Проектирование индивидуального образовательного маршрута ученика с диагнозом СДВГ

3
0
Материал опубликован 25 December 2022 в группе


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8

Адрес:368500, РД.г. Избербаш ул. М. Гаджиева 64e-mail:izberg-school8mg@yandex.ru

Телефон 2-42-80.2-42-84

_____________________________________________________________________________










Проектирование индивидуального образовательного маршрута

ученика _________класса МКОУ СОШ №_____с диагнозом СДВГ








Автор: Насруллаева А.А., учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ№8»

Соавтор: Эльмирзаева И.О.-директор МКОУ «СОШ№8», Исмиева Р.М.- зам.дир. по ВР МКОУ «СОШ№8», Багомедова А.К.- зам.дир. по УВР МКОУ «СОШ№8», Муртузалиева З.А. - зам.дир. по УВР МКОУ «СОШ№8», Элдарова С.А. –социальный педагог МКОУ «СОШ№8»













Избербаш, 2022 г.

1.Пояснительная записка

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения разработан с учетом психофизического развития обучающегося________________________.

Данный индивидуальный образовательный маршрут (далее ИОМ) сопровождения обучающегося с СДВГ создан для решения проблемы психолого-педагогического сопровождения данного ребенка. ИОМ позволяет организовать воспитание, обучение и социализацию ребенка с учётом его психофизиологических особенностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуального образовательного маршрута сопровождения образования ребенка с ОВЗ. Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения направлен на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение проходит в классе.

1.2. Цель: создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (гиперактивность, дефицит внимания) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.

1.3. Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком и включенности участников психолого-педагогического сопровождения:

1) помощь (содействие) ребенку с ОВЗ в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);2) развитие психолого-педагогической компетентности ребенка с ОВЗ в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями;

3) психологическое обеспечение образовательных программ;

4) развитие учебной и познавательной мотивации;

5) развитие самостоятельности и самоорганизации.

Содержание индивидуального образовательного маршрута сопровождения определяют следующие принципы:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).



1.Класс: _______

2.ФИО ребенка:__________________

3.ФИО родителей (законных представителей):

Мать-___________________________

4.Отец –_________________________

5.Адрес: г.______________________

6.Контактный тел.: ______________

7.Статус ребенка – ребенок с СДВГ

8. Дата прохождения

9. Фактически реализуемая образовательная программа для обучающихся с СДВГ

10.Форма обучения – очная


2. Психолого-педагогическая характеристика ребёнка.

Ф.И. воспитывается в полной, благополучной семье. Он инвалид детства. В школе обучается с первого класса.

На основании представленного заключения врачебной комиссии _______________

____ от _______ обучение, ученика _______класса, в 2021-2022 учебном году организовано индивидуально на дому.

Общий вид ребенка: физически крепкий, осанка правильная.

Общий двигательный облик: ловкий, чаще двигательно-возбужденный, иногда бывает заторможен в действиях.

Словарь у ______________пассивный, фразовая речь нераспространенная. Тип речи: иногда отрывистый (крикливый).

Настроение изменчивое (от возбуждения до безразличия), меняется без видимых причин, при этом очень впечатлительный. Проявление чувств сильное, продолжительное.

Мальчик своенравный. Старается добиваться желаемого криком, истерекой, падает на пол, иногда проявляет агрессию, самоагрессию. Часто кричит, плачет, кружится, хохочет.

Представления об окружающем мире сформированы в рамках дефекта.

Во время уроков часто проявляет негативизм к учебным заданиям, отказывается выполнять задания (протест проявляется криками, перечеркиванием и разрыванием тетрадей. В учебной деятельности _________________проявляет интерес к изобразительной деятельности, у него очень хорошо развита мелкая моторика, искусно выполняет разного вида поделки. Предпочитаемый вид ручного труда – аппликация и лепка.

Мальчик не способен к волевому усилию. Раздражителен, «живет в своем мире». Самостоятелен в своих поступках. Проявляет упрямство, противодействие мнению окружающих под влиянием своего принятого решения, даже если оно заведомо нецелесообразно.

Работоспособность мальчики зависит от настроения. Внимание привлекается лишь интересными для нее предметами, фиксируется не долго. Доводит до конца только интересное для нее начатое дело. Нестарателен, допускает неряшливое исполнение заданий. Требует только индивидуального подхода и постоянного контроля со стороны взрослых.

3. Приоритетные направления обучения и воспитания:

Формирование личностных результатов;

базовых результатов;

предметно-практические действия;

навыков самообслуживания.

3.1. Личностные результаты освоения ИОМ:

1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


3.2. План мероприятий


п/п

Мероприятия

Дата

Участники


1.


Знакомство с родителями (законными представителями) обучающихся с СДВГ


01.09.2020

Классный руководитель


2.


Ознакомление с нормативной базой (сопровождение детей с СДВГ )


15.03.2021

Классный руководитель


3.


Предоставление среды для работы с детьми с СДВГ


01.04.2021

Психолог, педагоги,

специалисты,

родители, ребёнок



4.


Заполнение необходимой документации для работы с семьей


25.03.2021

Классный руководитель


5.


Составление индивидуальной работы с семьей специалистами (проведение диагностик, обследований, составление графика занятий)


25.03.2021


Педагоги, специалисты, психолог, родители



6.



Плановые встречи с родителями детей с СДВГ

1 раз в месяц

Психолог, педагоги,

специалисты,

родители



3.3. Участники образовательного процесса:

классный руководитель ___________

педагог-психолог ________________

учитель-логопед _________________

родитель _______________


4. Определение форм работы и методы работы

Упражнения для снятия мышечного напряжения

Игры на развитие произвольности

Упражнения  для  релаксации

Упражнения на развитие мелкой моторики рук



4.1. Методы и приёмы педагогического воздействия на ребёнка в

семье. Консультации по запросу родителей.

Отметим, что и сами педагоги без значительного опыта работы с детьми

с СДВГ не меньше родителей нуждаются в информировании и обучении. В

этой связи необходимо в первую очередь сформировать представление об

СДВГ как о проблеме преимущественно биологически опосредованной,

требующей внимания, такта, терпения, организаторских способностей и

особых педагогических походов. Немалое значение имеет не только

донесение информации о том, с каким именно ребёнком имеет дело педагог,

но и том, что есть пути решения возникающих у него в этой связи задач – как

известные, так и оригинальные, которые, возможно, придётся найти.

Чрезвычайно важной является мотивирующая задача информирования и

обучения, ориентирующая на формирование видения ребёнка не столько как

непреодолимой проблемы, от которой необходимо как можно скорее

избавиться, сколько как совокупность условий для роста педагогического

мастерства или его формирования и развития (что наиболее актуально, в

частности, для начинающих учителей). Конечно, важно создать впечатление,

что педагог в решении этой задачи не одинок, но будет работать в тесном

взаимодействии с другими коллегами – психологом, логопедом, социальным

педагогом и другими членами команды сопровождения, которая в том или

ином составе (как минимум, в форме психолого-медико-педагогического

консилиума) в настоящее время присутствует почти в каждой школе. Так же

очень важна актуальная административная поддержка, ориентированная на

поиск форм индивидуализации образовательного процесса, выработку

совместных с родителем решений о медицинской диагностике и лечении при

наличии соответствующих показаний (если это не было сделано к моменту

появления ребёнка в школе), решение ряда конфликтных вопросов и др.

Значимым разделом в программе обучения педагогов должна стать

практическая подготовка к решению актуальных задач организации

процессов обучения, воспитания и развития ребёнка с СДВГ, основным

содержание которой является освоение методов, способов и приёмов работы

с детьми – не только педагогического характера, но и психологической

направленности. В числе таких задач - построение эффективного

педагогического общения, профилактика и разрешение конфликтных

ситуаций в классе, методология поиска и выбора форм работы на уроке,

подходы к оперативной модификации плана урока при необходимости и т.д.

