Конспект урока русского языка «Морфологические свойства имени существительного. Имена существительные собственные и нарицательные» (6 класс)
Сведения об авторе
Губкина Ирина Михайловна
Учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №3" Менделеевского муниципального района Республики Татарстан
Республика Татарстан, г. Менделеевск
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: «Морфологические свойства имени существительного. Имена существительные собственные и нарицательные»
Данный конспект урока разработан для 6 класса к учебнику «Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений» под редакцией Т.А. Ладыженской.
Тип урока: урок формирование новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, анализ и самооценка ответов.
Цели:
- повторить и углубить знания учащихся о собственных и нарицательных существительных, их правописании;
-закреплять ранее изученный материал;
-обогащать словарный запас, развивать речь учащихся;
-воспитывать интерес к урокам русского языка.
Задачи:
Образовательные: закрепление и систематизация знаний об именах существительных собственных и нарицательных, развитие орфографической зоркости,отработка навыков нахождения и определения данных имен существительных.
Развивающие: развитие умения анализировать, наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать взаимосвязи, делать выводы, развитие навыков устной и письменной речи, развитие связной речи при.
Воспитательные: воспитание культуры общения учащихся, позитивного отношения друг к другу, воспитание усидчивости, трудолюбия, самостоятельности, умения работать индивидуально и в парах.
Планируемые результаты:
Предметные: различать собственные и нарицательные имена существительные, уметь употреблять их в письменной речи.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
Метапредметные: уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД).
Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД).
Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)
Оборудование: учебник русского языка для 6 класса/ Ладыженской Т.А. и др.; карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы, цветные карточки.
План урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний
Мотивация учебной деятельности. Целеполагание
Изучение нового материала
Закрепление нового материала
Физкультминутка
Лингвистическое исследование
Итоги. Рефлексия
Домашнее задание
Ход урока
1.Организационный момент.
– Здравствуйте, дорогие дети и уважаемые гости! Я всем желаю здоровья! Я рада видеть ваши лица, улыбки. и, думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.
Ребята, пожелайте друг другу успеха и хорошего настроения и начнем работу.
2. Актуализация знаний.
- Ребята, какой раздел науки о языке мы с вами изучаем?
- Какую часть речи?
- Для того, чтобы добиться успеха, нам нужно вспомнить, что мы уже знаем об имени существительном.
- Проведем блиц-опрос, отвечая только «да» или «нет» при помощи карточек. Если ваш ответ «да», поднимите карточку зеленого цвета, если «нет» - красного.
* Имя существительное – это часть слова? (нет)
* Имя существительное – это часть речи? (да)
* Имя существительное обозначает признак предмета? (нет)
* Имя существительное обозначает предмет? (да)
* Имя существительное отвечает на вопросы: какой? какое? какая? какие? (нет)
* Имя существительное отвечает на вопросы: кто? что? (да)
* В предложении существительные могут быть только главными членами? (нет)
*В предложении существительные могут быть как главными, так и второстепенными членами? (да)
Большинство имен существительных изменяется по падежам, числам и родам? (да)
Вывод: Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что? Изменяется по падежам, числам, родам. В предложении может быть как главным, так и второстепенным членом.
Индивидуальное задание. Орфографическая минутка ( 1 человек у доски)
Вставить пропущенные буквы в словах.
Вырастить, касание, собака, шелковый, циркач, предлагать, загар, цыплята, заря, лесник
- Назовите имена существительные и объясните свой выбор:
касание,собака, циркач, загар, цыплята, заря, лесник.
Остальные учащиеся работают самостоятельно, далее взаимопроверка .
3.Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.
Сценка
В кабинет заходит ученик и говорит:
-Мальчика из вашего класса просят прийти к педагогу-организатору после 6 урока!
- А какого мальчика? – удивляется учитель. – У нас их много!
- Артура.
- А у нас два Артура!
- Артура Калимуллина.
- Ну, это другое дело, теперь всё понятно!
Учитель:
- Можем ли мы узнать, о ком идёт речь, если используем существительное «мальчик»?
