12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Яна Витальевна40
4

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных».

Класс: 2 «А»

Дата: 20.02.2019

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: создание условий для знакомства обучающихся с именами существительными собственными и нарицательными.

Задачи:

Образовательные:

- способствовать формированию осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные»;

- способствовать формированию орфографического навыка использования заглавной буквы в именах собственных;

- закреплять навыки правописания собственных имён существительных.

Развивающие:

- способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, орфографической грамотности, логического мышления;

- обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;

- развивать представление о многообразии русского языка.

Воспитательные:

- воспитывать активность, усидчивость в процессе обучения;

- способствовать формированию интереса к предмету.

Планируемые результаты:

Личностные: имеют определенные познавательные потребности и учебные мотивы.

Предметные: учащийся узнает понятия «имена собственные», «имена нарицательные»; учащийся научится различать имена существительные собственные и нарицательные; научится писать собственные имена существительные с заглавной буквы.

Метапредметные:

Регулятивные УУД - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные УУД - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.

Познавательные УУД - уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные УУД - положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, электронные образовательные ресурсы (презентация, проектор).


Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Мотивационный

1-2 мин

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!

- Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти хорошо.

- Покажите «смайликом» с каким настроением вы пришли на урок.

- Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится!

Настраиваются на работу уроке.


Личностные УУД: положительное отношение к учению, готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.

2.Актуализация знаний

3-5 мин

- Прочитайте слова, записанные на экране.


t1624433841aa.png


- Какой частью речи они являются?

- Почему вы так решили?

- На какие две группы можно разделить эти существительные?

- Какие существительные называются одушевлённые?

- Какие существительные называются неодушевлёнными?

- Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнюю дату и классную работу.

- Разделите лист тетради на два столбика Самостоятельно запишите слова со слайда, разделив их на две группы (проверка по слайду).


t1624433841ab.png


- Оцените правильность выполнения «смайликом».

- Молодцы, с этим заданием справились.










Сущ.

Отвечают на вопросы - Кто? Что?

Одуш./неодуш.

Одуш. – обозначают людей и животных.

Неодуш. – все отстальные имена сущ.



Выполняют письменную работу.










Оценивают свою работу.


Познавательные УУД: использование раннее освоенного материала для выполнения задания.


Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.

3.Выявление затруднения

3-5 мин

- Чтобы узнать тему нашего урока, нам необходимо вновь выполнить задание со слайда.


t1624433841ac.png


- Распределите слова по группам – имя человека, отчество, фамилия. Если слова не подходят ни к одной из групп, запишите их в четвёртую колонку без названия (задание выполняется фронтально, устно под руководством учителя).


t1624433841ad.png


- Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?

- Какое общее название можно дать словам первых трёх столбцов? А как называются слова последнего столбца?

- Ребята, на самом деле учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины и сегодня мы с ними познакомимся.







Устно выполняют задание. Соотносят слова по группам.
























Написаны с заглавной буквы.


Затрудняются ответить.


Познавательные УУД: выполнение задания, с опорой на свой жизненный опыт.

Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.


4.Разработка плана

2 мин

- Давайте попробуем составить план, которому мы будем следовать на уроке.


t1624433841ae.png



Совместно с учителем составляют план работы на уроке.


Регулятивные УУД: прогнозирование предстоящей работы (составление плана).

Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.

5.Реализация выбранного плана
















5-7 мин

- Ребята, откройте учебник на странице 52, прочитаем рамку.

- Ребята, дак как же называются слова первых трёх столбцов?

- Прочитаем первую рамку, находящуюся на странице 53 .

- Как называются слова, записанные в последнем столбце?

- Откройте учебники на странице 51 и назовите тему нашего сегодняшнего урока.


t1624433841af.png


- Давайте ещё раз разъясним, какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательные.

- Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только вас.

- С какой буквы пишутся имена собственные?

- Ребята, а у кого ещё может быть своё собственное имя?

- Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц – это тоже имена собственные.

- А все остальные – несобственные - имена существительные нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.

- С какой буквы пишутся имена нарицательные?


- Познакомимся с последним правилом на странице 53.

- Теперь мы знаем, что написание собственных имён существительных – это орфограмма.


Физминутка


Знакомятся с определениями собственного и нарицательного имеён существительных в рамке на стр. 52 - 53.


Знакомятся с темой урока.













Слушают и запоминают новую информацию.








С заглавной.


У животных, названия рек, городов и т.д.








Со строчной.



Знакомятся с правилом о написании имён собственных.


Познавательные УУД: добыча новых знаний, нахождение ответов на вопросы учителя, используя учебник.

Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.

6.Первичное закрепление

7-10 мин

- Первое упражнение, которое мы с вами выполним – это упражнение 87 на странице 51.

- Прочитайте задание.

- Что вам необходимо сделать?

- Приступайте к выполнению упражнения.

- Не забывайте выделять орфограммы.

- Упражнение 88, стр. 52.

- Прочитайте слова, находящиеся в упражнении.

- Являются ли данные слова именами существительными собственными?

- Вы правы: эти имена существительные не являются собственными. Это общие названия, которыми дети и взрослые называют своих родителей и родственников.

- Какие ещё общие названия родственников вы знаете?



Читают задание.


Письменно выполняют упражнение, списывают имена людей, выделяют орфограммы.


Нет, не являются.


Племянник, племянница, прабабушка, прадедушка и т.д.


Познавательные УУД: применение информации, полученной на уроке для выполнения упражнения.

Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.

7.Самостоятельная работа

5-7 мин

- Упражнение 89, стр. 52.

- Ребята, это упражнение вы выполняете самостоятельно. Вам необходимо подобрать к одному из слов упр.88 собственное имя существительное: имя одного из родителей или родственников.

- Перед тем, как начать работать в тетради, внимательно посмотрите на образец выполнения в учебнике.

- Не забудьте выделить орфограмму.

Самостоятельно выполняют упражнение по образцу.

Познавательные УУД: самостоятельное выполнение упражнения с использованием информации, полученной на уроке.

Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.

8.Включение в систему знаний

2-3 мин

- Какие существительные мы называем собственными?

С какой буквы они пишутся?

- Какие слова, кроме имён, отчеств и фамилий людей относятся к именам собственным?

- Где в жизни мы встречаемся с именами собственными?

- Какие существительные мы называем нарицательными?

С какой буквы они пишутся?


- Для закрепления знаний, полученных на уроке, предлагаю вам сыграть в игру.

Вам необходимо вставить заглавную или строчную пропущенную букву, в зависимости от того собственным или нарицательным является имя существительное.


t1624433841ag.png


Собственные – это имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, рек, стран и т.д.


С заглавной буквы.


Везде, например в нашем классе.


Нарицательные – это все остальные имена существительные.

Со строчной буквы.


Вставляют пропущенные буквы в собственные и нарицательные имена существительные.


Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.


Познавательные УУД: ответы на вопросы учителя, используя учебник и информацию, полученную на уроке

9.Рефлексия

2-3 мин

- Давайте вернёмся к плану, который мы составили на урок.

- Все ли пункты мы выполнили?

- Закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)…

научился …

могу похвалить себя и одноклассников за …


- Откройте дневники, запишем домашнее задание на завтра: стр. 52 – 52 правила, упр. 91.


Да



Заканчивают предложения, показывая уровень освоения нового материала.


Записывают д/з.


Регулятивные УУД: осуществление познавательной и личностной рефлексии.

Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.



Подпись учителя: ___________/___________________________ Дата _______

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.