Тема педсовета: «СЕМЬЯ И ШКОЛА. ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ». Работа с родителями группы.
Работа с родителями воспитанников школы-интерната является важным направлением деятельности педагогического коллектива школы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, мы сможем добиться положительных результатов в подготовке умственно отсталых детей к жизни и труду. По мнению профессора кафедры олигофренопедагогики Московского Педагогического Государственного Университета Забрамной Софии Давыдовны «очень важно выработать единую линию работы с детьми, как педагогам, так и семье». Наиболее общими линиями, по которым должно идти воспитание умственно отсталого ребёнка в семье, является:
Определение оптимальных отношений к ребёнку родителей и других членов семьи.
Регулирование процесса формирования взаимоотношений с членами семьи и другими членами.
Специальная организация жизни, поведения, познавательной и трудовой деятельности ребёнка.
Организация систематического обучения детей, направленного на коррекцию обнаруженных недостатков.
Содействие родителей школе в успешном решении задач, поставленных перед ними.
Семья – это определённый морально-психологический климат, это «школа» отношений с людьми. Именно в семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире, а в дальнейшем и саму культуру. В семье ребёнок включается во все жизненно важные виды деятельности – познавательную, трудовую, игровую, творческую и другие. Семья – это трудовой коллектив, и моральная опора, и высшие человеческие привязанности (любовь, дружба), и пространство для отдыха, и школа доброты, и многообразная система отношений с родителями, братьями, сёстрами, родными и знакомыми. Родители – главный авторитет, пример для подражания у ребёнка. Все слова и поступки педагога не принесут желаемого результата, если родители не будут принимать участие в жизни ребёнка.
«Педагогический треугольник» (педагог – ученик – родитель) возникает с момента, когда ребёнок поступает образовательное учреждение. От того как складываются отношения между педагогом, ребёнком и родителями зависят достижения в воспитании и развитии ребёнка.
В группе 1-4 класса по списку числится 15 детей. 11 детей с понедельника по субботу проживают в школе. Семьи наших воспитанников все разные не только по уровню достатка, но и по уровню педагогической культуры. Некоторые родители бывшие наши ученики, которые всё чаще уклоняются от воспитания ребёнка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать так, чтобы сотрудничество стало плодотворным? Какие эффективные формы взаимодействия выбрать?
Индивидуальные беседы и консультации проводятся с родителями, когда они забирают детей на выходные или привозят их в школу. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребёнка. Индивидуальные беседы могут быть тематическими, например, перед каникулами с родителями проводятся беседы о том, как организовать отдых ребёнка на каникулах, родители знакомятся с памятками о сохранности жизни и здоровья ребёнка в период каникул.
Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Мама Белышева Саши по средам прозванивает и интересуется школьными успехами, успехами в складывании фигурок из бумаги.
В школе проводятся праздники, концерты. После посещения этих мероприятий большинство родителей не остаются равнодушными. Такая форма работы с родителями даёт им возможность увидеть успехи своих детей. После Новогоднего утренника, на котором Витя солировал с куплетом из песни «Снежиника» мама Бочарникова Вити решила водить его на занятия вокального кружка в цент внешкольной работы «Досуг».
Выставки детских работ являются своеобразным стимулом для детей, желающих, чтобы родители похвалили и оценили по достоинству их труд.
Все дети занимаются в кружке «Оригами» и на стенде в классе выставлены их работы, любой родитель может увидеть работы своего ребёнка.
Совместная деятельность родителей и детей предполагает не только изготовление конкретных поделок дома, чтение книг, просмотр телепередач, но и помощь по хозяйству. Ребята не только приобретают конкретные трудовые навыки, но и учатся общению вне школы. Например, Силаков Андрей интересовался динозаврами, откуда появились и куда исчезли. Вместе с мамой они посмотрели фильм «Жизнь динозавров», любопытство мальчика было удовлетворено. Скоро в школе будет проходить конкурс на лучшую кормушку, попросили детей, чтобы они вместе с взрослыми сделали кормушку, ждём откликнутся ли взрослые на эту затею.
Для успешного взаимодействия семьи и школы нужно помнить и следовать следующим правилам: Любите! Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте! Спрашивайте! Благодарите!