В качестве примера приведём учебный план Программы

внутришкольного обучения «Обеспечение условий организации и

осуществления образовательного процесса для преодоления СДВГ и

развития дефицитарных функций у обучающихся», разработанной и

апробированной О.В. Вашечкиной, Ю.А. Носовец и С.В. Ульяшиной.



4.2. Интеграция с другими специалистами

Работа с гиперактивным ребенком проходит комплексно:

После первичной диагностики на ПМПК специалисты совместно с воспитателями принимают решение о необходимости сопровождения данного ребенка и его направлении.

Психолог проводит просветительские беседы с воспитателями, логопедами, и другими сотрудниками, взаимодействующими с ребенком, разъясняя особенности его поведения.

Психолог знакомит сотрудников со способами эффективного взаимодействия с ребенком, проводит индивидуальные занятия.

Разрабатывает рекомендации для специалистов направленные на закрепление, полученных на индивидуальном занятии с психологом, знаний; обучения работать в команде, развитие произвольности, обучение ожидать своей очереди и т.д.

Дефектолог проводит специальную коррекционную работу по коррекции дефицита внимания

Невропатолог назначает медикаментозную терапию.

Воспитатели и другие специалисты делятся наблюдениями за ребенком и удачными или не удачными способами взаимодействия с ним.

Вне зависимости от организационной формы повышения квалификации

важную роль в обучении педагогов играют последующая методическая

поддержка и наставничество, в особенности со стороны коллег, которые уже

имеют успешный опыт работы с детьми с СДВГ и/или обучающимися из

других категорий с детей ограниченными возможностями здоровья и групп

риска. В особенности, учителей-дефектологов и учителей-логопедов (или

работающих в школе или приглашённых из учреждений, которые могут

выступить в качестве профильного ресурсного центра). Методическому

вооружению учителя поможет обсуждение текущих вопросов работы с

наставником и в ходе методических объединений, в особенности с

привлечением педагогов, имеющих опыт работы с детьми с ограниченными

возможностями здоровья, в частности, с детьми с задержкой психического

развития (в патогенезе которой также как и при СДВГ немалую роль играет

минимальная мозговая дисфункция и которая при церебрально-органическом

генезе также отличается парциальным нарушением деятельности коры

головного мозга). Однако прямой перенос тактики педагогической работы с

детьми с задержкой психического развития на работу с детьми с СДВГ при

этом не показан, поскольку клинико-психологические формы ЗПР

вариативны, а также потому, что поражение головного мозга при ЗПР все же

в большей степени затрагивает его базальные отделы, а при СДВГ – в первую

очередь лобные доли.

Для организации конструктивного взаимодействия с ребёнком даже

более полезным может оказаться опыт работы с поведенчески трудными

детьми (педагогически и социально запущенными, длительно

неорганизованными, недисциплинированными, воспитанными по типу

«кумира семьи» и т.п.).

Немаловажна и эмоциональная поддержка со стороны администрации и

коллег, поскольку даже при достижении определённого уровня

педагогического мастерства в работе с классом, в котором обучается ребёнок

с СДВГ, работа с ним требует от учителя серьёзных энергетических затрат

для сохранения самоконтроля и поддержания эффективной работы детского

коллектива, а также решения многочисленных содержательных

педагогических задач.



5. Определение форм оценивания успехов

Итоговая диагностика ребенка;

Беседы с родителями и учителями-предметниками


6. Карта формирования УУД у учащегося _______класса МКОУ «СОШ № »


Классный руководитель: __________________________


Показатели




Сроки мониторинга

Стартовый



Промежуточный

Итоговый

итог

2. Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

1

умение организовывать свое рабочее место под руководством учителя.





2

умение использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.





3

умение оценивать результаты своей работы.






