12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Калашник Инна Владимировна19

Тип урока: урок открытия новых знаний.  

Цель урока: Сформировать умение писать имена собственные с заглавной буквы,  актуализировать способность к использованию изученного правила на письме.

Знания:

- знать правила  правописания собственных имен с заглавной буквы.

Умения:

-научатся распознавать имена собственные;

-писать имена собственные с заглавной буквы;

-применять полученные знания при выполнении заданий.

Планируемые образовательные  результаты:

Метапредметные:

Познавательные УУД:

-целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать необходимые действия;

адекватно оценивать свои достижения;

Коммуникативные УУД:

-слушать собеседника и понимать речь других;

-принимать участие в работе парами ;

-оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

- слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- осуществлять совместную деятельность в парах.


Личностные:

-положительного отношения к урокам русского языка;

- становление мотивационной основы учебной деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;


Задачи:

  1. Создание  условий  для ознакомления с правилами  правописания заглавной буквы в собственных именах.
  2. Познакомить с понятием собственные имена. Развивать умение писать имена собственные с заглавной буквы.
  3.  Обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ; способствовать обогащению словаря учащихся на уроке.
  4.  Формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи.
  5. Содействовать развитию орфографической зоркости.


Технологии:

ТРКМ, технология проблемного обучения, технология продуктивного оценивания.





















                                                         Ход  урока

1. Мотивационно-ориентировочный этап.

Прозвенел уже звонок

Начинается урок. 

В путешествие пойдем

В чудный город попадем.

2.  Актуализация знаний .

- Сегодня мы отправимся в путешествие.  Отправляясь в путешествие, мы возьмем с собой наши знания, умения и дружбу .

Путешествие можно совершить и пешком и на транспорте. А на каком транспорте мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Братцы в гости снарядились,

Друг – за другом уцепились,

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок.          (Паровоз)

Мы с вами отправляемся в путешествие.

 Звучит музыка отрывок из м/ф «Паровозик из Ромашкова»

 Мы попали в страну, которой нет на обычных картах. А что это за страна вы узнаете, если увидите слова , которые спрятались на буквенной дорожке .

1.МСТЮСТРАНАЬБДЮ                             ( белые карточки.)

2.ДШГЕЗАГЛАВНЫХЬЮЛБ

3.ИАМВБУКВТЦЕНЯ

(СТРАНА  ЗАГЛАВНЫХ  БУКВ)       на доске.

-Кто являются  хозяевами этой страны?

-Значит  мы будем соблюдать правила  этой страны.

-Когда на письме мы используем написание заглавных букв? (начало предложения, имена людей)

 Тема урока: «Заглавная буква в именах собственных».

-Как вы понимаете значение слова  собственное?  (мое,личное: имя,фамилия и т.д.)

Цель урока:

-узнать  и закрепить правило написания заглавной буквы в  собственных именах.

Работать мы с вами будем по определенному  плану ,а  задания  приготовили  таинственные  жители этой страны . Угадав эти буквы и выполнив  все  задания мы увидим результат нашего урока.

3. Чистописание. План работы на доске.

Работа в тетради  (число)

Положу тетрадь наклонно.
Ручку правильно держу.
Пишу чисто и красиво.                          Дети говорят хором.
Думаю и  не спешу.

1.-Угадайте,  какая буква приготовила вам задание? С этой буквы начинается слово , которое будет отгадкой.

В школе сложная программа,
Но всегда поможет… (Мама)

-Какой звук слышите в начале слова? (м)

2. Задание  ( карточка с буквой М) .

- Найдите одинаковый звук в словах:

 Миша, магазин , Мухтар, мама, Мурзик, Марина.

- Какой это звук? (Согласный, звонкий, непарный.)

- Какой буквой этот звук обозначается на письме? (Буквой «эм».)

- Сегодня на чистописании  мы будем работать над написанием заглавной буквы   эм.

Показ образца и самостоятельная работа уч-ся.

Оценивание своей работы.

4.Повторение изученного.       ( карточка с буквой О)

-Угадайте, о какой букве идет речь?

В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.

-Что вы можете рассказать про эту букву? (обозначает гласный звук, ударный или безударный, твердость согл.)

–Какие слова относятся к теме нашего урока? ( Миша, магазин , Мухтар, мама, Мурзик, Марина)

Эти слова собственные имена.

-А на какие группы теперь можно еще разделить эти слова? (имена,клички)

Марина                   Мухтар                     

Миша                       Мурзик  

-поставить ударение (С/Р)

-разделить на слоги

Вывод: имена людей, клички животных пишутся с заглавной буквы.                   ТАБЛИЦА.

Самостоятельная работа.

Карточка зеленая :

 1.Прочитай текст. Исправь ошибки в именах людей и кличках животных .

 (СЛАЙД 2)-ПРОВЕРКА

 У мурки родились котята. ира  и оля  дали им клички. Котят назвали пушок и барсик..

5. ФИЗМИНУТКА   «Семья»  (ПАЛЬЧИКОВАЯ)

Раз, два, три, четыре   (хлопки  в ладоши)
Кто живет  у нас в квартире?     (повороты  в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре,  пять      (Хлопки в ладоши)
Всех  могу пересчитать;     (указательным  пальцем пересчитывают)

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и  вся моя семья!

