Урок русского языка во 2 классе: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема: «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных».
Класс: 2 «А»
Дата: 20.02.2019
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: создание условий для знакомства обучающихся с именами существительными собственными и нарицательными.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать формированию осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные»;
- способствовать формированию орфографического навыка использования заглавной буквы в именах собственных;
- закреплять навыки правописания собственных имён существительных.
Развивающие:
- способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, орфографической грамотности, логического мышления;
- обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
- развивать представление о многообразии русского языка.
Воспитательные:
- воспитывать активность, усидчивость в процессе обучения;
- способствовать формированию интереса к предмету.
Планируемые результаты:
Личностные: имеют определенные познавательные потребности и учебные мотивы.
Предметные: учащийся узнает понятия «имена собственные», «имена нарицательные»; учащийся научится различать имена существительные собственные и нарицательные; научится писать собственные имена существительные с заглавной буквы.
Метапредметные:
Регулятивные УУД - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Коммуникативные УУД - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.
Познавательные УУД - уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные УУД - положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, электронные образовательные ресурсы (презентация, проектор).
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Мотивационный | 1-2 мин | - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! - Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти хорошо. - Покажите «смайликом» с каким настроением вы пришли на урок. - Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится! | Настраиваются на работу уроке. | Личностные УУД: положительное отношение к учению, готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками. |
2.Актуализация знаний | 3-5 мин | - Прочитайте слова, записанные на экране. - Какой частью речи они являются? - Почему вы так решили? - На какие две группы можно разделить эти существительные? - Какие существительные называются одушевлённые? - Какие существительные называются неодушевлёнными? - Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнюю дату и классную работу. - Разделите лист тетради на два столбика Самостоятельно запишите слова со слайда, разделив их на две группы (проверка по слайду). - Оцените правильность выполнения «смайликом». - Молодцы, с этим заданием справились. | Сущ. Отвечают на вопросы - Кто? Что? Одуш./неодуш. Одуш. – обозначают людей и животных. Неодуш. – все отстальные имена сущ. Выполняют письменную работу. Оценивают свою работу. | Познавательные УУД: использование раннее освоенного материала для выполнения задания. Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме. |
3.Выявление затруднения | 3-5 мин | - Чтобы узнать тему нашего урока, нам необходимо вновь выполнить задание со слайда. - Распределите слова по группам – имя человека, отчество, фамилия. Если слова не подходят ни к одной из групп, запишите их в четвёртую колонку без названия (задание выполняется фронтально, устно под руководством учителя). - Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего? - Какое общее название можно дать словам первых трёх столбцов? А как называются слова последнего столбца? - Ребята, на самом деле учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины и сегодня мы с ними познакомимся. | Устно выполняют задание. Соотносят слова по группам. Написаны с заглавной буквы. Затрудняются ответить. | Познавательные УУД: выполнение задания, с опорой на свой жизненный опыт. Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме. |
4.Разработка плана | 2 мин | - Давайте попробуем составить план, которому мы будем следовать на уроке. | Совместно с учителем составляют план работы на уроке. | Регулятивные УУД: прогнозирование предстоящей работы (составление плана). Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме. |
5.Реализация выбранного плана | 5-7 мин | - Ребята, откройте учебник на странице 52, прочитаем рамку. - Ребята, дак как же называются слова первых трёх столбцов? - Прочитаем первую рамку, находящуюся на странице 53 . - Как называются слова, записанные в последнем столбце? - Откройте учебники на странице 51 и назовите тему нашего сегодняшнего урока. - Давайте ещё раз разъясним, какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательные. - Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только вас. - С какой буквы пишутся имена собственные? - Ребята, а у кого ещё может быть своё собственное имя? - Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц – это тоже имена собственные. - А все остальные – несобственные - имена существительные нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени. - С какой буквы пишутся имена нарицательные? - Познакомимся с последним правилом на странице 53. - Теперь мы знаем, что написание собственных имён существительных – это орфограмма. Физминутка | Знакомятся с определениями собственного и нарицательного имеён существительных в рамке на стр. 52 - 53. Знакомятся с темой урока. Слушают и запоминают новую информацию. С заглавной. У животных, названия рек, городов и т.д. Со строчной. Знакомятся с правилом о написании имён собственных. | Познавательные УУД: добыча новых знаний, нахождение ответов на вопросы учителя, используя учебник. Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме. |
6.Первичное закрепление | 7-10 мин | - Первое упражнение, которое мы с вами выполним – это упражнение 87 на странице 51. - Прочитайте задание. - Что вам необходимо сделать? - Приступайте к выполнению упражнения. - Не забывайте выделять орфограммы. - Упражнение 88, стр. 52. - Прочитайте слова, находящиеся в упражнении. - Являются ли данные слова именами существительными собственными? - Вы правы: эти имена существительные не являются собственными. Это общие названия, которыми дети и взрослые называют своих родителей и родственников. - Какие ещё общие названия родственников вы знаете? | Читают задание. Письменно выполняют упражнение, списывают имена людей, выделяют орфограммы. Нет, не являются. Племянник, племянница, прабабушка, прадедушка и т.д. | Познавательные УУД: применение информации, полученной на уроке для выполнения упражнения. Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме. |
7.Самостоятельная работа | 5-7 мин | - Упражнение 89, стр. 52. - Ребята, это упражнение вы выполняете самостоятельно. Вам необходимо подобрать к одному из слов упр.88 собственное имя существительное: имя одного из родителей или родственников. - Перед тем, как начать работать в тетради, внимательно посмотрите на образец выполнения в учебнике. - Не забудьте выделить орфограмму. | Самостоятельно выполняют упражнение по образцу. | Познавательные УУД: самостоятельное выполнение упражнения с использованием информации, полученной на уроке. Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме. |
8.Включение в систему знаний | 2-3 мин | - Какие существительные мы называем собственными? С какой буквы они пишутся? - Какие слова, кроме имён, отчеств и фамилий людей относятся к именам собственным? - Где в жизни мы встречаемся с именами собственными? - Какие существительные мы называем нарицательными? С какой буквы они пишутся? - Для закрепления знаний, полученных на уроке, предлагаю вам сыграть в игру. Вам необходимо вставить заглавную или строчную пропущенную букву, в зависимости от того собственным или нарицательным является имя существительное. | Собственные – это имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, рек, стран и т.д. С заглавной буквы. Везде, например в нашем классе. Нарицательные – это все остальные имена существительные. Со строчной буквы. Вставляют пропущенные буквы в собственные и нарицательные имена существительные. | Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД: ответы на вопросы учителя, используя учебник и информацию, полученную на уроке |
9.Рефлексия | 2-3 мин | - Давайте вернёмся к плану, который мы составили на урок. - Все ли пункты мы выполнили? - Закончите предложения:
Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)… научился … могу похвалить себя и одноклассников за … - Откройте дневники, запишем домашнее задание на завтра: стр. 52 – 52 правила, упр. 91. | Да Заканчивают предложения, показывая уровень освоения нового материала. Записывают д/з. | Регулятивные УУД: осуществление познавательной и личностной рефлексии. Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме. |
Подпись учителя: ___________/___________________________ Дата _______