Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Заглавная буква в именах собственных»
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык Класс: 2 Учебник (УМК): «Школа России»
Тема урока: «Заглавная буква в именах собственных» Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: интерактивная доска, проектор, карточки
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
ученики умеют работать в группе и паре, ставить перед собой цели урока, отвечать на поставленные вопросы учителя.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные |
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; поиск и выделение необходимой информации |
Уметь различать имена нарицательные и собственные, писать имена собственные с большой буквы; расширить своё представление об именах собственных |
Регулятивные |
Целеполагание; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения |
Определять тему урока под руководством учителя, умение организовать самостоятельную творческую деятельность, умение делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока |
Познавательные |
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
Умение отвечать на вопросы; выражать собственное мнение |
Коммуникативные |
Планирование учебного сотрудничества со сверстниками; умение слушать и вступать в диалог |
Осознанно строить речевые высказывания, уметь оформлять свои мысли в устной форме, умение работать в паре, в группе |
Личностные |
Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе |
Умение применять полученные знания в собственной деятельности, прививать любовь к родному городу |
Этап урока, время этапа |
Задачи этапа |
Методы, приемы обучения |
Формы учебного взаимодействия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД и предметные действия |
1. Мотивационно-целевой этап (3 мин.) |
Организация внимания школьни-ков; обеспечение мотива-ции учения школьни- ков |
Методы наглядной передачи и зрительного восприятия (использова- ние презентации) |
Фронтальная |
Скажите шёпотом магические слова: Я умный! Я люблю думать! Я мыслитель! На нашем сегодняшнем уроке нам нужно будет много думать, рассуждать, не спешить с готовым ответом. (Презентация 1) Посмотрите на экран и назовите слово, которым мы можем объединить услышанную музыку, изображённые предметы и картины. (Красота) Прочитаем это слово вместе. Необычное, волшебное слово. О какой красоте может идти речь на уроке русского языка? (Красота слова, письма, мысли, речи). Напишите в тетради аккуратно и красиво число и классная работа. |
Слушают учителя, выполняют задания, настраиваются на предстоящую работу в классе |
Учитель создаёт условия для возникновения у школьников внутренней потребности включения в учебную деятельность |
2. Ориенти- ровочный этап (7 мин.) |
Раскры- тие общей цели урока и плана его проведе- ния |
Методы стимулирования мотивации (создание ситуаций занимательности) Частично-поисковый Методы степени творческой самостоятельности (проблемный) прогноз по словосочета- ниям иллюстратив- ный, создание кластера |
Фронтальная |
Вы любите сюрпризы? Что это? (Показываю коробочку). Какие эмоции у вас возникли, когда вы увидели коробочку? (Удивление, интерес). Чем интересна данная коробочка? (Слово красота написано на коробочке необычным образом - гласные с завитушками). Связано ли внутреннее содержание коробочки со словом красота? Что может быть внутри коробочки? (Фотографии с городом Глазова). Что изображено на фотографиях? (Улицы города Глазова, река Чепца, красивые места). Как слово красота связана с фотографиями? Как правильно сделать надписи под фотографиями? Словосочетания записаны на доске. город (Г, г)лазов река (Ч, ч)епца площадь (С, с)вободы улица (К, к)ороленко поэт Флор Васильев Определите тему урока «Заглавная буква в именах собственных». (Слайд 1) Чему мы должны научиться? 1) уметь различать имена нарицательные и собственные, писать имена собственные с большой буквы; 2) расширить своё представление об именах собственных. Что мы должны сделать для этого? (Рассмотреть как можно больше вариантов написания слов с большой буквы) Имена собственные названия площадей имена клички названия названия людей животных стран улиц названия названия названия городов океанов, морей, гор рек, озёр |
Отвечают на вопросы Учитель прикрепляет фотографии на доску Ученики прогнозируют и формулируют тему, ставят цели урока В течение урока заполняется кластер |
Познавательные: ученики прогнозируют и формулируют тему урока под руководством учителя |
3. Поисково-исследовательский этап (10 мин.) |
Обогаще- ние ранее сформиро- ванных причинно-следствен- ных связей новым содержа- нием |
Методы степени творческой самостоятельности (исследова- тельский) |
Групповая |
Класс разделён на 6 групп. Каждой группе предлагается составить предложение из разрезанных пословиц и записать их в тетрадь. (Слайд 2) Родина - мать, умей за нее постоять. Любовь к Родине сильнее смерти. Береги землю родимую, как мать люби- мую. Кто за Родину горой, тот и герой. Человек без Родины, что соловей без песни. Нет в мире краше Родины нашей. Какая у них общая тема? (Родина). Запишите это слово в тетрадь. Рядом нарисуйте прямоугольник и закрасьте его цветом, который символизирует данное слово. Почему вы выбрали такой цвет? В какой стране мы живём? (Россия). (Слайд 3) Запишите в тетрадь данное слово. Какие орфограммы встретились в данном слове? Как называется наша республика? (Удмуртия) (Слайд 4) Для того, чтобы составить кластер, предлагаю найти ещё слова, которые пишутся с заглавной буквы. Вставьте пропущенные слова. По указу императрицы … село в 1780 году было переименовано в город …. Герб города – лук и стрела – обозначал занятия людей: охоту и рыболовство. Река … раньше была глубоководной, судоходной во время разлива. По реке сплавляли лес. Самой высокой точкой является гора … . К достопримечательностям города относятся: музей заповедник - «…», … церковь, Воинский мемориал на площади … . Слова для справок: Чепца, Преображенская, Екатерины II, Свободы, Глазов, Солдырь, Иднакар. Назовите слова, которые пишутся с большой буквы. Запишите любые два предложения. - Есть ли имя у нашего города? Что вы чувствуете, когда произносите это слово? Что бы вы нарисовали рядом с этим словом? (Дом, семью). |
