Проектирование индивидуального образовательного маршрута как одно из условий самосовершенствования деятельности педагога
Пояснительная записка к презентации
Проектирование индивидуального образовательного маршрута
PPTX / 702.97 Кб
Слайд №1
Проектирование индивидуального образовательного маршрута как одно из условий самосовершенствования деятельности педагога
Слайд №2
Эффективность научно-методического сопровождения педагогического персонала на сегодняшний день оказалась существенно зависимой от возможности наполнения этого сопровождения новыми методами, формами, технологиями, способными обеспечить рост профессиональной компетентности специалиста, адекватный меняющимся условиям деятельности и соответствующий тенденциям развития современного образования. Особое значение приобретает использование технологий сопровождения персонала образовательных учреждений (далее - ОУ), стимулирующих профессиональный рост и совершенствование педагогов, обеспечивающих овладение инновационным опытом, повышающих уровень адаптации к меняющимся условиям деятельности.
Одной из таких технологий выступает индивидуальный образовательный маршрут (далее - ИОМ). На сегодняшний день в педагогической науке уже сделаны шаги в исследовании возможных типов индивидуальных образовательных траекторий педагогов, основанных на мотивационной сфере и образовательных потребностях.
ИОМ педагога целесообразно проектировать на основе личных образовательных потребностей, специфики методической проблемы, над которой работает педагог, особенностей проблематики профессионального сообщества, членом которого он является, потребностей конкретного ОУ.
Технология ИОМ решает в первую очередь группу профессиональных задач проектирования и осуществления профессионального самообразования.
Слайд №3
ИОМ педагога представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу позиции субъекта выбора, разработки и реализации личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении научно-методического сопровождения его профессионального развития. Целью и соответственно результатом реализации ИОМ любого типа является развитие профессиональной компетентности педагога. За основание для классификации ИОМ педагога в нашем ОУ был принят характер деятельности педагога, в процессе которой развивается профессиональная компетентность. Соответственно были выделены такие типы маршрутов: "Исследовательская деятельность", "Проектная деятельность", "Вхождение в профессиональную деятельность", "Профессиональные достижения" и др.
Слайд №4
При проектировании ИОМ педагогам оказывается консультативная помощь и предоставляется информация о возможностях методической работы в ОУ для развития профессиональной компетентности и возможностях обучения и развития профессиональной компетентности вне ОУ (курсовая подготовка в системе повышения квалификации, городские методические сообщества, виртуальные предметные педагогические сообщества, семинары известных ученых и практиков, открытые мероприятия, форумы, фестивали, дистанционное обучение, электронные ресурсы и т. п.). Характерными чертами ИОМ является то, что в нем полнее отражаются личные образовательные потребности педагога, большее место отводится самообразованию и развитию профессиональной компетентности в контексте профессиональной деятельности, т. е. педагог предстает сформировавшимся субъектом развития своей профессиональной компетентности.
Слайд №5
В ИОМ отражаются три основных направления деятельности по развитию профессиональной компетентности педагогов в соответствии с уровневой моделью методического процесса ОУ:
1. Самообразование педагога.
2. Деятельность педагога в профессиональном сообществе.
3. Участие педагога в методической работе ОУ.
Согласно обозначенным направлениям деятельности и типу ИОМ, определяются содержание, формы, методы работы педагога по развитию профессиональной компетентности на текущий учебный год.
Слайд №6
Самообразование педагога реализуется через работу с научной и методической литературой, посещение и взаимопосещение занятий, самодиагностику, курсы повышения квалификации, самостоятельное освоение новых образовательных технологий, выполнение исследования (дипломного, диссертационного), разработку проекта и т. д. Занимающийся самообразованием педагог имеет возможность получить необходимую помощь и поддержку у консультантов-специалистов (педагог-психолог, методист, сетевой координатор) и консультантов-универсалов (заместитель директора по научно-методической работе, научный руководитель, сотрудники вузов, учреждений системы повышения квалификации).
Деятельность педагога в профессиональном сообществе осуществляется через руководство или участие в работе профессиональных сообществ ОУ (методическое объединение, творческая экспериментальная группа и др.), а также работу в городских и окружных профессиональных педагогических сообществах.
Слайд №7
Карта ИОМ педагога
Участие в методической работе на уровне ОУ предполагает прохождение корпоративного обучения. Корпоративное обучение осуществляется как через традиционные формы развития профессиональной компетентности (семинары, лекции, педагогические советы, круглые столы), так и через технологии развития профессиональной компетентности с использованием активных методов обучения (проектировочные семинары, решение профессиональных задач, деловые и ролевые игры, дебаты, дискуссии, анализ видеоматериалов, тренинги). Взаимообучение и развитие профессиональной компетентности педагогов происходит через различные формы презентаций педагогического опыта (открытые уроки, мастер-классы, презентации на педагогических советах и семинарах, проектную деятельность, участие в создании банка научно-методических разработок).
Продвижение по ИОМ фиксируется в карте ИОМ (таблица) по четвертям с указанием того, что конкретно сделано по реализации каждого из направлений деятельности.
Карта индивидуального образовательного маршрута педагога по развитию профессиональной компетентности
Направления деятельности (уровень методической работы ОУ) |
Содержание деятельности |
Результат как педагогический продукт |
Субъективные достижения (отношение к результату) |
Формы презентации достижений |
|||
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
||||
Самообразование (персональный уровень) |
|
|
|
|
|
|
|
Работа в профессиональном сообществе (командный уровень) |
|
|
|
|
|
|
|
Участие в методической работе ОУ (организационный уровень) |
|
|
|
|
|
|
|
В графах, отражающих результативность реализации ИОМ за текущий год, фиксируются:
- достижения педагога по каждому из направлений деятельности в виде конкретного педагогического продукта (сценария праздника, пакета педагогических диагностик, методических рекомендаций, технологических карт, статей, разработок занятий и т. д.);
- субъективное отношение к достигнутым результатам (рефлексия процесса достижения и достигнутого результата по каждому из направлений деятельности в виде эссе или монографического самоотчета);
- формы презентации полученных достижений, в т. ч. планируемые, с указанием места и времени презентации.
Результативность реализации ИОМ педагогов составляет основу для раздела "Достижения" личного портфолио педагога и отражается в портфолио ОУ.
В современных условиях компетентность педагога в сфере профессионального самообразования основана на умениях определять сферу профессиональных интересов; выявлять проблемы и затруднения в профессиональной деятельности и определять способы их решения, проектировать свой ИОМ. Проектирование и реализация собственного ИОМ становится для педагога ситуацией "проживания инноваций" и способствует подготовке к решению актуальной профессиональной задачи проектирования ИОМ обучающихся.