Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Заглавная буква в именах собственных»

3
0
Материал опубликован 7 July 2017 в группе

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык Класс: 2 Учебник (УМК): «Школа России»

Тема урока: «Заглавная буква в именах собственных» Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: интерактивная доска, проектор, карточки

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

ученики умеют работать в группе и паре, ставить перед собой цели урока, отвечать на поставленные вопросы учителя.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; поиск и выделение необходимой информации

Уметь различать имена нарицательные и собственные, писать имена собственные с большой буквы; расширить своё представление об именах собственных

Регулятивные

Целеполагание; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения

Определять тему урока под руководством учителя, умение организовать самостоятельную творческую деятельность, умение делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока

Познавательные

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Умение отвечать на вопросы; выражать собственное мнение

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками; умение слушать и вступать в диалог

Осознанно строить речевые высказывания, уметь оформлять свои мысли в устной форме, умение работать в паре, в группе

Личностные

Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе

Умение применять полученные знания в собственной деятельности, прививать любовь к родному городу

Этап урока, время этапа

Задачи

этапа

Методы,

приемы

обучения

Формы

учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

1. Мотивационно-целевой

этап

(3 мин.)

Организация внимания школьни-ков; обеспечение мотива-ции учения школьни-

ков

Методы наглядной передачи и зрительного восприятия

(использова-

ние презентации)

Фронтальная

Скажите шёпотом магические слова: Я умный! Я люблю думать! Я мыслитель! На нашем сегодняшнем уроке нам нужно будет много думать, рассуждать, не спешить с готовым ответом.

(Презентация 1) Посмотрите на экран и назовите слово, которым мы можем объединить услышанную музыку, изображённые предметы и картины. (Красота)

Прочитаем это слово вместе. Необычное, волшебное слово. О какой красоте может идти речь на уроке русского языка? (Красота слова, письма, мысли, речи). Напишите в тетради аккуратно и красиво число и классная работа.

Слушают учителя, выполняют задания, настраиваются на предстоящую работу в классе

Учитель создаёт условия для возникновения у школьников внутренней потребности включения в учебную деятельность

2. Ориенти-

ровочный этап

(7 мин.)

Раскры-

тие общей цели урока и плана его проведе-

ния

Методы стимулирования мотивации (создание ситуаций занимательности)

Частично-поисковый

Методы степени творческой самостоятельности 

(проблемный) прогноз по словосочета-

ниям

иллюстратив-

ный, создание кластера

Фронтальная

Вы любите сюрпризы? Что это? (Показываю коробочку). Какие эмоции у вас возникли, когда вы увидели коробочку? (Удивление, интерес). Чем интересна данная коробочка? (Слово красота написано на коробочке необычным образом - гласные с завитушками).

Связано ли внутреннее содержание коробочки со словом красота? Что может быть внутри коробочки? (Фотографии с городом Глазова). Что изображено на фотографиях? (Улицы города Глазова, река Чепца, красивые места). Как слово красота связана с фотографиями?

Как правильно сделать надписи под фотографиями? Словосочетания записаны на доске.

город (Г, г)лазов

река (Ч, ч)епца

площадь (С, с)вободы

улица (К, к)ороленко

поэт Флор Васильев

Определите тему урока «Заглавная буква в именах собственных». (Слайд 1)

Чему мы должны научиться?

1) уметь различать имена нарицательные и собственные, писать имена собственные с большой буквы;

2) расширить своё представление об именах собственных. Что мы должны сделать для этого? (Рассмотреть как можно больше вариантов написания слов с большой буквы) 

Имена собственные

названия

площадей

имена клички названия названия

людей животных стран улиц

названия названия названия

городов океанов, морей, гор

рек, озёр

Отвечают на вопросы

Учитель прикрепляет фотографии на доску

Ученики прогнозируют и формулируют тему, ставят цели урока

В течение урока заполняется кластер

Познавательные:

ученики прогнозируют и формулируют тему урока под руководством учителя

3. Поисково-исследовательский этап

(10 мин.)

Обогаще-

ние ранее сформиро-

ванных причинно-следствен-

ных связей новым содержа-

нием

Методы степени творческой самостоятельности  (исследова-

тельский)

Групповая

Класс разделён на 6 групп. Каждой группе предлагается составить предложение из разрезанных пословиц и записать их в тетрадь. (Слайд 2)

Родина - мать, умей за нее постоять.

Любовь к Родине сильнее смерти.

Береги землю родимую, как мать люби- мую.

Кто за Родину горой, тот и герой.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Нет в мире краше Родины нашей.

Какая у них общая тема? (Родина). Запишите это слово в тетрадь. Рядом нарисуйте прямоугольник и закрасьте его цветом, который символизирует данное слово. Почему вы выбрали такой цвет?

В какой стране мы живём? (Россия). (Слайд 3) Запишите в тетрадь данное слово. Какие орфограммы встретились в данном слове? Как называется наша республика? (Удмуртия) (Слайд 4)

Для того, чтобы составить кластер, предлагаю найти  ещё слова, которые  пишутся с заглавной буквы. Вставьте пропущенные слова.

По указу императрицы … село в 1780 году было переименовано в город …. Герб города – лук и стрела – обозначал занятия людей: охоту и рыболовство. Река … раньше была глубоководной, судоходной во время разлива. По реке сплавляли лес.

Самой высокой точкой является гора … . К достопримечательностям города относятся: музей заповедник - «…», … церковь, Воинский мемориал на площади … .

Слова для справок: Чепца, Преображенская, Екатерины II, Свободы, Глазов, Солдырь, Иднакар.

