" Техника чтения или чтение с увлечением"
Техника чтения или чтение с увлечением
Я. А. Коменский пишет письмо к учителю сына:
«Если можете, научите его интересоваться книгами... И дайте ему также свободное время, чтобы он мог поразмыслить над извечными тайнами: птицами в небе, пчелами в лучах солнца и цветами на зеленых склонах холма. Когда он будет в школе, научите его тому, что намного почетнее потерпеть неудачу, чем смошенничать... Постарайтесь дать моему сыну силу не следовать за толпой, когда все примыкают к победившей стороне... Научите его выслушивать всех людей, однако научите его также все то, что он слышит, рассматривать под углом истины и отбирать только хорошее. Научите его не слушать воющую толпу, но встать и сражаться, если он считает себя правым.
Обращайтесь с ним мягко, но без излишней нежности, потому что только испытание огнем дает стали высокое качество. Научите его всегда иметь высокую веру в себя, потому что тогда он всегда будет иметь высокую веру в человечество».
Первое о чём просит Я.А. Каменский учителя своего сына – «Если можете, научите его интересоваться книгами...» Как вы думаете почему? Ответ очевиден… Интересующиеся книгами люди, другими словами – читающие люди. А кто такие читающие люди? Это те, кто овладел техникой чтения, процессом чтения, тот, кто умеет выполнять действие «читать».
Толковый словарь С.И. Ожегова даёт такое определение слову «читать»:
1. Воспринимать что-либо написанное или напечатанное буквами или другими письменными знаками, произнося вслух или воспроизводя про себя.
2. Уметь воспринимать, понимать что-либо написанное, напечатанное.
3. Знакомиться с содержанием чего-либо написанного или напечатанного.
4. Знать, понимать какие-либо обозначения, знаки.
Слово «читать» имеет несколько значений:
1. Переносное - по каким-либо внешним признакам распознавать, угадывать что-либо.
2. Произносить вслух написанное или напечатанное, обычно наизусть или имея текст перед глазами.
А с точки зрения психологии, чтение — это сложный процесс, затрагивающий различные функции мозга человека. Во время чтения мозг кодирует символы, переводит их в буквы, буквы — в слова, слова — во фразы и так далее. Параллельно с этим происходят познавательный и аналитический процессы. В процессе чтения участвует и память человека.
Процесс чтения можно разделить на три фазы:
1. Восприятие текста. Человек воспринимает текст как нечто целостное.
2. Понимание текста, его общей идеи. Человек воспринимает текст через призму собственного образования, мировоззрения и так далее.
3. Разработка собственной смысловой нагрузки текста. Человек вкладывает свой собственный смысл в прочитанное.
Из выше указанных определений можно с полной уверенностью сказать, что чтение – это развитие и постоянное движение вперёд; это успешность; это фактор духовно-нравственной культуры. Вот почему Я.А. Каменский первым делом попросил учителя сына научить его интересоваться книгой.
Педагоги пришли к выводу: если ребёнок на первом году обучения не научился читать, его интерес к обучению угасает.
Предлагаю «методический материал» собранный мной и используемый за годы работы по развитию беглого, выразительного и осознанного чтения на уроках и во внеурочной работе. Предлагаемый материал поможет учителю преодолеть проблемы, связанные с детским чтением.
Педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившиеся читать в начальной школе, к 7-8 классу читают всё хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствия к нему интереса приводит к тому, что интеллектуальная деятельность ухудшается. Ученики медленно читают условие задач, упражнений, забывают их суть до того, как начнут выполнять. Многие понятие, о которых они должны иметь представление, им просто не известны и не интересны.
Интерес к чтению, желание читать, что не говори, а формируется в семье. Если ребёнок растёт и развивается в обстановка, где в полугодовалом возрасте (как только он научился сидеть) мама ему показывает книжицу с яркими картинка и нежно рассказывает потешку, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, то он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть из книг. Из такого ребёнка вырастет увлечённый читатель.
Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, когда объём учебного материала увеличивается во много раз. Кроме того, в процессе чтение совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность.
Согласно ФГОС НОО, чтение – это общеучебный навык, без него невозможно овладеть другими дисциплинами. Формирование у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения, является фундаментом всего последующего образования, и главным образом, возможность усвоения предметов гуманитарного цикла.
Скорость чтения является самым важным фактором, влияющим на успеваемость. Доказательством служит такой пример: в 9-м классе домашнее задание на один день в среднем составляет примерно восемь страниц учебника или 6500 слов. Разделим 6500 слов на 90 (минимальную норму чтения) и получим приблизительно 72 мин. Но при подготовке заданий многим школьникам, чтобы усвоить материал, необходимо прочитать его не менее трёх раз, а это уже составит 216 мин., или 3,5 ч. Ещё прибавим затраты времени, требуемые на выполнение письменных заданий, что составляет примерно 2-2,5 ч. В сумме получим около 6 ч., которые необходимы подростку для самостоятельной работы дома. Не забудем о 7-8 ч., проведённых в школе. При этом не было учтено время на внеклассную работу. Получается, что рабочий день школьника длится почти 14 ч. Таким образом, многие школьники обречены на неуспеваемость до тех пор, пока их не научат элементарному - читать.
Работа над техникой чтения – процесс длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без её освоения учение в старших классах будет затруднено.
С чего начинаю я? С увлечения, конечно же, развития у детей желания читать. Стараюсь увлечь собственным чтением рассказов, сказок, стихотворений. В это мне помогает линия УМК Л.А. Ефросининой по литературному чтению (1-4), «Начальная школа XXI века». В программе по литературному чтению один час в неделю отводится на урок «Слушание», когда учитель сам читает художественное произведение, а после проводится совместный анализ прослушанного. На этих же уроках учимся определять жанр, тему произведения, через рисования обложки произведения. Эта работа нравится ребятам, она позволяет увидеть произведение целостно. Как опыт показывает, в четвертом классе работая с текстом литературного произведения у детей не вызывает трудностей определение жанра, темы того или иного произведения.
А ещё очень привлекательным является для детей посещение творческого объединения «Кукольный театр» «Детский секрет» в раках внеурочной работы класса.
Кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, благотворно воздействует на зрителей.
Кукольный театр располагает целым комплексом средств. Художественные образы- персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое, в силу образно – конкретного мышления младшего школьника, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Чтобы сыграть в театр нужно познакомиться с текстом произведения. Как? Прочитать. И на занятиях мы читаем, распределяем роли, отрабатываем выразительное чтение за столом, учим наизусть, работаем с ширмой.
Содержание рабочей программы «Кукольный театр»
№ | Наименование темы | Общее количество часов | Теория | Практика | |
| |||||
1 | Вводные занятия | 1 | 1 | | |
2 | Образ театрального героя (куклы) | 2 | 1 | 1 | |
3 | Театр кукол. Голова куклы, театральный занавес, ширма, афиша | 2 | 1 | 1 | |
4 | Выбор спектаклей-сказок для постановки, распределение ролей | 3 | 2 | 1 | |
5 | Отработка выразительного чтения роли, репетиции за столом. Отработка дикции | 13 | | 13 | |
6 | Изготовление кукол | 8 | 3 | 5 | |
7 | Обучение соединения действия куклы со словами своей роли. Закрепление методики кукловождения на ширме | 14 | 2 | 12 | |
8 | Отработка всего спектакля в целом | 15 | | 15 | |
9 | Театральная программа, буклет, костюм театрального персонажа. | 3 | 1 | 2 | |
10 | Постановка спектаклей-сказок. Последующее их обсуждение | 6 | 3 | 3 | |
11 | Анализ всех поставленных спектаклей. Итоги работы за год | 1 | 0.5 | 0.5 | |
| ИТОГО ЧАСОВ: | 68 | | |
Важны фактором в формировании навыка чтения является «стимул увлечения». На протяжении 9 лет реализую проект «МояЧиталочка». Он имеет четыре этапа, по годам обучения.
1 этап. В первом классе дети обучаются без оценок, поэтому для них очень важно поощрение: за каждое дополнительное чтение – звёздочка, пять звёздочек приз.
2 этап. Со 2 класса мы заводим обычную тетрадь в линию и называем её «Моя читалочка». Во втором классе можно воспользоваться чтением одного для всех произведения.
Пример: Дети получили письмо от Буратино. «Внимание! Внимание! Дорогие ребята 2 «Б» класса школы МБОУ «СШ №41»! Я, Буратино, очень хочу побывать в вашем классе и школе. Для этого вы все должны прочитать книгу обо мне. Она называется «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Её написал Алексей Николаевич Толстой. После прочтения книги мы утроим викторину, и, конечно, будут призы. Мои условия:
читать каждый день не менее и не более 30 мин;
записывать в «Читалочку»;
сдавать «Читалочку» ежедневно.
