
Материал опубликован 2 September 2021 в группе

Презентация. Совет отцов в школе.
PPT / 8.49 Мб

/data/files/h1630566616.ppt (Презентация. Совет отцов в школе.)Семья и школа – пути взаимодействия. Совет отцов в школе.

Цаплева Надежда Васильевна,

учитель истории, обществознания,

права и экономики,

МБОУ «Октябрьская средняя

общеобразовательная школа №1»



Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи и школы. Интерес понятен: семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность не только воспитательного процесса, но и общества в целом.

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и актуальных проблем образования является сотрудничество школы и семьи, так как успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Целенаправленное сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Каждая из сторон предъявляет свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, безразличие ко всему, что окружает ребёнка. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе. Поэтому для решения данной проблемы педагогам необходимо сделать данный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей.

Общей задачей взаимодействия семьи и школы является обеспечение качественного образования, работа по профессиональной  ориентации детей, воспитание нравственности  и культуры поведения,  формирование потребности в здоровом образе жизни.


Решению  общей задачи способствует комплексный подход в решении частных педагогических  задач: формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы, формирование психолого-педагогической культуры; формирование у педагогов понимания значимости сотрудничества с семьей, своей роли  в формировании гуманных отношений между родителями и детьми, освоение педагогами способов и форм взаимодействия с семьёй, организации совместной деятельности родителей и детей.

Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. [1, с.114]

При построении взаимодействия семьи и школы должны учитывать определенные проблемы: воспитание в семье одного ребенка, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей. [1, с.127]

Взаимодействие школы и семьи в воспитании необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств.

Одна из главных задач педагогов образовательного учреждения - это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей.

В нашей школе традиционными стали следующие мероприятии для родителей: дни открытых дверей, праздники знаний и творчества, игры знатоков, творческие отчеты, проведение родительских конференций в тьюторском формате, участие родителей в оформление кабинетов, благоустройство и озеленение классных кабинетов, совместные праздники, подготовка концертов, соревнования, конкурсы, туристические походы, экскурсионные поездки, мастер – классы. Широкое распространение получили семейные праздники: День матери, День отца.

Таким образом, эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется среди прочих факторов и тем, что родители, наряду с педагогами и детьми, рассматриваются в качестве субъекта целостного образовательного процесса.

Для нашей школы во взаимодействие с родителями всегда была одна проблема. Это отсутствие интереса к воспитанию детей, участию в учебно-воспитательном процессе отцов. В погоне за финансовой стабильностью мужчины часто забывают о семье и главную жизненную ценность – вырастить и воспитать ребенка. Как правило, в современных семьях эта почетная обязанность отводится только лишь матери. Но такое воспитание получается однобоким, т.к. заменить собой мужчину во всех жизненных ситуациях женщина не может. Отец использует отличные от матери воспитательные функции. Он дает ребёнку то, что не может женщина. В воспитании детей отцы придерживаются логики, последовательности и принципиальности. Таким образом, участие пап в учебно – воспитательном процессе просто необходимо.

Как решить проблему? Что сделать, чтобы и папы были участниками всех событий, происходящих в жизни детей и школы? И первый шаг был сделан. В 2016 году в школе создали Совет отцов. Как нам это удалось? В начале учебного года провели общешкольную конференцию отцов, куда пригласили всех пап. Но пришло чуть более 50 человек. На конференции обсуждали вопросы взаимоотношения «отцов» и «детей», выявляли проблемы в воспитании, составляли мини – проекты. И решением конференции стало – создание Совета отцов. И вот уже на протяжении 5 лет в школе работает Совет. Совет отцов является коллегиальным органом в образовательной организации, его представитель входит в Управляющий совет, Совет родителей, совет профилактики. Совет отцов создается силами родительской общественности и по ее инициативе на добровольных началах сроком на 1 год. Выборы представителей в Совет отцов производятся на классных родительских собраниях в начале учебного года. От каждого родительского коллектива класса могут выбираться по 2 представителя. Состав Совета отцов состоит из председателя, заместителя, которые выбираются из членов Совета отцов. Председатель Совета отцов избирается на первом заседании и является лицом, наиболее уважаемым среди родительской и педагогической общественности.

Для более эффективной работы Совета отцов разработали Положение, где определили основные направления работы: спортивно-оздоровительная, работа по пропаганде положительного опыта семейного воспитания, профилактика правонарушений.

Ежегодно в начале учебного года составляется план работы. Исходя из возможностей, стараемся, чтобы он был более реалистичным. С 2016 по 2020 год уже традиционными стали спортивные соревнования с участием команд пап и детей по волейболу, баскетболу, дружеские встречи на шашечном турнире. Популярными стали интеллектуальные игры, последние 2 года к 23 февраля проводим военно-спортивную эстафету.

Приглашаем пап на беседы в классы по профилактике правонарушений. По необходимости на Совет пап приглашаются папы со своими сыновьями, когда все меры воспитательного воздействия уже исчерпаны. И самое интересное, это даёт положительные результаты. С 2019 года папы принимают участие в родительском патруле, который организован в нашем посёлке, приглашаем на дежурство во время проведения школьных вечеров.

Огромную помощь оказывают папы в благоустройстве школы. Во всех этим мероприятиях огромная заслуга председателя Совета отцов. На протяжении 5 лет бессменным председателем Совета является Соков Г.В., который душой более за это дело.



В работе с родителями, а именно с отцами, решаются следующие основные задачи:

- формирование у родителей правильных представлений своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;

- формирование субъективной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;

- формирование психолого-педагогической культуры родителей;

- развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми.

Таким образом, уже многие папы, заходя в школу, не будут говорить, что я здесь никогда не был, без ошибки назовёт класс, в котором учиться его ребёнок. А самое главное, они понимают, что воспитание детей это не только забота мамы, а иногда, в большей степени, и отца. Как говорил Фамусов, герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: « Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца». Работа Совета отцов продолжается. И надеемся, что взаимодействие и сотрудничество с папами даст только положительные результаты в учебно- воспитательном процессе.

Информационные источники

Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – Спб.: Питер, 2011. – 400 с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.