ОБЩИЙ ИТОГ





Познавательные УУД

1

умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.





2

умение сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.





3

группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.






ОБЩИЙ ИТОГ





Коммуникативные УУД

1

умение отвечать на вопросы учителя.





2

умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.





3

умение соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.






ОБЩИЙ ИТОГ





3 б – устойчивое проявление (Высокий уровень), 2 б – частое проявление (Повышенный уровень), 1 б – эпизодическое

7. Педагогические наблюдения за учащимся с СДВГ на уроках ____

Учитель: _______________ Класс: ________Ученик: __________________

Наблюдения

Сформированность предметных навыков

Способность планировать свою деятельность

Умение делать выводы

Умение работать в группе

Владение устной речью

Входной мониторинг






Промежуточный мониторинг






Направления коррекции






Итоговый мониторинг






Анализ






Рекомендации на 2020-2021уч.г.






3 б. – устойчивое проявление (Высокий уровень), 2 б – частое проявление (Повышенный уровень), 1 б – эпизодическо


7.1. Основные ошибки в воспитании детей с гиперактивностью.

ошибки

содержание

Пути преодоления

1

Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходом (лечением)

Больше общаться с ребенком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры,часто беседовать «по душам»

2

Недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребенка

Составить список запретов (для ребенка) и четко ему следовать. Составить список (родителей для самих себя) , что должны проконтролировать родители сегодня, завтра, через неделю

3

Неумение воспитывать в детях и себе самом навыков управления гневом

См рекомендации «способы управления гневом»

4

Главная!!!

Отсутствие режима дня (учебы и отдыха) у ребенка и в самой семье

Составить и соблюдать режим дня (чередование отдыха, игр, учебы, прогулок и сна)

 ЧТО делать?

- Обеспечить наблюдение врача и прием прописанных лекарственных средств, строго по схеме.

- Обеспечить общий эмоционально- нейтральный фон развития и обучения

(нельзя как отрицательных, так и положительных перевозбуждающих факторов ни дома, ни в школе), снижение эмоционального напряжения ребенка (игровые методы обучения, нейтральные интонации в общении)

- единодушное воспитание и обучение (родители+педагоги+медики):

-развитие внимания, контроля поведения,

-отработка конкретных навыков поведения со взрослыми и детьми в конкретных ситуациях (хорошо-плохо)

7.2. «Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком

Постараться отвлечь ребенка от его капризов, переключаа его внимание.

Задать неожиданный вопрос, что-то сделать неожиданное (не то, к чему привык ребенок) - «взрыв шаблона».

Выслушать то, что хочет высказать ребенок.

Попросить ребенка высказать бысто-быстро и теми же словами свою просьбу много раз, только спокойным тоном.

Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в момент «капризничанья».

Оставить в одиночестве (если это безопасно для здоровья ребенка!)

Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.

Не читать нотации (дети все равно их не слышат!)

8. Профилактическая работа с гиперактивным ребенком

1.Заранее договариваться с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т.д.

2.Об истечение времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, телефонный таймер или памятка, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.

3.Вы работать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.

4.Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения дома, в школе.                                                                                             

                                               

Приложение 1

«Взаимодействие родителей с гиперактивными детьми»

(синдром дефицита внимания с гиперактивностью, гипердинамический синдром)

Основными проявлениями гиперактивности являются дефицит активного внимания, импульсивность и повышенная двигательная активность. Причины появления данного синдрома в настоящее время окончательно не установлены.

В поведении ребенка данный синдром проявляется повышенной возбудимостью, непоседливостью, разбросанностью, расторможенностью, отсутствием сдерживающих начал, чувством вины и переживания. Про таких детей иногда говорят, что они «без тормозов».

Поскольку своевременно не выявленная гиперактивность в дальнейшем может стать причиной школьной неуспеваемости, проявления неадекватного поведения, нужно обращать особое внимание на детей раннего возраста, демонстрирующих признаки этого синдрома. Но диагноз гиперактивности имеет право поставить только врач.