Вперёд, друзья! Буратино».
Дети прочитывают сказку, записывая время чтения в тетрадь «Читалочка». После прочтения книги всеми учащимися, проводится викторина.
Со 2 класса учу детей свои трудом (дополнительны чтением) «зарабатывать деньги». Мы определили, что за каждый дополнительно прочитанный рассказ или сказку ребята получают 5 «читалочей». «Читалочи» мы вырезали из бумаги («банкноты» достоинством 5,10,15 и 20 «читалочей»). Каждую неделю дети начитывают дома произведения (они берутся их из рубрики «Книжная полка» учебника по литературному чтению и по желанию) и в понедельник сдают «Читалочки на проверку». Я расписываюсь и выдаю зарплату в «читалочах». В конце тетради «МояЧиталочка» приклеен карман - кошелёк, куда дети и складывают «читалочи». В конце года (апрель месяц) в классе проводится «Ярмарка-распродажа» призов, где каждый ученик может купить себе любой предмет за собственные деньги – «читалочи». Призы- книги, школьные принадлежности.
3 этап. Примером «стимула увлечения» в первом полугодии третьего класса является благодарственное письмо родителям, а для этого нужно получить 100 пятёрок. Каждая «5» ставится за 30 мин. дополнительного чтения. Во втором полугодии работаем за дипломы 3, 2, 1 степени. Условие: дополнительное чтение каждый день по 30 мин., пропуск называется «штрафом» (необходимо восполнить пропущенное чтением в выходной день). К этому времени ученики уже читают бегло, начинается осознанное чтение. Над выразительностью работаем на уроках и ТО «Кукольный театр».
4 этап. В четвертом классе продолжаю приучать детей к «зарабатыванию денег». Мы определили, что 30 мин чтения равны десяти классным «читалочам». Каждую неделю дети начитывают дома время и в понедельник по ведомостям получают зарплату в «читалочах». В конце года также проходит «Ярмарка-распродажа» призов, где каждый ученик может купить себе любой предмет за собственные деньги – «читалочи».
Родители обучающихся – активные помощники в развитии беглого выразительного и осознанного чтения у детей. У них есть обязанность – регулярно контролировать и делать записи в дневнике «Читалочка», который ведётся с первого по четвёртый класс. В неё родители или дети записывают время ежедневного дополнительного чтения.
Для того чтобы ребёнок наглядно видел свой рост в овладении техникой чтения, рекомендую родителям чаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом. Следует вооружиться часами и секундной стрелкой, книжкой с крупным шрифтом и лёгким текстом. Пусть ребёнок читает ровно одну минуту. Затем нужно подсчитать, сколько слов (включая союзы и предлоги) он успевает прочесть за это время. К своему «росту по чтению» ребёнок будет относиться столь же ревностно, как к меткам его роста на двери. Важно оценивать только технику чтения. Часто родители требуют от ребёнка 6-7 лет пересказать прочитанное, а он не может, т.к. была дана только команда «Прочитай». При оценке недостаточно общих слов: «хорошо», «молодец», «уже быстрее». Ребёнку будут понятнее более конкретные оценки («Целых 20 слов в минуту!Замечательно!», «В марте было 40, а сейчас 43 слова в минуту!» и т.п.). Необходимо отмечать рост, сравнивать сегодняшние результаты со вчерашними, радоваться каждому шагу вперёд, каждому успеху.
Есть разные точки зрения на необходимую скорость чтения. В программе начальных классов на момент окончания обучения записан норматив 90-100 слов в минуту. Некоторые авторы считают, что к этому времени ученики должны уметь читать 120 сл./мин. Другая точка зрения принадлежит В. А. Сухомлинскому. В своей книге «Разговор с молодым директором школы» он писал, что беглое, нормальное чтение – это чтение в темпе 150-300 слов в минуту. Если даже взять за основу нижнюю цифру этих рекомендаций (150сл./мин.), то и тогда эта точка зрения не совпадает с первой. Чтобы выяснить обоснованность тех или иных рекомендаций, учёные, занимающиеся проблемой техники чтения, сопоставили успеваемость учащихся 6-8-х классов (отличников, хорошистов, троечников) со скоростью чтения этих же учащихся в третьем классе. Что же выяснилось? Те, кто стал отличником, читал к концу третьего класса в среднем 150 слов в минуту, хорошисты - 120 слов, троечники – 80-90. Следовательно, если мы хотим, чтобы наши дети занимались преимущественно «на отлично», мы должны выполнять рекомендации В.А. Сухомлинского.