Назовите слова, которые пишутся с большой буквы.

Запишите любые два предложения.

- Есть ли имя у нашего города? Что вы чувствуете, когда произносите это слово? Что бы вы нарисовали рядом с этим словом? (Дом, семью).

Работа в группах

Проверяют ответы с экрана

Отвечают

на вопросы

Работа в парах

Взаимопроверка с карточки

Отвечают

на вопросы

Коммуникатив-

ные: работать в группе

Познавательные:

отвечать на вопросы

4. Практический этап

(18 мин.)

Повторе-

ние основных понятий, умозаклю-

чений, основополагающих знаний, умений, способов деятель-

ности (практической и мысли-

тельной) 

Методы степени творческой самостоятельности 

(проблемный)

Методы контроля и самоконтроля

(групповой)

Фронтальная

Групповая

Игра «Четвёртый лишний»

а) Глазов, Воткинск, Можга, Челябинск.

б) Уха, пельмени, блины, квас.

(Родные, любимые, сытные и такие аппетитные пельмени пришли к нам именно из Удмуртии. Название пошло от слова «пельнянь», где «пель» — «ухо» и «нянь» — «хлеб», то есть хлебное ухо.)
в)
Ромашка, мак, италмас, колокольчик. (Слайд 5)

Чем ещё интересно слово италмас? (Слово «Италмас» пишется с заглавной буквы, если обозначает название Государственного Академического ансамбля песни и танца Удмуртской Республики. Он создан в 1936 для пропаганды удмуртского искусства в России и за рубежом. Более 50 лет руководит ансамблем замечательный музыкант, народный артист Российской Федерации Анатолий Мамонтов, являющийся автором многих музыкальных произведений и сценических постановок).

В нашем городе много разных улиц. Одни улицы названы в честь людей, которые жили в Глазове, другие – настолько были известны в России, что в честь них также были названы улицы нашего города. Отгадайте, о какой улице идёт речь?

А) Родилась в городе Глазове. В 1943 году была зачислена в Центральную женскую школу снайперов. В июле 1944 года была направлена в тыл противника для выполнения боевой задачи. В завязавшемся бою из снайперской винтовки уничтожила 20 солдат противника, под огнём оказывала помощь раненым. В блиндаж, в котором находились раненые, ворвалась группа гитлеровцев. Она отстреливалась до последнего патрона. Когда патроны закончились, она была схвачена. Ей было присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно. Её именем названы улицы в Москве, Ижевске, Перми и Глазове. (Улица Тани Барамзиной) (Слайд 6)

Б) Родился в Глазовском района Удмуртской Республики в семье крестьянина. Совершил 180 боевых вылетов. Им было уничтожено и повреждено 123 автомашины, 27 танков, 6 артиллерийских и зенитных батарей, 40 повозок с грузом, взорвано 8 складов боеприпасов. 19 апреля 1945 при выполнении боевого задания в Чехословакии самолет был сбит. Посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. В Глазове его именем названа одна из улиц (Улица Пряженникова). (Слайд 7)

В) Герой гражданской войны, советский военачальник. Родился в семье крестьянина-плотника в деревне Будайка Казанской губернии. Прежде чем стать командиром дивизии Красной Армии, прошел большую и суровую военную школу. Раненый во время налёта уральских казаков, утонул при попытке переплыть Урал.

(Василий Иванович Чапаев) (Слайд 8)

Г) Удмуртский поэт. Родился в 1934 году в Ярском районе. Закончил Глазовский педагогический институт. Автор стихов на удмуртском и русском языках.

…Хватает Волге широты и сини,
Но с Камою она ещё синей.
И для меня бы 
Не было России
Без маленькой Удмуртии моей. 
Его именем названа одна из улиц Южного посёлка (Улица Флора Васильева). (Слайд 9)

Д) Величайший русский поэт родился в Москве в 1799 году в дворянской семье. Начальное домашнее образование получил от бабушки Марии Алексеевны Ганнибал и няни Арины Родионовны. Учился в Царскосельском лицее. Его известные сказки: «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о золотом петушке и другие. Был смертельно ранен на дуэли Дантесом. "Солнце русской поэзии закатилось", — написал Жуковский. В честь этого поэта названа одна из улиц. (Улица Пушкина) (Слайд 10)

Е) Старший лейтенант, бывший выпускник глазовской средней школы №2. На фронт ушёл добровольцем. Геройски погиб при защите города Севастополя в июне 1942 года. Смертельно раненный руководил боем. В записке, написанной им в критический момент боя есть такие слова: «Прощайте, друзья. Отомстите за мою смерть... Помните Сашку … !» Присвоено звание Герой Советского Союза посмертно. Его именем названа одна из улиц нового района. (Улица Пехтина) (Слайд 11)

В тетрадь записывают названия улиц

Личностные: прививать любовь к родному городу

Коммуникатив-

ные: работать в группе

5. Рефлексивно-оце-ночный этап

(7 мин.)

Анализ и оценка успешнос-

ти достиже-

ния цели

Методы контроля и самоконтроля(устный)

Фронтальная

Посмотрите видео ролик о нашем замечательном городе и ответьте на вопрос. Что мы – его жители, можем сделать, чтобы наш город был ещё краше?

Чем запомнился сегодняшний урок? Расскажите по схеме:

Сегодня на уроке я

узнал, открыл для себя…

научился, смог…

могу похвалить себя и своих одноклассников за …

Учащиеся делятся полученным опытом друг с другом

Коммуникатив-

ные: осознанно строить речевое высказывание

Метапредметные регулятивные: отвечать на итоговые вопросы урока

Презентация к уроку

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации