Статья «Сотрудничество семьи и школы — важное условие успешности ученика»
Сотрудничество семьи и школы –важное условие успешности ученика
Главными воспитателями своих детей являются родители.
Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе
В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса.
Одной из эффективных форм работы учителя с родителями, взаимодействия родительского коллектива между собой является родительское собрание. Не зря учителя считают подготовку и проведение родительского собрания не менее сложными, чем проведение уроков или классных часов, внеклассных мероприятий.
Главное назначение родительских собраний – обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания.
Но при этом не следует забывать о требованиях к проведению собраний (слайд):
оно должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе;
тема должна учитывать возрастные особенности детей;
собрание должно носить как теоретический, так и практический характер – разбор ситуации, тренинги, дискуссии и т.д.;
собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности обучающихся;
собрание не должно длиться более 1ч 20мин. (20 мин. - донести новую информацию, 15-20 мин – выслушать вопросы и ответить на них, 20 мин – индивидуальные вопросы).
По форме родительские собрания могут быть:
собрание – диспут;
деловая игра;
родительская конференция по обмену опытом воспитания;
конференция отцов;
итоговые совместные собрания детей и родителей;
«круглые столы»
Чего не стоит делать на собрании?
Использовать для общения с родителями назидательный тон.
Как сделать собрание запоминающимся?
Для этого надо:
приводить интересные факты, использовать притчи, сказки;
спрашивать мнение родителей по тому или иному вопросу;
рекомендовать упражнения, книги, пособия;
менять формы собраний.
Одноразово проведенные собрания, никогда не достигнут цели, собрания должны быть в системе.
В нашей школе собрания проводятся во всех параллелях, начиная с ШБП (слайд):
ШБП – Скоро в школу
1 класс – Первый раз в первый класс
2 класс – Развитие самостоятельности у детей
3 класс – Поколение КОМП
4 класс – Ваш ребенок взрослеет…
Собрание – не лекция и не урок, поэтому стараюсь привлекать родителей к диалогу, использую игровые элементы, разбор ситуаций и др.
.
ШБП – знакомим родителей с результатами диагностики, затем даем рекомендации
Первый раз в первый класс – упражнение Снежинка
Ведущий: Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
1. Сложите лист пополам.
2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам.
4. Снова оторвите правый верхний уголок.
5. Сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.
Нашли? Участники отвечают, что не нашли.
Ведущий: А почему? Как вы думаете?
Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.
Этот вывод - начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.
Родительское собрание «Ваш ребенок взрослеет»
Здравствуйте, уважаемые родители. Знаете ли вы своего ребёнка? «Конечно!» - ответят почти все родители. Как сказал польский педагог Галина Филлипчук: «Мы знаем своих детей с первых дней их жизни. Это мы, родители кормим их, одеваем, обуваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова. Это мы знакомим детей с окружающим миром, утешаем, когда они плачут, дежурим у их постели во время болезни. Может ли знать ребёнка лучше его матери и отца – самых близких и родных ему людей, самых любящих и самоотверженных?». Многие родители искренне считают, что своего ребёнка они знают очень хорошо. Чем меньше ребёнок, тем мы действительно его лучше знаем. Но уже к 6-7 годам замечаем, что наши суждения о нём становятся всё более приблизительными. И возможно, через 10-12 лет обнаружим в лице собственного ребёнка абсолютного незнакомца.
Погружение в тему – мозговой штурм «Портрет современного подростка».
Целесообразно вначале попросить всех присутствующих назвать свои ассоциации к слову "подросток", затем обобщить ответы и предложить научное определение данного понятия. Далее уже можно дать определение "подростковый возраст"; перечислить особенности возраста, типичные трудности; дать рекомендации по взаимодействию родителей с подростками. В конце встречи с родителями важно получить обратную связь. Кроме того, раздать памятки с рекомендациями для родителей.
Дискуссия:
Какие проблемы чаще всего возникают в семьях, где есть подростки?
Допускаете ли Вы, чтобы взгляды Вашего ребёнка отличались от Ваших собственных?