- Какие существительные помогают нам в таких случаях избежать путаницы?
- А кто догадался, о каких именах существительных пойдет речь на нашем уроке?
- Запишем тему нашего урока.Обратите внимание на правильное написание этих слов.
Имена существительные собственные и нарицательные
Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему и используя опорные слова
– Углубить и расширить знания о …(углубить и расширить знания о правописании имен существительных собственных и нарицательных; )
– Учиться правильно … (учиться правильно писать имена существительные собственные и нарицательные.)
- Узнать… (что-то новое и удивительное об этих именах существительных.)
Итак, вспомним чем же отличаются собственные имена существительные от нарицательных?
4. Изучение нового материала.
Вокруг нас огромное множество предметов: деревьев, людей, городов, книг, животных, рек. Рек много, и они различны, но все-таки о каждой мы говорим - это река. Или словом книга мы называем любую книгу, хотя они могут отличаться содержанием и размерами.
Существительные, называющие однородные предметы, называются нарицательными.-
Приведите примеры нарицательные существительных.
Чтобы из всей группы однородных предметов выделить какой-то отдельный предмет, ему дают специальное название. Каждый из нас имеет своё собственное имя, отчество и фамилию, которые служат для того, чтобы выделить нас из массы людей. Так же и с другими предметами. Например, чтобы из всех городов, которые есть в нашей Республике, выделить наш, его назвали Менделеевск. А расположен он не просто на берегу реки, а реки под названием Кама. Существительные, называющие единичные (индивидуальные) предметы являются именами собственными.
Из истории терминов - сообщение учащегося
Слово “собственный” происходит от старославянского собьство , что означает “свое”, “личное” , “себе принадлежащее”.
Русское слово “нарицательный” образовалось от старославянского слова нарицати – называть. Также раньше было слово «рицати» - говорить.
5. Закрепление нового материала
Составление Кластера по теме урока
- Чтобы окончательно разобраться чем отличаются собственные и нарицательные имена существительные, составим кластер. В процессе работы будет его дополнять.
Работа в группе:
Выберите общее название для каждой группы слов и запишите по образцу:
Москва, Байкал, Волга, Россия – географические названия.
Борис Семенович Рябинин, Павел Петрович Савельев, Мария Андреевна Литвинова
Шарик, Каштанка, Барсик, Мурзик
«Дубровский», «Волк на псарне», «Муму»
Первая мировая война, Бородинское сражение, Великая Отечественная война
«КамАЗ», «Татнефть», «Азовсталь»
«Утро», «Звездные войны», «Золушка» , «Менделеевские новости»
Слова для справок:а) названия литературных произведений; б) фамилии, имена, отчества;в) названия предприятий; г)клички животных; д)названия исторических событий; д) названия картин, кинофильмов, спектаклей,газет
Вывод: пишутся с большой буквы:
- имена, отчества, фамилии людей;
- клички животных
-географические названия;; - названия исторических событий.
Пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки:
- названия литературных произведений; - названия картин, кинофильмов, спектаклей; - названия предприятий,фабрик;
названия кораблей , автомобилей.
В процессе данной работы группы учащихся составляют кластер о существительных собственных и нарицательных (что обозначают, как пишутся), затем сравнивают его с эталоном.
Поработаем с текстом Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Какими членами предложения являются имена собственные? Какие из них нужно заключить в кавычки?
Ваня приехал к бабушке Елене Сергеевне в село (Ф,ф)илипповка. Она угощала внука румяными п…ро…ками и к…нфетами Белоч?ка. Ваня вместе с с…бакой (П,п)альмой бегал на реч?ку (С,с)ылву. Там он купался, загорал и читал книгу английской писательницы Джоан Роулинг (Гг)арри Поттер и философский камень. ( Ваня приехал к бабушке Елене Сергеевне в село Филипповка. Она угощала внука румяными пирожками и конфетами «Белочка». Ваня вместе с собакой Пальмой бегал на речку Сылву. Там он купался, загорал и читал книгу английской писательницы Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень».)
6.Физкультминутка
-Если я назову собственное существительное, поднимите руки вверх, если нарицательное- хлопните в ладоши.
