12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Валентина81
Учитель начальных классов
Украина, Ясиноватая

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« ШКОЛА № 2 ГОРОДА ЯСИНОВАТАЯ»









Русский язык

2 класс

Тема урока:

« Собственные и нарицательные имена существительные »









Кулинич Валентина Викторовна,

учитель начальных классов

МОУ «Школа №2 города Ясиноватая»











2021г.



Цель: закрепить правописание собственных и нарицательных имен существительных, учить находить и применять собственные и нарицательные имена существительные в тексте.

Задачи:

образовательные:

добиться: осмысленности усвоения учебного материала по теме: «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных;

осознания различия имён собственных и нарицательных;

закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;

развивающие:

помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала;

способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости;

обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;

воспитательные:

способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему городу, стране;

Планируемые предметные результаты:

понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные»;

уметь различать имена существительные собственные и нарицательные; уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.

Планируемые метапредметные результаты:

личностные:

положительное отношение к учению;

понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию;

регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий, планировать свои действия;

оценивать правильность выполнения действий;

познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания;

находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

коммуникативные:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

слушать и понимать речь других;

учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.

Формируемые УУД:

уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);

уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);

уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе (КУУД);

уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);

выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);

формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);

уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД).



Ход урока

I. Организация начала урока.

1. Давайте начнем наш урок с пожелания добра друг другу.

Я желаю тебе сегодня добра.

Ты желаешь мне сегодня добра.

Мы желаем сегодня друг другу добра.

(Дети приветствуют друг друга, соприкасаясь пальцами, ладонями).

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся.

Девиз сегодняшнего нашего урока:

Ум и сердце

В работу вложи,

Каждой секундой

В труде дорожи!

II. Актуализация опорных знаний.

1.Повторение правил.

2.Минутка чистописания. (СТРАНАБОЛЬШИХБУКВ)

-Что нужно сделать, чтобы получилась понятная фраза?

-Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание в группах.

(Земля, День Земли, Дон, Волга, река, День Победы, Марс, планета) Распределите слова по группам - названия рек, названия планет, праздники. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - без названия.

заполнение таблицы (на столе карточки)

Название рек Название планет Праздники

Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?

III. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.

-Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков?

- Назовите тему нашего урока.

Закрепление правописания собственных и нарицательных имён существительных.)(Слайд 1,2.3.)

Физминутка.

Учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными.

-Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных?

-А чему хотели бы научиться? Поставьте цель урока.

Сегодня на уроке мы: повторим… закрепим … обобщим …

Сегодня на уроке мы будем применить свои знания на практике.

IV. Актуализация знания.

Чтение стихотворения.

Я имя существительное.

Об этом я пою.

Я называю всё вокруг,

Всем имена даю.

Бываю нарицательным,

Но надо понимать,

Что я могу быть собственным,

Старайся различать.

-Что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»?

Понятие "Собственное"

У человека – имя,

у собаки и кошки – кличка,

у города и реки – название.(Сдайд 4, 5)

Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только вас.

С какой буквы пишутся имена собственные?

Послушайте стихотворение Е. Измайлова про большую букву. Проверим, кто из вас самый внимательный. Какие важные дела у большой буквы?

Прописная буква.(Веселые стихи)

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Смотрят с почтением на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк:

В букве большой уважения знак!

Какие важные дела у большой буквы? (Во время ответов детей на магнитной доске вывешиваются таблички с перечнем “важных дел” большой буквы) Добавить перечень из Памятки:

имена, отчества, фамилии людей;

географические названия;

названия литературных произведений;

названия исторических событий;

названия картин, кинофильмов, спектаклей;

названия предприятий;

клички животных.

А все остальные – нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.

Физминутка.

Под какими рисунками у нас написаны имена собственные? А имена нарицательные?(Слайд 6,7,8 )

Работа с учебником .

Приведите примеры нарицательных имён существительных.

V. Закрепление знаний.

Игровой момент.

Игра «Найди ошибку». Работа в группах. Записать свое предложение и исправить ошибки.

1 Ряд: Иван блинов съел много блинов.

2 Ряд: Наш шарик поймал воздушный шарик.

3 Ряд: Боится морозов Серёжа морозов.

VI. Самостоятельная работа(Слайд 9 )

Запись слов. Какие это существительные: собственные или нарицательные?

Составьте устно с любым из слов предложение.

-Какие слова, кроме имён, отчеств и фамилий людей относятся к именам собственным.

-Где в жизни мы встречаемся с именами собственными?

-Как называется город, в котором мы живём?

Вам сейчас необходимо восстановить рассказ о нашем городе, вставив, где нужно собственные имена существительные.

Мой город.

Наш город маленький и уютный. У него есть своё собственное красивое имя – (Ясиноватая). Рядом с городом расположен город( Макеевка). Наш город имеет свою историю, традиции, праздники. В нашем городе живут и трудятся замечательные люди. Он входит в состав ДНР. (Донецк)- столица нашей республики.

Работа в парах.

Игра «Собери пару».

Соедините стрелками существительные с их названиями.

Газета «Волга»

Мультфильм « Янус»

Машина «Ясиноватский вестник ДНР »

Магазин «Теремок »

-Что вы нового узнали, работая с этой карточкой?

VII. Итог урока. (Слайд 10,11) .

Рефлексия.

-Какие задачи мы ставили в начале урока?

-Я считаю, что урок прошёл для меня с пользой.

-Я многому научился, но ещё нуждаюсь в помощи.

-Мне было трудно на уроке.(Слайд 12 )

VIII. Домашнее задание: придумай сказку о Большой букве.

Иван блинов съел много блинов.

Наш шарик поймал воздушный шарик.

Боится морозов Серёжа морозов.



СТРАНАБОЛЬШИХБУКВ



Земля, День Земли, Дон, Волга, река, День Победы, Марс, планета





Название рек Название планет





Праздники





Девиз сегодняшнего нашего урока:

Ум и сердце

В работу вложи,

Каждой секундой

В труде дорожи!

Памятка :

имена, отчества, фамилии людей;

географические названия;

названия литературных произведений;

названия исторических событий;

названия картин, кинофильмов, спектаклей;

названия предприятий;

клички животных.











Мой город.

Наш город маленький и уютный. У него есть своё собственное красивое имя – (Ясиноватая). Рядом с городом расположен город( Макеевка). Наш город имеет свою историю, традиции, праздники. В нашем городе живут и трудятся замечательные люди. Он входит в состав ДНР. (Донецк)- столица нашей республики.





Игра «Собери пару».

Соедините стрелками существительные с их названиями.

Газета «Волга»

Мультфильм « Янус»

Машина «Ясиноватский вестник ДНР »



Магазин «Теремок »

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.