Семья и дополнительное образования детей: опыт эффективного сотрудничества в современных условиях
Семья и дополнительное образования детей: опыт эффективного сотрудничества в современных условиях
Слухай Галина Михайловна
Педагог дополнительного образования
МБУ ДО « ЦДО «Лад»
г. Новосибирск
Взаимодействие учреждений образования и семьи всегда является актуальным вопросом, ведь их сотрудничество является залогом успешности ребенка. В семье закладываются моральные ценности и важнейшие качества личности. Именно семья играет важнейшую роль в формировании личности ребенка. Она помогает определить свои нравственные ориентиры. Несмотря на то, что в детском саду, школе, секциях и объединениях педагоги стремятся донести до детей базовые знания, навыки, моральные истины, опыт мамы и папы, их отношения друг к другу, играют главную роль в формировании личности ребенка. К сожалению, в нашем быстроменяющемся мире, в высоком ритме жизни активность родителей в воспитании ребенка снизилась. Хотя с каждым годом растет возможность организации детского досуга.
Центр дополнительного образования - это учреждение, которое координированно проводит различные виды внеурочной деятельности, учитывая потребности и желания детей и их родителей и выполняет восемь функций: образовательную, воспитательную, коммуникативную, информационную, профориентационную, самореализационную, креативную. Создаёт подходящие условия для реализации индивидуальных талантов каждого обучающегося.1
В своём объединении я учу малышей быстрому счету, а точнее мы занимаемся ментальной арифметикой. Занятия по этому курсу направлены на интеллектуальное, творческое и личностное развитие. Ментальная арифметика является долгосрочной партнерской программой между педагогом- ребенком- родителями.
Научить ребенка владеть теми или иными знаниями можно. Профильное образование, знания и умение применять методику -вот ключ к образованию. А воспитать, как я понимаю, это надо передать частицу себя, своего предмета, своё отношение к делу. И этой большущей незаметной работе нет ни начала, ни конца, и перемен в этом процессе не существует.
Работа педагога с родителями обучающихся является очень важной функцией профессиональной деятельности. Именно в беседе с родителями я получаю информацию об индивидуальных особенностях ребенка, о том, что ему нравится. Это помогает мне найти заветную ниточку к своим ребятам, ведь я не только учу их считать, но и учу верить в себя и свои силы, веду разговор с душой ребенка, помогаю раскрыть его таланты. Развитие диалоговых отношений «педагог-семья» преследует цель- укрепить связи и взаимоотношения ребенка со взрослыми. В беседах с родителями я стремлюсь донести четкое понимание родительской роли в процессе обучения. Девиз моих бесед: мы вместе против проблем, но не против друг друга.
Работу с родителями я выстраиваю в различных формах, как в формально-традиционных, так и в неформально-творческих.
Уже на пробном занятии рассказываю родителям, как будет проходить обучение, как работает объединение, объясняю важность выполнения домашних заданий, без которых результатов не будет.
Родительские собрания я организую в виде: консультации, на которых комментирую, как правильно помочь ребенку подготовиться к занятиям, как повысить познавательное и творческое развитие их чада; деловые игры, где родители пробуют выполнить задания на развитие интеллектуальных процессов. Это помогает родителям оценить труд своего ребенка. «Круглый стол» -на этих встречах мы делимся трудностями, которые появляются на пути обучения. Очень часто затруднения разных семей похожи, коллективно вырабатываем стратегию их решения. Также, провожу интерактивные игры на сплочение коллектива. После подобных встреч, родители предлагают помощь в оснащении и оформлении кабинета, более активно участвуют в жизни объединения.
«Мой ребенок не хочет учиться» - подобную фразу я часто слышу от родителей. За каждым нежеланием ребенка учиться стоит взрослый, который не умел общаться и позитивно контролировать каждый шаг в обучении. «Сначала общение, потом обучение» - это важный постулат в педагогике. (Лысенко О.В. 2021г)
Я считаю, что именно педагог может помочь родителям в разрешении различного рода проблем, которые возникают при обучении. Поэтому дети проходят входную, промежуточную, итоговую диагностику различной направленности. Для родителей проводится анкетирование - выяснение вопросов удовлетворенности работой педагога и объединения (Приложение).