7.Лингвистическое исследование.
- Ребята, а может ли имя собственное стать нарицательным? (предположения).
- Оказывается, может. Как это происходит, ответите вы, исследовав лингвистический материал. Работаем в группах. Прочитайте материал для исследования. Оформите свои наблюдения в виде небольшого устного ответа.
1-ая группа.
Ставшее уже привычным для нас блюдо – макароны - родилось в Италии. Придумал их некто Марко Арони. Он жил в 18 столетии. Лапша была уже к тому времени излюбленным блюдом итальянца. Однажды дочь Арони играла с тестом, сворачивая его в длинные, тонкие трубочки и развешивая их на веревке для белья. Находчивый хозяин сварил трубочки, полил их специальным томатным соусом и подал новое блюдо гостям. Гости были в восторге.
Как образовалось нарицательное существительное макароны?
(отвечая на вопрос, используйте конструкцию: «Мы исследовали текст и пришли к такому выводу….»)
Ответ: Имя собственное Марко Арони превратилось в нарицательное существительное, когда имя автора блюда превратилорсь в название самого блюда.
2-ая группа.
Кто не знает вкусного мороженого пломбир? Свое название это лакомство получило по месту его изготовления. Впервые изготовили такое сливочное мороженое во французском городе Пломбьер.
Как образовалось нарицательное существительное пломбир?
(отвечая на вопрос, используйте конструкцию: «Мы проанализировали текст и пришли к такому выводу….»
Ответ: Имя собственное Пломбьер превратилось в нарицательное, когда название города стало названием лакомства, изготовлявшегося в этом городе.
3-я группа.
Жил в 18 веке в Англии, недалеко от Лондона, содержатель постоялого двора сэр Хулигэн, который вместе со своим семейством терроризировал всю округу. Необузданные буяны и драчуны настолько прославились своим дикими выходками, что имя их не забылось даже сейчас. Тех, кто грубо нарушает общепринятые нормы поведения называют хулиганами.
Как образовалось нарицательное существительное хулиган?
(отвечая на вопрос, используйте конструкцию: «Мы исследовали текст и пришли к такому выводу….»)
Ответ: Имя собственное Хулигэн превратилось в нарицательное, когда фамилию драчуна и буяна стали использовать для обозначения всякого уличного озорника и невоспитанного человека.
4-я группа
в 1895 году немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген открыл невидимое электромагнитное излучение, которое обладало способностью проникать через непрозрачные тела. Природа лучей была ученому непонятна, потому он назвал их, используя латинскую букву «икс» - ее часто применяют для обозначения неизвестного. Потом эти лучи стали широко применяться в медицине, позже их назвали рентгеном в честь немецкого физика, открывшего их.
Как образовалось нарицательное существительное рентген? ((отвечая на вопрос, используйте конструкцию: «Мы исследовали текст и пришли к такому выводу….»)
Ответ: Имя собственное Рентген превратилось в нарицательное, когда фамилию физика стали использовать для обозначения излучения, открытого им.
Вывод: одно и то же слово может быть как собственным, так и нарицательным. Определяем по контектсу.
На доске пары слов:
Надежда – надежда
Любовь – любовь
Лилия – лилия
Шарик-шарик
- Составьте предложения:
а)чтобы эти слова были нарицательными существительными
б) чтобы эти слова были собственными существительными
8.Итоги. Рефлексия.
- Итак, почему имена собственные пишутся с заглавной буквы? (они называют неоднородные предметы, являющиеся единственными в своем роде).
- Как имена собственные еще оформляются на письме? Какие имена собственные берутся в кавычки?
- Какие существительные пишутся с маленькой буквы?
- Ребята, вам интересно было на уроке?
- Оцените свою работу и усвоение материала следующим образом:
-все понятно (зеленая карточка)
- есть небольшие затруднения в усвоении темы (желтая карточка)
-ничего не понял по теме урока( красная карточка)
9. Домашнее задание.
1 вариант: записать 10 названий городов Республики Татарстан
2 вариант: записать 10 названий улиц города Менделеевск
10