Работа в группах Проверяют ответы с экрана Отвечают на вопросы Работа в парах Взаимопроверка с карточки Отвечают на вопросы |
Коммуникатив- ные: работать в группе Познавательные: отвечать на вопросы |
4. Практический этап (18 мин.) |
Повторе- ние основных понятий, умозаклю- чений, основополагающих знаний, умений, способов деятель- ности (практической и мысли- тельной) |
Методы степени творческой самостоятельности (проблемный) Методы контроля и самоконтроля (групповой) |
Фронтальная Групповая |
Игра «Четвёртый лишний» а) Глазов, Воткинск, Можга, Челябинск. б) Уха, пельмени, блины, квас. (Родные, любимые, сытные и такие аппетитные пельмени пришли к нам именно из Удмуртии. Название пошло от слова «пельнянь», где «пель» — «ухо» и «нянь» — «хлеб», то есть хлебное ухо.) Чем ещё интересно слово италмас? (Слово «Италмас» пишется с заглавной буквы, если обозначает название Государственного Академического ансамбля песни и танца Удмуртской Республики. Он создан в 1936 для пропаганды удмуртского искусства в России и за рубежом. Более 50 лет руководит ансамблем замечательный музыкант, народный артист Российской Федерации Анатолий Мамонтов, являющийся автором многих музыкальных произведений и сценических постановок). В нашем городе много разных улиц. Одни улицы названы в честь людей, которые жили в Глазове, другие – настолько были известны в России, что в честь них также были названы улицы нашего города. Отгадайте, о какой улице идёт речь? А) Родилась в городе Глазове. В 1943 году была зачислена в Центральную женскую школу снайперов. В июле 1944 года была направлена в тыл противника для выполнения боевой задачи. В завязавшемся бою из снайперской винтовки уничтожила 20 солдат противника, под огнём оказывала помощь раненым. В блиндаж, в котором находились раненые, ворвалась группа гитлеровцев. Она отстреливалась до последнего патрона. Когда патроны закончились, она была схвачена. Ей было присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно. Её именем названы улицы в Москве, Ижевске, Перми и Глазове. (Улица Тани Барамзиной) (Слайд 6) Б) Родился в Глазовском района Удмуртской Республики в семье крестьянина. Совершил 180 боевых вылетов. Им было уничтожено и повреждено 123 автомашины, 27 танков, 6 артиллерийских и зенитных батарей, 40 повозок с грузом, взорвано 8 складов боеприпасов. 19 апреля 1945 при выполнении боевого задания в Чехословакии самолет был сбит. Посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. В Глазове его именем названа одна из улиц (Улица Пряженникова). (Слайд 7) В) Герой гражданской войны, советский военачальник. Родился в семье крестьянина-плотника в деревне Будайка Казанской губернии. Прежде чем стать командиром дивизии Красной Армии, прошел большую и суровую военную школу. Раненый во время налёта уральских казаков, утонул при попытке переплыть Урал. (Василий Иванович Чапаев) (Слайд 8) Г) Удмуртский поэт. Родился в 1934 году в Ярском районе. Закончил Глазовский педагогический институт. Автор стихов на удмуртском и русском языках. …Хватает Волге широты и сини, Д) Величайший русский поэт родился в Москве в 1799 году в дворянской семье. Начальное домашнее образование получил от бабушки Марии Алексеевны Ганнибал и няни Арины Родионовны. Учился в Царскосельском лицее. Его известные сказки: «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о золотом петушке и другие. Был смертельно ранен на дуэли Дантесом. "Солнце русской поэзии закатилось", — написал Жуковский. В честь этого поэта названа одна из улиц. (Улица Пушкина) (Слайд 10) Е) Старший лейтенант, бывший выпускник глазовской средней школы №2. На фронт ушёл добровольцем. Геройски погиб при защите города Севастополя в июне 1942 года. Смертельно раненный руководил боем. В записке, написанной им в критический момент боя есть такие слова: «Прощайте, друзья. Отомстите за мою смерть... Помните Сашку … !» Присвоено звание Герой Советского Союза посмертно. Его именем названа одна из улиц нового района. (Улица Пехтина) (Слайд 11) |
В тетрадь записывают названия улиц |
Личностные: прививать любовь к родному городу Коммуникатив- ные: работать в группе |
5. Рефлексивно-оце-ночный этап (7 мин.) |
Анализ и оценка успешнос- ти достиже- ния цели |
Методы контроля и самоконтроля(устный) |
Фронтальная |
Посмотрите видео ролик о нашем замечательном городе и ответьте на вопрос. Что мы – его жители, можем сделать, чтобы наш город был ещё краше? Чем запомнился сегодняшний урок? Расскажите по схеме: Сегодня на уроке я узнал, открыл для себя… научился, смог… могу похвалить себя и своих одноклассников за … |
Учащиеся делятся полученным опытом друг с другом |
Коммуникатив- ные: осознанно строить речевое высказывание Метапредметные регулятивные: отвечать на итоговые вопросы урока |