Научившись читать, ребёнок открывает для себя мир большой литературы. Особое место в ней занимают сказки. Сказка – первая ступен6ька вхождения в страну знаний, в мир культуры. Сказки приходят в дом тогда, когда в нём появляется малыш. Однако, для того чтобы сказка принесла небольшую пользу ребёнку, с ней можно поиграть, тем самым сделать помощником в развитии ребёнка. Есть много сказок, которые помогут детям мыслить, логически разовьют воображение, речь и т.д. Для развития логического мышления можно использовать сказки Д. Биссета («Всё кувырком», «Забытый день рождения» и др.), Д. Родари («Зоопарк историй», «Приключения Чиполлино», «Голубая стрела»), В.Г. Сутеева, Д.И. Хармса, А.Н. Толстого.
Когда у ребёнка начнут возникать вопросы о разных предметах, явлениях, зарождаться интересы, увлечения – самое время познакомить его с научно-популярной литературой. Благодаря чтению таких книг ребёнок развивается.
№п/п | ФИО ученика | Класс, четверть/кол-во слов в мин. | |||
| | 1 класс | 2 класс | 2 класс | 2 класс |
Конец года | 1 четв. | 2 четв. | 3 четв. | ||
1 | Агафонов Михаил | 45 сл. | 78сл. | 80 сл. | 106 сл. |
2 | Алиева Фатима | 53 сл. | 99 сл. | 97 сл. | 114 сл. |
3 | Анохина Кира | 8 сл. | 19 сл. | 24 сл. | 39 сл. |
4 | Ашихмина Виктория | 103 сл. | 145 сл. | 147 сл. | 152 сл. |
5 | Бабий София | 18 сл. | 52 сл. | 47 сл. | 66 сл. |
6 | Бондаренко Анна | 47 сл. | 70 сл. | 82 сл | 84 сл. |
7 | Белов Артём | 16 сл. | 50 сл. | 61 сл. | 89 сл. |
8 | Ветров Иван | 35 сл. | 68 сл. | 76 сл. | 88 сл. |
9 | Загидуллин Ратмир | 20 сл. | 47 сл. | 70 сл. | 89 сл. |
10 | Ибрагимов Рушан | - | - | 82 сл. | 106 сл. |
11 | ИлембетоваАлия | 19 сл. | 52 сл. | 61 сл. | 80 сл. |
12 | Касперович Евгения | 37 сл. | 84 сл. | 84 сл. | 106 сл. |
13 | Коваль Тимофей | 24 сл. | 72 сл. | 68 сл. | 73 сл. |
14 | Кудин Дмитрий | 19 сл. | 60 сл. | 78 сл. | 80 сл. |
15 | Ложеницина София | 18 сл. | 42 сл. | 53 сл. | 91 сл. |
16 | МаматоваАделина | 34 сл. | 77 сл. | 81 сл. | 85 сл. |
17 | Мельник Мария | 36 сл. | 99 сл. | 101 сл. | 104 сл. |
18 | Новиков Самуил | 43 сл. | 80 сл. | 90 сл. | 112 сл. |
19 | Подгорный Гордей | 44 сл. | 101 сл. | 98 сл. | 103 сл. |
20 | Подскрёбышева Стефания | 26 сл. | 58 сл. | 60 сл. | 60 сл. |
21 | Пономарёва Роза | 37 сл. | 78 сл. | 75 сл. | 103 сл. |
22 | Салимов Мухаммад | 50 сл. | 83 сл. | 81 сл. | 80 сл. |
23 | Сафронова Роза | 48 сл. | 99 сл. | 95 сл. | 115 сл. |
24 | Соловьёв Влад | 25 сл. | 36 сл. | 50 сл. | 66 сл. |
25 | Шандер Ирина | 36 сл. | 67 сл. | 80 сл. | 108 сл. |
26 | Шилов Владислав | 35 сл. | 57 сл. | 66 сл. | 79 сл. |
Результатом совместной работы «учитель-родитель-ученик» является итоговое собрание родителей и детей, на котором каждый ребёнок представляет список прочитанных за год книг и получают книгу в подарок.
Используя, в своей работе, вышеизложенные приёмы формирования умения читать с увлечением, представляю достигнутый результат работы.
