Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
Учитель: Михайлова Елена Анатольевна
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК.
Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.
Цель урока: совершенствовать умения писать большую букву в именах собственных (фамилиях, именах и отчествах людей, именах сказочных героев, географических названиях) и отличать их от общих названий предметов, людей и животных.
Планируемые предметные результаты:
- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.
Планируемые метапредметные результаты:
личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки);
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК.
Задачи:
образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;
развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к своей стране, своему городу.
Тип урока: урок закрепления и применения знаний и способов деятельности
УМК «Школа России»: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. Учебник для 2 класса начальной школы в 2 частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2015
ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК.
Формы организации учебной деятельности: парная, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения: проблемные, практические, наглядные, стимулирования и мотивации познавательной деятельности, контроля и самоконтроля, интерактивные.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация урока, карточки для индивидуальной и парной работы, карточки для самооценки.
Схема конспекта урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
Организационный момент | Приветствует учеников. Проверяет готовность обучающихся к уроку Громко прозвенел звонок, начинаем наш урок.
| Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. |
| Регулятивные: контролируют свои действия, организует рабочее место. Личностные: самооценка и готовность к уроку |
Мотивирование к учебной деятельности. | Обеспечивает мотивацию Девизом нашего урока я выбрала пословицу «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости» (слайд 2). Как вы понимаете её смысл?
| Высказывают свои предположения
|
| Коммуникативные: умеет слушать и слышать, достаточно точно выражать свои мысли. Личностные: принимает и осваивает социальную роль учащегося. |
Актуализация знаний. | Организует выполнение учащимися пробного учебного затруднения. Выполните задание на карточке № 1 «Путаница» -Составьте пары слов правильно. Подчеркните заглавную букву в именах собственных. Россия река Новоалтайск улица Белоярская государство Обь город Орёл (одна пара работает у доски) Организует проверку и оценку. -Проверим. (обратная связь) -Что объединяет слова 1 столбика. - (Имя собственное) - Какие еще имена сущ. относятся к именам собственным. - Как называются остальные имена существительные? Выдвигает проблему - Почему нужно научиться различать собственные и нарицательные имена существительные? Как? - В какую группу записать слово орёл? Что для этого нужно знать? Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи. Побуждает к высказыванию своего мнения. - Объясните. Устно составьте предложение со словом Орёл и орёл. Подводит обучающихся к выводу | Выполняют задания по карточкам.
Осуществляют проверку.
Отвечают на вопросы учителя.
Выявляют закономерность, анализируют.
Высказывают свои предположения
Формулируют выводы
| Понимают суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», учатся различать имена существительные собственные и нарицательные. Умение пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные». | Познавательные: обобщать и классифицировать по признакам, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Регулятивные: планировать свои действия, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме. Личностные: понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.
|
Постановка учебной задачи. | - Сформулируйте тему урока? - Какие цели определили для себя. Обеспечивает понимание личностной значимости данного учебного материала. - Для чего вам это может пригодиться. Осуществляет планирование Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, не сбиться с пути нам помогут маршрутные листы. в которых вы будете оценивать каждое выполненное задание. Напоминаю, если вы самостоятельно выполняете задание – зажигаете зеленый цвет); если выполняете с помощью учителя или одноклассников – (жёлтый цвет), если не проявляете самостоятельности – зажигаете красный цвет). Будем работать индивидуально, в парах и все вместе. Будем помогать друг другу в затруднительных ситуациях. В конце урока подведем итоги.
| Формулируют тему и цели урока. Определяют личную значимость учебного материала. Подписывают свои маршрутные листы Знакомятся с планом урока Принимают критерии оценивания | Понимают суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», учатся различать имена существительные собственные и нарицательные. Умение пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные». | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
Закрепление в знакомой ситуации | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы. Предлагает индивидуальные задания. Дидактическая игра “Биатлон”. Чтобы попасть в мишень, нужно правильно вставить букву. В задании два уровня сложности. Выберите тот, с которым сможете справиться. Необходимый уровень Подчеркни слово, в которое нужно вставить большую букву. (Б, б)арнаул, (Б, б)арабан; (Б, б)орис, (Б, б)арсук; (О, о)кунь, (О, о)ка; (М, м)осква, (М, м)оряк; (Л, л)илия, (Л, л)иса. Повышенный уровень Оставь большую или маленькую букву (ненужную зачеркни). (Г, г)руша (Г, г)рушу потрясла, (Г, г)руши (П, п)оле понесла. А её подружка (П,п)оля Сорняки полола в (П,п)оле. Организует проверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. -Поднимите руку, кто выполнил задание необходимого (повышенного) уровня. -Проверьте. -Где возникли затруднения? Организует проверку и оценочные высказывания обучающихся -Кто выполнил правильно, оцените. -Какое умение отрабатывали при выполнении этого задания? |
Учитывают степень сложности задания и определяют для себя возможность/невозможность его выполнения.