Был ли в вашей жизни конфликт с Вашим ребёнком и как Вы вышли из этой ситуации?
Влияет ли улица на поведение детей? Вредна ли свобода для подростка?
Основные правила, которые необходимо учитывать родителям
при взаимодействии с подростком (Правила, ограничения, требования, запреты)
Игровое упражнение «Запрет».
Ведущий выбирает одного из родителей для выполнения упражнения, который будет изображать ребенка.
Ведущий: Психолог выступает в роли его мамы, которая его очень любит и опекает. Слова психолога: «Проходит время, ребёночек растёт и вот он уже встал на ножки и начал ходить. Ему всё интересно, он забирается, куда только можно. Мамочка очень переживает, чтобы он не упал.
Что же можно сделать? Можно завязать ребёнку ножки, мамочке так будет спокойнее. (завязываются ноги родителя).
А ребёнок продолжает расти. Ему хочется всё потрогать, всё взять. Он начинает протягивать руки к различным предметам, в том числе и опасным: электрическим розеткам, газовой плите и т.п. Мамочка очень боится. Что же теперь можно сделать? Можно завязать руки.( завязываются руки).
Проходит ещё время. Ребёнок начинает говорить. Очень часто он говорит то, что услышит на улице. А это бывают нецензурные выражения. Конечно, это не нравится его маме. Что можно сделать? Можно завязать рот. ( родителю завязывается рот).
Ребёнок растёт. Смотрит по телевизору различные передачи, фильмы, которые часто несут в себе негативную информацию. Как оградить ребёнка от этого, чтобы мамочке не волновалась? Можно завязать глаза и уши. ( родителю завязываются глаза и уши).
Вырос ребёночек, теперь он уже большой. Его сердце начинает любить и часто он выбирает не того, кто нравится его родителям. Как заставить отказаться от любви? Можно завязать сердце». (родителю завязывается сердце).
(В итоге у участника упражнения оказываются завязанными ноги, руки, рот, глаза, уши, сердце). Не развязывая спросить родителя: - Ну и как, вам нравится? - Что вы хотите развязать в первую очередь? Давайте попытаемся найти компромисс:
- Не завязывать ноги - обуть резиновые сапоги;
- Не завязывать руки - помыть руки после прогулки;
- Не завязывать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;
- Не завязывать рта - выслушать ребенка;
РЕФЛЕКСИЯ:
-Что вы чувствовали во время упражнения?
-Какие выводы вы сделали?
Далее спрашивается у остальных родителей, наблюдавших со стороны.: - А что вы чувствовали, что наблюдали со стороны?
Поколение КОМП
Дети в СЕТИ
Цель: просвещение родителей по теме “Безопасность детей в сети Интернет”
Вступительная беседа.
Давайте подумаем и вспомним, какие угрозы вы уже встречали во время работы за компьютером, а может, о каких-то угрозах, вы слышали от своих друзей?
Вопросы к родителям:
Чем является компьютер в вашей семье? Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, связанных с положительными и отрицательными эмоциями по поводу использования компьютера.
Что сделаем, чтобы не повторять ежедневно: “Ты опять весь день просидел (а) за компьютером”?
Какую пользу извлекает Ваш ребенок при использовании сети Интернет?
Какие опасности ждут Вашего ребенка в сети Интернет?
Далее говорим:
об опасности для детей в сети Интернет
о типах Интернет-зависимости
основных угрозах для детей в сети
раздаем памятки для родителей по безопасности в сети Интернет
Упражнение «Шкала ценностей»
Родителям предлагается на горизонтальной прямой линии, символизирующей шкалу жизненных ценностей, по 10 бальной системе оценить количество времени, которое они вкладывают в каждое направление.
Обсуждение этого упражнения строится вокруг таких вопросов:
«Сколько времени мы уделяем детям?
В каком эмоциональном состоянии мы находимся при взаимодействии?
Какие чувства ребенок испытывает при общении с нами?
Каких результатов мы ожидаем при таком подходе к воспитанию детей?