Ведомость учёта техники чтения учеников 2 «Б» класс
Согласно критериям техники чтения во 2 классе (на конец года 60-90 слов в мин.), на конец 3 четверти в классе только 1 ученик не прочитал 60 слов в минуту. 11 человек читают свыше 100 слов в минуту.
С первого класса разучены, поставлены и показаны дошкольникам, воспитанникам МБДОУ № 28, ученикам начальной школы спектакли: «Подарок маме», «Усатый полосатый» (С. Маршак), «Мой друг зонтик», «Зимовье зверей», «Игрушки» (А.Л. Барто). Пальчиковый спектакль «Котята» (С. Михалков). Теневой театр «Принцесса и Людоед» (Г. Сапгир). А также ребята бывали в гостях у других классов с «живой газетой» на тему «Белый Мишка», «Письмо Деду Морозу». Учащиеся 2 «Б» класса принимают участия в международных (Арт центр «Твоё искусство» Касперович Евгения, стихотворение Альвины Матросовой «Мам, поиграем», диплом 2 степени ), всероссийских ( акция « Читаем вместе с актёрами театра» Коваль Тимофей и Новиков Самуил «Птичья школа» Б. Заходер, театрализованная постановка была включена в плейлист лучших работ, городских, школьных конкурсах чтецов. Класс в этом учебном году полным составом принял участие в городском конкурсе «Белые Журавли», с песней «Военная фуражка», удостоен дипломом 2 степени.
Чтобы ребёнок полюбил чтение, очень важно создать его собственную домашнюю библиотеку. Это может быть рабочая библиотека, помогающая в повседневном учебном и внеучебном труде; словари, энциклопедии, научно-популярная литература, периодические издания и др. Вторым вариантом станет приобретение прочитанных любимых книг и разделение их на группы «книги-друзья», «книги-помощники», «книги-собеседники».
Мы не останавливаемся на достигнутом, впереди ещё много работы!
Следуем рекомендациям В.А. Сухомлинского.
В приложении 1 представлена памятка для родителей «Рекомендации по развитию техники чтения у детей».
Приложение 2 включает упражнения на развитие беглого, выразительного и осознанного чтения.
Приложение 1
«Рекомендации по развитию техники чтения у детей»
Памятка для учителей и родителей обучающихся
1.Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Паять устроена так, что запоминает не то,что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Поэтому, если ы хоти довести какие-либо умения до автоматизма, лучше упражняться короткими порциями, но чаще. Домашняя тренировка в чтении должна проводиться тремя-четырьмя порциями.
2.Если ребёнок не любит читать, необходим режим щадящего чтения: ребёнок читает 1-2 строчки, потом отдыхает. Такой режим формируется автоматически, когда ребёнок просматривает диафильмы: прочитал две строчки под кадром, посмотрел картинку-отдохнул. Следующий кадр- опять две строчки прочитал, затем посмотрел картинку. Этот приём вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.
3.Использование жужжащего чтения. При обычной методике учитель обычно опрашивает за урок не более 10 учеников. При этом каждый из них упражняется в чтении 1-2 минуты. При жужжащем чтении время увеличивается. Ученики читают вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарища, каждый со своей скоростью в течении 5 минут.
4.Яркие впечатления перед сном укрепляют вкус к чтению. Дело в том, что последние события дня фокусируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Поэтому маленьким детям перед сном рассказывают сказку.
5.Очень полезно читать на ночь, лёжа на животе. Единственное условие- хорошее освещение. Позвоночник принимает расслабленную позу и отдыхает.
Приложение 2
Упражнения на развитие беглого, выразительного
и осознанного чтения
Зрительные диктанты по методике И.Т. Федоренко
Проведение зрительных диктантов по методике И.Т.Федоренко способствует формированию навыка беглого чтения, развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографической зоркости.
Наиболее эффективным, на мой взгляд, является написание зрительных диктантов уже в первом классе, когда перед учителем актуально стоит задача формирования у учащихся навыка чтения.
Методика проведения зрительных диктантов такова.
Материал для проведения диктантов включает в себя 18 наборов из 6 предложений. Особенность в следующем: если первое предложение содержит всего 2 слова – 8 букв, то последнее предложение 18 –го набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ученик может запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из 8 – 9 слов.
На экране показываю 5 предложений одного из наборов и закрываю остальные. Потом сдвигаю вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ученики в течение определённого времени (оно указано в таблице в секундах) читали про себя, стараясь запомнить это предложение. По истечении времени предложение закрывается, и ученики записывают в специальные тетради для зрительных диктантов.
После записи учащимися первого предложения показываем второе. После указанного времени ученики записывают и его. Затем так же пишут все предложения из набора. На это уходит примерно от пяти до восьми минут времени. Диктанты пишут в тетрадях, так как работа ведётся несколько дней, пока ученики не будут справляться с написанием достаточно легко.
Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если проводить их эпизодически, работа будет бесполезной и целей не достигнет.
Предлагаю вниманию коллег один из текстов для проведения зрительных диктантов по описанной выше методике. Если сравнить предлагаемые тексты с наборами И.Т. Федоренко, то может показаться, что они сложные. Но при постоянном использовании упомянутой выше методики учащиеся с лёгкостью пишут предложения при достаточно небольшом времени экспозиции.
Зрительные диктанты
Диктант 1
№ | Текст | Количество букв | Время экспозиции |
1 | Двор чист. | 8 | 4 |
2 | Маша шила. | 8 | 4 |
3 | Идёт дождь. | 9 | 4 |
4 | Рома пишет. | 9 | 4 |
5 | Я иду в лес. | 8 | 4 |
6 | Мама мыла. | 8 | 4 |
Диктант 2
№ | Текст | Количество букв | Время экспозиции |
1 | Лето жаркое. | 10 | 5 |
2 | Журчат ручьи. | 11 | 5 |
3 | Блестит роса. | 11 | 5 |
4 | Лес зеленеет. | 11 | 5 |
5 | Сено скошено. | 11 | 5 |
6 | Выпала роса. | 10 | 5 |
Диктант 3
№ | Текст | Количество букв | Время экспозиции |
1 | Лиса рыла нору. | 12 | 6 |
2 | Маша была мала. | 12 | 6 |
3 | Мы были в парке. | 12 | 6 |
4 | Там липы и дубы. | 12 | 6 |
5 | Мама мыла раму. | 12 | 6 |
6 | Сова – ночная птица. | 13 | 6 |
Диктант 4
№ | Текст | Количество букв | Время экспозиции |
1 | Солнце светит. | 12 | 6 |
2 | Повеяло весною. | 13 | 6 |
3 | Март – утро года. | 12 | 6 |
4 | Грачи прилетели. | 14 | 6 |
5 | Я пасу козлёнка. | 13 | 6 |
6 | В лесу красиво. | 12 | 6 |
Диктант 5
1 | Заря деньги даёт. | 14 | 7 |
2 | Лиха беда начало. | 14 | 7 |
3 | По работе и плата. | 14 | 7 |
4 | Мир – золотая гора. | 14 | 7 |
5 | Два одному - рать. | 14 | 7 |
6 | Бой отвагу любит. | 13 | 7 |
Диктант 6
№ | Текст | Количество букв | Время экспозиции |
1 | Один в поле не воин. | 15 | 8 |
2 | Весна днём красна. | 15 | 8 |
3 | Без труда нет плода. | 16 | 8 |
4 | Дело мастера боится. | 17 | 8 |
5 | Без дела слабеет сила. | 18 | 8 |
6 | Делу – время, потехе – час. | 18 | 8 |
Диктант 7
№ | Текст | Количество букв | Время экспозиции |
1 | Вот деревенский луг. | 17 | 6 |
2 | Мы тут любим гулять. | 16 | 6 |
3 | Здесь растут тополя. | 17 | 6 |
4 | Они стройные и высокие. | 19 | 6 |
5 | На тополях гнёзда грачей. | 21 | 6 |
6 | Осенью грачи улетают на юг. | 22 | 6 |
Диктант 8
№ | Текст | Количество букв | Время экспозиции |
1 | Миша с отцом пошли в лес. | 19 | 6 |
2 | Их ждала грибная удача. | 19 | 6 |
3 | Сначала лес был редкий. | 19 | 6 |
4 | Потом сосен стало много. | 20 | 6 |
5 | Они стали собирать грибы. | 21 | 6 |
6 | Мама похвалила грибников. | 22 | 6 |
Диктант 9
№ | Текст | Количество букв | Время экспозиции |
1 | Пчёлы опыляют растения. | 20 | 5 |
2 | Сегодня у пчёл много дел. | 20 | 5 |
3 | Цветы акации богаты мёдом. | 22 | 5 |
4 | Пчёлы торопятся собрать. | 21 | 5 |
5 | Они работают с утра до вечера. | 23 | 5 |
6 | Труд кормит, а лень портит. | 21 | 5 |
Диктант 10
№ | Текст | Количество букв | Время экспозиции |
1 | Жизнь дана на добрые дела. | 21 | 4 |
2 | Срубил дерево – посади два. | 21 | 4 |
3 | Каждому мила своя сторона. | 22 | 4 |
4 | Поспешишь – людей насмешишь. | 23 | 5 |
5 | Белые руки любят чужие труды. | 23 | 5 |
6 | Кто спит весною, плачет зимою. | 24 | 5 |
Диктант 11
№ | Текст | Количество букв | Время экспозиции |
1 | Всякая работа мастера хвалит. | 23 | 5 |
2 | Всякое дело за себя постоит. | 23 | 5 |
3 | Добрый портной с запасом шьет. | 25 | 5 |
4 | Одна книга тысячи людей учит. | 24 | 5 |
5 | Ученье — свет, а неученье — тьма. | 23 | 5 |
6 | Коли в мае дождь – будет и рожь. | 23 | 5 |
Диктант 12
№ | Текст | Количество букв | Время экспозиции |
1 | Глаза страшатся, а руки делают. | 25 | 4 |
2 | Муравей не велик, а горы копает. | 25 | 4 |
3 | За один раз дерева не срубишь. | 24 | 4 |
4 | Москва - столица нашей России. | 24 | 4 |
5 | Пушкин – великий русский поэт. | 24 | 4 |
6 | Гагарин - первый космонавт в мире. | 27 | 7 |
Диктант 13
№ | Текст | Количество букв | Время экспозиции |
1 | Кто в слове скор, тот в деле спор. | 30 | 5 |
2 | Грамоте учиться всегда пригодится. | 30 | 5 |
3 | Ласточки низко летают – дождь обещают. | 31 | 6 |
4 | Не одежда красит человека, а добрые дела. | 33 | 6 |
5 | Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий. | 33 | 6 |
6 | Как в марте зима ни злится, а весне покорится. | 33 | 6 |
Диктант 14
№ | Текст | Количество букв | Время экспозиции |
1 | Полынь – это многолетнее растение. | 28 | 5 |
2 | Серебристый цвет степи придаёт полынь. | 33 | 6 |
3 | В народе говорят: «Горький запах полыни». | 31 | 6 |
4 | На Руси знали о целебных свойствах полыни. | 35 | 6 |
5 | В период цветения полыни собирают листья и корни. | 41 | 7 |
6 | Сухой март, а май мокрый делают хлеб добрый. | 35 | 5 |
Диктант 15
№ | Текст | Количество букв | Время экспозиции |
1 | У постели в колыбели братик маленький лежит. | 37 | 6 |
2 | Он лежит, не кричит, только носиком сопит. | 33 | 5 |
3 | Я его слегка качаю, тихо песню напеваю. | 31 | 5 |
4 | Напеваю «баю-баю» и, бывает, засыпаю. | 27 | 4 |
5 | Входит мама и смеётся: «Кто из вас скорей проснется?» | 41 | 7 |
6 | Крапивницы залетели в сараи и заснули до весны. | 39 | 5 |
Диктант 16
№ | Текст | Количество букв | Время экспозиции |
1 | Золото добывают из земли, а знания из книги. | 35 | 5 |
2 | Чтоб в почёте быть, надо труд свой полюбить. | 35 | 5 |
3 | На чужой сторонушке рад и родной воронушке. | 36 | 5 |
4 | Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой. | 38 | 6 |
5 | Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. | 44 | 6 |
6 | Чужим хлебом да чужим умом долго не проживёшь. | 38 | 6 |
Диктант 17
№ | Текст | Количество букв | Время экспозиции |
1 | Бабочки издавна привлекали внимание человека. | 40 | 6 |
2 | По разнообразию окраски бабочки вне конкурса. | 39 | 6 |
3 | Бабочки олицетворяют собой красоту природы. | 38 | 6 |
4 | Они напоминают нам о том, что жизнь быстротечна. | 39 | 6 |
5 | Живите, радуйтесь и дарите радость другим. | 35 | 5 |
6 | Дневные бабочки активны днём, а ночью они отдыхают. | 42 | 6 |
Диктант 18
№ | Текст | Количество букв | Время экспозиции |
1 | Мы живём на берегу прекрасной русской реки Волги. | 41 | 5 |
2 | На берегах этой реки стоят замечательные города. | 41 | 5 |
3 | Разнообразен животный и растительный мир России. | 42 | 5 |
4 | Волга одна из самых полноводных и красивых рек России. | 45 | 6 |
5 | Очень важно нам беречь и охранять природу родного края. | 46 | 6 |
6 | Изучаем природу нашего родного края на уроках в школе. | 45 | 6 |
Многократное чтение
После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано детьми, им предлагается в течение минуты читать текст. Каждый ученик отмечает, до какого слова он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. При этом ученик снова отмечает до какого слова он дочитал и сравнивает с первым результатом. Увеличение темпа вызывает у ученика положительные эмоции, им хочется читать ещё раз. Однако, более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше на этом кусочке текста организовать ещё одно упражнение – скороговорки.
Чтение в темпе скороговорки
Чтение в тепе скороговорки предназначено для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности не предъявляются. Зато повышены требования к чёткости произношения, проговаривания всех окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. После этого упражнения на том же отрывке проводится чтение с переходом на незнакомую часть произведения.
Чтение с переходом на незнакомую часть текста
Ученикам даётся задание читать знакомый отрывок, но уже в необходимом темпе, выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста в то же темпе. Это сложно, но если проводить ежедневно три таких упражнения, то длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.
Упражнение «Буксир»
Вариант 1. Учитель читает вслух, увеличивая скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем.
Вариант 2. Учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, а дети продолжают читать.
Упражнение «Голова и хвост»
Учитель или ученик начинает читать предложение, дети должны быстро его найти и продолжить чтение.
Упражнение «Первый и последний»
Чтение первой и последней буквы в слове, первого и последнего слова в строчке, первого и последнего слова в предложении.
Упражнение «Найди целое».
На доске записано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах указанное предложение.
Упражнение «Сканирование».
За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.
Упражнение «Развитие широкого поля зрения»
Вариант 1. Учитель называет букву алфавита, ребёнок находит её и показывает пальцем или карандашом. Потренируйтесь, пусть ребёнок запомнит расположение букв. Замерьте время нахождения всех букв алфавита.
Вариант 2. Ученик должен, зафиксировав взгляд в центре таблицы, найти все буквы алфавита. Перемещать взгляд нельзя. Глаза устремлены в центр! Ребёнок сначала показывает букву карандашом, а потом, глядя в центр, находит букву мысленно.
Вариант 3. Ребёнок смотрит только в центр таблицы, стараясь видеть её всю, находит букву «а», затем «аб», «абв», «абвг» и т.д. С каждым разом скорость нахождения букв должна увеличиваться.
З | Б | Н | Д | Й | Р | О |
К | Ц | Т | Ф | Ж | Ю | Е |
Я | М | Ш | | С | У | Б |
Ч | Т | Э | В | П | Щ | Х |
И | Л | Е | Ы | А | З | Ъ |
Таблица Шульте
Это одно из самых эффективных упражнений для развития мозга, внимания, концентрации и для ускорения визуального поиска.
Она состоит из случайно расположенных чисел (с одной стороны карты) и букв (с другой стороны карты). Чтобы работать с таблицей нам понадобятся карточки с заданиями таблицы Шульте. Начинаем с цифр. Заданий 3 вида:
Отметить по возрастанию некоторые цифры
Отметить по убыванию некоторые цифры
Отыскать цифры по порядку от 1 до 40
Отыскать цифры по порядку от 40 до 1
Далее можно переходить к другой стороне карты, где представлены буквы.
Таблица Горбова – Шульте
Это усложнённый вариант таблицы. Здесь ячейки н поле выделены двумя цветами- красны и чёрным. Ребёнку предстоит находить сначала минимальное число в чёрной ячейке, потом максимальное число в красной ячейке, потом и снова минимальное в чёрной и т.д. Например, ребёнку нужно найти цифру 1 на чёрном, затем цифру 40 на красном. Далее цифру 2 на чёрном, цифру 39 на красном и т.д. Карта двусторонняя, что даёт занятия вариативность.
Анаграммы
Это слова с разбросанными буквами. Эти задания можно найти в карточках. Они помогают натренироватьзрительную память и внимания. Задача – прочитать вслух слово и найти его анаграмму (выбрать один из трёх вариантов ответа). Самого ответа нет. Например, перед нами слово КОТ и анаграммы - КТО, ТИК, КТИ. Верная анаграмма – КТО.