В зависимости от особенностей ребенка врач может порекомендовать либо сбалансированное питание, либо витаминотерапию, либо медикаментозное лечение. Но только медикаментозная помощь не сможет адаптировать ребенка к окружающим условиям, привить ему социальные навыки. Поэтому в работе с гиперактивным ребенком необходим комплексный подход.

В. Оклендер в работе с гиперактивными детьми рекомендует использовать два основных приема: сглаживание напряжения и следование за интересами ребенка.

Снять напряжение ребенку помогают занятия с глиной, крупой, песком, водой, рисование с помощью пальцев. Кроме того, взрослый может следовать за интересами ребенка, наблюдая, что его увлекает в данный момент, что притягивает его интерес. Например, если ребенок подходит к окну, взрослый делает это вместе с ним и пытается определить, на каком предмете остановился взгляд ребенка, и старается удержать внимание малыша на этом предмете, подробно описывая детали предмета.

Р. Кэмпбелл считает, что основными ошибками взрослых при воспитании гиперактивного ребенка являются: - недостаток эмоционального внимания, подменяемого медицинским уходом; - недостаток твердости и контроля в воспитании; - неумение воспитывать в детях навыки управления гневом.

Если между взрослым и ребенком налажен эмоциональный контакт, гиперактивный ребенок проявляет гиперактивность в гораздо меньшей степени. «Когда таким детям уделяют внимание, слушают их и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то обраэом свети до минимума симптомы своей гиперактивности» - В. Оклендер.

Коррекционную работу с такими детьми можно проводить в рамках игровой терапии. Но так как гиперактивные дети не всегда воспринимают границы дозволеного, следует обращать особое внимание на ограничения и запреты, вводимые в процессе занятий с ребенком. Их следует делать спокойным, но вместе с тем уверенным тоном, обязательно предоставляя ребенку альтернативные способы удовлетворения его потребностей. Например: «Выливать воду на пол нельзя, но если ты хочешь купать куклу, давай мы посадим ее в таз».

Неоценимую помощь оказывают релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт, т.к. они способствуют лучшему осознанию малышом своего тела, а впоследствии помогают ему осуществлять двигательный контроль. Например, родитель вместе с ребенком ложатся на ковер и двигаются по нему, лучше под спокойную музыку: перекатываются, ползают, «борются». Если ребенок маленький, то родитель может положить ребенка себе на живот и выполнять произвольные движения и поглаживания. Дети быстро успокаиваются, ощущают безопасность, расслабляются и доверяют себя взрослому. Можно, сидя на ковре (родитель сидит позади ребенка), делать следующее упражнение: родитель берет попеременно руки и ноги ребенка и выполняет ими плавные движения. Можно таким образом играть в мячь, держа руки ребенка в своих руках. Таким образом развивается эмпатия, ребенок получает удовольствие от взаимодействия с родителем, доверяет ему, чувствует его поддержку.

Иногда гиперактивность сопровождается вспышками агрессии, вызванными постоянным недовольством окружающих и огромным количеством замечаний и окриков. Родителям необходимо выработать эффективную стратегию взаимодействия со своим ребенком. Когда родители наблюдают за своим ребенком, активно включаясь в совместные игровые действия, они начинают лучше понимать потребности своего ребенка и принимать его таким, какой он есть.

Родители должны понять, что ребенок ни в чем не виноват и что бесконечные замечания и одергивания ребенка приведут не к послушанию, а к обострению поведенческих проявлений гиперактивности. Родителям нужно научиться сдерживать бесконечный поток замечаний. Для этого родители и другие близкие люди, которые живут вместе с ребенком, в течение дня записывают все замечания, которые были сделаны ребенку. Вечером взрослые зачитывают список и обсуждают, какие из замечаний можно было не делать, отмечая те из них, которые привели к усилению деструктивного поведения ребенка.

