Выступление «Структура индивидуального образовательного маршрута ученика основной школы»
Тема: « Структура индивидуального образовательного маршрута ученика основной школы .»
ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.
Большую роль играет индивидуальный подход к личности ребёнка — базовый принцип Федерального государственного образовательного стандарта. Основа - принцип приоритета интересов ребёнка . Исследователи обозначили формулой «быть на стороне ребёнка». Причину трудностей, испытываемых ребёнком в развитии, стоит искать как в личности ребёнка так и в окружающих его взрослых , несущих прямую ответственность за социальную среду, в которой растёт человек.
Дети, с которыми мы работаем, являются нашим достоянием. Актуальной задачей образовательного учреждения является выявление среди общей массы обучающихся одаренных детей и индивидуальная работа с ними. Выявление способных детей проводится на основе наблюдения, общения с родителями, изучения индивидуальных особенностей.
Определение индивидуальных особенностей ребенка - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка.
Для этого необходимо создать условия в рамках общеобразовательного учреждения, способствующие оптимальному развитию способностей ребенка. С этой целью учитель отбирает методы, формы и приёмы обучения на уроках, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности, творчества. Такая работа предполагает индивидуальные образовательные маршруты. Это тот путь (траектория), которую должен пройти ученик под руководством учителя в процессе познания определенного предмета. Проектирование и реализация ИОМ — систематическая самоуправляемая деятельность одаренного подростка при информационной поддержке преподавателя (за счет различных средств коммуникации). Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.
Индивидуальные образовательные маршруты проектируются и для проблемных детей, которые испытывают трудности в процессе усвоения общеобразовательной программы для школьников и нуждаются в коррекционной помощи специалистов; для воспитанников с ограниченными возможностями, детей-инвалидов; для одарённых детей с уровнем способностей, превышающим средние нормативные образовательные стандарты. Приступая к созданию индивидуального образовательного маршрута, педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его программе. Педагог , разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут должен действовать примерно по такой схеме:
определить уровень развития ребенка - диагностика (в т.ч. его качества и способности);
очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению;
определить время, которое должен затратить ребенок на освоение базовой и специальной программы;
определение роли родителей;
разработка учебно-тематического плана;
определение содержания;
определить способы оценки успехов ребенка.
Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с ребенком и его родителями определяет цели и задачи маршрута. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим ребенком определяется срок действия маршрута в соответствии с поставленными целями и задачами. Предусматривается участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком (Например, подготовка к проектной деятельности и др.).
Педагогу необходимо совместно с ребенком и родителями подобрать:
темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы ребенка, его возможности и поставленные цели.
методы работы с ребенком по индивидуальному образовательному маршруту и добавить их к традиционным методам из базовой программы.
Пояснительная записка к индивидуальному маршруту должна включать:
особенности развития ребенка;
описание способностей и потенциальных возможностей учащегося;
особенности организации образовательного процесса;
ожидаемые результаты;
критерии результативности;
формы и способы отслеживания результативности образовательного процесса.
Структура которой может быть такой: психолого-педагогическая характеристика ; цель индивидуального изучения курса; основное содержание, дополнительный дидактический материал; содержание, выносимое на самостоятельное изучение; планируемые результаты самостоятельной работы; график сдачи индивидуальных заданий и т.п.
В индивидуальном маршруте необходимо:
предложить подборку заданий определенной сложности (повышенной или упрощенной) в зависимости от особенностей развития детей и их возможностей;
представить тематику исследовательских или творческих проектов.
Компоненты индивидуального образовательного маршрута
целевой постановка целей получения образования, на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования ;
содержательный обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление цикличности .
технологический определение используемых педагогических технологий, методов, методик ,систем обучения и воспитания;
диагностический определение системы диагностического сопровождения ;
организационно - педагогический : условия и пути достижения педагогических целей.
Таким образом, технология создания индивидуального образовательного маршрута – это более или менее алгоритмизированный процесс взаимодействия педагога и обучающихся , гарантирующий достижение поставленной цели.
В ходе выполнения индивидуального образовательного маршрута может возникнуть необходимость его корректировки. Она производится преподавателем, тьютором и доводится до сведения ребенка и родителей. В случае, когда корректировка затрагивает существенные черты образовательного маршрута (отказ от выполнения модулей, затрагивающих инвариантную часть образования, существенное перераспределение учебного времени и т.п.), она должна утверждаться администрацией школы и согласовываться с родителями.