Эффективным и необычным способом сотрудничества с родителями является «Почтовый ящик» - получение информации о пожеланиях, комментариях по различным вопросам работы объединения.
Я убеждена, что совместное «трио» педагог- ребенок- родитель дает высокий результат в ментальной арифметике. Очень важно, чтобы родители понимали ценность тех знаний, которые получает ребенок. Поддерживали его интересы и стремления. Помогали в достижении целей. 2 Поэтому я стараюсь давать родителям четкую обратную связь о процессе обучения на моем курсе в виде сравнительных срезов по показаниям скорости счета на абакусе и качества выполнения домашнего задания в разрезе определенного периода времени. Особенность понимания пройденной темы в процентном соотношении правильно выполненных заданий к общему объему контрольной работы.
Проведение совместно с детьми мастер-классов для родителей – особый способ повысить интерес к предмету. На этих занятиях ребенок в игровой форме делится с родителями своими знаниями, а родитель наблюдает ситуацию успеха у своих детей. Любому ребенку необходимо получить признание его успехов, а его признание со стороны родителя, как наиболее значимого для него человека, повышает его самооценку и мотивирует к большему старанию.
Более современная форма взаимодействия – это ведение групп в онлайн-мессенджерах. В бесплатном приложении для смартфонов WhatsApp создана совместная группа родителей и детей. В данных группах выкладываются фото и небольшие видеофрагменты с занятий, а также занимательные игры- квесты по предмету.
С первых дней занятий ментальной арифметикой дети получают домашнее задание и очень важно осведомить, и показать родителям ценность домашних упражнений. Домашние задания стимулирует развитие самостоятельных учебных умений учащихся. Системная работа обучающегося дома приводит к тому, что учиться ребенку становится легко и интересно. Доктор педагогических наук, профессор Иван Павлович Подласый в своих трудах пишет, что домашняя работа обучающихся – это «составная часть процесса обучения. Главная цель ее – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроке, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности и способности» (Подласый. (2004. - 365 с.).К тому же домашние задания помогают переходу знаний, обучающихся из оперативной памяти в долговременную. Выполнение домашних работ - это не решить за ребенка быстро и правильно, а помочь ребенку себя мобилизовать, настроиться на выполнение задания, проконтролировать его выполнение. Постепенно дети привыкают к дисциплине, учатся выполнять работу качественно и в срок. Чтобы родители и дети не сидели часами за выполнением домашней работы, поясняю о важности промежуточных дедлайнов. Разбивая работу на этапы, ребенку гораздо легче сделать все вовремя.
Для того чтобы мои занятия были разнообразными и интересными, я не забываю о развитии творческих способностей своих питомцев. Привлекаю родителей к подготовке детей к участию в соревнованиях и конкурсах. Уже давно психологи и педагоги утверждают, что совместные творческие работы детей и родителей формируют добрые и доверительные отношения между ними, оказывают положительное влияние на развитие ребенка. В эти моменты родители имеют возможность больше узнать своего малыша, увидеть его тайные желания, восполнить недостаток родительского внимания. А ребенок ощущает свою значимость, раскрывает свои таланты.
Повышенную заинтересованность у детей вызывают совместные с родителями проекты: выпуск газет, семейные вечерки, различные игры, утренники. В игре ребенок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор и свободу. При этом исключительно важна роль взрослого, тот кто организует это пространство. Именно поэтому я считаю необходимым занять самую активную позицию не только как организатор различных мероприятий, но и как помощник родителям в приобретении новых знаний через совместное с детьми время препровождения.
Опыт организации такого рода работы показывает, что результативность совместной деятельности значительно возрастает. Так как сочетаются возможности и преимущества ее участников: опыт и мудрость взрослых, оригинальность и нестандартность мышления детей. Через игру и совместные мероприятия взрослым легче корректировать отношения между детьми, прививать навыки само организованности, уважительного отношения друг к другу.3
Работа педагога в современном мире меняется очень стремительно, меняются стереотипы, а значит меняются его функциональные обязанности. Я очень хочу, чтобы ребята моего курса научились проявлять свою самостоятельность, творчески подходили к выполнению разных заданий и были мотивированы к получению новых знаний. Этому способствует эффективное взаимодействие и сотрудничество с родителями. Ведь у нас единая цель- воспитание гармонично развитой личности ребенка.
Список литературы
1. Лысенко О.В. Учебное пособие по технике чтения. Авторский курс О. Лысенко.
2. Подласый. (2004. - 365 с.). Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. М: Владос-пресс.
Приложение
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Для изучения удовлетворенности занятиями в различных объединениях ЦДО «Лад», просим Вас ответить на следующие вопросы: Поставьте галочку напротив нужного ответа
Сколько лет Вашему ребенку?
от 2 до 3 лет от 7 до 9 лет
от 3 до 5 лет от 10 до 13 лет
от 5до 7 лет от 14 до 17 лет
Каков пол Вашего ребенка?
мальчик девочка
4. Какие объединения (кружки, секции) посещает Ваш ребенок?
________________________________________________________________
______________________________________________________________
Сколько времени занимается Ваш ребенок в данном объединении?
занимается первый год 2-3 года
более 3-х лет
5. Что, на Ваш взгляд, привело Вас и Вашего ребенка заниматься в ту или иную секцию, кружок, объединение дополнительного образования? Укажите нужные варианты
надежда заняться любимым делом;
желание узнать что-то новое, интересное;
надежда найти новых друзей;
потребность в духовно-нравственном развитии;
надежда укрепить здоровье;
надежда на то, что занятия помогут лучше понять самого себя;
желание узнать о том, что не изучают в общеобразовательной школе;
желание подготовиться к выбору профессии;
надежда на то, что занятия дополнительным образованием помогут преодолеть трудности в учебе;
желание получить опыт взаимодействия с детьми и взрослыми;
потребность развивать самостоятельность;
желание провести свободное время с пользой.
другое_______________________________________________________
другое_______________________________________________________
6. Что, на Ваш взгляд, поспособствовало выбору Вами и Вашим ребенком секции, кружка, объединения дополнительного образования?
рекомендации друзей и знакомых; желание ребенка;
реклама дополнительного образования; близость от дома;
качество услуг и гарантируемый результат;
другое_________________________________________________________
7. Отвечает ли интересам Вашего ребенка набор предлагаемых дополнительных образовательных услуг в образовательных учреждениях, которые Вы посещаете? Поставьте галочку напротив нужного ответа
да; не отвечает;
в какой-то степени затрудняюсь ответить.
8. Удовлетворены ли Вы режимом работы секции, кружка, объединений дополнительного образования, посещаемых Вашим ребенком (дни, время, продолжительность занятий)? Поставьте галочку напротив нужного ответа
да; нет;
в какой-то степени затрудняюсь ответить.
9. Удовлетворены ли Вы качеством предоставляемых дополнительных образовательных услуг Вашему ребенку?
да; нет;
в какой-то степени затрудняюсь ответить.
10. Знакомы ли Вы с программами, по которым занимается Ваш ребенок в объединениях дополнительного образования?
да; нет;
в какой-то степени затрудняюсь ответить.
11. Устраивает ли Вас уровень разработки образовательных программ секции, кружка, объединений?
да; нет;
в какой-то степени затрудняюсь ответить.
12. С большим ли интересом Ваш ребенок идет заниматься в секцию, кружок, объединение дополнительного образования?
всегда; иногда;
нет.
13. Посещая секцию, кружок, объединение дополнительного образования, Вы считаете, что: Укажите нужные варианты
знания и умения, которые здесь получает Ваш ребенок, имеют значение для его будущей профессии;
занятия дополнительным образованием по-настоящему готовят Вашего ребенка к самостоятельной жизни;
Ваш ребенок получает возможность поднять свой авторитет среди друзей;
в объединениях дополнительного образования всегда хорошие отношения между взрослыми и ребятами;
Ваш ребенок постоянно узнает много нового;
занятия в коллективе дают Вашему ребенку возможность лучше понять самого себя;
в посещаемом Вашим ребенком коллективе созданы все условия для развития его(ее) способностей;
к педагогам Вашего ребенка можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации;
Ваш ребенок проводит время с пользой;
занятия укрепляют здоровье Вашего ребенка;
другое_______________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Ссылки:
2 https://abakus-center.ru/blog/177-7-mistakes
3 http://deti-nn.ru/wp-content/uploads/Sbornik_Iz_opyta_raboty_pobediteley_III_Vserossiyskogo_konkursa_Tsentrov_i_programm_roditelskogo_prosveschenia.pdf