Многие родители жалуются, что их дети – «с мотором», никогда не устают, чем бы они не занимались. Однако это не так: излишняя активность ребенка после эмоционального перенапряжения, непоседливость могут быть проявлением общей ослабленности мозга. Поэтому необходимо строить распорядок дня таким образом, чтобы не перегружать ребенка, и четко соблюдать этот распорядок дня. Чтобы предотвратить перевозбуждение, такой ребенок должен ложиться спать в сторого определенное время, как можно меньше смотреть телевизор, особенно перед сном. Поскольку гиперактивный ребенок спит мало и беспокойно, желательно вечером перед сном погулять с ним, или заняться чем-то спокойным.

В целях безопасности ребенка родители должны установить определенные запреты. Запретов должно быть немного, и они должны быть четко и кратко сформулированы. Запрет для детей раннего возраста может состоять из 2-3 слов, например, «горячо, утюг». Для детей дошкольного и младшего школьного возраста запрет должен содержать не более 10 слов.

Гиперактивные дети в силу своей импульсивности не могут долго ждать. Поэтому все поощрения, обещанные ребенку взрослыми, надо предоставлять им сразу, иначе ребенок будет ежеминутно напоминать взрослым об обещании, что может вызвать ответную негативную реакцию со стороны родителей.

Гиперактивному ребенку трудно контролировать свое поведение, поэтому нельзя требовать от него одновременно быть внимательным, неподвижно сидеть и не перебивать взрослого. Например, во время чтения сказки родитель может дать ребенку возможность занять свои руки игрушкой и вставлять реплики.

Гиперактивные дети не всегда адекватно воспринимают родительскую любовь, поэтому им в большей степени, чем другим, необходима уверенность в безусловной родительской любви и принятии.





Приложение 2

СПИСОК ВОПРОСОВ ДЛЯ БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ 
ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

 Характерны ли для ребенка нервные движения (раскачивание ногой и др.)?

 Каковы особенности протекания беременности родов?

  Каковы особенности раннего развития ребенка?

 Верно ли то, что ребенок показывает в обучении результаты которые явно ниже его способностей?

Есть ли в семье другие дети?

Является ли ребенок чрезмерно экспрессивным?

Подчиняется ли ребенок правилам, инструкциям?

Бывают ли у ребенка депрессивные состояния?

 Нравится ли ребенку, когда появляются новые вещи? Хватает ли он их сразу?

Легко ли ребенок приходит в состояние гнева?

 Какая ведущая рука у ребенка?

 Есть ли в семье родственники склонные к депрессиям, алкоголизму, к употреблению наркотиками?

 Легко ли отвлечь ребенка от выполнения задания?

Часто ли меняется настроение ребенка?

 Трудно ли ребенку справиться со своим гневом? Умеет ли он контролировать свой гнев?

 Когда ребенок слушает, заняты ли чем-то его руки (лепит что-то, чертит линии)?

 Любит ли ребенок смотреть телевизор?

 Агрессивен ли ребенок? Какая агрессия проявляется чаще: 
вербальная или невербальная?

  Насколько хорошо развита у ребенка координация движений?

 Трудно ли ребенку приступить к занятиям?

Является ли ребенок аллергиком?

Страдал ли кто-то из членов семьи ребенка синдромом дефицита внимания?

 Беспокоен ли ваш ребенок?

  Часто ли ребенок отказывается выполнять просьбы, требования взрослых?

 Имеет ли ребенок привычку лгать?

 Каков уровень самооценки ребенка?

 Способен ли ребенок длительное время ждать вознаграждения?

 Есть ли в семье другие гиперактивные дети?

 Как ребенок реагирует на замечания взрослых?

 Часто ли ребенок забывает выполнить поручения взрослых?

 Характерна для ребенка роль «клоуна» в группе?

 Страдает ли ребенок нарушением сна?

 Как долго спит ребенок?