Самостоятельно проверяют и выявляют свои ошибки, при необходимости корректируют.
Осуществляют самооценку.
| Закрепляют орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных.
| Познавательные: находить ответы на вопросы, используя физическую карту Росси, свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроках Коммуникативные: учиться работать в парах, группе, формулировать собственное мнение и позицию; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя. Регулятивные: принимать и сохраняет учебную задачу; учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. осуществлять контроль своей деятельности, при необходимости корректирует собственную деятельность. |
Закрепление в изменённой ситуации | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы. Предлагает индивидуальные задания. -Составить из слов предложения. -Запишите правильно по вариантам. -Найдите и подчеркните в предложениях грамматическую основу. Организует взаимопроверку -Кто правильно нашел и подчеркнул грамматическую основу?
| Составляют предложения по вариантам.
Осуществляют взаимопроверку по эталону.
Осуществляют самооценку. | Закрепляют орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных.
Закрепляют умение находить главные члены предложения. | Познавательные: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроках Коммуникативные: учиться работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя. Регулятивные: контроль, саморегуляция, коррекция. Личностные: понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию. |
Физкультминутка
| Чтобы здоровье было в порядке, Не забывайте вы о (зарядке) Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется со строчной буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо хлопнуть в ладоши над головой. Кошка Пушинка, Собака Смешинка, Воробей Тишка, Поросёнок Гришка, Красивая синичка. Как напишешь клички?
| Осуществляют профилактику утомления | Различают собственные и нарицательные имена существительные. | Личностные: ценностное отношение к здоровому образу жизни. Регулятивные: контролирует свою деятельность. |
Творческое применение знаний в новой ситуации.
| Организует выполнение учащимися творческой самостоятельной работы. - Я предлагаю вам сейчас написать письмо символам олимпиады. Работать будете самостоятельно. У каждого из вас есть шаблон письма. - Вам нужно вставить пропущенные буквы, подчеркнуть изученные орфограммы и вписать недостающие слова. Здравствуйте! Меня зовут _____________. Я ж…ву в гор…де __________________. Мой горо… очень кр…сивый. В нашем крае прот…кает речка_____________. У меня есть с…бака ____________ и кошка_________. Я люблю читать книги. Мой любимый сказочный герой _________________. Осуществляет индивидуальный и выборочный контроль. Организует проверку. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Кто хотел бы прочитать своё письмо. | Выполняют творческую самостоятельную работу.
Приводят примеры собственных имен существительных. Вписывают пропущенные имена собственные Пишут с заглавной буквы имена собст- венные
Осуществляют проверку и выявляют свои ошибки, при необходимости корректируют.
Осуществляют самооценку
| Закрепляют орфографический навык правописания слов с безударными гласными, парными согласными., сочетанием «жи-ши». Закрепляют орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных.
| Познавательные: находить ответы на вопросы с опорой на свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроках Регулятивные: планировать свои действия, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
|
Этап подведения итогов урока
| Инициирует детей на самооценку, оценивание. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Какую цель ставили в начале урока? - Какую работу выполняли для достижения цели? (по плану урока)
Игра “веришь – не веришь” Я буду читать высказывания. Если верите этому, то ставите знак “плюс”, если не верите, то знак “минус”. Верите ли вы, что фамилии, имена, отчества людей – это имена собственные. Верите ли вы, что географические названия – это имена собственные? Верите ли вы, что клички животных пишутся с маленькой буквы? Верите ли вы, что с большой буквы надо писать названия животных? Верите ли вы, что слово “Стрелка” может быть названием предмета и кличкой животного? Верите ли вы, что имена собственные пишутся с маленькой буквы? Проверьте (+ + - - + -)
- Выставление отметок за урок. (по магнитам, с учетом критериев)
| Осуществляют самооценку. Определяют конечный результат своей работы на уроке.
| Понимают суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», учатся различать имена существительные собственные и нарицательные. Умение пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные». | Регулятивные: контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме. |
Рефлексивный этап
| Инициирует на самооценку, оценивание работоспособности и результативность работы. Подходит к концу наш урок. Пора подводить итог. - Какое задание для вас было более интересным? Почему? - Какое задание было трудным? Почему? Кто помог справиться? - Кого бы вы похвалили за урок и за что? - За что вы можете похвалить себя? Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке
| Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
|
| Регулятивные: осознает важность полученных знаний; понимает причины успеха или неуспеха учебной деятельности. Познавательные: осваивает начальные формы рефлексии. Коммуникативные: умеет полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание. Личностные: осознает важность полученных знаний; приобретает мотивацию к учебной деятельности. |
Домашнее задание | Комментирует домашнее задание (по выбору) 1. стр. 59 упр. 100 2. Придумать и записать небольшой рассказ о нашем городе.
| Принимают учебное задание |
| Личностные: осознает важность полученных знаний; приобретает мотивацию к учебной деятельности. |