Доклад на тему «Казачья народная песня в казачьей школе как путь сохранения и развития культурных традиций»

14
0
Материал опубликован 2 November 2018 в группе

"Казачья народная песня в казачьей школе  как путь сохранения и развития культурных традиций."

Сл. 2

В историко - песенном репертуаре забайкальцев выделяются две группы:

Региональные исторические песни забайкальцев и Песни забайкальских казаков;
В своем докладе я буду представлять опыт работы с песнями второй группы, т.е., с казачьими .

Сл. 3
Здесь можно выделить 2 тематических пласта:
1.Песни о военной службе.
2. Песни на общеказачьи темы.

Сл. 4

Песни о военной службе казаков не отличаются разнообразием образов и мотивов. И это оправданно самой тематикой. Намного богаче и интереснее представлена группа песен на общеказачьи темы. Здесь можно выделить следующие сюжеты:

Сл. 5

а) песни об умирающем казаке (за Аргунью рекой», «Как во поле, полюшке ёлочка стоит», «Вы туманы ли , туманушки»)
б) страдания матери по убитому сыну («Во Казани было дымно»
в) об уходе казака на службу («Не сокол летит в поднебесье»)
г) о тяготах военной службы («Трудна, трудна казаченькам..», «Соберёмся мы, ребятушки», «Батальонный не зевает»)

Сл. 6

д) строевые казачьи песни («Ой, весело жить», «Молодцам- казакам не о чем тужить»)
е) тоска по родине ( «Сторона моя, сторонушка», «О чём задумался, служивый?»)
ж) о патриотизме, о самоотверженном героизме («Забайкальские казаки сдревле были молоды»)
е) о возвращении со службы («Скакал казак через долину», «Ехали со службы казаки домой» и т.д. )
и) песни – письма с фронта («Любезный друг, тебя осведомляю», «Не плачь, моя мамаша»)

Сл. 7

Характеристика песен данного тематического цикла выражает чувства и настроения казаков, переживания и впечатления, типические явления, эпизоды, и, попутно, отдельные наиболее памятные события.

Сл. 8

Историко- песенный репертуар забайкальских казаков учащиеся изучают в преподаваемых мною занятиях факультатива «Духовная культура казаков» и занятиях внеурочной деятельности под названием- «Казачьи напевы». Целью данных курсов является знакомство с казачьей песней как средство изучения культурных традиций казаков.

Сл. 9

Интерес к казачьей песне возник у меня ещё до того , как наша школа стала казачьей. Так, 12 сентября 2010 года, на открытии в школе музея истории Забайкальского казачьего войска в репертуаре школьной вокальной группы уже были народные казачьи песни. Этот день можно считать стартом развития казачьей песни в нашей школе.

Сл. 10,11

С присвоением школе статуса «казачья» мною был создан фольклорный коллектив учащихся, репертуаром которого стали казачьи народные песни. Несмотря на то, что в коллективе были дети разного возраста, их всех объединила общая идея – интерес к возрождению и сохранению песенного творчества казаков.

Сл. 12,13

В приобщении детей к народной культуре казаков большое место занимают народные праздники и традиции, которые помогают детям вступить в фольклорный мир, формируют представление об обычаях и обрядах.

Поэтому фольклорная группа является постоянным участником различных школьных мероприятий и концертов, празднований дат казачьего и народного календаря,

Сл 14 ,15,16 

а также участниками и призёрами практически всех вокальных конкурсов муниципального и регионального уровня.

Сл. 17

Также дети регулярно принимают участие в народных праздниках, организованных в нашем селе.

Сл. 18

Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях, развивают творческие способности, учат бережному отношению к родному краю, своим предкам, истории народа. Народные и казачьи праздники - это возможность объединить детей и взрослых общей целью, дать почувствовать радость общения, радость совместного творчества.

Сл. 19

И огромную роль в этом играет народная казачья песня! В нашей школе на праздниках она звучит в исполнении детей и учителей.

Например, учителя в праздник Покрова вышли на защиту своего блюда «Казачья папаха» с казачьей удалой песней!

Сл.20

В проведении праздников по народному календарю обыгрываются и казачьи обряды. Это очень нравится детям, в этом с удовольствием участвуют и взрослые. И здесь обязательно звучит задорная казачья песня, сопровождаемая удалой казачьей пляской!

Сл. 21,22

Традиционно все народные казачьи праздники заканчиваются общим хороводом учащихся и педагогов школы.

Сл. 23

В 2014- 2015 г.г в школе работала краевая базовая опорная площадка по теме "Влияние государственного общественного управления на развитие социального партнёрства в условиях казачьей кадетской школы".
В организованных за это время праздниках и мероприятиях народного и казачьего календаря фольклорная группа принимала активное участие, знакомя стажеров с народной казачьей песней.
Со дня существования нашей казачьей школы казачья народная песня является неотъемлемой и обязательной частью воспитательного процесса.
С её помощью дети приобщаются к духовному миру своих предков, проникаются любовью и уважением к народному песенному творчеству. Мы уже не представляем свою школьную жизнь без казачьей песни.
Она звучит и на уроках музыки, и на внеклассных, общешкольных мероприятиях, народных праздниках и концертах.

Сл. 24

В 2017 г была проведена предметная Неделя искусства под названием «Возродим мы род казачий, дух казачий не забыт!», цель которой- продолжить изучение истории и традиций казачества через  знакомство с культурой  казаков, воспитывать уважение   к памяти  поколений.

Сл.25

В рамках проведения Предметной недели учащимися 7 кл. был оформлен исследовательский проект на тему: «О чём поёшь казачья песня».

Сл.26,27

А в заключительном мероприятии ученики с 5 по 11 кл. представили исполнение казачьих народных песен.
Казачья народная песня – визитная карточка нашей фольклорной группы в районных творческих конкурсах.
Мы с гордостью можем утверждать, что наша школа ,единственная в районе является не только исполнителем, но хранителем и пропагандистом народной казачьей песни. К нам обращаются представители культуры района
для представления района в разных мероприятиях и конкурсах, связанных с казачьими традициями и культурой.

Сл. 28

Так, в феврале 2018 г. в Нерчинском краеведческом музее был организован первый историко-краеведческий квест: «Мой край – Забайкалье: Нерчинск».

Сл. 29,30

Фольклорная группа и учащиеся - кадеты, учителя- воспитатели, нашей школы представляли инсценировку, исполнение казачьей песни, фланкировку на площадке квеста- "Забайкальское казачество"

Сл. 31

Казачья песня звучала на благотворительном концерте в специальной (коррекционной) школе- интернате пос. Урульга Карымского района в 2014 г.

Сл. 32,33, 34

- Краевых конкурсах "НАША ШКОЛА -НАШ УСПЕХ" и
«Дополнительное образование детей: мир открытых возможностей»;
-В проходивших в нашей школе в рамках III Нерчинских и VII Забайкальских Образовательных Рождественских чтений

Сл. 35

К теме народной казачьей песни обращаемся в научно-исследовательской деятельности. В Муниципальной НПК в разные годы были представлены исследовательские работы по темам:
"Песня, прошедшая через века" (песня «Ой, то не вечер») и «Люди искусства- выходцы из казачьих семей». Обе работы стали призёрами.

Сл. 36

Актуальность темы моего опыта работы заключается в том, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные и казачьи традиции, праздники. У детей формируется интерес к казачьей песне, праздничной культуре, к истории своего народа.
Народная песня - это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее. Она помогает заглянуть в себя, понять — кто мы есть и откуда.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.