Каков уровень развития мелкой моторики ребенка?

Приложение 3

«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком

 Отвлечь ребенка от его капризов.

 Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).

 Задать неожиданный вопрос.

 Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).

 Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.

 Не приказывать, а просить (но не заискивать).

 Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).

 Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою    просьбу (нейтральным тоном).

 Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.

 Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).

 Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.

 Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).

Приложение 4. Ребенок повел себя агрессивно: что делать?

Причина

Поведение

Что делать

Лидерство (темперамент, авторитарный стиль воспитания; реже — неуверенность в себе)

Несогласие на роль «второго плана», агрессивные притязания на лидерство

Просить о помощи и публично благодарить, но при этом твердо требовать соблюдения правил

Гиперактивность (неспособность Адаптироваться к среде; завышенные требования)

Беспричинные приставания, драки, порча имущества, вспыльчивость

Обратиться к психологу, стремиться сформировать правильную картину мира

Демонстративность (дефицит внимания и любви)

Поведение рассчитано на зрителя

По возможности игнорировать плохое поведение и поощрять хорошее; если наказания не избежать, объяснить его объективной необходимостью

Тревога (неосознанная тревога гнетет подростка)

 

Обычно агрессия направлена «в пространство» (негативизм, раздражительность) или самого себя (переедание, попытки заглушить тревогу играми и т.п.)

Помочь справиться с тревогой; часто требуется помощь специалиста

Заниженная самооценка(ненависть к тем, кто его унижает, часто не имеющая реальных оснований)

Вспыльчивость, обидчивость

Нельзя ругать или высмеивать такого подростка, надо помочь ему поверить в себя

Завышенная самооценка (уверенность в своей «гениальности»)

Ярость, если его исключительность подвергается сомнению, удовольствие от издевательств над слабыми

Требуется помощь психолога и, вероятно, психиатра


Во-первых, педагог не должен «заражаться» настроением ребенка или подростка. Помните: надо беречь себя, свои нервы. Не следует сразу реагировать на поведение дошкольника, если агрессивное поведение не слишком ярко выражено. При слабых проявлениях агрессии игнорирование — наиболее приемлемый способ «первой помощи». К проблеме стоит вернуться позже (после занятия, в конце дня) и обсудить ее с ребенком спокойно и доброжелательно.

Следует признать право ребенка на реакцию в такой ситуации. Это можно проговорить («Я понимаю твою обиду, гнев…»), выслушать ребенка, а потом переключить его внимание на что-то другое.

Если же агрессия ребенка не является оправданной, то следует указать на это, но спокойно и исходя из предположения, что ребенок — хороший, добрый, дисциплинированный человек. Можно, например, сказать: «Ты добрый мальчик и умеешь держать себя в руках. Но сейчас твое поведение нетерпимо. Ты хочешь меня обидеть?».

Если конфликт происходит при свидетелях, психологи советуют попытаться свести в их глазах вину ребенка к минимуму: «Наверное, ты не выспался. Может быть, тебе нехорошо, ты приболел?». Необходимо сохранить репутацию ребенка или (особенно!) подростка, это наш союзник в борьбе с агрессивным поведением.

По этой же причине нельзя требовать от подростка буквального и немедленного исполнения требований педагога. Лучше предложить компромисс.

Вообще, необходимо вести себя так, чтобы продемонстрировать неагрессивное поведение, правильную реакцию на раздражитель, умение держать себя в руках, искать компромиссы и решать проблемы адекватными способами.





Краткий справочник детской агрессивности

Чего нельзя делать?

Вот список того, что нельзя ни в коем случае позволять себе, общаясь с агрессивным ребенком или подростком.

Нельзя «заражаться» агрессией от дошкольника: кричать, угрожать, принимать агрессивные позы, говорить сквозь зубы; наверное, нет смысла напоминать, что рукоприкладство и оскорбления недопустимы.