6. Изучение нового материала. Метод проблемного обучения.    

-О чем  говорилось  в физминутке?

-Как вы понимаете слово семья? (ответы детей)

Группа близких родственников (муж, жена, родители, дети и т.п.), живущих вместе.

- Какими  должны быть члены  семьи?

Угадайте слово –отгадку.

Люблю я маму, папу и всю свою семью. О чем любимым людям я часто говорю?? (О любви).

-Назовите звук, с которого начинается это слово.

-Какой буквой он обозначается?

Задание.(карточка с буквой  Л ).                

Карточка-оранжевая.

  МОЯ СЕМЬЯ. (составления кластера). Самостоятельная работа.



         дедушка……………...                        сестра…………….

                    мама…………..

  бабаушка…………….        СЕМЬЯ

          папа………….


            брат……………….
                

Создание проблемной ситуации.

-А сейчас я хочу к Софье.

-Софья встань, пожалуйста! (3 девочки)

-Софья Лоренц  встань. Что изменилось в моем обращении? (назвали фамилию)

-Что такое фамилия?

Фамилия, согласно  толковым словарям, обозначает  общее  имя  для  всех  членов одной  семьи, которое передается от отца к сыну и так далее.

ВЫВОД: все фамилии пишутся с большой буквы .                          ТАБЛИЦА.

 Вписать в кластер фамилию своей семьи.                                                                                                        

 А как вы думаете, всегда ли у людей были фамилии?
- Фамилии у людей были не всегда. У большинства людей фамилий не было. Были прозвища. А потом стали образовывать фамилии от имён, от названий профессий, от места жительства, от названий животных, растений. Каждая семья имеет свою собственную фамилию и ее надо писать с заглавной буквы.           

   7.Закрепление. ( карточка с буквой  О).  Игра «Придумай фамилию»

Я буду предлагать вам слова, от которых нужно образовывать фамилию.
а) Какая фамилия образовалась от имён Пётр, Иван? (Петров,Иванов)
б) Какая фамилия могла быть у кузнеца ? (Кузнецов)
в) Какая фамилия могла образоваться у человека, который был хорошим рыбаком?

Дать понятие  отчества. Игра «Как зовут моего папу?»

Имена, фамилии,

Отчества  людей

Ты с заглавной буквы

Записывай скорей!

8. Развитие речи. СТИХ.    ( карточка с буквой  Д)

Для России наше село-частица,

А для нас оно – родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться,

Малой родиной, где мы живем!

-Как понимаете содержание этих строк?   ( Ответы детей. )

С чем сравнивается наше село?

( карточка с буквой  Д)

-Подберите к слову родной край  слова близкие по значению.

 ( Отечество, отчий край, родная сторона, родина, родная страна.)

- Вы правы, все эти слова похожи по своему значению. Они обозначают то место, где родился человек, живёт и учится, работает, где живут его родные и близкие. Отечество, отчий край зовём потому, что в ней жили наши отцы и дети. Малая  Родина – это место, где мы родились и всё вокруг для нас родное.

-Как называется наша область в которой мы живем ?

- Как называется город в котором мы живем?

-Как называется село в котором мы живем?

ВЫВОД: название городов ,деревень , улиц , рек пишутся с большой буквы.    ТАБЛИЦА

(назвать улицы села и реки)

Это все географические названия. Вы будете узнавать их всю свою жизнь и на уроках в школе, и во время чтения книг и журналов, и во время путешествий. Но существуют названия, которые каждый человек в любой стране знать просто обязан. Давайте вместе их вспомним. Прежде всего, это название страны, в которой человек живёт.

                  Карточка синяя.                  Работа в паре.

1.Я живу в стране __________________

2.Я живу в городе__________________

3.Я живу в селе____________________

9.  Проверка знаний.   ( карточка с буквой  Ц)     
Карточка красная.

 Отметь значком (+) слова, которые надо писать с большой буквы , исправь ошибки.

1. мурка


2. катя


3. книга


4. москва


5. ручка


6.  орск


7. иванов


8.мухтар


ПРОВЕРКА.    КЛЮЧИ .                                 ( СЛАЙД 3)

10. Рефлексия деятельности.

Я не знаю, в чём секрет,

 Слов на эту букву нет,

Только буквЫ все важнЫ,

 Вы подставьте букву…(ы)

 Буква ы??? ( нет заглавной)                            Ключевое слово  МОЛОДЦЫ.

-Какова была цель нашего урока?

- Достигли мы своей цели?  Докажите.

- Чему научились

- Что было трудно?

- Удалось ли справиться с трудностями?

Оцените свою работу на уроке.

Вагончики-настроения на доске.  Крепят листочки со своим именем.

ИТОГ УРОКА . Оценивание уч-ся.

Вот и заканчивается наше путешествие. Но наше путешествие обязательно

продолжится по этой удивительной стране. Ведь еще так много слов в нашем языке,

которые пишутся с заглавной буквы.   

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята, 

Огромное  вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши  нам всем пригодились.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.