Не стоит переходить на издевательский или насмешливый тон, демонстрировать пренебрежение, допускать сарказм и унижения, высмеивать или передразнивать.

Абсолютно бессмысленно читать нотации — ребенок их не слышит и не слушает; впрочем, и угрозы наказания не помогут, лишь еще больше обозлят школьника и придадут ему ореол героя в глазах некоторых его приятелей.

Не надо вовлекать в конфликт тех, кто в него пока не вовлечен, апеллировать к мнению других детей, сравнивать агрессивного дошкольника с ними.

Не дадут положительного результата и попытки давить своим авторитетом («Пока что я здесь учитель, как сказал, так и будет!»), резкие приказы, невыполнимые требования, бескомпромиссность; попытка подкупа только ухудшит положение.

Общаться с агрессивным ребенком трудно, корректировать его поведение — длительная и нелегкая задача, но она по плечу.


 Ожидаемые результаты:
1. Повысится уровень социальной компетентности.
2. Сформируются навыки рефлексии и эмпатии, что приведет к сокращению эгоцентрических установок.
3. Снизится  уровень  агрессивных и импульсивных поведенческих реакций, проявляемых ребенком в группе сверстников.
4. Повысится уровень произвольности всех психических процессов:
      восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения.
5. Расширится, уточнится и активизируется  словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках  лексических проектов. Повысится эффективность коррекционно-логопедической работы.
 
Оценка результатов:
Оценка эффективности результатов определяется в течение года путем проведения   диагностики  промежуточной и в конце года.  Определением уровня готовности ребенка к переходу к следующему обучаемому звену.
 

Заключение

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении. Он в полной мере позволяет реализовать принцип индивидуализации, который состоит в том, что дошкольник, способен идти своим путем, целенаправленно осваивая то, что именно для него является приоритетным, опираясь на его сильные стороны, природные склонности и способности.

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности.


Используемая литература

Абазян Е., Полякова А., Хмелевская И. «Как составить индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка». // Журнал «Справочник педагога-психолога». 2018. - №2. – с. 22 – 31.

Власенко, Ю.И., Игумнова В.В., Железнова Е.Р., Кирюшкина А.Н. «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с особыми образовательными потребностями» // Журнал «Дошкольная педагогика». – 2017.-№4.- с. 49-57.

Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей. Самара: Издательский дом"Бахрах-М",2008

Максимова А. «Гиперактивность и дефицит внимания у детей – Ростовн/Д.: Феникс, 2006.

Стротюк А. Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика,

коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам». – М.: ТЦ Сфера, 2002.
6. Заваденко Н.Н. «Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания». – М., 2000.
















Рецензия

Предлагаемое методическое пособие ориентировано на оказание помощи педагогам образовательных учреждений в организации и содержании работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) школьного возраста. В разработке изложены ключевые положения теории гиперактивных расстройств, методологические и методические ориентиры педагогического, психологического и логопедического сопровождения с примерами техник (игр, упражнений) развития дефицитарных функций. Уделено внимание также ряду значимых аспектов работы с родителями детей с СДВГ и сопровождению педагогов. Методические рекомендации снабжены списком использованной авторами и рекомендуемой литературы, содержание которой окажет содействие расширению теоретических и практических знаний специалистов, работающих с гиперактивными детьми.

Ценность данного индивидуального образовательного маршрута состоит в том, что он позволяет каждому, на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений, неповторимой технологии деятельности.

Обучение школьников по данному образовательному маршруту позволяет:

усилить поисково-исследовательский, проблемный характер предметного содержания обучения в рамках образовательных областей;

создать условия для профилизации обучения, формировать Портфолио учащегося;

сосредоточить контрольно-оценочную деятельность учащихся на анализе и оценке способов и результатов собственной самостоятельной работы;

перевести контрольно-оценочную деятельность учителя, во-первых, на помощь в освоении учащимися способов учения, во-вторых, на фиксацию исключительно достижений учащихся.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации